ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Концепт «образ Другого» 6
1.1. Проблема формирования и интерпретации 6
1.2. «Другой» как теоретическая проблема 13
ГЛАВА II. Современная система образования в Иране 22
2.1. История формирования системы 22
2.2. Современная историография 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
Список использованной литературы 40
Культура Исламской Республики Иран отмечена особым акцентом на историю и историческое прошлое нации. Поэтому и восприятие России в обыденном сознании современного Ирана во многом обусловлено исторической памятью. Со стороны властных структур Исламской Республики Иран (ИРИ) культурный фактор активно используется в политических и идеологических целях. История взаимоотношений России и Ирана тесно связана с зигзагами мировой истории, спецификой системы международных отношений и раскладом сил на мировой арене на каждом этапе исторического развития человечества. С точки зрения «узнавания» друг друга российско-иранские отношения последние несколько столетий были чрезвычайно насыщены весьма противоречивыми событиями, которые, очевидно, далеко не всегда носили дружественный характер1.
Сегодня одним из магистральных направлений в современном гуманитарном знании является такая научная дисциплина, как имагология, нацеленная на комплексное исследование восприятия образа Другого в рамках той или иной цивилизационной парадигмы, что, в свою очередь, определяет междисциплинарный характер любых исследований, посвященных анализу взаимовосприятия культур и наций. Возрастающий интерес к осмыслению образа иной культуры в теоретических и практически-ориентированных исследованиях отечественных и зарубежных ученых обусловлен значимостью данной отрасли гуманитарного знания в выстраивании конструктивных отношений между государствами на современном этапе развития цивилизации.
Объектом исследования в данной работе является образ Другого в парадигме ценностей персидской цивилизации на современном этапе ее развития.
Предметом исследования выступает образ России,
формирующийся в учебной литературе Исламской Республики Иран.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1979 г., когда было провозглашено создание Исламской Республики Иран, до настоящего времени.
Целью данного исследования является анализ содержания учебной литературы по истории, используемой в программе школьного образования Исламской Республики Иран. Данная цель реализуется путем решения следующих исследовательских задач:
1. рассмотреть систему школьного образования современного Ирана;
2. проанализировать содержание учебников по истории для среднего школьного образования (старших классов лицея).
3. выявить особенности интерпретации исторических событий, связанных с взаимодействием Ирана и России, в учебной литературе Исламской Республики Иран.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретическая проблема Образа Другого в отечественной научной литературе относительно восточных культур разработана Е. Н. Шапинской2, А. Ю. Ларионовой3, В. Г. Лысенко.
Образ России в культурах стран Ближнего и Среднего Востока отчасти раскрывается в трудах М. А. Семеновой4, Ш. Шукурова1, А. Ю.
Ларионовой5 6. Однако анализ образа запечатленного в тексте иранской учебной литературы в отечественных исследованиях до сих пор не предпринимался.
Источниковая база. Тема магистерского исследования, поставленные цель и задачи определили выбор источников. Привлеченные к исследованию источники условно можно разделить на две группы - официальные документы и материалы и учебная литература.
В группу официальных источников вошли материалы интернет- портала Министерства образования ИРИ7.
Во вторую группу источников вошли - школьные учебники по истории Ирана8.
Методологической основой работы. Решение основных задач выпускной квалификационной работы достигается за счёт использования следующих методов: анализ научно-исследовательской и учебной литературы; компаративный метод (сравнительный анализ содержания учебной литературы); метод кейсов и ивент-анализ (анализируются конкретные примеры интерпретации сюжетов российско-иранских отношений в учебной литературе Исламской Республики Иран).
В исследовании используются общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, диалектический метод, системный подход, структурный анализ.
Отношение к образу России, представленное в учебниках Исламской Республики Иран можно представить как нейтральное. Все исторические события XX века, где по тексту наблюдается упоминание о России, относятся лишь к так называемой операции «Согласие». Так в одной из глав, под названием «Оккупация союзными войсками территории Ирана», приводятся незначительные сведения о начале операции, вхождении с севера советских вооруженных сил и с юга - британских. Кроме сухой констатации, не прослеживается оценочной характеристики данного исторического события, кроме собственно наименования явления как оккупация. В сфере международных отношений больше внимания в книге по истории уделяется США и Великобритании.
Если учесть, что образ формируется как представление собирательного характера, весьма трудно описать этот образ на основе столь незначительного упоминания о России. Однако, сам факт того, что прослеживается весьма аккуратное описания того или иного исторического события, и учитывая объективно сложные отношения между Россией и Ираном, можно говорить о том, что в задачи идеологической политики в плане образования на сегодняшний присутствует ориентация на нейтральный порядок изложения. Вероятно, что исполнятся это может в целях обеспечения наращивания доюрых отношений между двумя странами.
С точки зрения имагологии такой вид отношения представлен как сосуществование с Другим (в отличие от отторжения и присвоения). В этом случае субъект осознает не только наличие культуры Другого, но и понимает инаковость своей собственной.
6. Барт Р. Мифологии / Пер. с фр., Вступ. ст. и коммент. С. Зенкина.
- М.: Академический Проект, 2008. - 351 с. (Философские технологии).
7. Блок М.. Апология истории, или Ремесло историка / Пер. Е. М. Лысенко. Примеч. и статья А. Я. Гуревича. - М.: Наука, 1986. - 259 с. (Памятники исторической мысли).
8. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции; [пер.с фр. А. Качалова]. - М.: Издательский дом «ПОСТУМ», 2015. - 240 с. - (Технология свободы).
9. Булдаков, В. П. Историк и миф. Перверсии современного исторического воображения // Вопросы философии, № 8, 2013, С. 54-65.
10. Вальденфельс Б. Мотив чужого: Сб. пер. с нем. / Научный ред. А. А. Михайлов; отв. ред. Т. В. Щитцова. - Мн.: Пропилеи, 1999. - 176 с.
11. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики: Перевод с нем. / Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. - М.: Прогресс, 1988. - 704 с.
12. Гостев А. А. Психология вторичного образа. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 512 с.
13. Губанов, Н. И., Губанов, Н. Н. Менталитет: сущность и функционирование в обществе, № 2, 2013, С. 22-32.
14. Лысенко, В. Г. Познание чужого как способ самопознания: Запад, Индия, Россия (попытка ксенологии) / В. Г. Лысенко // Вопросы философии, № 11, Ноябрь 2009, С. 61-77
15. Гибадуллин И. Р Муртаза Мутаххари и Исламская революция в Иране. - М.: ООО «Садра», 2015. - 400 с.
16. Ерофеев Н. А. Что такое история. - М.: Изд-во «Наука», 1976. - 135 с.
17. Завершинская, Н. А. Оппозиция «своего» и «чужого» в современной культуре / Н. А. Завершинская // Вестник новгородского государственного университета, № 27, 2004, С. 41-47.
18. Иран: диалог цивилизаций. Материалы конференции / Отв. редакторы Н. М. Мамедова, Мехди Санаи. М.: Муравей, 2003. - 112 с.
19. Иран: ислам и власть / Отв. редакторы Н. М. Мамедова и Мехди Санаи. М., Институт востоковедения РАН, Издательство «Крафт +», 2001. - 280 с.
20. Иран. История, экономика, культура. Памяти С. М. Алиева - М.: ИВ РАН, 2009 - 222 с.: ил.
21. История востока: В 6 т. / гл. редкол.: Р. Б. Рыбаков (пред.) и др.: Ин-т востоковедения РАН. - М.: Вост. лит., Т. 6: Восток в новейший период 1945-2000 гг.) / отв. ред. В. Я. Белокреницкий, В. В. Наумкин - 2008 - 1095 с.: карты.
22. История Востока: учебник для магистров: в 2 т. Т. II / Л. С. Васильев. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 788 с. - Серия: Магистр...