ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРАВОВАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ 12
ГЛАВА II. МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ С КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ 21
2.1 Анализ основных мероприятий сотрудничества Свердловской области
и Китайской Народной Республики 21
2.2 Участие города Харбина в создании в Свердловской области
транспортно-логистического кластера 42
2.3 Сотрудничество между Свердловской областью и городом Харбином
в сфере науки и образования 49
2.4 Показатели внешней торговли Свердловской области с Китайской
Народной Республикой 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
Одной из неотъемлемых особенностей международных отношений современных государств является многообразие факторов, составляющих их, а также разнообразие различных форм взаимодействия. Сегодня регионы, входящие в состав государств, активно становятся субъектами международной деятельности в условиях глобализации механизмов развития мирового хозяйства. Вместе с тем, данный механизм не свободен от противоречий. В этом ракурсе показательным является состояние и перспективы развития регионального сотрудничества между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, одним из главных внешнеполитических партнеров.
Свердловская область является одним из лидеров Российской Федерации в части развития межрегиональных компетенций с субъектами международного права иностранных государств. В этом ряду особо интересным представляется развитие межрегионального сотрудничества с городом Харбином Китайской Народной Республики. Начало развитие международной и внешнеэкономической деятельности Свердловской области как субъекта Российской Федерации послужило подписание 22 апреля 1991 г. Соглашения об установлении побратимских связей между Свердловской областью (СССР) и городом Харбином (КНР), а также Соглашением о дружественном сотрудничестве между Свердловской областью (СССР) и городом Харбином (КНР). При анализе торгово-экономической деятельности необходимо руководствоваться точностью статистических данных Уральского таможенного управления. Ввиду спецификации межрегионального сотрудничества, а также необходимостью анализа торгово-экономических показателей предлагаемые хронологические рамки работы с 2010 по 2016 гг.
На данном примере развития сотрудничества между Свердловской областью и городом Харбином наблюдается стечение парадокса несовершенной законодательной базы Союза Советских Социалистических Республик (далее - СССР). Прежде всего это касается понимания сотрудничества Правительства Свердловской области Российской Федерации и Народным Правительством города Харбина, как региональные и муниципальные отношений. На данном примере имеется возможность оценить эффективность как взаимодействия деятельности органов исполнительной власти субъектов, так и возможности развития и создания кооперационных связей между предприятиями и организациями. Актуальность исследования заключается в анализе и оценки результатов развития межрегионального сотрудничества между Свердловской областью и Китайской Народной Республикой в рамках изучаемого периода.
Объектом данного исследование является нормативно-правовая база межгосударственного сотрудничества, в части касающейся компетенции регионов, а также наработанный опыт взаимодействия Правительства Свердловской область с регионами Китайской Народной Республики.
Предметом исследования является межрегиональное сотрудничество Российской Федерации и Китайской Народной Республики в части касающейся компетенций Свердловской области и города Харбина.
Цель данной работы состоит в том, чтобы, анализируя имеющиеся межрегиональное сотрудничество с Свердловской областью и городом Харбином, выявить особенности формирования единой структуры взаимодействия между субъектами Российской Федерации и Китайской Народной Республики.
Поставленная цель выдвигает определенные задачи для ее достижения, а именно:
• Анализ нормативно-правовую базу Российской Федерации в части касающейся координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;
• Оценить роль федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в координации межрегионального сотрудничества между субъектами Российской Федерации и Китайской Народной Республики;
• Охарактеризовать основные процессы развития сотрудничества Свердловской области и города Харбина;
• Выявить недостатки существующей системы организации межрегионального сотрудничества между Свердловской областью и регионами Китайской Народной Республики.
Для достижения указанной цели и решения поставленных задач в работе применяется диалектический метод, который позволит установить связь между имеющейся нормативно-правовой базой и возможностями создания кооперационных связей субъектов Российской Федерации и Китайской Народной Республики; для того, чтобы проследить развитие межрегионального сотрудничества Свердловской области и регионами Китайской Народной Республики использовался проблемно-хронологический метод, историко-описательный метод, использовался при описании основных событий межрегионального взаимодействия; технико-юридический анализ позволил изучить имеющуюся нормативноправовую базу межрегионального сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики.
Анализ современной научной литературы показывает, что разработка единой системы выстраивания межрегионального сотрудничества между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой является одним из главных направлений работы внешнеэкономических ведомств, институтов в России.
Необходимо особо отметить политологические исследования института федерализма. Общая их черта - акценты на неформальной практике взаимодействий субъектов политики, на отношениях, складывающихся между органами публичной власти в федеративном государстве. Методологическую основу анализа дает школа сравнительного федерализма. Так, Д.Дж. Элейзер1 трактовал федерализм как совокупность разнообразных видов территориального устройства политики.
Вопросы правового регулирования деятельности субъектов в составе федерации, а также взаимодействие региональных и федеральных исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации отражены в работах С.Н. Бабурина1, Е.В. Гриценко2 3, В.А. Михайлова4, Н.М. Добрынина5, Л.Ф. Бол- тенкова6, Ю.Н. Гладкого7. При рассмотрении понятия межрегионального сотрудничества необходимо дать оценку пониманию «субъекта государств» как участника международной деятельности. Так, С.Н. Бабурин в работе «Территория государства: основные и геополитические проблемы» отмечает роль субъектов федерации как основополагающую в работе и функционировании федерального центра в части касающейся определения основных направлений работы8. Н.М. Болтенков9 и Н.М. Добрынин10 в своих работах рассматривают возможные перспективы развития централизованного управления государством и рассуждают о уменьшении роли регионов в построения единой государственной политики. Е.В. Гриценко11 раскрывает понятия субъекта государства во взаимодействии с иностранными партнерами. В его работе отмечено, что к настоящему времени можно отметить, что сложилось два типа построения международных связей региона. Это приграничное и межтерриториальное сотрудничество. Относительно приграничного типа и его характеристики следует определить следующие основные отрасли: инфраструктурная и сельскохозяйственная кооперация, связь, промышленности, совместная охрана окружающей среды, борьба с преступностью, туризм, и т.п...
На сегодняшний день в Российской Федерации создан исчерпывающий перечень нормативно-правового регулирования международной и внешнеэкономической деятельности регионов Российской Федерации. Кроме того, в Свердловской области созданы все необходимые рычаги взаимодействия органов исполнительной власти Свердловской области относительно ведения международной деятельности. Создано и работает Министерство международных и внешнеэкономических связей Свердловской области - главный координирующий орган Свердловской области по выстраиванию межрегионального сотрудничества.
Субъект Российской Федерации является одним из главных элементов развития международных отношений Российской Федерации. Определяя общий вектор внешнеполитического курса федеральные исполнительные органы государственной власти Российской Федерации основываются на конкретных социально-экономических проектах, созданных в регионе.
Конституционно-правовая основа внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации сводится к двум положениям: они самостоятельны в развитии своих внешнеэкономических связей и координируют эти связи совместно с федеральными органами власти. Система управления внешнеэкономическими связями на уровне федерации и регионов в основном создает основу для участия субъектов Федерации во внешнеэкономической деятельности страны. Однако она далека от совершенства. Главный недостаток неотработанность механизма взаимодействия: а) звеньев структуры различных уровней; б) звеньев системы одного уровня; в) неэффективность применяемых методов регулирования по «вертикали» и «горизонтали»; г) несовершенство и нестабильность законодательной базы, регулирующей экономику страны в целом и отдельных ее секторов.
Проблема взаимоотношений федеральных органов власти и субъектов Федерации, четкое определение и разграничение их компетенций в области внешнеэкономических связей, являются одной из наиболее актуальных и ответственных задач. История и специфика российского государства обуславливает особенность системы государственного управления внешнеэкономическим комплексом.
Дальнейшее совершенствование механизма координации внешнеэкономической деятельности регионов, на наш взгляд, должно идти по пути налаживания горизонтальных связей, создания рыночных структур в регионах, обеспечивающих развитие внешнеэкономической деятельности. Результатом этого должна стать адекватная реакция на вопросы, которые ставят регионы, более соответствие нынешнему, весьма продвинутому уровню их внешнеэкономических связей.
Развитие внешнеэкономических связей регионов придаст импульс их экономическому развитию и создаст предпосылки для выхода из кризиса российской экономики в целом.
Организация крупных международных мероприятий на территории регионов позволяет совершать координационную работу между федеральными и региональными органами исполнительной власти, позволяет вносить в федеральную повестку интересы региональной политики в части касающейся развития экспортного потенциала предприятий, а также привлечения прямых инвестиций со стороны Китайской Народной Республики.
Благодаря совместной работе Правительства Свердловской области и Народного Правительства города Харбина свердловско-харбинское межрегиональное сотрудничество стало одним факторов определения Свердловской области как одного из лидеров Российской Федерации по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству с Китайской Народной Республикой.
Одним из ключевых результатов является решение о проведении в Екатеринбурге на постоянной основе крупнейшей межрегиональной выставки между Россией и Китаем - «Российско-Китайского ЭКСПО». Мероприятия выставки «Третье Российско-Китайское ЭКСПО», которая была проведена в Свердловской области в период с 11 по 14 июля 2016 г., посетило более 400 делегаций из России и Китая, общее число посетителей достигло 48 тыс. человек.
Создана и успешно действует Рабочая группа между Правительством Свердловской области и Народным Правительством города Харбин. Подписан план реализации проектов между харбинскими и свердловскими предприятиями во всех сферах международной кооперации. Есть успехи в интеграции Свердловской области в проект создания экономического пояса «Новый Шелковый путь». По итогам исследования можно сделать вывод, что сотрудничества города и региона является примером эффективного взаимодействия. Наблюдается процесс активизации сотрудничества на уровне региона Хэйлунзцян.
Но в то же время неопределённы эффективнее механизмы сотрудничества с другими регионами Китайской Народной Республики. В частности, стоит вопрос об объединении уже созданной рабочей группы с Народным Правительством города Харбин в общий механизм взаимодействия с народным правительством провинции Хэйлунцзян. Кроме того, необходимо отметить актуальность создания на площадке Уральской торгово-промышленной палаты Межрегионального комитета содействия инвестициям и торговли Урала и Китая.
Анализ торгово-экономических показателей сотрудничества Свердловской области с Китайской Народной Республикой позволяет определить перспективные направления создания совместных коопераций между свердловскими и китайскими предприятиями.
Как один из примеров - это природно-ресурсный потенциал, который оказывает влияние на формирование структуры экономики региона и его внешнеэкономическую деятельность, но используется недостаточно эффективно. Поэтому повышение комплексности использования природных ресурсов за счет внедрения новых прогрессивных технологий добычи и переработки исходного сырья, разработка программ рационального природопользования, является одним из перспективных направлений развития региона.
Итогом работы является вывод о том, что в создавшихся условиях важно обеспечить правильное сочетание федерального и регионального уровней правового регулирования и не допустить противоречий между ними. В перспективе это приведет к созданию устойчивой и одновременно гибкой нормативной базы для эффективной внешнеэкономической деятельности регионов.
1. Анализ внешнеэкономической деятельности Свердловской области, Ураль
ское управление Федеральной таможенной службы. ПРЕ: ййр://и1:и.сиз1:отз.ги/тйех.рйр?ор1:юп=сот_соп1:еп1:&У1е’№=агйс1е&1й=15768:-- — 1 --2016-&сайй=330:2015-05-15-05-18-35&11еш1й=236 (дата обращения: 23.03.2017)
2. Второе российско-китайское ЭКСПО открылось в Харбине. // Новостное
агентство РИА Новости. ПЖЕ: https://ria.ru/east__есопоту/
20151011/1300175504.Ыш1 (дата обращения: 06.10.2016).
3. Второе российско-китайское ЭКСПО открылось в Харбине. // Новостное
агентство РИА Новости. ПРЕ: https://ria.ru/east_economy/20151011/
1300175504.html (дата обращения: 06.10.2016).
4. Гэн Липин официально вступила в должность Генконсула КНР в Екатерин
бурге // Областная газета. ЕЖЕ: https://www.ob1gazeta.ru/po1itics/
р11о1оа1Ьит572/ (дата обращения: 20.03.2017).
5. Доклад на расширенном заседании Коллегии Министерства 27 апреля 2016
года «Об итогах развития международных и внешнеэкономических связей Свердловской области в 2015 году и задачах на 2016 год» URL:http://шvs.шidura1.ru/vistup1enia/1143 (дата обращения: 10.12.2016)
6. Торгово-экономические показатели свердловской области за период до
2014 года. Единый информационный портал «Экспортеры России». ПРЕ: http://www.rusexporter.ru/research/region/detai1/2310/ (дата обращения: 26.01.2017).
7. Итоговый обзор ИННОПРОМ - 2015. ПРЕ: http://www.innoprom.com/
up1oad/Innoproш%202015_resu1ts_rus.pdf (дата обращения: 06.05.2016).
8. Конституция Российской Федерации. ПРЕ: http://www.constitution.ru/ (дата об
ращения: 04.06.2015).
9. Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная указом
Президента Российской Федерации от 30.11.2016 №640. ПРЕ:
http://kremlin.ru/acts/bank/41451 (дата обращения: 03.11.2016).
10. Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная указом
Президента Российской Федерации от 30.11.2016 №640. ПРЕ:
http://kremlin.ru/acts/bank/41451 (дата обращения: 03.11.2016).
11. Международная деятельность и координация Института геологии и геохимии УрО РАН ПРЕ: http://www.igg.uran.ru/?q=ru/node/83 (дата обращения: 27.04.2017).
12. Межрегиональное сотрудничество между РФ и КНР, интервью Губернатора Свердловской области Е.В. Куйвашева. // Информационное агентство Синь- Хуа.иКЕ: http://news.xinhuanet.com/2016-07/13/c_1119214657.htm (дата обращение: 06.11.2015).
13. Меморандум о взаимопонимании между Министерством международных и внешнеэкономических связей Свердловской области и Департаментом экономического сотрудничества и внешней торговли Синьцзян-Уйгурского автономного района Китайской Народной Республики от 20 апреля 2002 года. иКЕ: http://mvs.midural.ru/soglasheniya (дата обращения: 03.11.2016).
14. Меморандум о взаимопонимании между Министерством экономического
развития Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством коммерции Китайской Народной Республики и Народным Правительством провинции Хэйлунцзян Китайской Народной Республики по вопросам подготовки и проведения ЭКСПО. ПРЕ: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/3e609ed9 (дата обращения:
20.09.2016)
15. Соглашение о дальнейшем укреплении сотрудничества между ОАО «Корпорация развития Среднего Урала» и Управлением коммерции Народного Правительства города Харбина Китайской Народной Республики ПРЕ: http://investural.com/news (дата обращения: 03.11.2016)...