Глава 1. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 11
1.1. Универсальные учебные действия как цель и результат качества
образования 11
1.2. Специфика проектной деятельности в основной школе 23
Глава 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 32
2.1. Проектная технология развития универсальных учебных действий на
уроках иностранного языка 32
2.2. Организация и содержание экспериментальной работы по реализации
проектной технологии развития универсальных учебных действий 42
2.3. Результаты экспериментальной работы 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 93
Модернизация содержания школьного образования и внедрение инновационных педагогических технологий в практику обучения рассматривается в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. Развитие также является одним из важнейших понятий педагогики наряду с обучением, образованием и воспитанием. Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают построение педагогического процесса, направленного на развитие умений, способностей, навыков, качеств, знаний, представлений, личностных ориентиров, установок, компетентностей, универсальных учебных действий обучающихся [108].
Системно-деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как умения учиться [2, с. 5].
Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений, включая умение учиться, а также формирования компетенций и компетентностей в предметных областях.
Понятие «универсальные учебные действия» как основное направление учебной деятельности в контексте современной образовательной парадигмы представляет собой довольно сложный феномен. С одной стороны, это связано с проблемой понимания собственно понятия универсального учебного действия в научном знании, с другой стороны - с проблемой определения способов формирования и развития универсальных учебных действий. В связи с этим особого внимания заслуживает рассмотрение возможностей развития учебных действий, а также их оценивания с помощью измерительных средств.
При переходе обучающихся на ступень основного общего образования возникает проблема преемственности, находящая отражение в трудностях перехода обучающихся на новую ступень образовательной системы, что приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у обучающихся. Учителя-предметники акцентируют внимание на влиянии проектной технологии на формирование предметных знаний и повышении мотивации к учёбе, игнорируя необходимость выстраивать учебный процесс согласно ФГОС.
Содержательный раздел основной образовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта определяет общее содержание основного общего образования и включает в себя образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе регламентирует порядок и потребность в: «формировании и развитии компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, подготовки индивидуального проекта, выполняемого в процессе обучения в рамках одного предмета или на межпредметной основе», «совершенствовании умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности», «формировании у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта» [108].
В научных исследованиях значительное число работ посвящено вопросам исследования проектной деятельности (Г. Б. Голуб, Н. В. Матяш, О. М. Моисеева, Н. Ю. Пахомова, Е. С. Полат, О. В. Чуракова, и др.), однако в центре внимания ученых остаются задачи оценки влияния проектной технологии на усвоение знаний и умений, повышении интереса обучающихся к обучению. Потенциал проектной технологии как средства развития универсальных учебных действий изучен недостаточно.
Это обусловливает актуальность и перспективы использования проектной технологии в основной школе как базовой образовательной технологии, основанной на системно-деятельностном подходе в образовании.
Актуальность работы также определяется потребностями развития педагогической теории и практики в условиях внедрения ФГОС основного общего образования и обусловлена необходимостью разрешения следующих противоречий:
- социально-педагогического характера: между объективной
потребностью общества в развивающей модели обучения в основной школе и недостаточной реализацией ее в образовательном процессе;
- научно-теоретического характера: между необходимостью
теоретического осмысления современными исследователями проблемы развития универсальных учебных действий обучающихся основной школы и недостаточной научно-теоретической разработанностью способов их формирования и развития;
- научно-методического характера: между признанием важности овладения обучающимися универсальными учебными действиями и недостаточной разработанностью технологического и критериального обеспечения оценивания уровня их развития при реализации проектной технологии.
Указанные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в определении теоретических основ и практических способов развития универсальных учебных действий в системе основного общего образования на основе проектной технологии на уроках иностранного языка.
Цель данного исследования - разработать и реализовать проектную технологию на уроках иностранного языка, направленную на развитие универсальных учебных действий обучающихся основной школы.
Объект исследования - процесс развития универсальных учебных действий обучающихся основной школы.
Предмет исследования - проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий обучающихся основной школы на уроках иностранного языка.
Гипотеза исследования: развитие универсальных учебных действий у обучающихся основной школы на уроках иностранного языка средствами проектной деятельности возможно, если:
- будут учтены особенности познавательной деятельности обучающихся основной школы;
- обучающиеся будут вовлечены в творческую учебную деятельность по подготовке проекта, направленную на развитие личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов;
- основными этапами проектной технологии, применяемой на уроках
иностранного языка являются: пропедевтический, организационный,
исследовательский, оформительский, презентативный, оценочно-рефлексивный.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1. выявить особенности познавательной деятельности обучающихся основной школы;
2. определить специфику проектной деятельности в основной школе;
3. разработать проектную технологию развития универсальных
учебных действий обучающихся.
4. опытно-экспериментальным путем проверить эффективность
реализации проектной технологии на уроках иностранного языка.
Методологической основой исследования явились философские воззрения о субъектности, ведущей роли личности в процессе её становления; научно обоснованные положения педагогической и возрастной педагогики и психологии о сущности и закономерностях развития подростка. Исследование базируется на личностно-деятельностном подходе, раскрывающем представление о деятельности как основе, средстве и условии развития универсальных учебных действий обучающихся основной школы; системно-деятельностном подходе, являющимся основой построения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Теоретическо-методологическую основу исследования составляют:
- концепции современной дидактики и теории содержания общего образования (В. П. Беспалько, Л. И. Гурье, М. А. Данилов., Б. П. Есипов, В. С. Леднев, И. Я. Лернер);
- исследования в области мотивации и развития личности (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев,
A. Маслоу, С. Л. Рубинштейн);
- положения теории развивающего обучения (Ю. К. Бабанский,
B. В. Давыдов, А. К. Маркова, Б. Д. Эльконин);
- теория учебной деятельности (В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, И. Я. Лернер, В. Я. Ляудис, А. К. Маркова, Д. Б. Эльконин);
- материалы в области проектного обучения, представленные в трудах В. В. Гузеева, Д. Дьюи, В. Х. Килпатрика, Е. С. Полат, Г. К. Селевко, И. Д. Чечель, Т. И. Шамовой;
- исследования об особенностях подросткового возраста (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, Б. Г. Мещерякова, А. В. Мудрик, А. А. Реан, B. Д. Шадриков, Э. Эриксон);
- система универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина).
Решение поставленных задач обусловило использование комплекса взаимодополняющих методов исследования:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблемам исследования; анализ учебно-методической документации, синтез, обобщение, сравнение, классификация;
- эмпирические: наблюдение и анализ практической деятельности обучающихся в рамках эксперимента, анкетирование, констатирующий и формирующий педагогический эксперимент; методы статистической обработки данных опытно-экспериментального обучения, графическое представление результатов.
Опытно-экспериментальная база исследования:
общеобразовательная организация МАОУ СОШ № 1 г. Ивделя Свердловской области. В эксперименте приняли участие 53 школьника, 9 учителей, 50 родителей, 2 сотрудника МКУ ИМЦ г. Ивделя, социальные партнеры: Дом детского творчества г. Ивделя, Детская школа искусств г. Ивделя.
Элементы научной новизны исследования:
Доказана возможность использования проектной технологии как развивающей технологии для решения современных образовательных задач основной школы, основанной на системно-деятельностном подходе и позволяющей осуществлять эффективное развитие всего комплекса универсальных учебных действий на уроках английского языка. Данная технология соответствует основным методологическим требованиям, таким как концептуальность, системность, воспроизводимость, управляемость, эффективность и включает в себя следующие этапы: пропедевтический, организационный, исследовательский, оформительский, презентативный, оценочно-рефлексивный.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:
1. теоретические аспекты проектной технологии в условиях образовательной среды школы дополнены новыми положениями, раскрывающими потенциал данной технологии для развития универсальных учебных действий на уроках иностранного языка в основной школе;
2. расширен круг научных представлений об особенностях организации деятельности субъектов педагогического процесса по внедрению проектной технологии в обучение иностранному языку с целью развития универсальных учебных действий.
Практическая значимость исследования определяется следующим:
Апробирована и внедрена в педагогическую практику МАОУ СОШ № 1 г. Ивделя проектная технология развития универсальных учебных действий обучающихся основной школы на уроках английского языка.
Разработан вводный курс «Что такое учебные проекты и с чем их едят?», направленный на создание мотива обучающихся к проектной деятельности и базовую подготовку к работе над проектами.
Разработан оценочный лист учёта результатов развития универсальных учебных действий обучающихся, включающий в себя критерии оценивания всех видов универсальных учебных действий.
Материалы исследования могут использоваться специалистами, учителями-предметниками для разработки методических рекомендаций по внедрению проектной технологии в обучение иностранному языку с целью развития универсальных учебных действий.
Положения, выносимые на защиту:
1. Проектная деятельность, моделируя деятельность обучающегося основной школы для его полноценной жизни в будущем, позволяет наиболее оптимально, с точки зрения психологии обучающихся подросткового возраста, образом задействовать шесть основных центров человека, где формируется мысль: физический, эмоциональный, речевой, поведенческий, интеллектуальный, коммуникационный.
2. Проектная технология, направленная на развитие универсальных
учебных действий обучающихся основной школы на уроках иностранного языка, основана на комплексе лингводидактических принципах (ситуативной обусловленности и активности, посильного использования
речекоммуникативных единиц, постепенного усложнения языкового материала, учёта родного языка и культуры, коллективного взаимодействия, интегративности учебного материала) и включает следующие этапы ее реализации: пропедевтический, организационный, исследовательский,
оформительский, презентативный, оценочно-рефлексивный.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 130 источников, и 8 приложений. Содержание диссертации изложено на 94 страницах. Работа содержит 2 рисунка и 9 таблиц.
Новый федеральный государственный образовательный стандарт подразумевает готовность обучающихся к осуществлению проектной деятельности, которая может быть рассмотрена в будущем как показатель их жизнеспособности в области самоорганизации своей учебной деятельности, то есть даст им возможность стать авторами их дальнейшего образовательного маршрута.
Универсальные учебные действия, которые генерируются посредством проектной деятельности, выступают в качестве цели, результата и в то же время как средства специально организованной образовательной деятельности обучающихся. Они также являются результатом основного общего образования и рассматриваются как качественные характеристики личности ученика, способствующие его самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию.
Особенности познавательной деятельности подростка, смена ведущего вида деятельности в данном возрасте вызывают потребность в организации такой учебной деятельности, при которой произойдет становление жизненно важных и социально-значимых характеристик личности подростка. Возможностью для этого становится проектная технология, направленная на развитие универсальных учебных действий обучающихся основной школы.
Нами была разработана подобная технология, основанная на методологических требованиях, предъявляемых к педагогическим технологиям: концептуальность, системность, воспроизводимость,
управляемость, эффективность.
В данном исследовании была доказана значимость и особенности использования проектной технологии на уроках английского языка как эффективной технологии, основанной на познавательном и развивающем воздействии на обучающихся подросткового возраста.
Экспериментально доказано, что для эффективной реализации проектной технологии необходимо придерживаться ряда лингводидактических принципов (ситуативной обусловленности и активности, посильного использования речекоммуникативных единиц, постепенного усложнения языкового материала, учёта родного языка и культуры, коллективного взаимодействия, интегративности учебного материала), тщательно спланировать деятельность не только с точки зрения ее организации, но и с точки зрения необходимой отслеживающей диагностики каждого обучающегося на всех этапах работы (для этого разработан оценочный лист учёта развития УУД).
Отбор, разработка и использование комплексных диагностических методов в ходе экспериментальной работы показали эффективность их применения для определения уровня развития универсальных учебных действий.
Учитывая вышеизложенное в качестве результатов исследования, можно сделать вывод, что мы подтвердили гипотезу о том, что развитие универсальных учебных действий у обучающихся основной школы на уроках иностранного языка средствами проектной деятельности возможно при учёте особенностей познавательной деятельности подростков; при вовлечении обучающихся в креативную образовательную деятельность по подготовке проекта (продукта / результата исследования), направленную на развитие личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов; при систематизации проектной технологии согласно следующим этапам: пропедевтический, организационный, исследовательский, оформительский, презентативный, оценочно-рефлексивный.
Развитие комплекса универсальных учебных действий является основой для дальнейшего развития проектной компетентности, о чем свидетельствует увеличение академических успехов обучающихся, повышение чувства ответственности за результаты собственной образовательной работы, проведение успешной самостоятельной проектной деятельности.
1. Ариян, М. А. Социально развивающая методическая система обучения иностранным языкам в средней школе: проектирование и реализация [Текст] : автореф.дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01 / М. А. Ариян; Нижний Новгород, 2009. - 45 с.
2. Асмолов, А. Г. Психология личности [Текст] / А. Г. Асмолов. - М. : МГУ, 1990. - 387 с.
3. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов [Текст] / А.Г. Асмолов // Практика образования. - 2008 .- №2. - с. 87-104.
4. Асмолов, А. Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования [Текст] / А. Г. Асмолов, И. А. Володарская, Н. Г. Салмина, Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова // Вопросы психологии. - 2007. - №4. - С. 16-23.
5. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя [текст] /
A. Г. Асмолов. - М. : Просвещение, 2008. - 151 с.
6. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] /
B. П. Беспалько. - М. : Педагогика, 1989. - 192 с.
7. Беспалько, В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов [Текст] : учебно- методич. пособие / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. - М. : Высш. шк., 1989. - 144 с.
8. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] : учебное пособие для студ. высш. учеб.завед. / Д. Б. Богоявленская. - М. : Академия, 2002. - 320 с.
9. Богоявленская, Д. Б. Психология творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - М. : Академия, 2002. - 253 с.
10. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович // под ред. Д. И. Фельдштейна. - М. : Изд-во «Институт практической психологии», 1995. - 352 с.
11. Выготский, Л. С. Проблема возраста [Текст] / Л. С. Выготский // Собр. соч. - Т.4. М. : Наука, 1986 - 264 с.
12. Выготский, Л.С. Вопросы теории и истории психологии [Текст] / Л. С. Выготский // Собр. соч. в 6т. Т.1. - М. : Наука, 1982. - 298 с.
13. Газман, О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию [Текст] / О.С. Газман // Новые ценности образования. № 6 - М. : Наука, 1996. - С. 10-39.
14. Газман, О. С. Свобода ребенка в образовательном процессе [Текст] / О.С. Газман // Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. - М..: Просвещение, 1993. - 120 с.
15. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика [текст] / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - 6-е изд. - М. : Академия, 2008. - 336 с.
...