Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Повышение уровня научно - меходического обеспечения системы профилактики девиантного поведения молодежи г. Екатеринбург, состоящей в браке

Работа №99691

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы165
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
181
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ, СОСТОЯЩЕЙ В БРАКЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ В Г. ЕКАТЕРИНБУРГ
1.1 ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ:
ПРИЧИНЫ И ВЛИЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ 10
1.2 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ С УЧЕТОМ СПЕЦИФИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ 23
1.3 СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
МОЛОДЕЖИ В Г. ЕКАТЕРИНБУРГ 49
1.4 ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 59
ГЛАВА 2. ПОДХОДЫ К НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ Г.ЕКАТЕРИНБУРГ, СОСТОЯЩЕЙ В БРАКЕ.
2.1 ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:
МНЕНИЕ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ Г.ЕКАТЕРИНБУРГ 78
2.2 ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
МОЛОДЕЖИ Г.ЕКАТЕРНИБУРГ, СОСТОЯЩЕЙ В БРАКЕ 92
2.3 ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
МОЛОДЁЖИ Г.ЕКАТЕИНБУРГ, СОСТОЯЩЕЙ В БРАКЕ 105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 121
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 125
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 137
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 143
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 149

Актуальность темы исследования. Развитие современного мирового сообщества сопровождается обострением кризисного состояния. Негативные процессы в развитии современного общества становятся благоприятной средой для проявления девиантного поведения детей и подростков. Трудности адаптации подростков к сложившейся социальной действительности определили значительные масштабы распространения девиантного поведения.
Наиболее опасными видами девиантного поведения являются уголовные преступления, которые и расширяют масштабы криминализации подростков, что подтверждается ежегодным ростом рецидивной преступности несовершеннолетних на 2-3 %. Согласно данным статистики Министерства внутренних дел, число преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии в Российской Федерации, составило в 2014 г. - 59549; 2015 г.
• 61833. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, за 2011
• 2016 год, прирост доли зарегистрированных преступлений в г. Екатеринбург составил 3,8 % [3].
За последние несколько лет увеличился перечень девиаций: добавились интернет-зависимость, игромания и др. Это может являться свидетельством значительных негативных изменений в обществе и требует внимания со стороны государства, социальных институтов общества. Рост девиаций, особенно, в молодежном сообществе, является угрозой экономической и социальной стабильности в обществе. Тем самым, проблема профилактики социальной девиантности приобрела для России стратегически важное значение. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» (от 17.11.2008 г.) отмечается, что одним из вызовов является возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития [40]. Система профилактики девиантного поведения носит многофакторный и многоцелевой характер, а ее содержание должно отвечать таким принципам, как научная обоснованность, целесообразность, комплексный подход, межструктурная и межведомственная кооперация, профессиональное нормативное, кадровое и информационное обеспечение. Целевыми группами системы профилактики являются не только личность, но и молодёжные группы и, что особенно важно, семья. Стоит отметить, что в системе профилактики девиантного поведения семья рассматривается с позиции организации досуговой деятельности и разрешения кризисных состояний и не дооценивается значение семьи как уникального социального объекта, способного оказать значительное влияние на снижение показателей развития девиаций в обществе.
Кроме того, необходимо обратить внимание на технологии работы с молодыми семьями, имеющими специфические особенности: меньший объем свободного времени, подготовка к рождению и воспитание детей, более глубокая привязанность к родственникам, а зачастую и зависимость от них.
Выбор темы диссертации обусловлен выявленными противоречиями:
• между обозначением молодой семьи как объекта государственной молодёжной политики, повышением значимости профилактической работы и отсутствием специализированных программ для молодых семей в системе профилактики девиантного поведения;
• между развитием и расширением спектра технологий работы с молодежью, в том числе в профилактической сфере и отсутствием специальных технологий работы с молодой семьей.
Степень разработанности проблемы. Тема исследования обусловила использование широкого круга научных работ, посвященных основным ее аспектам. Взаимосвязь семейного неблагополучия и девиантного поведения несовершеннолетних (В. Л. Васильев, А. И. Ушатиков, В. А. Гиндикин, А. И. Захаров, А. Л. Кочетов, В. А. Сысенко, Loeber and Stouthamer- Loeber,Pepler and
Slaby, Mc Cord and Zola, Glueck and Glueck, Gorman-Smith et al., Hanson, Heggeler at al., Eron Walder at aL, Peck at aL, Baron, Richardson). Наибольшая часть исследований, начиная с 60-х годов, связана с социологическими, социально-психологическими и социально-педагогическими аспектами
изучения девиантного поведения (Я. И. Гилинский, Д. А. Шестаков, Т. В. Шипунова и др.). Аспекты взаимодействия социальных институтов в процессе предотвращения правонарушений учащихся исследовали В. А. Баранова, Н. Е. Гаричева, В. А. Грищук, М. М. Плоткин, А. И. Попова и др.
Основой профилактики девиантного поведения выступают психологические теории нормального и аномального развития личности (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Б. С. Братусь, А. Н. Леонтьев, А. Е. Личко и др.); психолого-педагогические аспекты превентивной деятельности (Ю. К. Бабанский, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. И. Кочетов, М. И. Рожков, В. А. и др.). Исследования, посвященные различным аспектам социально­профилактической деятельности с подростками, отражены в публикациях Ш.А. Амонашвили, С. А. Беличевой, Я. Л. Коломинского, В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко и др.
Цель диссертационной работы - разработать комплекс методических и информационных материалов для профилактики девиантного поведения в молодежи, состоящей в браке.
Достижение этой цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
1) определить роль и значение семьи как института профилактики девиантного поведения молодежи;
2) выявить характеристические социально-психологические особенности молодежи, состоящей в браке;
3) определить распространенность девиаций в молодежной среде, ее причины и влияние на развитие общества;
4) определить технологии профилактики девиантного поведения, учитывающие особенности молодой семьи;
5) разработать и апробировать комплекс методических и информационных материалов для профилактики девиантного поведения в молодежи, состоящей в браке.
Объект исследования - система профилактики девиантного поведения молодежи.
Предмет исследования - научно-методическое обеспечение системы профилактики девиантного поведения молодежи, состоящей в браке.
Гипотеза исследования: применение современных технологий и методов работы с молодой семьей по профилактике девиантного поведения положительно повлияют на снижение уровня распространения девиаций в молодежной среде.
Теоретическую и методическую основу работы составляют социологические идеи, работы отечественных и зарубежных социологов, философов, психологов и педагогов, посвященные проблемам девиантного поведения, статьи российских и зарубежных ученых в области девиантного поведения молодежи и молодых семей, а также научно-публицистические статьи.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) уточнено понятие система профилактики девиантного поведения молодежи, состоящей в браке, которое рассматривается как отклоняющаяся от общепринятых норм форма самореализации и самоутверждения личности;
2) выделены основные формы девиаций подростков и молодежи г. Екатеринбург, состоящий в браке;
3) выделены современные технологии профилактики девиантного поведения молодежи г. Екатеринбург, состоящей в браке;
4) исследован отечественный и зарубежный опыт профилактики девиантного поведения молодежи, состоящей в браке;
5) разработан комплекс информационных и методических материалов для профилактики девиантного поведения молодежи г. Екатеринбург, состоящей в браке;
6) разработаны рекомендации по профилактике девиантного поведения молодежи г. Екатеринбург, состоящей в браке.
Теоретическая значимость работы. Выводы диссертационной работы расширяют представления о девиантном поведении подростков и молодежи г. Екатеринбург. Теоретические положения и выводы диссертационной работы могут стать вкладом в разработку методов и инструментария реализации программ первичной профилактики девиантного поведения молодежи.
Научно-практическая значимость работы. Полученные выводы и рекомендации диссертационной работы могут помочь с пониманием спецификации девиантного поведения молодежи, состоящей в браке, влияние семьи на в проявлении отклоняющегося поведения у подростков. Материалы диссертации могут быть использованы:
• в практической деятельности социальных работников и социальных педагогов при диагностике и коррекции девиантного поведения молодежи и подростков г. Екатеринбург;
• органами исполнительной власти г. Екатеринбург при разработке молодежной политики;
• для разработки программ по профилактике отклоняющегося поведения подростков и молодежи, состоящей в браке;
• для разработки общеметодологических, теоретических основ и совершенствования социальной политики.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы и трех приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ отечественных и зарубежных научных источников показал, что семья оказывает психологическое воздействие на процесс формирования личности ребенка, способствует его социализации, прививает правильные нравственные ценности, нормы поведения в социуме, навыки общения с окружающими людьми, , оказывает влияние на степень эмоциональности, развитие волевых качеств, толерантность к стрессам и способствует профилактике девиантного поведения несовершеннолетних. Ученые связывают причины отклоняющегося поведения с дефицитом социально-поддерживающих систем и указывают на взаимосвязь между девиантным поведением родителей и девиантным поведением несовершеннолетних. Значит возникает потребность в разработке целостной системы профилактики. В разработке инновационных социально­
культурных технологий и применении их в различных сферах социальной практики, важно комплексно решать проблемы предупреждения девиантного поведения подростков как в личностном, так и в социокультурном аспектах.
Проанализировав уровень отклоняющегося поведения населения в г. Екатеринбург, состояние профилактики девиантного поведения молодежи г. Екатринбург, группы факторов, влияющих на проявление девиантного поведения подростков, существующие технологии профилактики девиантного поведения молодежи, нами была разработана программа социологического исследования молодежи г. Екатеринбург, состоящей в браке.
Результаты исследования показали:
• почти половина мужчин, состоящих в зарегистрированном браке имеют удовлетворительную психологическую обстановку в семье;
• в семьях с детьми происходит больше конфликтов;
• основными причинами конфликтов в семьях, с зарегистрированном браком являются бытовые проблемы , организация свободного времени, жилищный вопрос, доход и его распределение, вредные привычки супруга, его родственников, проблемы по поводу рождения/воспитания детей;
• большая часть молодежи, состоящей в браке, находит главными проблемами молодых семей - отсутствие организации, где можно было бы научиться уходу и воспитанию детей, качественного, интересного досуга для семей, и отсутствие понимания со стороны учебного заведения, работодателя;
• для молодежи, имеющей детей на 4-6% актуальнее пролема наличия организации, где можно было бы научиться уходу и воспитанию детей;
• преобладающее большинство молодежи не знает основных интернет- ресурсов, которые предназначены для пользования молодежи и молодых семей;
• 71 % респондентов считают, что имеющиеся сайты для молодых семей г. Екатеринбург являются устаревшими и не современным, и не интересными;
• молодежь, состоящая в браке готова дополнительно обучаться и получать знания в области педагогики, психологии, медицины для правильного воспитания детей;
• семьи которые планируют детей наиболее заинтересованы в дополнительном обучении в области педагогики, психологии, медицины для правильного воспитания детей;
• наиболее эффективными методами профилактики девиантного поведения молодежь считает - обучение родителей навыкам воспитания и ухода за детьми, создания комфортной психологической обстановки дома , активная работа психологов в школах и проведение психологической диагностики, обучение родителей по вопросах возрастной психологии и педагогики (16 %), работа с родителями подростков , больше информации о возможностях для самореализации и развития подростков ;
- молодежь находит интересными тематики и технологии - очные образовательные программы, тренинги для родителей по вопросам разрешения конфликтов, воспитанию и здоровью детей , календарь интересных событий для молодежи, подростков и молодых семей, видео материалы по различным тематикам воспитания и здоровья детей, разрешению конфликтов, список полезных сайтов, книг, групп для молодых семей , бесплатные он-лайн консультации психолога.
Результаты исследования молодых семей показали, что вопрос повышения уровня профилактики актуален для молодежи г. Екатеринбург. Молодежь г. Екатеринбург считает, что такие методы профилактики как обучение родителей навыкам воспитания и ухода за детьми, создания комфортной психологической обстановки дома, обучение родителей по вопросах возрастной психологии и педагогики, работа с родителями подростков, больше информации о возможностях для самореализации и развития подростков, способны понизить уровень девиантного поведения подростков и молодежи.
Нами было принято решение - повысить информационное содержание одного из существующих сайтов для молодежи г. Екатеринбург с помощью актуального, современного и интересного контента. Основываясь на результатах исследования, нами был разработан контент для сайта molodost.ru, редактор которого разрешил разместить, разработанный нами контент, на данном сайте.
Для молодежи г. Екатеринбург, состоящей в браке, созданы разделы сайта с информацией:
1) об очных образовательных программ, тренингов и курсов для родителей по вопросам разрешения конфликтов, воспитанию и здоровью детей;
2) об интересных событиях для молодежи, подростков и молодых семей ;
3) с видео материалами по различным тематикам воспитания и здоровья детей, разрешению конфликтов;
4) со списком полезных книг, сайтов для молодых семей;
5) о бесплатных он-лайн консультациях психолога (10 %).
Для каждого из пяти разделов мы приготовили современный и интересный контент для молодежи, состоящей в браке.
Настоящее исследование носит завершенный характер, однако возможности совершенствования предложенной концепции по профилактике девиантного поведения молодежи г. Екатеринбург, состоящей в браке, далеко не исчерпаны.


1. Алмазов, Б. Н. Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися [Текст] : учеб.-метод. пособие / Б. Н. Алмазов. - Москва : ВНМЦентр, 1991. - 80 с.
2. Бабак, Ю. В. Роль государства в профилактике девиантного поведения подростков [Текст] / Ю. В. Бабак // Вестник Ярославского государственного университета. - 2008. - № 10. - С. 71-79.
3. Багирова А. П. Государственная семейная политика в Уральском регионе: опыт и новые социальные практики: монография / А. П. Багирова, Ю. Ю. Антропова, А. И. Ворошилова, М. В. Певная, М. С. Предеина, О. М. Шубат / под общ. ред. проф. А. П. Багировой, О. М. Шубат ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федерал. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. — 200 с. 18БК 978-5-7996-1359-4
3. Беляева, Л. И. Отклоняющееся поведение как социальное явление [Текст] / Л. И. Беляева. - Москва : Академия МВД России, 1996. - 97 с.
4. Вишневецкий, К. В. Криминогенная виктимизация социальных групп в современном обществе [Текст] : монография / К. В. Вишневецкий. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 295 с. 401
5. Воденко, К. В. Взаимодействие социальных институтов религии, науки и образования в современном обществе [Текст] / К. В. Воденко // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Сер. Социально-экономические науки. - 2012. - № 6. - С. 267-272.
6. Войтова, Л. М. Девиантное поведение, трансформация понятий нормы и отклонения в современном российском обществе [Текст] : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 / Войтова Людмила Михайловна. - Москва, 2002. - 136 с.
7. Воробьева, К. А. Профилактика агрессивного и девиантного поведения подростков в образовательных учреждениях [Текст] / К. А. Воробьева // Воспитание подростков. - 2013. - № 4. - С. 45-49.
8. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением [Текст] : учеб.-метод. пособие / М. И. Рожков, М. А. Ковальчук, И. В. Кузнецова; под ред. М. И. Рожкова. - Москва : ВЛАДОС : ИМПЭ, 2003. - 238 с.
9. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии [Текст] / под ред. Н. Е. Щурковой. - Москва : Новая школа, 1998. - 208 с.
10. Гербут, К. А. Педагогические условия профилактики девиантного поведения старшеклассников [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Гербут Кирилл Анатольевич. - Москва, 2012. - 23 с.
11. Грищук, В. А. Социально-педагогическое управление взаимодействием образовательных учреждений, семьи и общественности по предупреждению правонарушений несовершеннолетних [Текст] : дис. ... канд. пед. наук :
12. Данилова, З. А. Девиантное поведение в молодежной среде [Текст] : монография / З. А. Данилова. - Новосибирск : Сибирское отделение Российской академии наук, 2008. - 236 с.
13. Девиантное и делинквентное поведение детей и подростков [Текст] : монография / Е. В. Яровенко и др. ; под общ. ред. Н. В. Лалетина. - Красноярск : Центр информации, 2012. - 230 с.
14. Добрунова, М. Н. Коррекция девиантного поведения подростков в условиях оздоровительно-образовательных центров [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Добрунова Мария Николаевна. - Ярославль, 2008. - 288 с
15. Дуранов, М. Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней [Текст] : монография / М. Е. Дуранов. - Челябинск : ЧГАКИ, 2002. - 276 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ