ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВИЗУАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В
СФЕРЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА 9
1.1. История и методология формирования визуальных исследований как
междисциплинарного поля 9
1.2 Границы понятия термина «визуальная грамотность» 17
1.3 Специфика визуальной грамотности в сфере современного искусства 25
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ
ГРАМОТНОСТИ В СФЕРЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В Г.
ЕКАТЕРИНБУРГЕ 36
2.1 Проблемы формирования визуальной грамотности в г. Екатеринбурге ... 36
2.2. Опыт формирования визуальной грамотности в сфере современного
искусства в г. Екатеринбурге 40
2.3. Выставочные и образовательные программы Ural Vision Gallery как фактор формирования визуальной грамотности зрительской аудитории в г.
Екатеринбурге 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
Приложение А 84
Приложение Б 85
Приложение В 86
Приложение Г 90
Современная культурная ситуация характеризуется сменой вербальной парадигмы на визуальную. Интенсификация производства технологий создания, копирования, хранения, тиражирования и распространения изображений - фотографии, кино и видео, компьютерных технологий обуславливают все возрастающее влияние образов визуальной культуры и зрительного восприятия на жизнь современного общества. Визуальные среды обуславливают формирование самосознания личности, режимы производства и потребления знаний, влияют на социальную и межкультурную коммуникацию. В связи с чем, закономерен интерес гуманитарных наук к визуальной составляющей культуры - визуализация и медиализация рассматриваются в качестве базовых стратегий культуры XXI века.
Несмотря на то, научное направление «визуальные исследования» сформировалось еще в начале 1980-х годов в англо-американской академической среде, в российской академической среде, данное направление на сегодняшний день проходит процесс институциализации. Подтверждением этого интереса становятся возрастание количества научных статей, конференций, образовательных и исследовательских программ по данному направлению. Однако следует отметить, что в большинстве случаев визуальные исследования носят теоретический характер. До сих пор ведутся дебаты касательно определения объекта изучения и методологии исследований, что во многом связано с тем, что анализ объекта предусматривает конгломерат дисциплин: истории искусств, психологии, социологии, политологии,
культурологии, искусствознания, философии и др. Принято считать, что истоками формирования визуальных исследований стал пересмотр методов и методологии классического искусствознания и переход к междисциплинарной модели исследований. В свою очередь понимание визуальных образов как автономную к языку сферы формирования смыслов, обладающих своими собственными когнитивными и коммуникативными возможностями становится основополагающим принципом для большинства современных европейских исследователей, тогда как в современной российской науке до сих пор сильна семиотическая модель понимания визуальной культуры.
Следует отметить, что в современной литературе нет четкого разграничения понятий визуальная культура и медиакультура, которые в равной степени характеризуют современную культурную ситуацию, однако не являются синонимичными, поскольку термин визуальная культура характеризует основополагающий метод восприятия информации и мышления, а термин медиакультура, или экранная культура, характеризует современные коммуникативные процессы с точки зрения медиумов, благодаря которыми происходит их реализация.
Размывание границ между искусством и повседневными визуальными средами — дизайном, рекламой, городскими пространствами, способствует трансформации понятий «визуальный» и «художественный» в современной культуре, обуславливает высокую проблематичность понятия визуальная грамотность, особенно в сфере современного искусства. Нельзя не отметить, что сама идея визуальной грамотности является предметом полемики в российской научной среде, в той же степени ставится под вопрос необходимость медиаобразования, что также обусловлено некоторой терминологической путаницей.
Современное искусство, несомненно, является частью современных визуальных практик, однако исходя из его специфики как сложного элитарного пространства знания, следует признать необходимость приобретения определенных компетенций, позволяющих адекватно воспринимать и интерпретировать визуальные образы, присутствующие в нем. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью определения границ термина визуальная грамотность в сфере современного искусства в контексте методологии визуальных исследований как междисциплинарного поля, а также необходимостью разработки проекта, способствующего повышению уровня визуальной грамотности у аудитории современного искусства в нестоличных условиях города Екатеринбурга.
Степень научной разработанности проблемы определяется большим количеством зарубежной литературы и научных публикаций, в меньшей степени данная проблема рассматривается отечественными исследователями. На сегодняшний день не существует единого определения визуальной грамотности, а также выработанных методов формирования этой компетенции у аудитории современного искусства. Анализ литературы и интернет ресурсов при подготовке к диссертационному исследованию показал, что в настоящее время активную работу в осмыслении коммуникативных возможностей современного искусства проводят исследователи из смежных областей, главным образом музееведения и музейной педагогики. Ведущие художественные зарубежные институции, музеи и галереи Москвы, Санкт- Петербурга и регионов проводят исследования в области музейного образования. Следует признать, что анализ этого опыта представляется продуктивным, но в фокусе нашего исследования оказываются социокультурные процессы г. Екатеринбурга, которые имеют определенную специфику...
Под культурной грамотностью принято понимать систему знаний, которая необходима для человека, чтобы ориентироваться в современном мире. Во многом уровень восприятия зависит именно от культурных установок, ожиданий и предубеждений, а не зависит исключительно от психологических особенностей индивида. Визуальная грамотность является частным случаем общей культурной грамотности, но вместе с тем имеет и видовые особенности, обусловленные спецификой типа восприятия и воспринимаемых объектов.
Предмет визуальных исследований - сложный процесс восприятия и коммуникации на визуальном языке, который близок к медиареальности в контексте повсеместной медиализации пространства, однако ею не ограничивается.
За последние несколько лет медиация в сфере современного искусства приобретает все большую популярность, что во многом связано с пониманием необходимости разрешения конфликта между современным зрителем и произведением искусства. В роли медиатора между зрителем и произведением современного искусства может выступать как куратор выставочного проекта, так и сотрудник, ведущий сопроводительную беседу по выставке. Следует отметить, продуктивной представляется роль медиатора, как человека вовлекающего в интеллектуальное и эмоциональное взаимодействие с произведением искусства, однако, несмотря на то, что идеалом медиации является беспристрастная коммуникация, представляется проблемным её воплощение, поскольку каждый из участников обладает определенным уровнем визуальной компетентности и визуальной чувствительности, которые в свою очередь двусторонне влияют на процесс восприятия.
Влияние личных контекстов каждого из участников - художника, куратора, гида (арт-медиатора) и зрителя, следует признать как фактор, который обуславливает полиморфный и во многом непредсказуемый характер полученного опыта. Таким образом, любая практика медиации (в широком смысле этого термина) в сфере современного искусства представляется продуктивной в аспекте приобретения компетенции визуальной грамотности, однако рассматривается как влияющая на процесс получения опыта, следовательно необходимо её рассматривать не просто как часть процесса коммуникации, но и в качестве инструмента, обладание которым позволяет повысить уровень визуальной грамотности.
Сочетание выставочной и образовательной программ представляются наиболее продуктивными в аспекте формирования визуальной грамотности, и соответствует стратегии формирования качественно новой аудитории современного искусства, что в данной работе рассмотрено на примере формирования визуальной грамотности зрительской аудитории Ural Vision Gallery. Выбранная стратегия работы с аудиторией не может претендовать на универсальность для всех культурных институций, работающих в сфере современного искусства, поскольку каждая из них обладает определенной спецификой и индивидуальной культурной миссией. Представляется особенно важным в нестоличных условиях предлагать аудитории максимально возможное разнообразие культурно-образовательных программ, поскольку это может стать одним из способов формирования визуальной грамотности у зрительской аудитории современного искусства.
В соответствие с поставленной целью данного научного исследования - были проанализированы особенности формирования визуальной грамотности зрительской аудитории современного искусства.
Так же выполнены и поставленные в диссертации задачи:
Были рассмотрены история и методология формирования визуальных исследований как междисциплинарного поля. На базе проведенного анализа истории формирования визуальных исследований как проблемного поля, выделены основные теоретические подходы. Как наиболее перспективные, выделены методологические принципы дискурсивного подхода, так как он аккумулирует принципы социально-критического и структуралистского подхода.
Были определены границы понятия термина «визуальная грамотность» в контексте методологии визуальных исследований как междисциплинарного поля. Исходя из ранее сформулированного объекта визуальной культуры, выделены основные элементы, составляющие специфику «грамотного» восприятия визуального образа:
• способность воспринимающего адекватно определить «природу образа»1 - кем, когда, при каких культурно-исторических, социальных и политических обстоятельствах был произведен образ, какими средствами выразительности образ представлен в пространстве;
• способность к интерпретации объекта, соотнесение его с личным визуальным опытом воспринимающего, способность сформулировать и проанализировать собственные мысли и эмоциональные состояния, которые порождает объект;
• способность к осознанию ситуации восприятия в целом, восприятие в контексте презентации (способы представления самого образа), репрезентации (кто, как и с какой целью презентует объект) и локализации (музей, улица, вебстраница итп). Эффективность акта восприятия считается тем выше, чем более полно воспринимается ситуация коммуникации объекта и субъекта;
• способность к критической оценке воспринимаемого визуального образа с точки зрения эстетики, идеологии и ценности;
• способность оперировать полученной в процессе коммуникации информацией и создавать собственные визуальные образы.
Показано, что данная компетенция важна не только с точки зрения функционального значения, но и с точки зрения её мировоззренческого потенциала.
В ходе анализа специфики предмета данного диссертационного исследования, удалось понять, что при рассмотрении визуальной грамотности в сфере современного искусства, важно исходить не только из специфики современного искусства, но и также сложившейся системы его репрезентации, поскольку каждая практика является уникальной и влияет на процесс восприятия.
Кроме того, были рассмотрены проблемы формирования визуальной грамотности в г. Екатеринбурге. Удалось установить, ряд причин, обуславливающих проблему визуальной грамотности в сфере современного искусства в городе Екатеринбурге, диагностировать в ходе полевых исследований, что она стоит достаточно остро в нестоличные социокультурных условиях города. В условиях отсутствия крупных музейных массовый зритель не обладает знаниями в области теории и истории, а также не имеет достаточного опыта восприятия современного искусства.
В ходе анализа опыта формирования визуальной грамотности в сфере современного искусства в г. Екатеринбурге, были рассмотрены различные типы культурно-образовательных программ, исходным критерием классификации стали методологические подходы, в рамках которых рассматривается феномен современного искусства, а именно семиотический и дискурсивный. Также были выделены подтипы программ, по принципу взаимодействия с аудиторией современного искусства - теоретические, практические и смешанные. Также была рассмотрена важная для екатеринбургского социо-культурного и художественного пространства программа «Арт-медиация в сфере современного искусства», разработанная с целью повышения уровня визуальной грамотности аудитории Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Удалось выделить причины, которые могут рассматриваться как препятствующие факторы для реализации практики арт- медиации в российской культурной ситуации.
В качестве теоретического обоснования, для будущей практической работы, были рассмотрены выставочные и образовательные программы Ural Vision Gallery как один из факторов формирования визуальной грамотности зрительской аудитории в г. Екатеринбурге. Показано, что сочетание выставочной и образовательной программ представляются наиболее продуктивными в аспекте формирования визуальной грамотности, и соответствует стратегии формирования качественно новой аудитории современного искусства. Предложено осмысление выставочных исследовательских проектов, их дидактического оформления и экспозиционного решения в качестве факторов, способствующих формирования части компетенции визуальной грамотности, основанную на коммуникативном потенциале, как отдельных выставочных экспонатов, так и выставки как пространства кураторской медиации.
1. Арзамасцев В. П. О семантической структуре музейной экспозиции // Музееведение. На пути к музею XXI века. - Москва : НИИ культуры, 1989. - С. 35-49
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / сокр. пер. с англ. В. Н. Самохина, общ. ред. и вст. ст. В. П. Шестакова. - Москва : Прогресс, 1974. - 391 с.
3. Бодрийяр Ж. Система вещей. - Москва : Рудомино, 2001. - 95 с.
4. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. - Москва : Медиум, 1996. - 240 с.
5. Бернштейн Б. М. От магии культа к магии эстетического взгляда. Аура утраченная и обретенная. / Художественная аура. Истоки, восприятие, мифология. - Москва : Индрик, 2011. - 560 с.
6. Бычков В.В. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. - Москва : Росспэн, 2003. - 606 с.
7. Вейс Дж. Медиаграмотность в цифровую эпоху [Электронный ресурс]. Режим доступа: ййр://упе1.огд/ги/Ь1од/медиаграмотность-в- цифровую-эпоху (дата обращения: 15.04.2017).
8. Вирильо П. Машина зрения. Санкт-Петербург : Наука, 2004. - 140 с.
9. Волькович А. Ю. Модель музейной коммуникации в концепции зарубежных музееведов // Музей в современной культуре: сб. науч. тр. Т. 147. - Санкт-Петербург : СПбГАК, 1997. С. 69-73.
10. Выготский Л.С. Психология искусства. Москва : Педагогика, 1987. - 344 с.
11. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. Москва : Прогресс, 1988. - 464 с.
12. Гнедовский М. Б. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования / М. Б. Гнедовский, Ю. В. Дукельский // Музейное дело: музей - культура - общество: сб. науч. тр. - Москва, 1992. С.16-18.
13. Гнедовский М. Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. Сб. научн. тр. НИИК. - Москва, 1989. С. 21.
14. Гнедовский М. Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации в капиталистических странах: теория и практика. Москва, 1986. - С. 6.
15. Грегори Р. Л. Разумный глаз. Как мы узнаем то, что нам не дано в ощущениях. - Москва : URSS, 2003. - 240 с...