Перечень используемых условных обозначений, сокращений, терминов 4
Введение 5
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ
КОМАНДИРОВ И КОМИССАРОВ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ 9
1.1 Применение современных образовательных технологий в процессе
подготовки командиров и комиссаров студенческих отрядов 9
1.2 Студенческие отряды России: современное состояние и анализ системы
подготовки командиров и комиссаров 25
1.3 Специфика в подготовке командиров и комиссаров студенческих отрядов 37
Выводы по первой главе 41
2. ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ КОМАНДИРОВ
И КОМИССАРОВ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ 43
2.1 Современная система подготовки командиров и комиссаров студенческих строительных отрядов: выявление направлений совершенствования 43
2.2. Подходы к формированию программы обучения командующих составов:
мнение работодателей и комсоставов 51
2.3 Программа подготовки командиров и комиссаров студенческих отрядов 73
2.4. Предварительный анализ программы подготовки командующих составов
студенческих строительных отрядов 104
Выводы по второй главе 112
Заключение 115
Список используемой литературы и источников 117
Приложение 122
Приложение 1 - Программа Всероссийской школы командиров/комиссаров 122
Приложение 3 - Экспертное интервью с Еленой Пушковой 124
Приложение 4 - Экспертное интервью с Константином Жидких 125
Приложение 5 - Анкета для работодателей 127
Приложение 6 - Анкета для командующих составов (первичная) 129
Приложение 7 - Презентация «Работа в социальных сетях» 131
Приложение 8 - Презентация «Традиции отряда» 135
Приложение 9 - Презентация «Работа комиссаров» 139
Приложение 10 - Презентация «Тренировка артикуляции» 141
Приложение 11 - Анкета для комсоставов (повторная) 143
Движение студенческих отрядов представляет собой успешно развивающуюся молодежную организацию, имеющую богатую историю, традиции и перспективы дальнейшего развития.
Студенческие отряды представляют собой сложное социальное явление, сочетающее в себе черты общественного формирования молодежи и одновременно являющееся формой участия студенчества в трудовой и социально - значимой деятельности. Вместе с тем, комплексного осмысления движения студенческих отрядов как социального явления современного периода до настоящего времени не осуществлялось1.
По данным Центрального Штаба Российских студенческих отрядов, численность бойцов студенческих отрядов в России, в период с 2003 по 2016 гг, выросла со 105 тыс. человек до 236 тыс2. Работодатели заинтересованы в наборе на работу в летний период именно студентов, так как пенсионный фонд упрощает налогообложение компаний, что позволяет повысить экономическую эффективность привлечения отрядов на производство.
На протяжении длительного времени отряды завоевывали репутацию качественной деятельности, организации, способствующей развитию личности, повышению конкурентоспособности будущих специалистов - выпускников вузов, а также социально-активного и социальноответственного сообщества молодежи. Значительную роль студенческие отряды имеют и в экономическом развитии страны: создаются новые рабочие места, осуществляется строительство социально-значимых объектов и увеличение жилищного фонда, производится помощь социально не зачищенным категориям граждан.
Стоит также отметить, что бойцы студенческих отрядов успешнее интегрируются в современное профессиональное сообщество и общество в целом, в том числе в общественно-политическую жизнь общества.
Актуальность и постановка проблемы исследования.
Командиры и комиссары в структуре студенческого отряда находятся на первой ступени управления, определяют всю жизнедеятельность отряда, как в рабочий период, так и в течение учебного года. От уровня их подготовки во многом зависит успешное трудоустройство бойцов, качество их работы, психологически комфортная среда внутри отряда, успешное взаимодействие с другими отрядами, что в конечном итоге влияет на развитие личности каждого бойца и продолжительность деятельности отрядов.
Учитывая, что среди студенческих отрядов, наибольшее количество строительных, наше исследование будет посвящено именно этому направлению студенческих отрядов (далее ССО). Внимание к теме развития студенческих строительных отрядов нас подталкивает также и изменение уровня объектов, к работе на которых привлекаются отряды, который значительно вырос. На сегодняшний день студенческие строительные отряды работают не только на индивидуальных предпринимателей (частных застройщиков), но и на государственные корпорации, например, такие как ФСК «ЕЭС», ОАО «Газпром», Госкорпорацию «Росатом». ССО работали на строительстве олимпийских объектов в Сочи, возведении пускового стола и башни обслуживания космодрома «Восточный», на строительстве и ремонте объектов первого испытательного военного космодрома «Плесецк» и других стратегических важных объектах России.
Таким образом, повышаются требования к командирам и комиссарам со стороны работодателей и, как следствие, требуется более качественная их подготовка. Внимание к системе подготовки комсоставов ССО актуально еще и в связи с тем, что Штаб педагогических отрядов и Штаб отрядов проводников имеет лицензированные программы подготовки бойцов, в то время как Штаб ССО таковых не имеет и по сути качественной целенаправленной подготовки комсостава ССО не осуществляется...
На основе проделанной теоретико-эмпирической работы нами была разработана новая программа обучения командиров и комиссаров студенческих строительных отрядов, основанная на усовершенствованной научно-практической базе. Кроме того, проведен ряд исследований, подтверждающих гипотезу исследования.
Мы доказали, как с научной точки зрения, так и с практической, что активные и интерактивные методы удачнее подходят для программы обучения командующих составов. Согласно научной литературе по педагогике, а также исходя из особенностей обучения командующих составов, мнения работодателей и потребностей самих командиров и комиссаров мы определили, что наиболее удачными педагогическими технологиями, используемыми в процессе обучения комсоставов, являются: тематические встречи с профильными специалистами, лекционные занятия с командиром, комиссаром регионального штаба, кейс-анализ, деловые игры, а также тренинги и мастер классы.
При этом, важную роль в обучении командующих составов студенческих строительных отрядов играет не только выбор методов и технологий, но и подбор пула лекторов, продолжительность обучения, стаж работы в комсоставе и отряде вообще и вовлеченность студентов - комсоставов в процесс совершенствования программы обучения для них.
Проанализировав существующий опыт обучения командующих составов, мы вывели основные недочеты и учли их при построении новой программы подготовки. Как отмечают 86 % студентов, их уровень
сформированности организационно-управленческих компетенций вырос, после прохождения новой обучающей программы. Лишь 10 % утверждают, что рост - отсутствует. 4 % респондентов затруднились ответить. Данные показатели доказывают, что совершенствование научно-методического обеспечения процесса подготовки командующих составов студенческих строительных отрядов, фактически составление новой программы обучения, повысило уровень сформированности организационно-управленческих компетенций комсоставов.
Тем не менее, результат апробации программы есть компиляция мнений работодателей и командующих составов (студентов программы), посему он носит несколько субъективный характер. Посему, полноценную оценку эффективности новой программы обучения, мы сможем дать только после работы комсоставов на целине.
На наш взгляд, Штабу студенческих отрядов УрФУ совместно с кафедрой «Организации работы с молодежью» необходимо разработать программу повышения квалификации командующих составов, так как большинство студентов (65 %) считают, что по итогам обучения необходимо выдавать документ, подтверждающий участие в образовательной программе. Технически это представляется возможным через разработку и утверждение в университете программы кратковременного повышения квалификации.
1. Ховрин. Андрей Юрьевич. Студенческие отряды как субъект
реализации государственной молодежной политики: социолого
управленческий анализ. Автореферат на соискание ученой степени кандидата социологических наук. 2003 г. [Электронный ресурс] // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat; Режим доступа: URL:
http://www.dissercat.com/content/studencheskie-otrvadv-kak-subekt-realizatsii- gosudarstvennoi-molodezhnoi-politiki-sotsiologo#ixzz4imKMtGEA (дата
обращения: 05.05.2017)
2. О нас [Электронный ресурс] // Сайт молодежной общественной организации «Российские студенческие отряды»; Режим доступа: URL: http://www.shtabso.ru/12.html (дата обращения: 10.11.2016)
3. Адикаев, Р.А. Экономическое пространство: региональное измерение
[Электронный ресурс] // журнал «Регионология» - 2009. - №3; Режим
доступа: URL: http: //www.regionsar.ru/ru/node/365 (дата обращения:
13.03.2017)
4. Карпова, Ю. А. Введение в социологию инноватики: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2004. - 192 с.
5. Егоров. В. В., Скибицкий Э. Г., Храпченков В. Г. Педагогика высшей школы; Новосибирск: САФБД, 2008. - 260 с.
6. Рассказов, А. В. Сущность педагогической науки. Исследование различных направлений современной науки: Сборник материалов VIII международной научно-практической конференции. М.: 2016 г.
7. Гавров, С. Н., Никандров, Н. Д. Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО. — 2008. — № 5. — С. 21-29.
8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Проспект, 2013. - С. 26
9, 10. Сластенин, В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - С. 224.
11. Краевский, В.В. Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и
методика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.:
Издательский центр «Академия», 2007. - 352 с.
12. Жуков, В.К. Педагогика и психология Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. - 139 с.
13. Новиков, А.М. Новиков Д.А. Методология М.: СИН- ТЕГ. - 668 с.
14. Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза: методическое пособие / авт.-сост. Н. Э. Касаткина, Т. К. Градусова, Т.
A. Жукова, Е. А. Кагакина, О. М. Колупаева, Г. Г. Солодова, И. В. Тимонина; отв. ред. Н. Э. Касаткина. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2011. - 237 с.
15. Селевко Г. К. Энциклопедия педагогических технологий - М:Народное образование, 2005. - 556 с...