Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №99685

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы112
Год сдачи2017
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
206
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретический анализ подходов к проблеме стрессоустойчивости
педагогов в среде инклюзивного образования 9
1.1. Феноменологический анализ исходных понятий исследуемого
предмета 9
1.2. Стрессоустойчивость и индивидуально-личностные характеристики педагогов в условиях инклюзивного образования.... 16
1.3. Профессиональные стрессовые нагрузки педагогов и их
последствия 20
1.4. Фрустрация: конструктивные и деструктивные эффекты 25
1.5. Факторы профессиональных стрессов и стрессоустойчивость педагогов 28
1.6. Ресурсы стрессоустойчивости педагогов, как фактор влияющих на эффективность профессиональной деятельности 29
1.7. Стратегии совладания с трудностями как процесс управления личностными ресурсами педагогов инклюзивного образования 31
Выводы по главе 35
2. Эмпирическое исследование особенностей стрессоустойчивости
профессиональной деятельности педагога в условиях инклюзивного образования 36
2.1. Цели, методы и организация процедуры исследования 36
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 39
2.3. Коррекционно-развивающая программа по повышению
стрессоустойчивости у педагогов 59
Выводы по главе 64
Заключение 66
Список литературы 68
Приложение


В настоящее время в различных сферах научной деятельности человека высоко проявляется интерес к изучению природы генезиса, анализа структуры и методов урегулирования различных стрессовых конфликтных ситуаций. Особый интерес уделяется вопросу выявления стрессовых факторов в различных профессиях и разработке программ, направленных на развитие механизмов формирования стрессоустойчивости (в том числе в области психолого-педагогического знания).
Поскольку понятие «стресс» широко применяется в ряде различных областей знаний, в него вкладывается несколько различающийся смысл с точки зрения причин возникновения такого состояния, механизмов его развития, особенностей проявлений и последствий. Как отмечает в своих работах В.А. Бодров, данный термин объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией. Различные аспекты стресса являются предметом исследований в области психологии, физиологии, медицины, социологии и других наук [15-16].
Научно-технические инновации, непрерывно внедряемые в процесс жизнедеятельности современного человека, наряду с несомненными благами, в процессе адаптации, зачастую создают условия для развития стресса и его вредных последствий. Реакция на стресс, возникшая в ходе эволюции как полезная, мобилизующая силы организма на борьбу, может превратиться в свою противоположность, нанося организму порой непоправимый вред (С.Х Хайдармеу) [75, С. 5].
Как метко заметил Станислав Лемм, «цивилизация, хотя и спасает человека от смерти, но а тоже время ставит в еще большую зависимость OTсвоего безотказного функционирования».
В рамках данной проблемы, особый интерес вызывают вопросы связанные с процедурой внедрения инклюзивного образования (один из элементов поликультурного образования). В нашей стране инклюзивное образование - педагогическая инновация, центральная роль в которой принадлежит преподавателю [5].
Исследованием данной проблемы занимались многие ученые и практики. Так особую известность получили труды Д. Агнесса, Т. Бута, Т.А. Власова, Л.С. Выготского, В.И. Лубовского, А.Р. Лурия, Н.Н. Малофеева, Т. Миттлера и др.
В России, на текущий момент, профессиональная деятельность педагогов инклюзивного образования вызывает особый интерес в связи с ее значимостью и актуальностью, на фоне активного внедрения ФГОС программы инклюзивного образования «Доступная среда». Инклюзия для современного педагога представляет собой содержательно-конструктивные барьеры, требующие сформированности определенных компетенций для их преодоления (Ю.А. Герасименко) [25].
Многие исследователи (Ю. В. Братчикова, Н. Н. Васягина, Ю. Е. Водяха, Ю. А. Герасименко, Г. А. Репринцева, Е. А. Казаева, Н. Ю. Марчук) приходят к выводу, что структура профессионально-личностной направленности представляет собой единство двух взаимодействующих блоков: личностного и профессионального. Так же, обобщенная структура инклюзивной компетентности педагога включает мотивационную, когнитивную, рефлексивную составляющие (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин). При их некорректной (неадекватной) сформированности, педагог может не принять эмоционально ребенка с особыми образовательными потребностями (как следствие, он не будет уверен в успехе его обучения, возможности оценки его индивидуальных достижений и способов проверки его ЗУН).
Достижение педагогического мастерства педагогов (в особенности педагогов - женщин, а это практически 90% от среднестатистического состава пед-коллектива ОУ/ОО) связано с нервно-психическими перегрузками [18]. Педагоги инклюзивного образования зачастую страдают от тревоги, выраженной депрессии, хронической усталости, проявлений психосоматических расстройств, агрессивности по отношению к детям, что сигнализирует о развитии различного рода профессиональных деформаций (синдром профессионального выгорания педагога).
Не смотря на то, что, на данном этапе накоплено множество научных исследований о педагоге, как о человеке (в области биологии, медицины, психологии, социологии), целостное представление о стрессоустойчивости, как факторе эффективной деятельности в условиях инклюзивного образования проработано недостаточно. В практике еще мало применяются (начальный этап внедрения) методы, направленные непосредственно на формирование эмоциональной устойчивости, толерантности, эмпатии, психологической готовности преподавателей к работе в сфере инклюзивного образования [69, С. 5-10]. Необходимы дальнейшие исследования.
На наш взгляд, своевременная диагностика влияния стрессовой нагрузки на профессиональную деятельность педагогов инклюзивного образования может позволить своевременно выявлять прогноз (последствия профессионального стресса), и проводить своевременные мероприятия по профилактике и коррекции личностных состояний педагогов (в направлении повышения психической стрессоустойчивости).
Учитывая актуальность данной проблемы, необходимо более подробно изучить особенности проявления стресса у педагогов инклюзивного образования, причин его возникновения, следствий и возможных путей развития стрессоустойчивости.
Цель исследования: рассмотреть стрессоустойчивость, как фактор эффективной деятельности педагогов.
Объект исследования: стрессоустойчивость педагогов.
Предмет исследования: развитие стрессоустойчивости как фактора эффективности профессиональной деятельности педагога в условиях инклюзивного образования.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ феномена стрессоустойчивость в научной, учебной и энциклопедической литературе.
2. Рассмотреть и описать характерные психологические и социальные аспекты переживания стрессовых ситуаций в деятельности педагога; провести анализ стрессовых нагрузок педагога и способов их преодоления.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование, направленное на выявление индивидуально-личностных характеристик педагогов, как одно из ведущих условий стрессоустойчивости педагогов.
4. Разработать программу психолого-педагогической коррекции, направленной на развитие стрессоустойчивости педагогов.
Основная гипотеза исследования: можно предположить, что развитие стрессоустойчивости педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования, будет успешным при условии разработки тренинговой работы нацеленной на повышение уровня их профессиональной эффективности.
Дополнительные (вспомогательные) гипотезы исследования:
1. Возможно, между стрессоустойчивостью и индивидуально-личностными характеристиками педагогов существует взаимосвязь.
2. Возможно, существует взаимосвязь между стрессоустойчивостью, способностями педагогов и эффективностью профессиональной деятельности существует взаимосвязь.
Методы исследования:
1. Теоретические методы (анализ научной энциклопедической литературы по поставленной проблеме, синтез и систематизация научных данных).
2. Эмпирические методы (диагностика, методы математико-статистического анализа данных).
В эмпирической части исследовании были применены следующие диагностические методики:
1. Методика «Тест на профессиональный стресс» (Т.Д. Азарных, И.М. Тыртышников).
2. Методика «Тест на стрессочувствительность» (Ю.В. Щербатых).
3. Методика «Диагностика уровня социальной фрустрированности» (Л.И. Вассерман в модификации В.В. Бойко).
4. Методика «Опросник способов совладания» (WCQ С. Фолкман и Р. Лазарус, в российском варианте модификации Водопьяновой Н.Е., Старченковой Е.С., Жукиной Е.В.).
Методологические аспекты исследования стрессоустойчивости первоначально базируются на положениях теории стресса Г. Селье (общий адаптационный синдром):
1. Воздействие стресс-факторов вызывает тревогу, сопротивляемость организма ухудшается (шок), а позднее срабатывают защитные реакции.
2. Организм способен приспосабливаться к изменениям (сопротивление, МПЗ, адаптация).
3. При неадекватности защитных механизмов организма наступает рассогласование его жизненных функций, истощение.
Имеющиеся теоретические исследования стрессоустойчивости трактуют этот феномен с различных точек зрения, не всегда стыкуются между собой, поскольку природа воздействующих на личность стресс-факторов многообразна (профессиональные, психологические, технологические, информационные и др.). Некоторые исследования фрагментарны или слишком обобщены.
Теоретико-методологическое обоснование исследования составляют следующие принципы и концепции:
1. Методологические принципы детерминизма, единства сознания и деятельности, развития и системности (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев).
3. Положения о стрессоустойчивости личности (Н.Е. Водопьянова, Л.А. Китаев-Смык и др.).
4. Теории и подходы к определению так называемого «совладающего поведения» (Р. С. Лазарус, С. К. Нартова-Бочавер и др.).
4. Положение О.В. Лозгачевой о том, что формирование на этапе профессионализации стрессоустойчивости способствует профессиональному развитию и является эффективным способом профилактики профессиональной стагнации.
5. Концепция инклюзивного образования РФ.
В нашем исследовании предпринята попытка обобщенно рассмотреть наиболее известные теории стресса, как такового и особенности формирования стрессоустойчивости (полимодальный подход). Так же, данные методологические принципы, подходы и концепции обеспечили изучение предмета настоящего исследования с позиций интегративного подхода, на основе целостного понимания психической реальности, с учетом проявлений психического на разных уровнях существования человека.
Теоретическая значимость исследования стрессоустойчивости как фактора успешности профессиональной деятельности педагога заключается в исследовании его особенностей, так как проблема стресса в педагогической среде является актуальным вопросом, особенно на фоне введения системы инклюзивного образования в РФ.
Практическая значимость данного исследования связана с возможностью использования материалов исследования для разработки программ адаптации, коммуникативных тренингов, а также при индивидуальном и групповом консультировании педагогов. Результаты эмпирического исследования и разработанная программа психолого-педагогической коррекции могут быть использованы в работе преподавателей УрГПУ (в работе со студентами, обучающимися по педагогическим профилям подготовки; в работе с преподавателями, осуществляющими трудовую деятельность в среде инклюзивного образования).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Особенности стрессоустойчивости педагогов инклюзивного образования зависят, как показало исследование, не только от выбора конкретных стратегий совладания с ситуацией стресса. Но и от стрессочувствительности.
Педагоги, работающие в условиях инклюзивного образования, в отличие от педагогов образовательных школ чаще используют конструктивные
способы преодоления стрессов, т.е. они умеют мобилизовать не только личностные ресурсы, но и ресурсы среды, а также и оптимально их использовать.
По результатам исследования можно сказать, что в исследуемой выборке преобладает умеренный уровень профессионального стресса. Возможно, данный факт объясняется тем, что связано с тем, что педагоги адекватно использует ресурсы совладания, такие как:
- самодеятельные установки;
- способность поставить себя в центр своих жизненных планов; интернальную локализацию контроля над ситуацией стрессовой нагрузки;
- креативность мышления;
- открытость к контактам.
Но в то же время использование ресурсов сопряжено с издержками выбора, что усиливает значимость когнитивной проработки действий. В ряде случаев наблюдается взаимоисключающий характер ресурсов, главным образом, внешних и деятельностных.
Острота выбора обусловлена ограниченностью ресурсов человека, находящегося в ситуации стрессовой нагрузки, что требует их мобилизации в одном направлении.
Как показало исследование концепция совладания с ситуацией стресса в профессиональной деятельности педагогов инклюзивного образования позволяет выявить динамику индивидуального поведения в трудных жизненных обстоятельствах, акцентируя внимание на внутренних ресурсах человека, что в свою очередь позволяет повысить стрессоустойчивость.
Поведение в ситуации стресса представляется движением индивидов по осям преимуществ, когда движение вверх обусловливает накапливаемые преимущества, движение вниз - углубление депривации.
Эти передвижения подобны воронке: накопление преимуществ означает расширение спектра доступных ресурсов по мере достижения промежуточных результатов, в то время как углубление депривации - это лишение не только значимых благ, но и возможностей подняться наверх.
Практическая значимость нашего исследования заключается в оказании реальной информационной, материальной и психологической помощи педагогам, работающим в сфере инклюзивного образования для снижения уровня профессионального стресса, фрустрированности и при выборе успешной стратегии поведения.
Развитие личностных ресурсов педагогов предполагает систему непрерывного руководства целеустремленными усилиями человека или группы, чтобы уметь противостоять препятствиям, чувствам разочарования и отчаяния.



1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. - СПб.: Речь, 2004. - 166 с.
1. Алехина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. // Психологическая наука и образование.- 2011. - № 1. - С. 83-92.
2. Алехина С.В. Инклюзивное образование / Алехина С.В., Семаго Н.Я., Фадина А.К. // Выпуск 1. - М.: Школьная книга, 2010. - 272 с.
3. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии
в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / С.В. Алехина, Л.А. Казакова, Н.В. Новикова; под ред. Н.В. Лалетина; СФУ, КГПУ им. В.П. Астафьева [и др.]. - Красноярск: 2013. - С. 71-95.
4. Алехина С.В., Фальковская Л.П. Педагог инклюзивной школы: новый тип профессионализма: учебно-методическое пособие. - М.: ПУ, Первое сентября, 2014. - 28 с.
5. Алексеев А.В. Я спокоен. Как защитить себя от стресса. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 160 с.
6. Алиев Х.М. Метод Ключ. Разблокируй свои возможности. - СПб.: Питер, 2009. - 218 с.
7. Аронсон Э. Социальная психология // Психологические законы поведения человека в социуме / Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. - СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 560 с.
8. Ассель Г. Маркетинг: принципы и стратегия: учебное пособие для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 804 с.
9. Балабанова Е.С. Вынужденные эмигранты: стратегии совладания с жизненными трудностями // Экономическая социология. - 2000. - Т.1, № 2, С. 34-127.
10. Бладыко А.В. Особенности эмоционального выгорания у учителей и преподавателей [Текст] // Психология: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф., г. Уфа, октябрь 2012 г. / - Уфа, 2012. - С. 34-39.
11. Бобков А.И., Бобкова А.С. Стресс, жизнь и смерть. - М.: Элит, 2007.
- 144 с.
12. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса // Психологический журнал. - 2006. - Т.27, № 1. - С. 122-133.
13. Бодров В.А. Информационный стресс: учебное пособие для вузов.
- М.: ПЕР СЭ, 2000. - 352 с.
14. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление.
- М.: ПЕР СЭ, 2006. - 528 с.
15. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. - СПб: Сударыня, 2016. - 32 с.
16. Брайт Б., Фиона Дж. Стресс. Теории, исследования, мифы. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 352 с.
17. Браун Дж.В. Гендерные различия в здоровье / Браун Дж.В., Панова Л.В., Русинова Н.Л. // Социологические исследования, - 2007. - № 6.
- С. 114-130.
18. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: МГППУ, 1984. - 200 с.
19. Васягина Н.Н. Формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации (на примере юридического вуза) [Текст]: монография / Н.Н. Васягина, О.В. Лозгачева // УрГПУ. - Екатеринбург, 2008. - 112 с.
20. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2009.
- 225 с.
21. Гайдаенко ТА. Маркетинговое управление. - М.: Эксмо, 2008. - 512 С.
22. Гамезо М.В. Возрастная психология: личность от молодости до старости / Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г.Г., Орлова Л.М.
- М.: Ноосфера, 2009. - 272 с.
23. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие / Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512с.
24. Герасименко Ю.А. Профессионально-личностная готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования // Педагогическое образование в России. -2015. - № 6. - С. 145-150.
25. Гильманов Т.Н. Полюбив стрессы, я обрел счастье // [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.koob.ru/gilmanov/stress_happiness(дата обращения 18.02.2017).
26. Гитун, Т.В. Лечение стрессов и нервных заболеваний. - М.: РИПОЛ-классик, 2009. - 64 с.
27. Грецов А.Г., Попова Е.Г. Научись преодолевать стресс. - СПб.: СПбНИИ физической культуры, 2006. - 56 с.
28. Гринберг Дж. Управление стрессом. - СПб.: Питер, 2004. - 594 с.
29. Давыдова И.А.,Козьмина Я.Я. Профессиональный стресс
и удовлетворенность работой преподавателей российских вузов // Вопросы образования. - 2014. - № 4. - С. 169-183.
30. Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под ред. проф. Никифорова Г.С. - СПб.: Речь, 2007. - 950 С.
31. Дмитриева Т.Б., Шостакович Б.В. Агрессия и психическое здоровье.
- СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. - 464 с.
32. Гринберг Дж. Управление стрессом. 7-е изд. - СПб.: Питер, 2002.
- 245 с.
33. Заболотских И.Б., Илюхина В.А. Физиологические основы различий стрессорной устойчивости здорового и больного человека. - Краснодар: КГМА, 1995. - 100 с.
34. Казаева Е.А. Оптимизация процесса формирования профессиональной компетентности специалиста с высшим социально-педагогическим образованием: монография / Н.В. Абрамовских, Е.А. Казаева, Л.Л. Лашкова, Ю.Н. Рюмина // - Шадринск: ШГПИ, 2008.
35. Карпов А.В. Психология менеджмента. - М.: Гардараки, 1999. - 584 с.
36. Китаев-Смык Л.А. Психология и концепция стресса // Хрестоматия по психологии: учебное пособие / В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского //
- М.: Просвещение, 1987. - С. 250-260.
37. Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983. - 368 с.
38. Клиническая психология: учебное пособие. 2-е изд. / Под ред. Карвасарского Б.Д. // - СПб.: Питер, 2006. - 960 С.
39. Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. - Кострома: Авантитул, 2007. - 60 с.
40. Ключников С.Ю. Стресс и мы. Бухгалтер и компьютер // Бухгалтерский учет. - 2004. - №1.- С. 57-59.
41. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - 480 с.
42. Лакосина Н.Д., Клиническая психология: учебное пособие / Лакосина Н. Д., Сергеев И. И., Панкова О. Ф. // 2-е изд. - М.: МЕДпресс- информ, 2005. - 416 с.
43. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // ВМУ Серия 14. Психология. - 2000. - № 3. - С. 4-22.
44. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. - 2001, - №6, - С.24-31.
45. Леонтьев Б.К. Стресс. Тонкости, хитрости и секреты. - М.: Бук-пресс, 2006. - 384 с.
46. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. - М.: Смысл, 2009. - 532 с.
47. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. - Мн.: Высшая школа, 2008. - 223 с.
48. Мельник Б.Е., Кахана М.С. Медико-биологические формы стресса.
- Кишинев: Штиинца, 1981. - 176 с.
49. Набиуллина РР., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция): учебное пособие. - Казань: КГМА, 2003. - 101 с.
50. Панченко Л.Л. Адаптация к профессиональной деятельности: учебное пособие. - Владивосток: МГУ им. адм. Г.И. Невельского, 2006 г. - 35 с.
51. Панченко Л.Л. Диагностика стресса: учебно-методическое пособие.
- Владивосток: МГУ им. адм. Г.И. Невельского, 2005. - 35 с.
52. Майерс Д. Социальная психология. 7е издание. - СПб.: Питер, 2006. -794 с.
53. Марилов В.В. Общая психология: учебное пособие. - М.: Академия, 2002. - 224 с.
54. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях инклюзивного образования / под ред. М.М. Панасенкова. - Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012. - 46 с.
55. Митин А. Управление стрессами: 6 типов личностей, реагирующих на стресс // Управление персоналом. - 2014. - № 3. - С. 20-23.
56. Муздыбаев К. Переживание времени в период кризисов // Психологический журнал. - 2000. - № 4. - С. 10.
57. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. - 1997. - Т.18. - № 5. - С. 20-30.
58. Нельсон-Джоунс. Р. Теория и практика консультирования. - СПб.: Питер, 2001. - 464 с.
59. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова и др.; под ред. Д.З. Ахметовой. // - Казань: КИУ имени В.Г. Тимирясова, Познание; 2013. - 204 с.
60. Ратнер Ф.Л., Сигал Н.Г. История становления и развития идей инклюзивного образования: международный опыт // - Тамбов: Грамота.
- 2012. - № 12 (26): в 3-х ч., Ч. 2я. - C. 162-167.
61. Римашевская Н. М. Гендерные аспекты социально-экономической трансформации в России // [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.eduekb.ru/files18/gos.doc(дата обращения 24.04.2017).
62. Розанова В.А. Психология управления // Управление персоналом.
- 2002. - № 12. - С.70-73.
63. Сандомирский М.Е. Психология и жизнь: как избавиться от стрессов. Рекомендации для работника торговли. // Новости торговли. - 2001.
- № 41. - С. 14-15.
64. Сибгатуллина И.Ф. Особенности копингового поведения в реализации интеллектуальной деятельности субъектами высшей школы / Сибгатуллина И.Ф., Апакова Л.В., Зайцева Л.Д. // Прикладная психология.
- 2002. - № 5. - С. 105.
65. Сидоров П. И., Парняков А. В. Клиническая психология: учебное пособие. 3е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 880 С.
66. Соболевская О.В. Общение снижает степень стресса
преподавателей вузов. / Научно-образовательный портал IQ // [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://iq.hse.ru/news/177665702.html(дата
обращения 19.04.2017).
67. Современный психоанализ / Перевод с нем. Панкова С.С., Под общей редакцией Зеленского В.В. // - СПб.: Б.С.К., 1997. - 348 с.
68. Соколова Е.Д. Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия / Соколова Е.Д., Березин Ф.Б., Барлас Т.В. // MateriaMedica. - 1996. - № 1(9). - С. 5-25.
69. Социальная психология в модулях / Майерс Д. // - СПб.: Прайм- ЕВРО-ЗНАК, 2006. - 318 с.
70. Стрессогенные факторы в профессии педагога дома ребенка / Багадаева О.Ю. // - Тольятти: ТГУ, Вектор науки. - 2014. - № 2 (28). - С. 149-152.
71. Тухтарова И. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом. - Казань: КГМА, 2003. - 99 с.
72. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: учебное пособие // - М.: Просвещение, 1980. - 60 с.
73. Фролова С.В. Исследование стратегий преодоления кризисных ситуаций в подростковом возрасте / Psyjournals.ru, портал психологических изданий; Проблемы социальной психологии личности // [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30326_full.shtml(дата обращения 21.12.2016).
74. Хайдармеу С.Х. Двуликий стресс. - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 2002. - 137 с.
75. Щербакова А.М., Шеманов А.Ю. Дискуссионные вопросы развития личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью // Психологическая наука и образование. - 2010. - №2. - C. 63-68.
76. Щербатых Ю.В. Психология страха: популярная энциклопедия. - М.: Эксмо, 2005. - 512 с.
77. Щербатых Ю.В. Психология стресса. - М.: Эксмо, 2006. - 304 с.
78. Чурилова Т.М., Леденева Ю.Е., Топчий М.В. Дифференциальная и возрастная психофизиология. Учебное пособие. Северо-Кавказский социальный институт. 2004. 199 с.
79. Якокка Ли. Карьера менеджера. -М: Поппури, 2008. - 544 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ