СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
Введение 3
1. Теоретический анализ подходов к проблеме стрессоустойчивости
педагогов в среде инклюзивного образования 9
1.1. Феноменологический анализ исходных понятий исследуемого
предмета 9
1.2. Стрессоустойчивость и индивидуально-личностные характеристики педагогов в условиях инклюзивного образования.... 16
1.3. Профессиональные стрессовые нагрузки педагогов и их
последствия 20
1.4. Фрустрация: конструктивные и деструктивные эффекты 25
1.5. Факторы профессиональных стрессов и стрессоустойчивость педагогов 28
1.6. Ресурсы стрессоустойчивости педагогов, как фактор влияющих на эффективность профессиональной деятельности 29
1.7. Стратегии совладания с трудностями как процесс управления личностными ресурсами педагогов инклюзивного образования 31
Выводы по главе 35
2. Эмпирическое исследование особенностей стрессоустойчивости
профессиональной деятельности педагога в условиях инклюзивного образования 36
2.1. Цели, методы и организация процедуры исследования 36
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 39
2.3. Коррекционно-развивающая программа по повышению
стрессоустойчивости у педагогов 59
Выводы по главе 64
Заключение 66
Список литературы 68
Приложение
1. Теоретический анализ подходов к проблеме стрессоустойчивости
педагогов в среде инклюзивного образования 9
1.1. Феноменологический анализ исходных понятий исследуемого
предмета 9
1.2. Стрессоустойчивость и индивидуально-личностные характеристики педагогов в условиях инклюзивного образования.... 16
1.3. Профессиональные стрессовые нагрузки педагогов и их
последствия 20
1.4. Фрустрация: конструктивные и деструктивные эффекты 25
1.5. Факторы профессиональных стрессов и стрессоустойчивость педагогов 28
1.6. Ресурсы стрессоустойчивости педагогов, как фактор влияющих на эффективность профессиональной деятельности 29
1.7. Стратегии совладания с трудностями как процесс управления личностными ресурсами педагогов инклюзивного образования 31
Выводы по главе 35
2. Эмпирическое исследование особенностей стрессоустойчивости
профессиональной деятельности педагога в условиях инклюзивного образования 36
2.1. Цели, методы и организация процедуры исследования 36
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 39
2.3. Коррекционно-развивающая программа по повышению
стрессоустойчивости у педагогов 59
Выводы по главе 64
Заключение 66
Список литературы 68
Приложение
В настоящее время в различных сферах научной деятельности человека высоко проявляется интерес к изучению природы генезиса, анализа структуры и методов урегулирования различных стрессовых конфликтных ситуаций. Особый интерес уделяется вопросу выявления стрессовых факторов в различных профессиях и разработке программ, направленных на развитие механизмов формирования стрессоустойчивости (в том числе в области психолого-педагогического знания).
Поскольку понятие «стресс» широко применяется в ряде различных областей знаний, в него вкладывается несколько различающийся смысл с точки зрения причин возникновения такого состояния, механизмов его развития, особенностей проявлений и последствий. Как отмечает в своих работах В.А. Бодров, данный термин объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией. Различные аспекты стресса являются предметом исследований в области психологии, физиологии, медицины, социологии и других наук [15-16].
Научно-технические инновации, непрерывно внедряемые в процесс жизнедеятельности современного человека, наряду с несомненными благами, в процессе адаптации, зачастую создают условия для развития стресса и его вредных последствий. Реакция на стресс, возникшая в ходе эволюции как полезная, мобилизующая силы организма на борьбу, может превратиться в свою противоположность, нанося организму порой непоправимый вред (С.Х Хайдармеу) [75, С. 5].
Как метко заметил Станислав Лемм, «цивилизация, хотя и спасает человека от смерти, но а тоже время ставит в еще большую зависимость OTсвоего безотказного функционирования».
В рамках данной проблемы, особый интерес вызывают вопросы связанные с процедурой внедрения инклюзивного образования (один из элементов поликультурного образования). В нашей стране инклюзивное образование - педагогическая инновация, центральная роль в которой принадлежит преподавателю [5].
Исследованием данной проблемы занимались многие ученые и практики. Так особую известность получили труды Д. Агнесса, Т. Бута, Т.А. Власова, Л.С. Выготского, В.И. Лубовского, А.Р. Лурия, Н.Н. Малофеева, Т. Миттлера и др.
В России, на текущий момент, профессиональная деятельность педагогов инклюзивного образования вызывает особый интерес в связи с ее значимостью и актуальностью, на фоне активного внедрения ФГОС программы инклюзивного образования «Доступная среда». Инклюзия для современного педагога представляет собой содержательно-конструктивные барьеры, требующие сформированности определенных компетенций для их преодоления (Ю.А. Герасименко) [25].
Многие исследователи (Ю. В. Братчикова, Н. Н. Васягина, Ю. Е. Водяха, Ю. А. Герасименко, Г. А. Репринцева, Е. А. Казаева, Н. Ю. Марчук) приходят к выводу, что структура профессионально-личностной направленности представляет собой единство двух взаимодействующих блоков: личностного и профессионального. Так же, обобщенная структура инклюзивной компетентности педагога включает мотивационную, когнитивную, рефлексивную составляющие (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин). При их некорректной (неадекватной) сформированности, педагог может не принять эмоционально ребенка с особыми образовательными потребностями (как следствие, он не будет уверен в успехе его обучения, возможности оценки его индивидуальных достижений и способов проверки его ЗУН).
Достижение педагогического мастерства педагогов (в особенности педагогов - женщин, а это практически 90% от среднестатистического состава пед-коллектива ОУ/ОО) связано с нервно-психическими перегрузками [18]. Педагоги инклюзивного образования зачастую страдают от тревоги, выраженной депрессии, хронической усталости, проявлений психосоматических расстройств, агрессивности по отношению к детям, что сигнализирует о развитии различного рода профессиональных деформаций (синдром профессионального выгорания педагога).
Не смотря на то, что, на данном этапе накоплено множество научных исследований о педагоге, как о человеке (в области биологии, медицины, психологии, социологии), целостное представление о стрессоустойчивости, как факторе эффективной деятельности в условиях инклюзивного образования проработано недостаточно. В практике еще мало применяются (начальный этап внедрения) методы, направленные непосредственно на формирование эмоциональной устойчивости, толерантности, эмпатии, психологической готовности преподавателей к работе в сфере инклюзивного образования [69, С. 5-10]. Необходимы дальнейшие исследования.
На наш взгляд, своевременная диагностика влияния стрессовой нагрузки на профессиональную деятельность педагогов инклюзивного образования может позволить своевременно выявлять прогноз (последствия профессионального стресса), и проводить своевременные мероприятия по профилактике и коррекции личностных состояний педагогов (в направлении повышения психической стрессоустойчивости).
Учитывая актуальность данной проблемы, необходимо более подробно изучить особенности проявления стресса у педагогов инклюзивного образования, причин его возникновения, следствий и возможных путей развития стрессоустойчивости.
Цель исследования: рассмотреть стрессоустойчивость, как фактор эффективной деятельности педагогов.
Объект исследования: стрессоустойчивость педагогов.
Предмет исследования: развитие стрессоустойчивости как фактора эффективности профессиональной деятельности педагога в условиях инклюзивного образования.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ феномена стрессоустойчивость в научной, учебной и энциклопедической литературе.
2. Рассмотреть и описать характерные психологические и социальные аспекты переживания стрессовых ситуаций в деятельности педагога; провести анализ стрессовых нагрузок педагога и способов их преодоления.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование, направленное на выявление индивидуально-личностных характеристик педагогов, как одно из ведущих условий стрессоустойчивости педагогов.
4. Разработать программу психолого-педагогической коррекции, направленной на развитие стрессоустойчивости педагогов.
Основная гипотеза исследования: можно предположить, что развитие стрессоустойчивости педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования, будет успешным при условии разработки тренинговой работы нацеленной на повышение уровня их профессиональной эффективности.
Дополнительные (вспомогательные) гипотезы исследования:
1. Возможно, между стрессоустойчивостью и индивидуально-личностными характеристиками педагогов существует взаимосвязь.
2. Возможно, существует взаимосвязь между стрессоустойчивостью, способностями педагогов и эффективностью профессиональной деятельности существует взаимосвязь.
Методы исследования:
1. Теоретические методы (анализ научной энциклопедической литературы по поставленной проблеме, синтез и систематизация научных данных).
2. Эмпирические методы (диагностика, методы математико-статистического анализа данных).
В эмпирической части исследовании были применены следующие диагностические методики:
1. Методика «Тест на профессиональный стресс» (Т.Д. Азарных, И.М. Тыртышников).
2. Методика «Тест на стрессочувствительность» (Ю.В. Щербатых).
3. Методика «Диагностика уровня социальной фрустрированности» (Л.И. Вассерман в модификации В.В. Бойко).
4. Методика «Опросник способов совладания» (WCQ С. Фолкман и Р. Лазарус, в российском варианте модификации Водопьяновой Н.Е., Старченковой Е.С., Жукиной Е.В.).
Методологические аспекты исследования стрессоустойчивости первоначально базируются на положениях теории стресса Г. Селье (общий адаптационный синдром):
1. Воздействие стресс-факторов вызывает тревогу, сопротивляемость организма ухудшается (шок), а позднее срабатывают защитные реакции.
2. Организм способен приспосабливаться к изменениям (сопротивление, МПЗ, адаптация).
3. При неадекватности защитных механизмов организма наступает рассогласование его жизненных функций, истощение.
Имеющиеся теоретические исследования стрессоустойчивости трактуют этот феномен с различных точек зрения, не всегда стыкуются между собой, поскольку природа воздействующих на личность стресс-факторов многообразна (профессиональные, психологические, технологические, информационные и др.). Некоторые исследования фрагментарны или слишком обобщены.
Теоретико-методологическое обоснование исследования составляют следующие принципы и концепции:
1. Методологические принципы детерминизма, единства сознания и деятельности, развития и системности (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев).
3. Положения о стрессоустойчивости личности (Н.Е. Водопьянова, Л.А. Китаев-Смык и др.).
4. Теории и подходы к определению так называемого «совладающего поведения» (Р. С. Лазарус, С. К. Нартова-Бочавер и др.).
4. Положение О.В. Лозгачевой о том, что формирование на этапе профессионализации стрессоустойчивости способствует профессиональному развитию и является эффективным способом профилактики профессиональной стагнации.
5. Концепция инклюзивного образования РФ.
В нашем исследовании предпринята попытка обобщенно рассмотреть наиболее известные теории стресса, как такового и особенности формирования стрессоустойчивости (полимодальный подход). Так же, данные методологические принципы, подходы и концепции обеспечили изучение предмета настоящего исследования с позиций интегративного подхода, на основе целостного понимания психической реальности, с учетом проявлений психического на разных уровнях существования человека.
Теоретическая значимость исследования стрессоустойчивости как фактора успешности профессиональной деятельности педагога заключается в исследовании его особенностей, так как проблема стресса в педагогической среде является актуальным вопросом, особенно на фоне введения системы инклюзивного образования в РФ.
Практическая значимость данного исследования связана с возможностью использования материалов исследования для разработки программ адаптации, коммуникативных тренингов, а также при индивидуальном и групповом консультировании педагогов. Результаты эмпирического исследования и разработанная программа психолого-педагогической коррекции могут быть использованы в работе преподавателей УрГПУ (в работе со студентами, обучающимися по педагогическим профилям подготовки; в работе с преподавателями, осуществляющими трудовую деятельность в среде инклюзивного образования).
Поскольку понятие «стресс» широко применяется в ряде различных областей знаний, в него вкладывается несколько различающийся смысл с точки зрения причин возникновения такого состояния, механизмов его развития, особенностей проявлений и последствий. Как отмечает в своих работах В.А. Бодров, данный термин объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией. Различные аспекты стресса являются предметом исследований в области психологии, физиологии, медицины, социологии и других наук [15-16].
Научно-технические инновации, непрерывно внедряемые в процесс жизнедеятельности современного человека, наряду с несомненными благами, в процессе адаптации, зачастую создают условия для развития стресса и его вредных последствий. Реакция на стресс, возникшая в ходе эволюции как полезная, мобилизующая силы организма на борьбу, может превратиться в свою противоположность, нанося организму порой непоправимый вред (С.Х Хайдармеу) [75, С. 5].
Как метко заметил Станислав Лемм, «цивилизация, хотя и спасает человека от смерти, но а тоже время ставит в еще большую зависимость OTсвоего безотказного функционирования».
В рамках данной проблемы, особый интерес вызывают вопросы связанные с процедурой внедрения инклюзивного образования (один из элементов поликультурного образования). В нашей стране инклюзивное образование - педагогическая инновация, центральная роль в которой принадлежит преподавателю [5].
Исследованием данной проблемы занимались многие ученые и практики. Так особую известность получили труды Д. Агнесса, Т. Бута, Т.А. Власова, Л.С. Выготского, В.И. Лубовского, А.Р. Лурия, Н.Н. Малофеева, Т. Миттлера и др.
В России, на текущий момент, профессиональная деятельность педагогов инклюзивного образования вызывает особый интерес в связи с ее значимостью и актуальностью, на фоне активного внедрения ФГОС программы инклюзивного образования «Доступная среда». Инклюзия для современного педагога представляет собой содержательно-конструктивные барьеры, требующие сформированности определенных компетенций для их преодоления (Ю.А. Герасименко) [25].
Многие исследователи (Ю. В. Братчикова, Н. Н. Васягина, Ю. Е. Водяха, Ю. А. Герасименко, Г. А. Репринцева, Е. А. Казаева, Н. Ю. Марчук) приходят к выводу, что структура профессионально-личностной направленности представляет собой единство двух взаимодействующих блоков: личностного и профессионального. Так же, обобщенная структура инклюзивной компетентности педагога включает мотивационную, когнитивную, рефлексивную составляющие (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин). При их некорректной (неадекватной) сформированности, педагог может не принять эмоционально ребенка с особыми образовательными потребностями (как следствие, он не будет уверен в успехе его обучения, возможности оценки его индивидуальных достижений и способов проверки его ЗУН).
Достижение педагогического мастерства педагогов (в особенности педагогов - женщин, а это практически 90% от среднестатистического состава пед-коллектива ОУ/ОО) связано с нервно-психическими перегрузками [18]. Педагоги инклюзивного образования зачастую страдают от тревоги, выраженной депрессии, хронической усталости, проявлений психосоматических расстройств, агрессивности по отношению к детям, что сигнализирует о развитии различного рода профессиональных деформаций (синдром профессионального выгорания педагога).
Не смотря на то, что, на данном этапе накоплено множество научных исследований о педагоге, как о человеке (в области биологии, медицины, психологии, социологии), целостное представление о стрессоустойчивости, как факторе эффективной деятельности в условиях инклюзивного образования проработано недостаточно. В практике еще мало применяются (начальный этап внедрения) методы, направленные непосредственно на формирование эмоциональной устойчивости, толерантности, эмпатии, психологической готовности преподавателей к работе в сфере инклюзивного образования [69, С. 5-10]. Необходимы дальнейшие исследования.
На наш взгляд, своевременная диагностика влияния стрессовой нагрузки на профессиональную деятельность педагогов инклюзивного образования может позволить своевременно выявлять прогноз (последствия профессионального стресса), и проводить своевременные мероприятия по профилактике и коррекции личностных состояний педагогов (в направлении повышения психической стрессоустойчивости).
Учитывая актуальность данной проблемы, необходимо более подробно изучить особенности проявления стресса у педагогов инклюзивного образования, причин его возникновения, следствий и возможных путей развития стрессоустойчивости.
Цель исследования: рассмотреть стрессоустойчивость, как фактор эффективной деятельности педагогов.
Объект исследования: стрессоустойчивость педагогов.
Предмет исследования: развитие стрессоустойчивости как фактора эффективности профессиональной деятельности педагога в условиях инклюзивного образования.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ феномена стрессоустойчивость в научной, учебной и энциклопедической литературе.
2. Рассмотреть и описать характерные психологические и социальные аспекты переживания стрессовых ситуаций в деятельности педагога; провести анализ стрессовых нагрузок педагога и способов их преодоления.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование, направленное на выявление индивидуально-личностных характеристик педагогов, как одно из ведущих условий стрессоустойчивости педагогов.
4. Разработать программу психолого-педагогической коррекции, направленной на развитие стрессоустойчивости педагогов.
Основная гипотеза исследования: можно предположить, что развитие стрессоустойчивости педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования, будет успешным при условии разработки тренинговой работы нацеленной на повышение уровня их профессиональной эффективности.
Дополнительные (вспомогательные) гипотезы исследования:
1. Возможно, между стрессоустойчивостью и индивидуально-личностными характеристиками педагогов существует взаимосвязь.
2. Возможно, существует взаимосвязь между стрессоустойчивостью, способностями педагогов и эффективностью профессиональной деятельности существует взаимосвязь.
Методы исследования:
1. Теоретические методы (анализ научной энциклопедической литературы по поставленной проблеме, синтез и систематизация научных данных).
2. Эмпирические методы (диагностика, методы математико-статистического анализа данных).
В эмпирической части исследовании были применены следующие диагностические методики:
1. Методика «Тест на профессиональный стресс» (Т.Д. Азарных, И.М. Тыртышников).
2. Методика «Тест на стрессочувствительность» (Ю.В. Щербатых).
3. Методика «Диагностика уровня социальной фрустрированности» (Л.И. Вассерман в модификации В.В. Бойко).
4. Методика «Опросник способов совладания» (WCQ С. Фолкман и Р. Лазарус, в российском варианте модификации Водопьяновой Н.Е., Старченковой Е.С., Жукиной Е.В.).
Методологические аспекты исследования стрессоустойчивости первоначально базируются на положениях теории стресса Г. Селье (общий адаптационный синдром):
1. Воздействие стресс-факторов вызывает тревогу, сопротивляемость организма ухудшается (шок), а позднее срабатывают защитные реакции.
2. Организм способен приспосабливаться к изменениям (сопротивление, МПЗ, адаптация).
3. При неадекватности защитных механизмов организма наступает рассогласование его жизненных функций, истощение.
Имеющиеся теоретические исследования стрессоустойчивости трактуют этот феномен с различных точек зрения, не всегда стыкуются между собой, поскольку природа воздействующих на личность стресс-факторов многообразна (профессиональные, психологические, технологические, информационные и др.). Некоторые исследования фрагментарны или слишком обобщены.
Теоретико-методологическое обоснование исследования составляют следующие принципы и концепции:
1. Методологические принципы детерминизма, единства сознания и деятельности, развития и системности (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев).
3. Положения о стрессоустойчивости личности (Н.Е. Водопьянова, Л.А. Китаев-Смык и др.).
4. Теории и подходы к определению так называемого «совладающего поведения» (Р. С. Лазарус, С. К. Нартова-Бочавер и др.).
4. Положение О.В. Лозгачевой о том, что формирование на этапе профессионализации стрессоустойчивости способствует профессиональному развитию и является эффективным способом профилактики профессиональной стагнации.
5. Концепция инклюзивного образования РФ.
В нашем исследовании предпринята попытка обобщенно рассмотреть наиболее известные теории стресса, как такового и особенности формирования стрессоустойчивости (полимодальный подход). Так же, данные методологические принципы, подходы и концепции обеспечили изучение предмета настоящего исследования с позиций интегративного подхода, на основе целостного понимания психической реальности, с учетом проявлений психического на разных уровнях существования человека.
Теоретическая значимость исследования стрессоустойчивости как фактора успешности профессиональной деятельности педагога заключается в исследовании его особенностей, так как проблема стресса в педагогической среде является актуальным вопросом, особенно на фоне введения системы инклюзивного образования в РФ.
Практическая значимость данного исследования связана с возможностью использования материалов исследования для разработки программ адаптации, коммуникативных тренингов, а также при индивидуальном и групповом консультировании педагогов. Результаты эмпирического исследования и разработанная программа психолого-педагогической коррекции могут быть использованы в работе преподавателей УрГПУ (в работе со студентами, обучающимися по педагогическим профилям подготовки; в работе с преподавателями, осуществляющими трудовую деятельность в среде инклюзивного образования).
Особенности стрессоустойчивости педагогов инклюзивного образования зависят, как показало исследование, не только от выбора конкретных стратегий совладания с ситуацией стресса. Но и от стрессочувствительности.
Педагоги, работающие в условиях инклюзивного образования, в отличие от педагогов образовательных школ чаще используют конструктивные
способы преодоления стрессов, т.е. они умеют мобилизовать не только личностные ресурсы, но и ресурсы среды, а также и оптимально их использовать.
По результатам исследования можно сказать, что в исследуемой выборке преобладает умеренный уровень профессионального стресса. Возможно, данный факт объясняется тем, что связано с тем, что педагоги адекватно использует ресурсы совладания, такие как:
- самодеятельные установки;
- способность поставить себя в центр своих жизненных планов; интернальную локализацию контроля над ситуацией стрессовой нагрузки;
- креативность мышления;
- открытость к контактам.
Но в то же время использование ресурсов сопряжено с издержками выбора, что усиливает значимость когнитивной проработки действий. В ряде случаев наблюдается взаимоисключающий характер ресурсов, главным образом, внешних и деятельностных.
Острота выбора обусловлена ограниченностью ресурсов человека, находящегося в ситуации стрессовой нагрузки, что требует их мобилизации в одном направлении.
Как показало исследование концепция совладания с ситуацией стресса в профессиональной деятельности педагогов инклюзивного образования позволяет выявить динамику индивидуального поведения в трудных жизненных обстоятельствах, акцентируя внимание на внутренних ресурсах человека, что в свою очередь позволяет повысить стрессоустойчивость.
Поведение в ситуации стресса представляется движением индивидов по осям преимуществ, когда движение вверх обусловливает накапливаемые преимущества, движение вниз - углубление депривации.
Эти передвижения подобны воронке: накопление преимуществ означает расширение спектра доступных ресурсов по мере достижения промежуточных результатов, в то время как углубление депривации - это лишение не только значимых благ, но и возможностей подняться наверх.
Практическая значимость нашего исследования заключается в оказании реальной информационной, материальной и психологической помощи педагогам, работающим в сфере инклюзивного образования для снижения уровня профессионального стресса, фрустрированности и при выборе успешной стратегии поведения.
Развитие личностных ресурсов педагогов предполагает систему непрерывного руководства целеустремленными усилиями человека или группы, чтобы уметь противостоять препятствиям, чувствам разочарования и отчаяния.
Педагоги, работающие в условиях инклюзивного образования, в отличие от педагогов образовательных школ чаще используют конструктивные
способы преодоления стрессов, т.е. они умеют мобилизовать не только личностные ресурсы, но и ресурсы среды, а также и оптимально их использовать.
По результатам исследования можно сказать, что в исследуемой выборке преобладает умеренный уровень профессионального стресса. Возможно, данный факт объясняется тем, что связано с тем, что педагоги адекватно использует ресурсы совладания, такие как:
- самодеятельные установки;
- способность поставить себя в центр своих жизненных планов; интернальную локализацию контроля над ситуацией стрессовой нагрузки;
- креативность мышления;
- открытость к контактам.
Но в то же время использование ресурсов сопряжено с издержками выбора, что усиливает значимость когнитивной проработки действий. В ряде случаев наблюдается взаимоисключающий характер ресурсов, главным образом, внешних и деятельностных.
Острота выбора обусловлена ограниченностью ресурсов человека, находящегося в ситуации стрессовой нагрузки, что требует их мобилизации в одном направлении.
Как показало исследование концепция совладания с ситуацией стресса в профессиональной деятельности педагогов инклюзивного образования позволяет выявить динамику индивидуального поведения в трудных жизненных обстоятельствах, акцентируя внимание на внутренних ресурсах человека, что в свою очередь позволяет повысить стрессоустойчивость.
Поведение в ситуации стресса представляется движением индивидов по осям преимуществ, когда движение вверх обусловливает накапливаемые преимущества, движение вниз - углубление депривации.
Эти передвижения подобны воронке: накопление преимуществ означает расширение спектра доступных ресурсов по мере достижения промежуточных результатов, в то время как углубление депривации - это лишение не только значимых благ, но и возможностей подняться наверх.
Практическая значимость нашего исследования заключается в оказании реальной информационной, материальной и психологической помощи педагогам, работающим в сфере инклюзивного образования для снижения уровня профессионального стресса, фрустрированности и при выборе успешной стратегии поведения.
Развитие личностных ресурсов педагогов предполагает систему непрерывного руководства целеустремленными усилиями человека или группы, чтобы уметь противостоять препятствиям, чувствам разочарования и отчаяния.
Подобные работы
- ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - ОБРАЗ ДЕТЕЙ С ОВЗ У ПЕДАГОГОВ С РАЗНОЙ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТЬЮ К ИНКЛЮЗИВНОМУ
ОБРАЗОВАНИЮ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3750 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ПЕДАГОГОВ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО КОМПОНЕНТА МОТИВАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Гендерные особенности жизнестойкости педагогов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Предикторы адаптивного поведения дошкольников с нарушением зрения
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - АРТ-ТЕРАПИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2019 - КОНСТРУИРОВАНИЕ АКТИВНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК РЕСУРС ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СТУДЕНТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023



