Формирование устойчивости к негативным социальным зависимостям у старшеклассников в условиях учреждения закрытого типа
|
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
УСТОЙЧИВОСТИ К НЕГАТИВНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ ЗАВИСИМОСТЯМ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА 9
1.1. Характеристика понятия «устойчивость к негативным социальным
зависимостям» 9
1.2. Особенности формирования устойчивости к негативным социальным
зависимостям у старшеклассников в условиях учреждения закрытого типа 16
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий формирования устойчивости к негативным социальным зависимостям у старшеклассников в
условиях учреждения закрытого типа 30
1.4. Выводы по первой главе 55
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ К НЕГАТИВНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ ЗАВИСИМОСТЯМ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА...57
2.1. Организация опытно-поисковой работы и результаты исходного уровня
сформированности устойчивости к негативным зависимостям у старшеклассников на констатирующем этапе исследования 57
2.2. Реализация системы педагогических условий формирования
устойчивости к негативным социальным зависимостям у старшеклассников в условиях учреждения закрытого типа 67
2.3. Результаты опытно-поисковой работы по формированию устойчивости к негативным социальным зависимостям у старшеклассников в условиях
учреждения закрытого типа 75
2.4. Выводы по второй главе 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 156
УСТОЙЧИВОСТИ К НЕГАТИВНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ ЗАВИСИМОСТЯМ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА 9
1.1. Характеристика понятия «устойчивость к негативным социальным
зависимостям» 9
1.2. Особенности формирования устойчивости к негативным социальным
зависимостям у старшеклассников в условиях учреждения закрытого типа 16
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий формирования устойчивости к негативным социальным зависимостям у старшеклассников в
условиях учреждения закрытого типа 30
1.4. Выводы по первой главе 55
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ К НЕГАТИВНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ ЗАВИСИМОСТЯМ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА...57
2.1. Организация опытно-поисковой работы и результаты исходного уровня
сформированности устойчивости к негативным зависимостям у старшеклассников на констатирующем этапе исследования 57
2.2. Реализация системы педагогических условий формирования
устойчивости к негативным социальным зависимостям у старшеклассников в условиях учреждения закрытого типа 67
2.3. Результаты опытно-поисковой работы по формированию устойчивости к негативным социальным зависимостям у старшеклассников в условиях
учреждения закрытого типа 75
2.4. Выводы по второй главе 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 156
Актуальность исследования обосновывается стратегия взаимодействия с действительностью приобретает все большие масштабы. Традиционная борьба с последствиями не решает проблему и при этом требует огромных затрат: физических, моральных, финансовых. Аддиктивное поведение (от англ. addiction - зависимость, пагубная привычка) - это одна из форм отклоняющегося поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния с помощью приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности. Факт приобщения подростка к одному виду аддиктивного поведения повышает вероятность вовлеченности в другие типы зависимости. По мнению С.А Кулакова, аддиктивное поведение это «злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами без признаков индивидуальной психической и физической зависимости, сопровождающееся ухудшением социального функционирования» [55, с.15].
«Общество, утратив свой духовный стержень - основной критерий морали, по сути, теряет целостную систему моральных принципов своего внутреннего мира. Образующаяся пустота гнетет человека, он чувствует, что что-то утеряно, ощущает в полной мере возникающую пустоту. К примеру, применяя различные наркотические вещества, человек чувствует, как пустота внутри него сокращается, становится менее значительной» [5, с.113].
По различным статистическим источникам, от 500 до 700 тысяч жителей России ежегодно умирают от проблем, связанных с алкоголем. Алкоголизм официально признан общенациональной угрозой на уровне личности, семьи, общества, государства, а также одним из факторов демографического и социального кризиса в России. По данным исследования 2009 года, проведенного Комиссией Общественной палаты РФ по социальной и демографической политике, Комитетом Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей, Общественным советом Центрального федерального округа, алкогольные напитки, включая пиво, потребляют 81% подростков и молодежи, доля потребляющих спиртные напитки, в основном - пиво, резко возрастает в 13-14-летнем возрасте. Средний возраст впервые попробовавших наркотики не превышает 14 лет. Ежедневно в России потребляют алкоголь 33% юношей и 20% девушек. Раннее приобщение к алкоголю увеличивает в 5 - 6 раз риск развития алкоголизма и насильственной смерти в будущем.
Проблема формирования устойчивости к негативным социальным зависимостям и необходимости предупреждения зависимого поведения подростков напрямую связана с научной проблематикой: недостаточно изучено, каким образом необходимо формировать отношение к негативным социальным зависимостям, в том числе к трезвости, устойчивости к зависимостям как жизненной ценности. Не разработаны на должном уровне методики воспитания этих личностных характеристик. Данная тематика в основном рассматривается в медицинском русле. Не в полной мере изучены пути решения проблемы роста числа социальных зависимостей и беззащитности перед ними большого числа современных подростков.
Большинство психолого-педагогических исследований указывает на прямую зависимость между особенностями адаптации подростков в стрессовых условиях (С.И. Билкей, Т.С. Бузина, И.А. Должанская, В.Я. Семке) и формированием у них зависимого поведения. Низкая фрустрационная переносимость, сопровождаемая напряженностью, ощущением враждебности окружающего мира, влияет на внутреннее состояние недостаточно сформированной в силу подросткового возраста личности (Х. Томэ, Х. Кэхеле, Ф. Риман), вызывает у нее стремление к уходу от реальности и приводит к формированию алкогольной, табачной наркотической и прочих аддикций (А.Л. Катков, Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, Р. Ассаджиоли, С. Гроф, В. Агеев, В. Лебедько).
Использование опыта совместного противостояния государства и церкви социальным зависимостям актуально в использовании в проектной деятельности Общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости» Свердловской области, основанной на методиках педагогики поддержки, направленных на формирование устойчивости к негативным социальным зависимостям у старшеклассников образовательного учреждения закрытого типа.
Проблема исследования: поиск педагогических средств формирования устойчивости к негативным социальным зависимостям у старшеклассников учреждения закрытого типа.
Анализ литературы по проблеме исследования выявил противоречия: существующие педагогические методики устарели, назрела необходимость разработки более совершенных педагогических методик.
Цель исследования: обосновать, разработать и проверить в опытно-поисковой работе педагогические условия формирования устойчивости к негативным социальным зависимостям у старшеклассников учреждения закрытого типа, средствами педагогической поддержки.
Объект исследования: процесс формирования устойчивости
к негативным социальным зависимостям.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
устойчивости к негативным социальным зависимостям у старшеклассников образовательных учреждений закрытого типа.
Гипотеза исследования:
- диагностика и учет в воспитательной работе социально обусловленных ситуаций, предрасполагающих к формированию аддикции;
- участие в социально значимой деятельности и общественно полезном труде; разностороннее развитие в кружках и досуге; организация и коррекция режимных моментов в условиях педагогически замкнутого пространства, обеспечивающее благоприятное пребывание старшеклассников в условиях учреждения закрытого типа;
- организация и реализация форм возможного взаимодействия совместных проектов с участием семьи, педагогического коллектива, представителями религиозных объединений.
Задачи исследования:
1. Изучить соответствующую литературу и иные источники информации по анализируемой проблеме;
2. Проанализировать особенности формирования устойчивости к негативным социальным зависимостям у старшеклассников учреждения закрытого типа;
3. Предложить и исследовать педагогические условия формирования устойчивой к негативным социальным зависимостям;
4. Доказать эффективность предложенной педагогической методики.
Методы исследования:
- теоретические (изучение соответствующей литературы, системный подход, педагогическое проектирование, моделирование, прогнозирование, персонифицированный анализ, феноменологический анализ, качественный и количественный контент-анализ);
- эмпирические (изучение состояния разработки проблемы в существующей практике, обобщение педагогического опыта, организация опытной и методической работы, беседы, опросы, анкетирование).
Этапы исследования:
1) констатирующий этап - выбор темы, анализ литературы, формулировка идеи, целей, задач, объекта, предмета, гипотезы, структуры и содержания деятельности по разработке и проектированию модели предупреждения зависимого поведения;
2) формирующий этап - опытно-поисковая работа;
3) обобщающий этап - выводы.
База исследования: Учреждение закрытого типа - Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Рефтинское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа» (ФГБПОУ «Рефтинское СУВУ»).
Научная новизна и теоретическая значимость:
1) уточнено содержание понятий: «устойчивость к негативным социальным зависимостям»; «предупреждение зависимого поведения старшеклассников учреждения закрытого типа»;
2) выявлены возможности использования теории педагогической поддержки для предупреждения зависимого поведения старшеклассников в условиях учреждения закрытого типа.
Практическая значимость исследования:
- выявлены и проверены условия, методы педагогической поддержки для формирования устойчивости к негативным социальным зависимостям;
- выявлены формы возможного взаимодействия в совместных проектах с семьей, педагогическим коллективом, религиозными организациями;
- разработана организационно-педагогическая модель формирования устойчивости к негативным социальным зависимостям подростков средствами педагогического сопровождения (в условиях замкнутого пространства).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Возрастают риски возникновения зависимостей и традиционные методы профилактики не действуют, вследствие этого разрабатываются новые стратегии, направленные на подготовку старшеклассников учреждения закрытого типа к самостоятельной жизни.
2. Организационно-педагогическая модель формирования
устойчивости к зависимостям средствами эффективного педагогического сопровождения старшеклассников учреждения закрытого типа (при учете уровня сформированности ценностно-смысловой сферы).
Превентивная, корректирующая психологическая и педагогическая деятельность ФГБПОУ "Рефтинское СУВУ" основана на обращении к внутренним силам и способностям личности подростка и его самостоятельности, задающей интенцию, управляющей динамикой её развития.
Апробация и внедрение результатов: материалы исследования обсуждались на V Симеоновских образовательных чтениях «Духовная культура - основа формирования нравственной личности» (2008), на II - V сессиях научно-практического семинара по разработке теории трезвенного просвещения «Воспитание подростков и молодежи в трезвенных традициях отечественной культуры» (2009 - 2012), на Всероссийской научно¬
практической конференции «Педагогические аспекты духовно¬нравственного воспитания» (2011), что отражено в ряде публикаций.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (138 источников), приложений.
«Общество, утратив свой духовный стержень - основной критерий морали, по сути, теряет целостную систему моральных принципов своего внутреннего мира. Образующаяся пустота гнетет человека, он чувствует, что что-то утеряно, ощущает в полной мере возникающую пустоту. К примеру, применяя различные наркотические вещества, человек чувствует, как пустота внутри него сокращается, становится менее значительной» [5, с.113].
По различным статистическим источникам, от 500 до 700 тысяч жителей России ежегодно умирают от проблем, связанных с алкоголем. Алкоголизм официально признан общенациональной угрозой на уровне личности, семьи, общества, государства, а также одним из факторов демографического и социального кризиса в России. По данным исследования 2009 года, проведенного Комиссией Общественной палаты РФ по социальной и демографической политике, Комитетом Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей, Общественным советом Центрального федерального округа, алкогольные напитки, включая пиво, потребляют 81% подростков и молодежи, доля потребляющих спиртные напитки, в основном - пиво, резко возрастает в 13-14-летнем возрасте. Средний возраст впервые попробовавших наркотики не превышает 14 лет. Ежедневно в России потребляют алкоголь 33% юношей и 20% девушек. Раннее приобщение к алкоголю увеличивает в 5 - 6 раз риск развития алкоголизма и насильственной смерти в будущем.
Проблема формирования устойчивости к негативным социальным зависимостям и необходимости предупреждения зависимого поведения подростков напрямую связана с научной проблематикой: недостаточно изучено, каким образом необходимо формировать отношение к негативным социальным зависимостям, в том числе к трезвости, устойчивости к зависимостям как жизненной ценности. Не разработаны на должном уровне методики воспитания этих личностных характеристик. Данная тематика в основном рассматривается в медицинском русле. Не в полной мере изучены пути решения проблемы роста числа социальных зависимостей и беззащитности перед ними большого числа современных подростков.
Большинство психолого-педагогических исследований указывает на прямую зависимость между особенностями адаптации подростков в стрессовых условиях (С.И. Билкей, Т.С. Бузина, И.А. Должанская, В.Я. Семке) и формированием у них зависимого поведения. Низкая фрустрационная переносимость, сопровождаемая напряженностью, ощущением враждебности окружающего мира, влияет на внутреннее состояние недостаточно сформированной в силу подросткового возраста личности (Х. Томэ, Х. Кэхеле, Ф. Риман), вызывает у нее стремление к уходу от реальности и приводит к формированию алкогольной, табачной наркотической и прочих аддикций (А.Л. Катков, Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, Р. Ассаджиоли, С. Гроф, В. Агеев, В. Лебедько).
Использование опыта совместного противостояния государства и церкви социальным зависимостям актуально в использовании в проектной деятельности Общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости» Свердловской области, основанной на методиках педагогики поддержки, направленных на формирование устойчивости к негативным социальным зависимостям у старшеклассников образовательного учреждения закрытого типа.
Проблема исследования: поиск педагогических средств формирования устойчивости к негативным социальным зависимостям у старшеклассников учреждения закрытого типа.
Анализ литературы по проблеме исследования выявил противоречия: существующие педагогические методики устарели, назрела необходимость разработки более совершенных педагогических методик.
Цель исследования: обосновать, разработать и проверить в опытно-поисковой работе педагогические условия формирования устойчивости к негативным социальным зависимостям у старшеклассников учреждения закрытого типа, средствами педагогической поддержки.
Объект исследования: процесс формирования устойчивости
к негативным социальным зависимостям.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
устойчивости к негативным социальным зависимостям у старшеклассников образовательных учреждений закрытого типа.
Гипотеза исследования:
- диагностика и учет в воспитательной работе социально обусловленных ситуаций, предрасполагающих к формированию аддикции;
- участие в социально значимой деятельности и общественно полезном труде; разностороннее развитие в кружках и досуге; организация и коррекция режимных моментов в условиях педагогически замкнутого пространства, обеспечивающее благоприятное пребывание старшеклассников в условиях учреждения закрытого типа;
- организация и реализация форм возможного взаимодействия совместных проектов с участием семьи, педагогического коллектива, представителями религиозных объединений.
Задачи исследования:
1. Изучить соответствующую литературу и иные источники информации по анализируемой проблеме;
2. Проанализировать особенности формирования устойчивости к негативным социальным зависимостям у старшеклассников учреждения закрытого типа;
3. Предложить и исследовать педагогические условия формирования устойчивой к негативным социальным зависимостям;
4. Доказать эффективность предложенной педагогической методики.
Методы исследования:
- теоретические (изучение соответствующей литературы, системный подход, педагогическое проектирование, моделирование, прогнозирование, персонифицированный анализ, феноменологический анализ, качественный и количественный контент-анализ);
- эмпирические (изучение состояния разработки проблемы в существующей практике, обобщение педагогического опыта, организация опытной и методической работы, беседы, опросы, анкетирование).
Этапы исследования:
1) констатирующий этап - выбор темы, анализ литературы, формулировка идеи, целей, задач, объекта, предмета, гипотезы, структуры и содержания деятельности по разработке и проектированию модели предупреждения зависимого поведения;
2) формирующий этап - опытно-поисковая работа;
3) обобщающий этап - выводы.
База исследования: Учреждение закрытого типа - Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Рефтинское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа» (ФГБПОУ «Рефтинское СУВУ»).
Научная новизна и теоретическая значимость:
1) уточнено содержание понятий: «устойчивость к негативным социальным зависимостям»; «предупреждение зависимого поведения старшеклассников учреждения закрытого типа»;
2) выявлены возможности использования теории педагогической поддержки для предупреждения зависимого поведения старшеклассников в условиях учреждения закрытого типа.
Практическая значимость исследования:
- выявлены и проверены условия, методы педагогической поддержки для формирования устойчивости к негативным социальным зависимостям;
- выявлены формы возможного взаимодействия в совместных проектах с семьей, педагогическим коллективом, религиозными организациями;
- разработана организационно-педагогическая модель формирования устойчивости к негативным социальным зависимостям подростков средствами педагогического сопровождения (в условиях замкнутого пространства).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Возрастают риски возникновения зависимостей и традиционные методы профилактики не действуют, вследствие этого разрабатываются новые стратегии, направленные на подготовку старшеклассников учреждения закрытого типа к самостоятельной жизни.
2. Организационно-педагогическая модель формирования
устойчивости к зависимостям средствами эффективного педагогического сопровождения старшеклассников учреждения закрытого типа (при учете уровня сформированности ценностно-смысловой сферы).
Превентивная, корректирующая психологическая и педагогическая деятельность ФГБПОУ "Рефтинское СУВУ" основана на обращении к внутренним силам и способностям личности подростка и его самостоятельности, задающей интенцию, управляющей динамикой её развития.
Апробация и внедрение результатов: материалы исследования обсуждались на V Симеоновских образовательных чтениях «Духовная культура - основа формирования нравственной личности» (2008), на II - V сессиях научно-практического семинара по разработке теории трезвенного просвещения «Воспитание подростков и молодежи в трезвенных традициях отечественной культуры» (2009 - 2012), на Всероссийской научно¬
практической конференции «Педагогические аспекты духовно¬нравственного воспитания» (2011), что отражено в ряде публикаций.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (138 источников), приложений.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы и практики работы образовательных учреждений закрытого типа была выявлена актуальность проблемы предупреждения зависимого (аддиктивного) поведения подростков средствами педагогической поддержки. Актуальность обусловливается потребностью общества, переживающего ценностный кризис, и сложившейся в системе образования ситуацией, связанной с необходимостью теоретико-методологического и технологического обеспечения деятельности педагогов, направленной на воспитание устойчивости подростков к зависимостям в условиях стремительно нарастающей информатизации, ведущей к формированию нового мировосприятия, появления многих новых факторов зависимого поведения.
Проанализированные основные философские и психолого-педагогические исследования по проблеме предупреждения зависимого поведения подростков позволили выявить содержание и структуру основных понятий исследования «негативные социальные зависимости», «устойчивость к негативным социальным зависимостям». Рассмотрение зависимости и устойчивости к зависимостям как проявлениям качественно различных уровней социальной субъектности индивида позволило выделить среди проявлений когнитивные, эмоционально-мотивационные, деятельностные и рассмотреть их как раскрывающие динамику формирования качества социальной субъектности подростков.
Выявление наиболее значимых факторов, способствующих развитию негативных зависимостей несовершеннолетних (ресентимент, когнитивный диссонанс, социальное отчуждение, одиночество), позволило обосновать пути и средства наиболее эффективного предупреждения зависимостей и формирования устойчивости к ним.
Наиболее целесообразным в условиях закрытого учреждения были выбраны идеи педагогики поддержки и проектной деятельности подростков.
В соответствии с целью исследования были выявлены условия эффективности формирования устойчивости к негативным зависимостям воспитанников учреждений закрытого типы, в качестве которы были сформулированы следующие:
- наличие систематической диагностики ценностно-смысловой сферы воспитанников и учет в воспитательной работе социально обусловленных ситуаций, предрасполагающих к формированию у них зависимого поведения;
- разработка и внедрение организационно-педагогической модели и специальной программы мероприятий, опирающихся на идеи педагогики поддержки и направленных на формирование устойчивости к негативным социальным зависимостям воспитанников: участие в социально значимой деятельности и общественно полезном труде; разностороннее личностное развитие в кружках и досуговой деятельности; педагогически целесообразная организация режимных моментов в условиях замкнутого пространства учреждения закрытого типа;
- взаимодействие семьи, педагогического коллектива, религиозных объединений и подростков как детско-взрослая со-бытийная общность в проектной деятельности образовательного учреждения закрытого типа.
В соответствии с задачами исследования для проведения опытно-поисковой работы были разработаны показатели и критерии уровня сформированности устойчивости к негативным зависимостям как дихотомическая система проявлений зависимости и устойчивости к зависимостям. (Переживание одиночества - Переживание единства с другими людьми. Разочарование в людях - Базовое доверие к людям. Обидчивость - Готовность к прощению другого. Переживание бессмысленности жизни, пессимизм - Переживание высокого смысла жизни, направленность на его поиск, оптимизм и т.п.).
Кроме того, проведенное исследование позволило уточнить понятия «зависимое поведение современных подростков», «предупреждение зависимого поведения подростков»; теоретически обосновать необходимость и возможность эффективного осуществления педагогической поддержки в предупреждении зависимого поведения подростков в условиях внешкольной проектной деятельности.
Проведенная опытно-поисковая работа позволила практически подтвердить результативность использования идей и методов педагогики поддержки подростков в процессе воспитания устойчивости к зависимостям, что было раскрыто как: обращение к проектной деятельности подростков; создание благоприятной психолого-педагогической среды, предполагающей доверительность отношений подростков с педагогами и друг другом; созданием системы изучения и учета индивидуальных личностных особенностей подростков; использование в воспитательном процессе методик, направленных на самопознание, самоопределение,
самоактуализацию и самореализацию личности подростка; организации «детско-взрослой событийной общности».
Таким образом, в результате проведенного исследования выдвинутая гипотеза была подтверждена, поставленные задачи решены, цель достигнута.
Проанализированные основные философские и психолого-педагогические исследования по проблеме предупреждения зависимого поведения подростков позволили выявить содержание и структуру основных понятий исследования «негативные социальные зависимости», «устойчивость к негативным социальным зависимостям». Рассмотрение зависимости и устойчивости к зависимостям как проявлениям качественно различных уровней социальной субъектности индивида позволило выделить среди проявлений когнитивные, эмоционально-мотивационные, деятельностные и рассмотреть их как раскрывающие динамику формирования качества социальной субъектности подростков.
Выявление наиболее значимых факторов, способствующих развитию негативных зависимостей несовершеннолетних (ресентимент, когнитивный диссонанс, социальное отчуждение, одиночество), позволило обосновать пути и средства наиболее эффективного предупреждения зависимостей и формирования устойчивости к ним.
Наиболее целесообразным в условиях закрытого учреждения были выбраны идеи педагогики поддержки и проектной деятельности подростков.
В соответствии с целью исследования были выявлены условия эффективности формирования устойчивости к негативным зависимостям воспитанников учреждений закрытого типы, в качестве которы были сформулированы следующие:
- наличие систематической диагностики ценностно-смысловой сферы воспитанников и учет в воспитательной работе социально обусловленных ситуаций, предрасполагающих к формированию у них зависимого поведения;
- разработка и внедрение организационно-педагогической модели и специальной программы мероприятий, опирающихся на идеи педагогики поддержки и направленных на формирование устойчивости к негативным социальным зависимостям воспитанников: участие в социально значимой деятельности и общественно полезном труде; разностороннее личностное развитие в кружках и досуговой деятельности; педагогически целесообразная организация режимных моментов в условиях замкнутого пространства учреждения закрытого типа;
- взаимодействие семьи, педагогического коллектива, религиозных объединений и подростков как детско-взрослая со-бытийная общность в проектной деятельности образовательного учреждения закрытого типа.
В соответствии с задачами исследования для проведения опытно-поисковой работы были разработаны показатели и критерии уровня сформированности устойчивости к негативным зависимостям как дихотомическая система проявлений зависимости и устойчивости к зависимостям. (Переживание одиночества - Переживание единства с другими людьми. Разочарование в людях - Базовое доверие к людям. Обидчивость - Готовность к прощению другого. Переживание бессмысленности жизни, пессимизм - Переживание высокого смысла жизни, направленность на его поиск, оптимизм и т.п.).
Кроме того, проведенное исследование позволило уточнить понятия «зависимое поведение современных подростков», «предупреждение зависимого поведения подростков»; теоретически обосновать необходимость и возможность эффективного осуществления педагогической поддержки в предупреждении зависимого поведения подростков в условиях внешкольной проектной деятельности.
Проведенная опытно-поисковая работа позволила практически подтвердить результативность использования идей и методов педагогики поддержки подростков в процессе воспитания устойчивости к зависимостям, что было раскрыто как: обращение к проектной деятельности подростков; создание благоприятной психолого-педагогической среды, предполагающей доверительность отношений подростков с педагогами и друг другом; созданием системы изучения и учета индивидуальных личностных особенностей подростков; использование в воспитательном процессе методик, направленных на самопознание, самоопределение,
самоактуализацию и самореализацию личности подростка; организации «детско-взрослой событийной общности».
Таким образом, в результате проведенного исследования выдвинутая гипотеза была подтверждена, поставленные задачи решены, цель достигнута.
Подобные работы
- Тенденции развития и педагогические условия использования прогрессивной мысли Ислама в современной школе
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТРАДИЦИОННОМ И
ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТАХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5910 р. Год сдачи: 2021 - Профилактика наркомании в молодежной и подростковой среде
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2022





