ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ 7
1.1. Теоретические подходы к изучению феномена жизнестойкости 7
1.2. Факторы жизнестойкости личности 21
1.3 Роль жизнестойкости в преодолении возникающих трудностей 28
1.4 Психолого-педагогические особенности подростков с НОДА 32
Вывод по главе 1 36
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ
ПОДРОСТКОВ С НОДА 37
2.1 Характеристика выборки и методики исследования 37
2.2 Анализ полученных результатов 42
2.2.1 Результаты, полученные по методике Тест жизнестойкости С. Мадди
(Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И.) 42
2.2.2 Результаты, полученные по методике Личностный опросник Г. Айзенка
44
2.2.3 Результаты, полученные по методике «Дембо-Рубинштейн» 46
2.2.4 Результаты, полученные по методике «Способы совладающего
поведения» Лазаруса 50
2.2.5 Сравнительный анализ результатов исследования 51
2.2.6 Корреляционный анализ 52
2.2.7 Факторный анализ 56
Вывод по главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ А 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 69
Актуальность исследования. Одной из важных личностных характеристик современного человека является жизнестойкость, которая характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию.
Считается, что компоненты жизнестойкости в основном развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте. Выпускные классы любых школ испытывают стресс: экзамены, социальная адаптация, профессиональный выбор, а если рассматривать подростков с нарушениями опорно - двигательного аппарата, то мы можем сделать вывод, что они испытывают еще больший стресс при выходе из стен школы.
Таким образом, крайне актуально измерять уровень устойчивости к неблагоприятным, стрессовым, сложным ситуациям у подростков и крайне актуально - у подростков, имеющих ограниченные возможности здоровья, в том числе - нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА). Так как жизнестойкость является особым резервом для социально-психологической адаптации к самостоятельной жизни. Выявление низкой жизнестойкости является сигналом о необходимости проведения коррекционной работы.
Значимым, на наш взгляд, является также существующая в обществе неосведомлённость о характере и причинах нарушений, недооценка потенциальных возможностей и способностей, детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата, что препятствует возможности для равного взаимодействия с ними. Негативное отношение общества, безусловно, отражается не только на уровне жизнестойкости подростков с НОДА, но и на их самооценке.
Разработанность проблемы исследования. В нестабильных и постоянно меняющихся условиях жизни, неуверенность в завтрашнем дне отрицательно сказывается, как на физическое, так и психологическое здоровье подростков, что подтверждается рядом исследователей (Г.В. Жарков, Г.Ю. Любимова, А.Ф. Мирзаянова, В.С.Мухина, Л.А.Терехина)
Изучение теоретического материала, по аспекту жизнестойкости свидетельствует о том, что в этой области есть слепые зоны, требующие более глубокого изучения. Об этом нам говорит, не однозначное отношение даже к понятию «жизнестойкость», которое в литературе зачастую заменяется терминами: жизнеспособность, зрелость, адаптация,
жизнетворчество.
В исследованиях отечественных психологов разработка проблемы жизнестойкости связана с исследованиями совладания со сложными ситуациями (Либин А.В., Либина Е.В.), с проблемой жизнетворчества (Леонтьев Д.А.), личностно-ситуационного взаимодействия (Коржова Е.Ю.), самореализации личности (Коростылева Л.А.) и др.
Исходя из актуальности проблемы исследования, её недостаточной разработанности, была определена тема исследования, сформулированы объект, предмет, цели и задачи исследования.
Объект - жизнестойкость подростков с нарушениями опорно - двигательного аппарата как психологический феномен.
Предмет - психологическое содержание жизнестойкости подростков с НОДА.
Цель - определить индивидуально-психологические особенности подростков с НОДА, составляющие психологическое содержание жизнестойкости.
Задачи исследования:
1. Произвести обзор литературы по теме жизнестойкости.
2. Подобрать методики исследования жизнестойкости у подростков с НОДА.
3. Провести исследование жизнестойкости подростков с НОДА.
4 Провести анализ полученных результатов с применением методов математической статистики, для уточнения особенностей проявления жизнестойкости подростков с НОДА
5. Проанализировать особенности проявления жизнестойкости у подростков с НОДА.
6. Произвести сравнение средних показателей используемых методик у подростков с НОДА и подростков без особенностей развития.
Гипотезы:
1. Наличие нарушений опорно-двигательного аппарата будет влиять на уровень жизнестойкости подростков.
2. Компонент жизнестойкости «Вовлеченность» у подростков с НОДА будет ниже, чем у подростков без особенностей развития.
3. Показатель нейротизма выше у подростков с НОДА, чем у подростков без особенностей развития.
Методы исследования:
• Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
• Эмпирические методы: Модифицированный тест жизнестойкости Мадди (Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости.); Личностный опросник Айзенка (EPI); Модифицированная методика «Дембо-Рубинштейн» (самооценка по 100 балльной шкале); Опросник «Способы совладающего поведения» (ССП) Р. Лазарус и С. Фолкман.
• Количественный и качественный анализ результатов. Надежность и достоверность результатов оценивались на основании методов математической статистики: были использованы коэффициенты корреляции, двухфакторный анализ. Для статистической обработки данных использовалась программа SPSS.
Выборка состояла из двух групп: подростков с НОДА и подростков без особенностей развития. В исследовании подростков с НОДА принимали участие школьники 8-11 классов государственного казённого общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат Эверест» и государственного казённого общеобразовательного учреждения «Школа-интернат № 17» Всего приняло участие 25 человек (из них 6 человек - из 8х классов; 7 человек - из 9х классов; 11 человек - из 10х классов; 1 человек - из 11 класса; из них 9 девочек и 16 мальчиков).
Подростки без особенностей развития: 50 человек, обучающихся в 8х (28 человек) и 9х (22 человека) классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения гимназии № 2 г. Екатеринбурга.
Исследование проводилось 2016 г.
Теоретическая часть настоящего исследования включает в себя работу по изучению теоретических подходов к изучению жизнестойкости и анализу психолого-педагогических особенностей подростков с нарушениями опорнодвигательного аппарата. При изучении этих подходов были раскрыты следующие положения: культурная среда, окружающая ребенка, определяет вектор его развития, где социальная среда главный источник развития личности, в данном контексте жизнестойкость связана с понятием воли. Все события нашей жизни - это результат принятия решений, так как любое решение — это выбор. Жизнестойкость здесь, заключается в воздействии установок на оценку текущей жизненной ситуации и готовность человека активно действовать в пользу будущего.
Так же была выделена социологическая концепция жизнестойкости, которая имеет важное значение. Поскольку именно в процессе жизни, в результате становления человека с социальным пространством, в нём создаются те самые ситуации и барьеры в которых проявляется жизнестойкость. Качество освоения ролей, умение адаптироваться и осваивать новые роли - являются важными компонентами жизнестойкости.
По результатам эмпирической части исследования можно выделить следующие особенности у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
1. Компоненты жизнестойкости: вовлеченность и контроль у подростков с НОДА выше, чем у подростков без особенностей развития. Это может быть связано с тем, что дети с НОДА всегда находятся в напряженном состоянии, они мобилизуют все усилия, для того чтобы быть успешными.
2. У подростков с НОДА очень высокий показатель по шкале нейротизма, так как школьники подвержены каждодневным испытаниям, но у подростков без особенностей развития в 8 классе уровень нейротизма даже выше.
3. По всем шкалам у 8х классов преобладает высокий уровень самооценки и притязаний. Это может означать, что подростки с НОДА «закрыты» для внешнего опыта, а высокий уровень притязаний, наоборот может быть показателем амбициозности подростка. Вообще тенденция ведёт к тому, что ученики 10х классов, более адекватно оценивают свои возможности. У учеников 8х классов с НОДА уровень самооценки выше, чем у подростков без особенностей развития. Стоит обратить внимание на шкалу «счастливый», здесь показатели у учеников без особенностей развития выше, чем у подростков с НОДА.
4. Нейротизм у девушек выше, чем у юношей. Была так же выявлена обратная корреляция т.е. чем выше уровень нейротизма, тем ниже уровень жизнестойкости, а у юношей наблюдается обратная корреляция со всеми показателями жизнестойкости, что еще раз доказывает, что нейротизм влияет на эти показатели.
5. Копинг-стратегии: у юношей наблюдается обратная корреляция с такой копинг стратегией, как социальная поддержка, т.е. чем выше поиск социальной поддержки, тем ниже контроль, вовлеченность и жизнестойкость, что еще раз доказывает, что гиперопека негативно сказывается на ребенке с НОДА.
На основании полученных результатов, можно сделать выводы по выдвинутым гипотезам:
1. Наличие нарушений опорно-двигательного аппарата будет влиять на уровень жизнестойкости подростков. Эта гипотеза подтверждается, так как компоненты жизнестойкости у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата выше, чем у детей без особенностей развития (95,5 против 77,6).
2. Компонент жизнестойкости «Вовлеченность» у подростков с НОДА будет ниже, чем у подростков без особенностей развития. Гипотеза не подтвердилась, так как показатель вовлеченности у подростков с НОДА выше, чем у подростков без особенностей развития (42,3 против 32,1).
3. Показатель нейротизма выше у подростков с НОДА, чем у подростков без особенностей развития. Гипотеза частично подтвердилась, потому что у подростков с НОДА очень высокий показатель по шкале нейротизма, так как школьники подвержены каждодневным испытаниям, но у подростков без особенностей развития в 8 классе уровень нейротизма даже выше.
Подростки с НОДА приближаются к порогу взрослой жизни, где они будут сталкиваться с непростыми задачами. Умение их преодолевать, правильное отношение к получаемому опыту, уверенность в своих силах, адаптивные способы совладающего поведения - всё это лучше оценить заранее, по возможности скорректировать и максимально подготовить сегодняшних школьников к комфортному прибываю в социуме, раскрыть их возможности и таланты.
1. Александрова Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии / Л. А. Александрова под ред. М. М. Горбатовой, А. В. Серого, М. С. Яницкого //
• Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - Вып. 2. - С. 82 - 90
2. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев под
ред. А. А. Бодалева. - М.: Издательство «Институт практической
психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - С. 8
3. Воловикова М. И. Психология и праздник: Праздник в жизни человека / М. И. Воловикова, С. В. Тихомирова, А. М. Борисова. - М: ПЕР СЭ, 2003.
• С. 143
4. Выготский. А С. Детская психология. Собр. соч. / А. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4. - 432 с.
5. Вяткин Б. А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека / Б. А. Вяткин. - Пермь: Звезда, 2000. - С. 19 - 34
6. Дембо Т. Приспособление к увечью - проблема социальнопсихологической реабилитации / Т. Дембо, Г. Левитон, Б. Брайт // Московский психотерапевтический журнал [Электронный ресурс]. ИВЕ: http://psvjournals.ru/files/22410/mpi 2003 n1 Dembo.pdf (дата обращения: 15.01.2018).
7. Зинченко В. П. Общество на пути к "человеку психологическому" / В. П. Зинченко // Вопросы психологии, 2008. - № 3. - С. 6
8. Кожевникова Е. Ю. Психологические предпосылки потери занятости и эффекты ее обретения / Е. Ю. Кожевникова // Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности: Матер. Всерос. Интернет - конф. / отв. ред. М. Ю. Семенов. - Омск: Изд-во ОмГМА, 2005. - С. 42 - 50
9. Козлов Н. И. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского / Н. И.
Козлов [Электронный ресурс]. ИВЕ: http://www.psvchologos.rU/articles/view/kulturno-istoricheskava-teoriva-l.s.- vygotskogo (дата обращения: 23.09.2017).
10. Кон И. С. Социология личности / И. С. Кон - М.: Издательство политической литературы, 1967. - С.13 - 16
11. Коржова Е. Ю. Развитие личности в контексте жизненной ситуации / Е. Ю. Коржова // Психологические проблемы самореализации личности; под ред. Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Коростылевой. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. - Вып. 4. - С. 155 - 161
12. Коростылева JI. A. Уровни самореализации личности / Л. А. Коростылева // Психологические проблемы самореализации личности; под ред. Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Коростылевой. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. - С. 21 - 46
13. Крюкова Т. Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк // Журнал практического психолога. - 2007. - № 3. - С. 93 - 112
14. Лебедева А. А. Качество жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья: от средового подхода к личностному / А. А. Лебедева // Культурно-историческая психология. - 2012. - № 1. - С. 34 - 39
15. Леонов И. Н. Толерантность к неопределенности как психологический феномен: история становления конструкта / И. Н. Леонов // Вестник удмуртского университета. - 2014. - № 4. - С. 47 - 51...