Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №99681

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы89
Год сдачи2017
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
170
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития у детей младшего подросткового возраста коммуникативных универсальных учебных
действий во внеурочной деятельности 8
1.1. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий как
психолого-педагогическая проблема 8
1.2. Особенности развития коммуникативных универсальных учебных
действий у детей младшего подросткового возраста 16
1.3. Формы и методы развития у детей младшего подросткового возраста
коммуникативных универсальных учебных действий 25
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по разработке и апробации программы развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего подросткового возраста во внеурочной деятельности 34
2.1. Организация и методы эмпирического исследования, анализ данных
первичной диагностики 34
2.2. Описание программы развития коммуникативных универсальных
учебных действий у детей младшего подросткового возраста во внеурочной деятельности 48
2.3. Анализ эффективности программы развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего подросткового возраста во внеурочной деятельности
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Актуальность исследования. Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обновление его содержания. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования ориентируют на развитие важнейших социальных компетентностей школьников, достижение ими не только предметных, но и личностных и метапредметных результатов.
Среди выделяемых федеральным стандартом метапредметных умений особое место занимают коммуникативные учебные действия. Общение является главным механизмом передачи социального опыта, а сформированные коммуникативные умения - важнейшим условием и средством успешного освоения содержания образования и эффективного, плодотворного общения в целом.
В отечественной психологии и педагогике сформулированы основные условия формирования умений. Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, Е.Н. Кабанова-Меллер, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и другие ученые показали, что всякое умение формируется в деятельности, причем совместной деятельности обучающихся и учителей.
Одно из условий формирования какого-либо умения: необходимо регулярно, последовательно включать обучающегося в совместную с другими школьниками деятельность по овладению данным умением. Ребенку недостаточно быть простым наблюдателем за действиями другого, ему нужно знать, «как это делается».
В подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии универсальных учебных действий в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы - «учить ученика учиться в общении».
Сущность процесса формирования и развития коммуникативных умений заключается в целенаправленном обеспечении регулярной, распределенной по времени деятельности обучающегося в различных специально организованных ситуациях коммуникации с другими участниками учебно-воспитательного процесса.
Особенно актуальной эта проблема становится сегодня, в свете реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Так, в Стандартах среднего общего образования говорится о значимости «практического освоения умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации».
Таким образом, можно обозначить ряд противоречий.
- между потребностью общества в людях владеющих коммуникативными универсальными учебными действиями и недостаточной проработкой в теории и практике образования способов их развития;
- между имеющимися рекомендациями по развитию коммуникативных универсальных учебных действий в рамках учебных занятий и недостаточным использованием возможностей внеурочной деятельности для их развития;
- между осознанием необходимости и возможности развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков и недостаточной разработанностью программ для их развития во внеурочной деятельности.
Таким образом, проблемой исследования является разработка программы развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего подросткового возраста во внеурочной деятельности.
Цель: теоретически обосновать, разработать и апробировать программу развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего подросткового возраста во внеурочной деятельности.
Объект исследования: развитие коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего подросткового возраста
Предмет исследования: программа развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего подросткового возраста во внеурочной деятельности.
Цель, объект и предмет исследования позволили сформулировать гипотезу.
Гипотеза: программа развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего подросткового возраста во внеурочной деятельности, направленная на освоение умений слушать и слышать друг, друга; точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; понимать возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия; устанавливать рабочие отношения; обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе, будет эффективной, так как обеспечит развитие и совершенствование коммуникативных умений в разнообразных коммуникативных ситуациях.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть развитие коммуникативных универсальных учебных действий как психолого-педагогическую проблему.
2. Проанализировать особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего подросткового возраста.
3. На основе теоретического анализа определить формы и методы развития у детей младшего подросткового возраста коммуникативных универсальных учебных действий.
4. Разработать и апробировать программу развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего подросткового возраста во внеурочной деятельности.
5. С помощью методов математической статистики проанализировать эффективность программы.
Для решения поставленных задач и проверки исходной гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, эмпирическое исследование, математическая обработка и качественный анализ полученных данных. Для выявления достоверности различий в уровнях развития навыков сотрудничества использовался критерий U-Манна-Уитни. Достоверность сдвига в уровне развития навыков сотрудничества, после проведения формирующего эксперимента, оценивалась с помощью критерия Т-Вилкоксона.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- положения деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);
- положения системно-деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С .Л.Рубинштейн);
- положения о социально исторической природе психики человека (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Э.Эриксон и др.);
- учение о структуре и динамике психологического возраста (Л. С. Выготский);
- периодизация психического развития ребёнка, определяющая возрастные психологические особенности развития личности и познания (Д. Б. Эльконин);
- положения об использовании личностно ориентированных гуманистических подходов в обучении и развитии ребенка (И.А. Колесникова, И.С. Якиманская и др.);
- положения о развитии психики ребенка в деятельности и роли субъективного фактора в этом процессе (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др);
- основные закономерности организации педагогических взаимодействий и сотрудничества в современной системе образования (Т.Л. Аракелова, Т.В. Безродных, Ю.В. Братчикова, Е.В. Коротаева и др.);
- положения о проектировании внеурочной деятельности (И.И. Гулевич, П.В.Степанов, Н.А. Цибульская, Н.В. Чугунова и др.).
Новизна исследования проанализированы возможности внеурочной деятельности для развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков. В отличие от существующих программ, разработана программа развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего подросткового возраста во внеурочной деятельности посредством мультипликации, обеспечивающая развитие и совершенствование коммуникативных умений в разнообразных коммуникативных ситуациях.
Практическая значимость исследования: разработанная программа развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков во внеурочной деятельности может быть использована педагогами в общеобразовательных школах, с целью развития коммуникативных универсальных учебных действий.
Структура работы - магистерская диссертационная работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, приложения и списка литературы, содержащего 50 источников. Общий объем работы 91 страница.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данной исследовательской работы мы рассматривали проблему развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего подросткового возраста во внеурочной деятельности. Цель нашей работы заключалась в теоретическом обосновании, разработке и апробации программы развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего подросткового возраста во внеурочной деятельности.
В ходе теоретического и экспериментального исследования были решены следующие задачи:
- проведён теоретический анализ проблемы развития коммуникативных универсальных учебных действий как психолого-педагогической проблемы.
- определены особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего подросткового возраста.
- определены формы и методы развития у детей младшего подросткового возраста коммуникативных универсальных учебных действий.
- разработана и апробирована программа развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего подросткового возраста во внеурочной деятельности.
- проведён анализ данных, полученных в результате формирующего эксперимента с помощью методов математической статистики.
В ходе теоретического анализа литературы было установлено, что проблема развития коммуникативных универсальных учебных действий в современной теории и практике не является новой в системе российского образования, но является актуальной в рамках модернизации системы образования.
Коммуникативные универсальные учебные действия - это действия обеспечивающие социальную компетентность и учёт позиции партнёров по общению или деятельности. Так же они включают в себя умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении различных проблем, способность внедряться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
С учетом требований нового Федерального государственного образовательного стандарта разработана, теоретически обоснована и экспериментально апробирована программы развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего подросткового возраста во внеурочной деятельности.
Результаты апробации позволяют говорить о том, что программа развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего подросткового возраста во внеурочной деятельности, направленная на освоение умений слушать и слышать друг, друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; понимать возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе, является эффективной, так как обеспечивает развитие и совершенствование коммуникативных умений в разнообразных коммуникативных ситуациях.
В соответствии с полученными результатам можно сделать вывод, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.
Проведенное исследование не исчерпывает всей полноты рассматриваемой проблемы, представленная программа развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков во внеурочной деятельности по средством мультипликации может быть использована педагогами в общеобразовательных школах, с целью развития коммуникативных универсальных учебных действий, при реализации внеурочной деятельности по ФГОС по направлениям: проектная, исследовательская, творческая деятельность.



1. Атласова В. Г. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в проектной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 26. - С. 336-340.
2. Байкуанышева Н.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через организацию учебного процесса // Вузовская наука: теоретико-методологические проблемы подготовки специалистов. Материалы Международного научного семинара Министерство образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет». - 2013. - Т.11 - С. 15-24.
3. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М.: 2003 - 672 с.
4. Братчикова Ю.В. Групповые взаимодействия обучающихся: анализ современных тенденций. Педагогическое образование в России, 2015, №6. С. 132-137.
5. Братчикова Ю.В. Ученик как субъект групповых взаимодействий // Школа педагогических взаимодействий: вчера, сегодня, завтра: сборник материалов Всероссийской конференции с элементами научной школы для молодых учителей / по.ред. Э.Ф Зеера; Урал. гос. Пед. ун-т. - Екатеринбург, 2010. - С. 60-63.
6. Вахрушева А. В. Сформированность коммуникативных УУД при переходе из начальной в основную школу // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 19. - С. 103-107.
7. Внеурочная деятельность школьников в контексте ФГОС второго поколения / Сост.: СВ. Низова, Е.Л. Харчевникова. Владимир: ВИПКРО, 2010. 32 с.
8. Галушко И. Г, Сухачева Н. А. Социализация и развитие творческих способностей у детей в процессе создания анимационного фильма // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 10. - С. 286-290.
9. Горленко Н. М. Формирование умений коммуникации: методический аспект составления // Школьные технологии. 2012. № 2. С.161-167.
10. Гребнева Д.М. Проект «Наша новая школа»: возможности учебно-воспитательных взаимодействий в условиях открытого образования // Школа педагогических взаимодействий: вчера, сегодня, завтра: сборник материалов Всероссийской конференции с элементами научной школы для молодых учителей / по.ред. Э.Ф Зеера; Урал. гос. Пед.ун-т. - Екатеринбург, 2010. - С. 184-187.
11. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2010. 223 с.
12. Гулевич И.И. Проектирование внеурочной деятельности // Методист 2013. №2. С. 16-22.
13. Даровских И.С. Внеурочная деятельность по истории: цели, организация, направление работы в современных условиях. Современные проблемы науки и образования. 2014 №14. - С 1-7.
14. Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у учащихся 5-7 классов / О.В.Запятая - Учитель, 2014. - 72 с.
15. Запольская Е.Л. Организация социально-психологического сопровождения внеурочной деятельности обучающихся // Управление начальной школой 2013. №8. С. 37-49.
16. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие / И.А. Зимняя. - М.: МПСИ; М.: МОДЭК, 2010. - 448 с.
17. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
18. Коротаева Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия. - Москва: Профит Стайл, 2007. - 224 с.
19. Коротаева Е.В. Сотрудничество субъектов в процессе обучении: мифы и реалии // Школа педагогических взаимодействий: вчера, сегодня, завтра: сборник материалов Всероссийской конференции с элементами научной школы для молодых учителей / по.ред. Э.Ф Зеера; Урал. гос. Пед. ун-т. - Екатеринбург, 2010. - С. 23-31.
20. Луговых Т.А. Коммуникативные УУД и работа в группе // Директор Школы 2011. №9. С. 65-67.
21. Максимова Е.А. «Командная работа» или «работа в команде»? Можно ли ставить знак равенства? // Директор Школы 2012. №6. С. 49-54.
22. Максимова Е.А. Командная работа - ресурс развития школы. - М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2015. - 144 с.
23. Минюрова, С.А. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов / С. А. Минюрова; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии. - Екатеринбург, 2010. - 116 с.
24. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник. 4-е изд. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 460 с.
25. Организация взаимодействий в образовательном процессе школы / Е.В. Коротаева - М.: Сентябрь, 2016. - 192 с.
26. Петунин О. В. Научно-исследовательская и проектная деятельность школьников как средство достижения метапредметных результатов обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. -
Т. 13. - С. 1871-1875.
27. Петухова О. А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся как социально-педагогическая проблема // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 811-815.
28. Психодиагностика школьников : тексты, тесты, пояснения: учеб. пособие для студентов / авт.-сост. Г. И. Колесникова. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 281 с.
29. Психология подростка: Полное рук. / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-еврознак; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2008. - 432с.
30. Программа по внеурочной деятельности для учащихся 5 класса «Мульти-пульти» - Режим доступа http://pandia.ru/text/78/157/49196.php
31. Развитие универсальных учебных действий в школе (теория и практика) / М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, Т.В. Беглова, А.Г. Теплицкая - М.: Сентябрь, 2015. - 208 с.
32. Развитие УУД обучающихся во внеурочной деятельности // Управление начальной школой 2012. №12. С. 6-12.
33. Ридецкая, О. Г. Психология общения. Хрестоматия / О. Г. Ридецкая - М. : Директ-Медиа, 2012. - 681 с.
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2009. - 720 с. (Серия «Мастера психологии»).
35. Рубцов В.В., Малых С.Б. психология экспериментальных ситуаций - 2¬е изд., стер. - М Психологический ин-т РАО 2008. - С 304.
36. Санникова Н. И. Мониторинг сформированности универсальных учебных действий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 48. - С. 8-19.
37. Семененко Н. М. Активные методы и формы обучения и их роль в развитии УУД // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - С. 786-790.
38. Семененко Н. М. Развитие универсальных учебных действий при использовании проектной технологии обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 3. - С. 816-820.
39. Серпионова И.Ю., Серпионова Е.И. Организация работы педагога- психолога в образовательных учреждениях различного типа: учебно-методическое пособие / Серпионова И.Ю. Серпионова Е.И; ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» - Екатеринбург, 2015. - 172с.
40. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС : планирование, документация, мониторинг, учет и отчетность / сост. И.В. Возняк. - Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2015. - 235с.
41. Стартовая психолого-педагогическая диагностика универсальных учебных действий учащихся пятых классов / Н.В. Афанасьева, О.Н. Коптяева Н.В. Малухина, Департамент образования Вологод. обл., Вологод. ин-т развития образования. - Вологда : ВИРО, 2014. - 108 с.
42. Страничка мультипликатора - Режим доступа https://sites.google. com/site/gekatarina/Home/literatura-1.
43. Студия анимации «Да» - Режим доступа https://letidor.ru/obrazovanie/a56-studiya-animacii-da-shkola-dlya-detey-ivzroslyh -9460.shtml.
44. Темняткина О. В. Оценка сформированности компонентов деятельности и универсальных учебных действий у обучающихся // Научно¬методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 20. - С. 1-7.
45. Теория и практика педагогических взаимодействий в современной системе образования: коллективная монография / Е.В. Коротаева, Т.Л. Аракелова, Т.В. Безродных и др.; Под ред. Е.В. Коротаевой. - Новосибирск: ЦРНС, 2010. - 172 с.
46. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
47. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т.1. - М.: Генезис, 1998. - 160 с.
48. Хмарук Н.В. Модель организации внеурочной деятельности «Самостоятельность + сотрудничество» // Методист 2013. №2. С. 54-56.
49. Цыбина Е.А. Формирование навыков сотрудничества // Вестник Брянского государственного университета. №1 (2012): Общая педагогика. Профессиональная педагогика. Психология. Частные методики. Брянск: РИО БГУ, 2012.- С. 353-357.
50. Чугунова Н.В. Участие школьников в различных формах сотрудничества // Завуч начальной школы 2005. №3. С. 15-29.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ