Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Работа №99679

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы129
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 7
1.1. Психологическая сущность коммуникативных способностей 7
1.2. Особенности коммуникативных способностей у детей дошкольного
возраста с расстройствами аутистического спектра 20
1.3. Музыкальная деятельность в психокоррекции коммуникативных
способностей детей с рас 29
Выводы по главе 1 39
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ С РАС 40
2.1. Общая характеристика испытуемых и методов исследования 40
2.2. Организация и проведение исследования развития коммуникативных
способностей детей с РАС 50
2.3. Процесс психокоррекционного воздействия на коммуникативные
способности детей с рас с помощью музыкальной деятельности 72
2.4. Сравнительное исследование динамики развития коммуникативных
способностей детей с рас в процессе музыкального воздействия 82
Выводы по главе 2 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 105
ПРИЛОЖЕНИЕ А 111
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 116
ПРИЛОЖЕНИЕ В 117
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 122

Актуальность исследования. Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) - особые дети, которых при надлежащем педагогическом и психологическом контроле, как правило, можно компенсировать.
Работа с такими детьми должна вестись по принципу индивидуального подхода к каждому ребенку, поскольку РАС может выражаться в виде различной симптоматики - от малой концентрации внимания до нарушений и полного отсутствия речи, интеллекта и эмоциональной нестабильности. Поэтому критически важно обращать внимание на коммуникативные навыки детей с РАС. Согласно данным исследователей, все дети с РАС имеют особенности как невербальной, так и вербальной коммуникации. Среди особенностей невербальной сферы указываются следующие: трудности в установлении визуального и тактильного контакта, отсутствие или ограничение понимания и использования жестов и мимики.
В речевом развитии отмечаются такие специфические трудности, как: мутизм; автономность речи; эхолалии; большое количество фраз-штампов; позднее появление личных местоимений в собственной речи ребёнка; несостоятельность в диалоге; отсутствие обращений. Также имеются нарушения связной речи, ее лексического и грамматического строя, звукопроизношения, просодики.
Проблема развития коммуникативных навыков у данной категории детей является на сегодняшний день одной из важнейших ввиду изменения диагностических методик по выявлению детей с РАС, повышения информированности общества и квалифицированности специалистов по данной теме, доступности медицинской и психолого-педагогической помощи, растущей тенденции к инклюзивному образованию.
Вопросами развития коммуникативных навыков у детей с РАС занимались различные отечественные и зарубежные исследователи: Е.Р.
Баенская, В.М. Башина, Н.И. Григорьева, В.В. Лебединский, М.М. Либлинг, С.А. Морозов, Т.И. Морозова, О.С. Никольская, Л.Г. Нуриева, Айрис Д.Э. (A.J. Ayres), М. Welch, L. Wing и др.
Объект исследования. Коммуникативные особенности детей старшего дошкольного возраста с РАС
Предмет исследования. Специфика нарушений развития
коммуникативных навыков детей с РАС старшего дошкольного возраста.
Гипотезы исследования:
1. Коммуникативные навыки детей с РАС имеют характерную специфику: отсутствие или задержка развития речи, эхолалии, необычная речь и т.п.
2. Занятия элементарным музицированием и комплексной музыкотерапией в старшем дошкольном возрасте с детьми с РАС будет способствовать повышению уровня развития коммуникативных навыков, социализации, творческой и познавательной активности.
Цель исследования. Изучение особенностей развития
коммуникативных навыков детей с РАС старшего дошкольного возраста и возможностей их коррекции средствами музыкотерапии.
Задачи исследования:
• провести теоретическое обоснование проблемы развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра;
• провести подбор методик для изучения коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с РАС;
• провести экспериментальное исследование коммуникативных способностей детей с РАС;
• проанализировать результаты исследования;
• разработать психокоррекционную программу, направленную на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с РАС;
• провести экспериментальное исследование психокоррекционного воздействия музыкальной деятельности на развитие коммуникативных способности детей с РАС
Методики исследования:
• «Комплексное обследование детей раннего возраста» (Приходько О.Г.),
• Диагностика понимания детьми эмоциональных состояний человека. (Забрамная С.Д., Боровик О. В.)
• «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» (Стребелева Е.А.),
• Шкала CARS - рейтинговая шкала аутизма у детей (Childhood Autism Rating Scale)...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, в ходе работы были сделаны следующие выводы.
Современные дети обладают повышенной способностью к усвоению информации, интеллектуально, но инфантильны не по возрасту, при этом качественные характеристики освоения детьми общения в современном мире изменяются из-за внедрения в мир человеческой культуры современных информационно коммуникационных технологий. Современные дошкольники имеют другое сознание и развиваются по-другому, чем их предшественники несколько десятилетий назад, поскольку сознание детей определяет изменение социального сознания.
У детей с РАС низкая степень сформированности коммуникативных навыков, однако ряд детей может здороваться, прощаться, просить о помощи. В основном же дети с РАС предпочитают общение жестами, мимикой. Им сложно освоить такие навыки, как несогласие с суждением, называние себя по имени, употребление личного местоимения Я, комментирование картинки или ситуации и т.п. Развить вербальные навыки у детей с РАС сложно, и требует длительной работы и индивидуального подхода к каждому такому ребенку.
РАС - это расстройство психики, при котором ребенку сложно коммуницировать с окружающим миром, что сильно препятствует нормальному психическому развитию ребенка, искажает формирование всех сторон психической деятельности, направленной на первичную и затем вторичную социализацию.
Музыкотерапия является эффективным средством налаживания коммуникации ребенка с РАС с внешним миром, поскольку музыка имеет эффект стимулятора эмоций, что действует положительно на его психическое развитие и коррекцию коммуникативных навыков. Многое зависит на занятиях не только от самого ребенка, но и от терапевта, который должен 100
уметь воспринимать эмоциональное состояние ребенка, его потребности, откликаться на проявления его личности, сопереживать ему, учитывать его индивидуальные склонности и способности - только так можно создать наиболее подходящие условия для гармонизации личности ребенка с РАС.
В рамках данного исследования был проведен эксперимент по исследованию коммуникативных способностей у детей с РАС и осуществлена психокоррекционная программа направленная на формирование коммуникативных навыков посредством музыкотерапии у детей с РАС на базе «Нейрологопедического центра (НЛЦ) "Лалио плюс» в группе 15 детей с тяжелым аутизмом.
Исследование проводилось в течение 1 года, в октябре 2016 года был проведен первый констатирующий этап, в ходе которого было проведено исследование коммуникативных способностей детей с РАС. Второй формирующий этап проходил с декабря 2016 по октябрь 2017, в течение данного периода была осуществлена психокоррекционная программа с применением музыкальных занятий, музыкотерапии и элементарного музицирования, проводилась в экспериментальной группе в течение 1 года 2 раза в неделю по 30 минут, дети занимались в малых группах по 3-4 человека, в октябре 2017 - был проведен третий контрольный этап.
Исходя из полученных результатов констатирующего исследования, подтверждая первую гипотезу, мы можем сделать общий вывод о том, что коммуникация и социализация у детей с РАС искажены и затруднены. Соответственно вопрос развития коммуникативных навыков для данных респондентов является актуальным и необходимым.
Согласно констатирующему исследованию по методике О.Г. Приходько, у детей имеются умеренно выраженные и выраженные нарушения в социальном развитии. Совокупно можно дать усредненную оценку в 2,15 балла. Дети с РАС в двигательной сфере развиты довольно хорошо развиты, их двигательное развитие можно совокупно оценить на 3,9 балла. Познавательное развитие детей в выраженной степени деформировано, и совокупно можно дать оценку в 1,42 балла. Сенсорное восприятие у детей развито выборочно и соответствует зоне их интересов и стереотипиям. В общем можно оценить уровень развития сенсорного восприятия на 1,8 балла. Общий уровень развития детей находится на втором уровне, и оценить их речевое развитие можно на 1,96 балла в совокупности.
По методике Забрамной и Боровик высокий уровень понимания эмоций не продемонстрировал ни один из испытуемых в ЭГ, средний - показали 26,7% детей (4 человека), 73,3% (11 человек) - низкий уровень. В КГ высокий уровень понимания эмоций не продемонстрировал ни один из испытуемых, средний - показали 20% детей (3 человека), 80% (12 человек) - низкий уровень.
По методике Стребелевой дети ЭГ получают 2,067 балла за выполнение упражнения, дети в КГ получают 2,053 балла за выполнение упражнения - т.е. их внимание приходится длительное время привлекать, много раз показывать, что делать, дети выполняют задания отложенно, с ошибками, с подсказками.
По шкале CARS большая часть детей имеет тяжелый и очень тяжелый аутизм, и только два случая высокофункционального аутизма.
Мы разработали психокоррекционную программу по развитию коммуникативных навыков, творческой и познавательной активности детей с РАС методами элементарного музицирования. Основными методами обучения являются методы музыкальной импровизации, интеграции различных видов искусств, интерпретации собственного исполнения музыкального произведения. Для организации творческого сотрудничества детей активно используются игровые приемы, формирование впечатлений и образов о музыке, выполнение заданий творческого характера...


1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Академия, 2004. - 336 с.
2. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет / Ш.А. Амонашвили. - М.: Педагогика, 1986. - 176 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 363 с.
4. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей: учеб. пособие / М.К. Бардышевская, В.В. Лебединский. - М.: УМК «Психология», 2003. - 320 с.
5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: Медиум, 2009. - 323 с.
6. Берштейн Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Берштейн. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 288 с.
7. Бородина Г.В. Еще раз о готовности к школе / Г.В. Бородина // Начальная школа: плюс до и после. - 2012. - №10. - С. 19-25
8. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно­психологическое консультирование: проблемы психического развития детей / Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс. - М.: МГУ, 1990. - 134 с.
9. Валеева И.А. Формирование логического мышления младших школьников в коррекционно-развивающем обучении / И.А. Валеева // Актуал. проблемы социальной и педагогической психологии. - 1999. - №3. - С. 39-42
10. Венгер Л.А. Психологическая готовность детей к обучению в школе / Л.А. Венгер, В.С. Мухина // Дошкольное воспитание. - 1994. - №8. - С. 57-60
11. Волкмар Ф.Р., Вайзнер Л.А. Аутизм: Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей / Ф. Р. Волкмар, Л. А. Вайзнер; пер. с англ. Б. Зуева, А. Чечиной, И. Дергачевой и др. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. - 224 с.
12. Волкова Е.Т. Готов ли ребенок к школе / Е.Т. Волкова // Дошкольное воспитание. - 2011. - №12. - С. 17-20
13. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Избранные труды: в 6 т. / Л.С. Выготский. - М.: Книга по требованию, 2012. - Т. 2. - 504 с.
14. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. - М.: МГУ, 1985. - 45 с.
15. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие / К. Гилберт, Т. Питерс; пер. с англ. О.В. Деряевой; под науч. ред. Л.М. Шипицыной. - М.: Владос, 2005. - 144с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ