Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа №99678

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы78
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
207
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К СВЕРСТНИКАМ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 6
1.1. Феномен толерантности, особенности толерантного отношения к людям с ОВЗ 6
1.2. Особенности толерантности обучающихся в общеобразовательной школе, при условии инклюзивного образования 17
1.3. Анализ результатов современных исследований развития толерантности у обучающихся к сверстникам с ОВЗ, в условиях общеобразовательной школы 27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 38
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К СВЕРСТНИКАМ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 39
2.1. Описание выборки исследования и диагностического инструментария
39
2.2. Описание результатов констатирующего эксперимента 41
2.2. Программа развития толерантности обучающихся к сверстникам с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы 45
2.3. Результаты контрольного эксперимента 50
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 67


Разработкой проблемы развития толерантности обучающихся к сверстникам с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы занимаются такие авторы как Клепцова Е.Ю., Герасименко Ю.А., Малофеева Н.Н., Плаксина Н.А., Л.М. Шипицына, Писаревская М.А. Толерантность понятие, относимое к качеству человеческой души и объективными показателями, и сложно измерить, кроме того с воспитательной точки зрения «толерантность» не развивают как навык необходимый для успешного выполнения той или иной деятельности. В виду этого, многие родители, забывают о развитии этого качества у своих детей, а между этим, толерантность способствует эффективности коммуникации между детьми, в более толерантной обстановке, людям легче адаптироваться и проявить себя, вне зависимости от их особенностей и недостатков. В современной общеобразовательной школе, объединены абсолютно разные дети: дети с разными умениями и способностями, дети из семей с разным достатком, наибольшая проблема отличий выражена в детях с разными возможностями. Принципы инклюзивного образования делают актуальными программы по развитию толерантности среди обучающихся, а также в целом изучение данной проблемы, насколько мы можем прийти к организации единого процесса вне зависимости от физических и психических умений детей. Данные вопросы, обуславливают актуальность нашего исследования.
Проблема исследования развитие толерантности к сверстникам с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы;
Цель диссертационного исследования: теоретическое обоснование и разработка программы развития толерантности к сверстникам с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы
Объектом исследования: толерантность обучающихся к сверстникам
Предмет исследования: развитие толерантности обучающихся к сверстникам с ОВЗ
Гипотеза исследования: развитие толерантности обучающихся к сверстникам с ОВЗ будет успешным, если разработать программу на основе взаимодействия всех участников образовательных отношений и использовании активных методов работы: игровых и тренинговых упражнений, совместных занятий детей.
Исследовательские задачи:
• Теоретически изучить феномен толерантности;
• Проанализировать проблему толерантности к людям с ОВЗ;
• Теоретически изучить особенности толерантности в общеобразовательной школе при условии инклюзивного образования;
• Исследовать и выявить особенности толерантности у обучающихся школ;
• Разработать и апробировать программу по развитию толерантности обучающихся к сверстникам с ОВЗ.
В своей работе мы опирались на исследования о структуре и содержании толерантности (С.А. Ашинова, В.Д. Зиновьев, Е.Ю. Клепцова, Г.У. Солдатова, П.В. Степанов, Т.С. Таюрская, С.Н. Толстенкова, К. Роджерс и др.) в ходе чего были выделены психолого-педагогические аспекты сущности формирования толерантности, изложенные. Были изучены идеи личностно ориентированного подхода в трудах Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, И.С. Якиманской, позволяющие разработать личностно-развивающие ситуации для воспитания толерантности. Мы рассмотрели, положения единой концепции стандартов для детей с ОВЗ Малофеева Н.Н., Никольской О.С., Кукушкиной О.С., Гончаровой Е.Л., положения инклюзивного образования Писаревской М.А., Герасименко Ю.А. Исследования процессов социализации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и ООП (С.А. Беличева, Н.П. Вайзман, В.С. Мухиной, Н.М. Назарова, Н.С. Морова, В.Ц. Цыренов, Л.М. Шипицыной и др.).
Методическая основа исследования: Анкета самооценки навыков толерантного поведения младших школьников Батрак Я.А, Диагностика коммуникативного контроля М.Шнайдера, Психологический климат классного коллектива В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева.
Математический критерий Т-Стьюдента.
Практическая значимость исследования: разработанная программа будет полезна специалистам образовательных организаций, родителям детей, участников инклюзивного процесса, а также всем заинтересованным лицам.
Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 60 детей, обучающиеся 4-х классов. Исследование проходило на базе школы МАОУ «СОШ № 3», г. Верхняя Пышма.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе, по итогам анализа теоретических работ Е.В. Бондаревской, Малофеева Н.Н., Писаревской М.А., Герасименко Ю.А., С.А. Беличева, Н.П. Вайзмана, и др., мы определили основные положения работы:
Толерантность по отношению к лицам с ОВЗ - это качества личности, выраженное в равноправном отношении, принятии и понимании ограниченности физических возможностей этих людей, настроенности и способности к открытому взаимодействию с лицами с ОВЗ (Асмолов А.Г., Писаревская М.А., Декларация ООН)
В общеобразовательном учреждении принятие толерантности как модели поведения возможно, при условии общности субъектов образовательного процесса, поддержки, принятия друг друга, стремление к взаимопомощи и активного включения во взаимодействие и коммуникацию всех субъектов образовательного процесса.
Развитие толерантного отношения у сверстников к обучающимся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы осуществляется пассивными и активными методами.
Реализуя эмпирическое исследование, нами была разработана программа с использованием игр и тренинговых упражнений направленных на развитие компонентов толерантности. На ценностном уровне детям прививались такие понятие как «дружба», «поддержка», «взаимопомощь». Проанализировав результаты до и после эксперимента, мы выявили развитие толерантности у обучающихся.
При апробации программы направленной на развитие толерантности, у выборки были измененны показатели: коммуникативной компетентности в сторону высокого уровня (4,2) Показатель ассертивности теперь равен 3,6, что характеризует его средним уровнем развития качества в группе. Преобладает высокий уровень эмпатийности в группе (3,9). Примечательно, что в сравнении с доэкспериментальным этапом показатель ценностных ориентаций составлял в группе крайне низкий уровень (2,3), после эксперимента ценностные ориентации школьников характеризуются средним уровнем сформированности (3,4), что указывает на наличие изменений после проведения программы. Аналогичным образом наблюдается динамика компонентов эмоциональной устойчивости (2,8), что свидетельствует о формировании эмоционального контроля у детей (3,6). В совокупности, изменение данных показателей повлияло на общую самооценку толерантности детьми: всецело исчез низкий уровень толерантности (в сравнении с доэкспериментальными результатами уровень самооценки толерантности составлял 2,8 ср. значения интолерантного отношения), после проведения эксперимента уровень толерантности вырос до 3,7.
Таким образом, мы можем сказать, что в условиях общеобразовательной школы возможна реализация поведенческих моделей толерантного отношения у всех субъектов образовательного процесса, в том числе и к сверстникам с ОВЗ.



1. Авакумова И. В., Ермаков П. Н. о становлении толерантности личности в поликультурном образовании // Вопросы психологии — 2003 год — № 3.
2. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. Т.19, 2014 С. 5-16.
3. Асмолов, А. Г. Слово о толерантности / А. Г. Асмолов // Век толерантности: научно-публицистический вестник. - М.: МГУ, 2001. - 152 с.
4. Асташова Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений. М.: Науч. метод, 2013. С. 86 - 92.
5. Асташова Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений. Вып. 2. М.: Науч. метод, 2014.
6. Болотина Т.В. ,Новикова Т.Г., Смирнов Н.К. Культура мира, права человека, толерантность и миролюбие. М.:АПК и ПРО, 2007.С. 4.
7. Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2013. 240 с.
8. Братчено С. Л. Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление — Красноярск, 2013. С. 104-117.
9. Булгакова М. Н. Воспитание толерантности / М. Н. Булгакова // Справочник заместителя директора школы. — ЗАО «МЦФЭР», 2008. — № 8
10. Вульфов, Б. З. Воспитание и толерантность: сущность и средства / Б. З. Вульфов // Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи, 2002. - № 6. - С. 5-10.
11. Герасименко Ю.А. Профессионально-личностная готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования, Педагогическое образование в России. 2015. № 6, С 145-150
12. Гребенец Е.С. Некоторые проблемы воспитания коммуникативной толерантности в исследованиях отечественных педагогов и психологов. Мск.
2013.
13. Давыдова Л.Н. Колокольцева М.А. Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Развитие нравственного отношения младшего школьника к сверстникам в процессе инклюзивного образования Материалы НПК. МГППУ // Москва, 2011 - С. 160-161
14. Декларация принципов толерантности: утв. резолюцией 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. // Защити меня! — 2004. —с. 6—11.
15. Дороничева А.С. Формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья в социуме. 2013
16. Дьяконова Н.В. Толерантность и эмпатия, как основа инклюзивного образования. 2015
17. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. СПб, 2004
18. Елизарова И. И. Создание школьной службы примерения. Формирование культуры толерантности в молодежной среде Пермского края: интеграция опыта. Под ред. : В. С. Ковина, М. А. Оболонковой; отв. ред. М. Л. Сороковнина ;- Пермь, 2008 - 98 с.
19. Зак Г. Г., Зак Д. Я. Формирование толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья (теоретико-практический аспект) // Педагогическое образование в России. 2012, №2.
20. Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы НПК. МГППУ // Вачков И.В Модель формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ у их сверстников. Москва, 2011 - С. 155-157
21. Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы НПК. МГППУ // Мельник Ю.В. Толерантное отношение к нетипичности подростка у одноклассников на современном этапе развития инклюзивного образования Москва, 2011 - С. 153-154
22. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013
23. Кленова Н. В. Как воспитать толерантность. // Дополнительное образование. - 2014
24. Клепцова Е. Ю. Психологические условия формирования терпимого отношения педагогов к детям : Автореф. Дис. ... Канд. Психол. Наук : 19. 00. 07. Курск, 2001
25. Коновалова О.Ю. Развитие толерантности как социально¬
педагогическая проблема // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии [Электронный ресурс]
http://psyjournals.ru/files/44226/Inclusive edu Konovalova.pdf
26. Кувалдина Е. А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в деятельности классного руководителя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -
2014. - Т. 29. - С. 26-30
27. Кукушин В. С. Воспитание толерантности личности в поликультурном социуме, пособие для учителя. — Ростов н/Д: ГинГо, 2001.¬404 с
28. Кустова Н. В. «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного (интегративного) образования и воспитания» 2015
29. Локк Дж. Письма о веротерпимости (A Letter Concerning Toleration) 1689
30. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб, 2000
31. Макарова И.А. Инклюзивное образование, толерантность, эмпатия: грани пересечения, г. Благовещенск, 2013
32. Марголина Т. И. Толерантность — это не попустительство пороку. Толерантность — это великодушие!// 2009
33. Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Проблема формирования толерантного отношения к лицам с ОВЗ // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2.
34. Минияров В.М. Психология семейного воспитания. М., 2000
35. Мухамадиярова Г.Ф., Усманова С.Г. «Инклюзивное образование: содержание и практика» г. Стерлитамак. 2015
36. Оболонкова М. А Дискуссионные технологии в формировании культуры толерантности г. Пермь, 18 октября 2008 г.) / Под ред. : В. С. Ковина, М. А. Оболонковой; отв. ред. М. Л. Сороковнина ;- Пермь, 2008 - 98 с
37. Обласова О.В. «К вопросу толерантности в контексте инклюзивного образования» г. Барнаул. 2016
38. Орлов А. Б., Шапиро А. Б. Психология толерантности: проблемы и перспективы // вопросы психологии. 2006
39. Писаревская М.А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования / М.А.Писаревская, - Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2013. - С. 132
40. Плаксина Н.А. Воспитание толерантности младших школьников к
детям с особыми образовательными потребностями, автореф. Канд. Диссерт. Волгоград, 2016, 181с [Электронный ресурс]
http://vgpu.org/sites/default/files/disfiles/dissertations/plaksina tekst dissertacii 1.pdf
41. Плаксина, Н. А. Компетентность педагога в воспитании толерантности младшего школьника по отношению к сверстникам с особыми образовательными потребностями / Н. А. Плаксина, Е. М. Сафронова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова», серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - №3. - С. 34-37
42. Погодина, А. А. Подготовка будущих педагогов к воспитанию толерантности у школьников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 /- Ярославль, 2006. - 281 с.
43. Пугачев А. С. Инклюзивное образование // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 374-377.
44. Рожков М. И., Байбородова Л. В., Ковальчук М. А. Воспитание толерантности у школьников. - Ярославль — 2003
45. Селюкова Е. А., Фокина М. Н. Воспитание толерантных взаимоотношений в школе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 103-105.
46. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. М., 2000.
47. Таланов В. А. Образование и культура толерантности //Высшее образование в России. 2001. №3. С. 150-152.
48. Терюшкова Ю.Ю. Психологический тренинг «Основы психологии общения с людьми» [Электронный ресурс] // Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru. 2009-1. № 2009-1.
49. Толерантность: объединяем усилия: Материалы конференции / Сост. и ред. М.Н. Генишева. -М.: Летний сад, 2002. 136 с.
50. Толерантность как главный принцип взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Северодвинск, 2002. - 60 с.
51. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сборник научно-методических статей. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: - НПО «МОДЭК», 2002. - 368 с.
52. Толмачева Е.С. О роли культурного пространства школы в формировании и развитии толерантного сознания учащихся // Педагогическое образование в России. 2016. №9.
53. Учимся толерантности (Гражданское образование основа толерантности). Методический сборник для учителей средней школы. - Обнинск: Изд-во «Принтер», 2002. - 236 с.
54. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)» // Век толерантности. 2001. № 2.
55. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. [Электронный ресурс] URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--plai/ documents/543.
56. Феталиева Л.П., Шихалиева С.Х., Караева С.А. Формирование толерантности участников образовательного процесса в инклюзивном обучении начальной школы // Инновационная наука. 2016. №1-2 (13)
57. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. М., 2000
58. Швачко Е. В. Толерантность как социальная ценность // Прикладная психология. 2000. - № 5. - С. 17 - 27.
59. Шхахутова З. З., Рубилкина Р. А. Формирование этнической толерантности в поликультурном пространстве начальной школы // Научно¬методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 10 (октябрь). - С. 141-145.
60. Щеколдина С. Д. Тренинг толерантности. - М.: «Ось-89», 2004 - 80 с
61. Щербинина Н.Г., Оноприенко О.Г., Щербакова О.С. формирование инклюзивной культуры в общеобразовательной организации [Электронный ресурс]http://iro86.ru/images/documents/nauka/Belova.pdf 13-17
62. Janson U. Interaction and Quality in Inclusive Preschool Social Play between Blind and Sighted Children. Interaction and Quality // Report of the CIDREE Collaborative Project on EarlyChildhood Education, 30-42. Dundee: Scottish Consultative Council on the Curriculum, CCC,1997.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ