РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К СВЕРСТНИКАМ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 6
1.1. Феномен толерантности, особенности толерантного отношения к людям с ОВЗ 6
1.2. Особенности толерантности обучающихся в общеобразовательной школе, при условии инклюзивного образования 17
1.3. Анализ результатов современных исследований развития толерантности у обучающихся к сверстникам с ОВЗ, в условиях общеобразовательной школы 27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 38
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К СВЕРСТНИКАМ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 39
2.1. Описание выборки исследования и диагностического инструментария
39
2.2. Описание результатов констатирующего эксперимента 41
2.2. Программа развития толерантности обучающихся к сверстникам с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы 45
2.3. Результаты контрольного эксперимента 50
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К СВЕРСТНИКАМ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 6
1.1. Феномен толерантности, особенности толерантного отношения к людям с ОВЗ 6
1.2. Особенности толерантности обучающихся в общеобразовательной школе, при условии инклюзивного образования 17
1.3. Анализ результатов современных исследований развития толерантности у обучающихся к сверстникам с ОВЗ, в условиях общеобразовательной школы 27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 38
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К СВЕРСТНИКАМ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 39
2.1. Описание выборки исследования и диагностического инструментария
39
2.2. Описание результатов констатирующего эксперимента 41
2.2. Программа развития толерантности обучающихся к сверстникам с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы 45
2.3. Результаты контрольного эксперимента 50
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
Разработкой проблемы развития толерантности обучающихся к сверстникам с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы занимаются такие авторы как Клепцова Е.Ю., Герасименко Ю.А., Малофеева Н.Н., Плаксина Н.А., Л.М. Шипицына, Писаревская М.А. Толерантность понятие, относимое к качеству человеческой души и объективными показателями, и сложно измерить, кроме того с воспитательной точки зрения «толерантность» не развивают как навык необходимый для успешного выполнения той или иной деятельности. В виду этого, многие родители, забывают о развитии этого качества у своих детей, а между этим, толерантность способствует эффективности коммуникации между детьми, в более толерантной обстановке, людям легче адаптироваться и проявить себя, вне зависимости от их особенностей и недостатков. В современной общеобразовательной школе, объединены абсолютно разные дети: дети с разными умениями и способностями, дети из семей с разным достатком, наибольшая проблема отличий выражена в детях с разными возможностями. Принципы инклюзивного образования делают актуальными программы по развитию толерантности среди обучающихся, а также в целом изучение данной проблемы, насколько мы можем прийти к организации единого процесса вне зависимости от физических и психических умений детей. Данные вопросы, обуславливают актуальность нашего исследования.
Проблема исследования развитие толерантности к сверстникам с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы;
Цель диссертационного исследования: теоретическое обоснование и разработка программы развития толерантности к сверстникам с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы
Объектом исследования: толерантность обучающихся к сверстникам
Предмет исследования: развитие толерантности обучающихся к сверстникам с ОВЗ
Гипотеза исследования: развитие толерантности обучающихся к сверстникам с ОВЗ будет успешным, если разработать программу на основе взаимодействия всех участников образовательных отношений и использовании активных методов работы: игровых и тренинговых упражнений, совместных занятий детей.
Исследовательские задачи:
• Теоретически изучить феномен толерантности;
• Проанализировать проблему толерантности к людям с ОВЗ;
• Теоретически изучить особенности толерантности в общеобразовательной школе при условии инклюзивного образования;
• Исследовать и выявить особенности толерантности у обучающихся школ;
• Разработать и апробировать программу по развитию толерантности обучающихся к сверстникам с ОВЗ.
В своей работе мы опирались на исследования о структуре и содержании толерантности (С.А. Ашинова, В.Д. Зиновьев, Е.Ю. Клепцова, Г.У. Солдатова, П.В. Степанов, Т.С. Таюрская, С.Н. Толстенкова, К. Роджерс и др.) в ходе чего были выделены психолого-педагогические аспекты сущности формирования толерантности, изложенные. Были изучены идеи личностно ориентированного подхода в трудах Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, И.С. Якиманской, позволяющие разработать личностно-развивающие ситуации для воспитания толерантности. Мы рассмотрели, положения единой концепции стандартов для детей с ОВЗ Малофеева Н.Н., Никольской О.С., Кукушкиной О.С., Гончаровой Е.Л., положения инклюзивного образования Писаревской М.А., Герасименко Ю.А. Исследования процессов социализации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и ООП (С.А. Беличева, Н.П. Вайзман, В.С. Мухиной, Н.М. Назарова, Н.С. Морова, В.Ц. Цыренов, Л.М. Шипицыной и др.).
Методическая основа исследования: Анкета самооценки навыков толерантного поведения младших школьников Батрак Я.А, Диагностика коммуникативного контроля М.Шнайдера, Психологический климат классного коллектива В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева.
Математический критерий Т-Стьюдента.
Практическая значимость исследования: разработанная программа будет полезна специалистам образовательных организаций, родителям детей, участников инклюзивного процесса, а также всем заинтересованным лицам.
Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 60 детей, обучающиеся 4-х классов. Исследование проходило на базе школы МАОУ «СОШ № 3», г. Верхняя Пышма.
Проблема исследования развитие толерантности к сверстникам с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы;
Цель диссертационного исследования: теоретическое обоснование и разработка программы развития толерантности к сверстникам с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы
Объектом исследования: толерантность обучающихся к сверстникам
Предмет исследования: развитие толерантности обучающихся к сверстникам с ОВЗ
Гипотеза исследования: развитие толерантности обучающихся к сверстникам с ОВЗ будет успешным, если разработать программу на основе взаимодействия всех участников образовательных отношений и использовании активных методов работы: игровых и тренинговых упражнений, совместных занятий детей.
Исследовательские задачи:
• Теоретически изучить феномен толерантности;
• Проанализировать проблему толерантности к людям с ОВЗ;
• Теоретически изучить особенности толерантности в общеобразовательной школе при условии инклюзивного образования;
• Исследовать и выявить особенности толерантности у обучающихся школ;
• Разработать и апробировать программу по развитию толерантности обучающихся к сверстникам с ОВЗ.
В своей работе мы опирались на исследования о структуре и содержании толерантности (С.А. Ашинова, В.Д. Зиновьев, Е.Ю. Клепцова, Г.У. Солдатова, П.В. Степанов, Т.С. Таюрская, С.Н. Толстенкова, К. Роджерс и др.) в ходе чего были выделены психолого-педагогические аспекты сущности формирования толерантности, изложенные. Были изучены идеи личностно ориентированного подхода в трудах Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, И.С. Якиманской, позволяющие разработать личностно-развивающие ситуации для воспитания толерантности. Мы рассмотрели, положения единой концепции стандартов для детей с ОВЗ Малофеева Н.Н., Никольской О.С., Кукушкиной О.С., Гончаровой Е.Л., положения инклюзивного образования Писаревской М.А., Герасименко Ю.А. Исследования процессов социализации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и ООП (С.А. Беличева, Н.П. Вайзман, В.С. Мухиной, Н.М. Назарова, Н.С. Морова, В.Ц. Цыренов, Л.М. Шипицыной и др.).
Методическая основа исследования: Анкета самооценки навыков толерантного поведения младших школьников Батрак Я.А, Диагностика коммуникативного контроля М.Шнайдера, Психологический климат классного коллектива В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева.
Математический критерий Т-Стьюдента.
Практическая значимость исследования: разработанная программа будет полезна специалистам образовательных организаций, родителям детей, участников инклюзивного процесса, а также всем заинтересованным лицам.
Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 60 детей, обучающиеся 4-х классов. Исследование проходило на базе школы МАОУ «СОШ № 3», г. Верхняя Пышма.
В данной работе, по итогам анализа теоретических работ Е.В. Бондаревской, Малофеева Н.Н., Писаревской М.А., Герасименко Ю.А., С.А. Беличева, Н.П. Вайзмана, и др., мы определили основные положения работы:
Толерантность по отношению к лицам с ОВЗ - это качества личности, выраженное в равноправном отношении, принятии и понимании ограниченности физических возможностей этих людей, настроенности и способности к открытому взаимодействию с лицами с ОВЗ (Асмолов А.Г., Писаревская М.А., Декларация ООН)
В общеобразовательном учреждении принятие толерантности как модели поведения возможно, при условии общности субъектов образовательного процесса, поддержки, принятия друг друга, стремление к взаимопомощи и активного включения во взаимодействие и коммуникацию всех субъектов образовательного процесса.
Развитие толерантного отношения у сверстников к обучающимся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы осуществляется пассивными и активными методами.
Реализуя эмпирическое исследование, нами была разработана программа с использованием игр и тренинговых упражнений направленных на развитие компонентов толерантности. На ценностном уровне детям прививались такие понятие как «дружба», «поддержка», «взаимопомощь». Проанализировав результаты до и после эксперимента, мы выявили развитие толерантности у обучающихся.
При апробации программы направленной на развитие толерантности, у выборки были измененны показатели: коммуникативной компетентности в сторону высокого уровня (4,2) Показатель ассертивности теперь равен 3,6, что характеризует его средним уровнем развития качества в группе. Преобладает высокий уровень эмпатийности в группе (3,9). Примечательно, что в сравнении с доэкспериментальным этапом показатель ценностных ориентаций составлял в группе крайне низкий уровень (2,3), после эксперимента ценностные ориентации школьников характеризуются средним уровнем сформированности (3,4), что указывает на наличие изменений после проведения программы. Аналогичным образом наблюдается динамика компонентов эмоциональной устойчивости (2,8), что свидетельствует о формировании эмоционального контроля у детей (3,6). В совокупности, изменение данных показателей повлияло на общую самооценку толерантности детьми: всецело исчез низкий уровень толерантности (в сравнении с доэкспериментальными результатами уровень самооценки толерантности составлял 2,8 ср. значения интолерантного отношения), после проведения эксперимента уровень толерантности вырос до 3,7.
Таким образом, мы можем сказать, что в условиях общеобразовательной школы возможна реализация поведенческих моделей толерантного отношения у всех субъектов образовательного процесса, в том числе и к сверстникам с ОВЗ.
Толерантность по отношению к лицам с ОВЗ - это качества личности, выраженное в равноправном отношении, принятии и понимании ограниченности физических возможностей этих людей, настроенности и способности к открытому взаимодействию с лицами с ОВЗ (Асмолов А.Г., Писаревская М.А., Декларация ООН)
В общеобразовательном учреждении принятие толерантности как модели поведения возможно, при условии общности субъектов образовательного процесса, поддержки, принятия друг друга, стремление к взаимопомощи и активного включения во взаимодействие и коммуникацию всех субъектов образовательного процесса.
Развитие толерантного отношения у сверстников к обучающимся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы осуществляется пассивными и активными методами.
Реализуя эмпирическое исследование, нами была разработана программа с использованием игр и тренинговых упражнений направленных на развитие компонентов толерантности. На ценностном уровне детям прививались такие понятие как «дружба», «поддержка», «взаимопомощь». Проанализировав результаты до и после эксперимента, мы выявили развитие толерантности у обучающихся.
При апробации программы направленной на развитие толерантности, у выборки были измененны показатели: коммуникативной компетентности в сторону высокого уровня (4,2) Показатель ассертивности теперь равен 3,6, что характеризует его средним уровнем развития качества в группе. Преобладает высокий уровень эмпатийности в группе (3,9). Примечательно, что в сравнении с доэкспериментальным этапом показатель ценностных ориентаций составлял в группе крайне низкий уровень (2,3), после эксперимента ценностные ориентации школьников характеризуются средним уровнем сформированности (3,4), что указывает на наличие изменений после проведения программы. Аналогичным образом наблюдается динамика компонентов эмоциональной устойчивости (2,8), что свидетельствует о формировании эмоционального контроля у детей (3,6). В совокупности, изменение данных показателей повлияло на общую самооценку толерантности детьми: всецело исчез низкий уровень толерантности (в сравнении с доэкспериментальными результатами уровень самооценки толерантности составлял 2,8 ср. значения интолерантного отношения), после проведения эксперимента уровень толерантности вырос до 3,7.
Таким образом, мы можем сказать, что в условиях общеобразовательной школы возможна реализация поведенческих моделей толерантного отношения у всех субъектов образовательного процесса, в том числе и к сверстникам с ОВЗ.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ТОЛЕРАНТНОГО
ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Образовательная инклюзия детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья в Алтайском крае
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Изучение интолерантности родителей типично развивающихся детей к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ ОБЩЕНИЯ ЗДОРОВЫХ
ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Организация работы тьютора в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся младшего школьного возраста с детским церебральным параличом
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019



