ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ 12
1. 1. «МЯГКАЯ СИЛА»: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ 12
1. 2. КУЛЬТУРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ В ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОТНОШЕНИЙ 18
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ ИТАЛИИ НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ 30
2. 1. КУЛЬТУРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ ИТАЛИИ: ИНСТИТУТЫ И
ОРГАНИЗАЦИИ 30
2. 2. ИНСТУМЕНТЫ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ ИТАЛИИ 36
2. 3. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ИТАЛИИ В ОБЛАСТИ
КУЛЬТУРЫ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
Актуальность данной темы исследования обуславливается тем, что в настоящее время процессы глобализации приобретают всё большее значение в различных сферах деятельности международных акторов, общественное развитие приобретает глобальный характер, усиливается роль и влияние «мягкой силы» государств на международной арене. Одним из таких «мягких» инструментов выступает культура, которая является одним из самых главных компонентов системы международных отношений. Многие страны, в том числе и Итальянская Республика, активно содействуют распространению национальной культуры, что влечёт за собой рост политического влияния; популяризацию национального языка;
распространение позитивного представления о государстве и укрепление его имиджа за рубежом; развитие сотрудничества с иностранными государствами; достижение целей внешней политики и многое другое. Отсюда следует, что культурная дипломатия - это некий инструмент, благодаря которому государства могут поспособствовать формированию позитивного внешнеполитического образа у мирового сообщества и представить ему свои позиции и интересы.
В настоящее время возрастает роль и значение Италии в культурной сфере, так как именно это государство оказало огромное влияние на развитие мировой культуры. Кроме того, Италия обладает богатой историей и в списке всемирного наследия ЮНЕСКО занимает первое место среди всех стран мира. Таким образом, культурная дипломатия, являющаяся одним из главных инструментов «мягкой силы», имеет большое значение для Италии и для роста её влияния на международной арене.
Степень научной разработанности проблемы. Тема «мягкой силы» и культурной дипломатии вызывает повышенный интерес различных учёных и исследователей в XXI в. Данной проблематикой занимаются как отечественные, так и зарубежные исследователи.
Изучению феномена «мягкой силы» посвящены работы американского учёного Э. Вильсона III1 2, политолога Дж. Ная2, который и разработал данную концепцию в 1990 г., малазийского исследователя А. Махмуда3, а также отечественных учёных, таких как Д. А. Звягина4, О. Г. Леонова5, Е. В. Пименова6, И. В. Радиков и Я. В. Лексютина7. В своих исследованиях они определяют сущность, цели и задачи «мягкой силы», пути её наращивания, пределы её влияния, изучают национальные особенности «мягкой силы» некоторых стран многое другое. «Мягкой силе» конкретно Итальянской Республики посвящена работа итальянского исследователя Ф. Кастильоне8.
Проблемами осмысления понятия «культурная дипломатия», историей происхождения данного термина, его изучением в теории и на практике занимаются такие зарубежные исследователи, как К. Баунд9, М. Каммингс10, 11 12 13 14 15
дж. ленкзоуски , ±м леонард , о. пайтинка , о. торкутти , /л.. с/ндерс и
другие. Можно пронаблюдать также повышенное внимание к данной теме и со стороны отечественных исследователей, например, таких как Е. М. Астахов1, Е. В. Василенко3 4, Л. Е. Козлов5, О. В. Лебедева6.
В работах С. А. Глебовой7, Т. Н. Клейменовой8, Т. Н. Мироновой9, К. М. Табаринцевой-Романовой10 и итальянского политика Ф. Рутелли11 особое внимание уделяется культурной дипломатии Италии. В своих исследованиях они рассматривают и изучают значение культурной дипломатии для современной Италии, методы её осуществления, институты, занимающиеся продвижением итальянского языка и культуры во всём мире, сотрудничество с другими государствами в культурной сфере и многое другое.
Несмотря на то, что научная литература по проблеме представлена многочисленными статьями и публикациями, при выполнении данной работы было выявлено, что термин «культурная дипломатия» недостаточно изучен, в первую очередь, отечественными исследователями. Кроме того, не до конца изучены инструменты осуществления культурной дипломатии Италии...
На основании проведённого исследования можно сделать следующие выводы. Культурная дипломатия является важной частью современных международных отношений и, в том числе, концепции «мягкой силы», которую стремятся использовать в своих внешнеполитических стратегиях многие страны мира. «Мягкая сила», одним из ресурсов которой является культура, используется государствами как средство для установления и укрепления позитивного имиджа и распространения влияния на международной арене. В свою очередь, культурная дипломатия выступает в роли инструмента реализации данной концепции и нацелена на взаимный обмен традициями, идеями, ценностями и информацией между странами, а также на продвижение национальных интересов государства в сфере культурной политики. На практике культурная дипломатия включает в себя различные виды деятельности, которые зависят от приоритетов и интересов государства, культурных ценностей, идеологии, ресурсов, доступных для культурной деятельности и т.д.
Необходимо подчеркнуть, что культурную дипломатию следует отличать от других понятий, таких как: публичная дипломатия, внешняя культурная политика, межкультурные отношения. Зачастую эти термины приравнивают к культурной дипломатии, однако, как было показано в исследовании, вышеперечисленные понятия имеют иное значение. Тем не менее, между ними существует взаимосвязь: культурная дипломатия в ряде случаев рассматривается как часть публичной дипломатии и является инструментом реализации внешней культурной политики и межкультурных отношений.
Что касается Итальянской Республики, то она в настоящее время наращивает свою «мягкую силу» и активно осуществляет культурную дипломатию, которая является эффективным механизмом развития сотрудничества с разными странами в области культуры, повышения влияния государства, продвижения его внешних позиций на международной арене. Помимо этого, к главным целям культурной дипломатии современной Италии также относятся распространение культуры страны, популяризация итальянского языка, образа и стиля жизни итальянцев, укрепление позитивного восприятия государства другими акторами международных отношений. Перечисленные направления реализуются и координируются в рамках МИД Италии и учреждённых при нём институтов и органов, таких как Генеральная дирекция по продвижению концепции «Система - Страна», Национальная комиссия по распространению итальянской культуры за рубежом и итальянские институты культуры, а также при помощи некоммерческих организаций (например, Общество Данте Алигьери).
Вышеперечисленные институты занимаются организацией различных культурных мероприятий, посвящённых искусству, итальянскому языку, музыке, кино, моде, литературе, дизайну, содействуют продвижению науки, культуры и языка в мире, укреплению межкультурного диалога и т.д. Активная деятельность данных институтов и организаций обеспечивает достижение главных прямых и опосредованных задач культурной дипломатии: развитию сотрудничества, культурного обмена и
экономических связей с другими государствами.
В практической части исследования было выявлено, что в качестве инструментов культурной дипломатии Итальянская Республика, обладая рядом конкурентных преимуществ (например, таких как принадлежность к мировому культурному наследию, обладание богатой историей, наличие большого вклада в развитие мировой культуры, популярность национального бренда Made in Italy и итальянского языка, туристическая привлекательность страны и многое другое), использует многочисленные аспекты национальной культуры. К наиболее эффективным инструментам относятся, прежде всего, различного рода выставки, которые регулярно проводятся как на территории государства, так и за рубежом, и привлекают повышенное внимание со стороны иностранцев. Как правило, подобные выставки посвящены
итальянской национальной кухне, культуре, туризму, стилю жизни, моде и искусству. Помимо международных выставок, часто проводятся различные культурные мероприятия: фестивали итальянского кино и кухни,
литературные вечера, мероприятия, посвященные истории Италии и другие. К примеру, одним из наиболее популярных и значимых мероприятий является Неделя итальянского языка в мире, которая проводится ежегодно во многих странах.
Также стоит отметить такие инструменты культурной дипломатии современной Италии, как: образовательные программы и программы научного и академического обмена, способствующие продвижению национального языка и культуры и развитию отношений с другими странами путём предоставления стипендий иностранным студентам. Как было исследовано в данной работе, Италия выступает в роли одного из самых привлекательных европейских государств для студентов из других стран, которые ежегодно приезжают в Италию с целью получить высшее образование или пройти лингвистические курсы.
Туризм также является одним из самых главных инструментов осуществления культурной дипломатии страны. В этом направлении ключевую роль играет Национальное агентство по туризму Италии (ЭНИТ), которое способствует увеличению туристической привлекательности страны.
Помимо всего вышеперечисленного, особое место в культурной дипломатии Италии занимает и распространение бренда Made in Italy за рубежом. С целью продвижения национального бренда также реализуются различные программы и проекты и проводятся многочисленные мероприятия на территории страны и в других странах, которые вносят огромный вклад в укрепление имиджа страны. Нужно сказать, что сегодня Made in Italy является одним из самых популярных брендов во всём мире, что в очередной раз подтверждает значимость данного инструмента и конкурентное преимущество страны...
1. About Confucius Institute/Classroom [Electronic resource] // Confucius
Institute/Classroom [Official website]. - URL :
http://english.hanban.org/node_10971.htm (accessed : 25.04.2018).
2. Anholt-GfK Nation Brands Index 2017. Leading Countries [Electronic resource] // GfK [Official website]. - URL : http://nation-brands.gfk.com/ (accessed : 02.04.2018).
3. Brand Finance Nation Brands 2017. Top 20 Most Valuable Nation Brands [Electronic resource] // Brand Finance [Official website]. - URL : http://brandfinance.com/knowledge-centre/reports/brand-finance-nation-brands- 2017/ (accessed : 02.04.2018).
4. Culture 2000 programme [Electronic resource] // European Commission
[Official website]. - URL : https://ec.europa.eu/programmes/creative-
europe/previous-programmes/culture-2000_en (accessed : 28.04.2018).
5. Culture programme (2007-2013) [Electronic resource] // European Commission [Official website]. - URL : https://ec.europa.eu/programmes/creative- europe/preivous-programme/culture_en (accessed : 30.04.2018).
6. Erasmus+ statistics 2014. Italy [Electronic resource] // Erasmus+
[Official website]. - URL : http://www.erasmusplus.it/wp-
content/uploads/2016/01/Erasmus-Italy.pdf (accessed : 03.05.2018).
7. Influence and attraction. Culture and the race for soft power in the 21st century // British Council. - London : Demos, 2013. - 39 p.
8. Italia Comes to You [Electronic resource]. - URL :
http://www.italiacomestoyou.com/en/ (accessed : 04.04.2018).
9. Italian Cultural Institutes in the World. Geographical Distribution of Italian Cultural Institutes [Electronic resource]. - URL : http://www.ilsegnalibro.com/iic.html#c (accessed : 24.04.2018).
Luxembourg : Office for Official Publications of the European Communities, 2009. - 47 p.
11. UNESCO Universal Declaration on Cultural Diversity // Cultural Diversity Series № 1. - Paris : United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, 2002. - 63 p.
12. Vision and Actions on Jointly Building Silk Road Economic Belt and 21st-Century Maritime Silk Road [Electronic resource] // National Development and Reform Commission (NDRC) [Official website]. - URL : http://en.ndrc.gov.cn/newsrelease/201503/t20150330_669367.html (accessed : 26.04.2018).
13. World Pasta Day [Electronic resource]. - URL : http://www.pasta- unafpa.org/pasta-day.htm (accessed : 03.04.2018).
14. Agenzia Nazionale del Turismo - ENIT. Funzioni [Risorsa elettronica] // Agenzia Nazionale del Turismo - ENIT [Sito ufficiale]. - URL : http://www.enit.it/ru/agenzia/2653-funzioni.html (data d’accesso : 03.04.2018).
15. Assocalzaturifici [Risorsa elettronica]. - URL :
http://www.assocalzaturifici.it/ancimain/ (data d’accesso : 06.04.2018)...