ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ КАК
МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНАЯ И СОВРЕМЕННАЯ НАУЧНАЯ ТЕМА 6
1.1 История исследований психологического здоровья 6
1.2 Проблематика определения психологии здоровья и его содержания .... 11
1.3 Психологическое здоровье в свете современных мировых тенденций . 23
1.4 Сфера информационных технологий в контексте психологического
здоровья 36
Выводы по первой главе 48
ГЛАВА ВТОРАЯ. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ 1Т СПЕЦИАЛИСТОВ 50
2.1 Организация и методология исследования 50
2.2 Описание процедуры исследования 57
2.3 Результаты исследования 58
Выводы по второй главе 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ А 84
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 87
ПРИЛОЖЕНИЕ В 89
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 91
Тематика психологического здоровья не теряет своей актуальности с момента появления человека и становления общества. Как часть общих представлений о здоровье, данная тема интересует не только ученых, но и обращает на себя внимание практически каждого человека. Особенно актуальной она становится во времена ситуаций, затрагивающих большое количество общего населения, в периоды глобальных изменений, а также соответственно росту популяции и увеличению возможностей человека благодаря достижениям прогресса. В XXI веке мы наблюдаем новый виток развития человеческой мысли и технического прогресса, который внес в нашу жизнь такие научные направления, как кибернетика, информатика, инженерия электронных вычислительных устройств. Информационные технологии дополнили наш мир, изменили его облик, по мнению некоторых авторов стали второй технологической революцией после революции индустриальной. Достижения 1Т сферы затронули жизнь каждого из нас, если не прямым образом, то как минимум косвенным, через наше взаимодействие с другими людьми и предметами окружающего мира. Нельзя недооценивать тот вклад, который информационный век вносит в жизнь современного человека и общества. Более того, в связи с данными изменениями все большее количество людей интересуется профессиями, тесно связанными с отраслями знаний и навыков, специфических для данной сферы. Специальности, связанные с информационными технологиями, становятся все более актуальными, растет и спрос на получение данных специальностей среди молодого поколения. А вопрос переквалификации и получения дополнительных компетенций в информационных технологиях, тем временем, не менее важен и для людей, уже получивших многие специальности ранее. Поэтому, тематика психологического здоровья специалистов сферы II важна не только с позиции значительных изменений, которые данная сфера вносит в жизни людей, но и ввиду того, что она затрагивает огромные массы людей и общество в целом. Также, что немаловажно, данная сфера является новой для прогресса человека, и ее специфика еще не до конца понятна. Поэтому необходимо ее детальное исследование на ранних этапах для составления картины представлений о том, что будет происходить в будущем и как подготовиться к изменениям заранее, минимизируя нежелательные последствия и улучшая привлекательные перспективы становления и развития человека в новых условиях. Вместе с этим, текущая методологическая база будет также набирать новые модификации для того, чтобы соответствовать актуальным и прогнозируемым задачам. Стоит отметить и то, что в новой стезе развития общества возможно отследить устойчивость изученных ранее научных закономерностей, и еще больше уточнить соотношение полученных научных данных о свойствах и тенденциях, наблюдаемых в современной психологии, с конкретными условиями окружения человека, тем самым декомпозируя общие законы и проверяя их ситуативную применимость, изменчивость, воспроизводимость.
Данная работа будет сфокусирована на особенностях психологического здоровья IT-специалистов. В ходе работы будут приложены все усилия для наиболее точного обозначения специфики отрасли информационных технологий и ее влиянии на человека, а также тенденций изменений, возникающих в самом человеке при исполнении рабочих обязанностей в данной области. Благодаря данным наблюдениям, мы в дальнейшем можем обозначить как ряд наиболее часто встречающихся проблем и затруднений у специалистов данной сферы, так и указать необходимые методологические коррекции в техниках и технологиях помощи людям профессий области 1Т благодаря знанию специфики оказания помощи и поддержки данным группам лиц. Объектом данной работы является личность 1Т-специалиста. Объект работы был сформулирован так ввиду того, что именно исследование личность IT-сnециалиста в специфической профессиональной среде будет наиболее точно отражать те особенности, которыми обладает генеральная совокупность лиц, вовлеченных в исполнение трудовых обязанностей в II сфере.
Предметом данной работы являются особенности психологического здоровья П-специалиста, как необходимый для изучения компонент внутри преследуемой нами цели.
Целью работы является исследовании психологического здоровья II- специалиста.
Для достижения обозначенной цели мы сформулировали следующие задачи:
1. Проанализировать отечественного и зарубежного литературу по проблеме психологического здоровья ^-специалистов
2. Охарактеризовать феномен психологического здоровья личности
3. Выявить особенности психологического здоровья П-специалиста
4. Изучить особенности формирования психологического здоровья II- специалистов
Гипотеза: существует значимые различия между выборкой II-
специалистов и общей выборкой по критериям психологического здоровья.
Итак, приступим к изучению теоретических научных трудов и результатов исследований последних лет, посвященных тематике психологического здоровья и его дефиниций.
Результаты настоящего исследования показали значительный объем данных как относительно теоретических положений о психологическом здоровье, в частности касательно особенностей его рассмотрения в сфере информационных технологий, так и относительно эмпирически подтвержденных закономерностей и характеристик психологического здоровья 1Т специалистов в сравнении с выборкой представителей других профессий.
Была сформирована теоретическая основа изучения предметного поля данной работы, описаны актуальные представления о психологическом здоровье, продолжая затем анализом подходов к его пониманию, обозначены методологические подходы к его изучению. Проблема психологического здоровья была освещена в многообразии сфер, которые оперируют данным термином как одним из ключевых (психология, медицина) или побочных (философия, социология, подбор персонала). Было наглядно продемонстрировано, что проблема психологического здоровья затрагивает множество сфер современной науки, и вместе с тем сама по себе является междисциплинарной.
Психологическое здоровье было рассмотрено с позиций современных научных трудов, был освещен вопрос о терминологическом статусе психологического здоровья и раскрыты подходы к его рассмотрению в контексте нескольких наук. Были сделаны выводы относительно связи свойств и особенностей психологического здоровья и сфер профессиональной активности человека.
Был затронут и аспект эмпирической значимости изучения психологического здоровья. В качестве основы для эмпирического исследования была описана методологическая база номотетического подхода к исследованию.
Полученные данные были использованы для статистического анализа. При эмпирическом исследовании были выявлены статистически достоверные различия группы 1Т специалистов и группы сравнения по критериям рассмотренных методик диагностики психологического здоровья. Также были прослежены и интерпретированы корреляционные связи возраста, стажа и пола испытуемых в соответствующих группах для формирования более точного понимания различий между условиями профессиональной среды рассматриваемых групп и их влиянию на психологическое здоровье человека. Гипотеза исследования подтвердилась. Более того, полученный материал дает основание для составления новых теоретических трудов и особых эмпирических методик психологической диагностики и профилактики, основанных на выявленных особенностях психологического здоровья человека в сфере информационных технологий, а также специфических рекомендаций по наблюдению, консультированию и терапии специалистов данной сферы. Собранные нами данные относительно специфики профессии и психологического здоровья 1Т специалистов дают достаточную научную базу для формирования представлений о способах профилактики и коррекции возникающих тенденций и состояний, а также основу для продолжения исследований в данном направлении.
1. Абрамова Г. С, Юдчиц Ю. Л. Психология в медицине. Учебное пособие / Г. С. Абрамова, Ю. Л. Юдчиц. — М.: 1998. — 562 с.
2. Амосов Н. М. Преодоление старости / Н. М. Амосов. — М.: 1996. — 137 с.
3. Ананьев В. А. Введение в психологию здоровья. Учебное пособие / В. А. Ананьев. — СПб.: 1998. — 415 с.
4. Андреева Т.А. О проблеме накопления результатов методических разработок школьных педагогов // Тез. конф. «Информационные технологии в образовании». — М.: Институт ЮНЕСКО, 1998. — с. 124-128.
5. Андреева Т.А. Об автоматизации подготовки и проведения заочных (электронных) олимпиад // Тр. научно-практической телеконф. «Информационные технологии в общеобразовательной школе», ноябрь 2000. — Новосибирск: 2000. — с. 204-212.
6. Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко Л. А. Попова. — М.: 2000. — 180 с.
7. Берс А.А., Городняя Л.В., Поляков В.Г., Чурина Т.Г. Организация творческой работы учащихся в контексте общеобразовательной информатики. — Новосибирск: 2000. — с. 86-91.
8. Бехтерев В. М. Личность и условия ее развития и здоровья // Избранные труды по психологии личности. Том 2. Объективное изучение личности / Под ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылевой. — СПб.: 1999. — 670 с.
9. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко; под общ. ред. Б. Г. Мещерякова. — 4-е изд., перераб. —М.: АСТ, 2009. — 816 с.
10. Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье / И. И. Берхман. — М.: МГМА, 1990. — 690 с.
11. Вересаев В. Записки врача / В. Вересаев. — М.: МГМА, 1936. — с. 31
12. Водопьянова Н. Е., Ходырева Н. В. Психология здоровья // Вестник Ленингр. ун-та. Сер. 6. — 1991. — Вып. 4. — с. 64-74.
13. Войтенко В. П. Здоровье здоровых. Введение в санологию / В. П. Войтенко. — Киев,: 1991. — 354 с.
14. Волков Б. С. Методы исследований в психологии / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 118 с.
15. Воронин В. М. Психология решения оперативных задач в больших системах. Диагностика функционального состояния и обучение операторов: монография / В. М.: Воронин. — Екатеринбург: УрГУПС, 2016. — 308 с...