Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Экспериментальное исследование генезиса понимания коротких текстов

Работа №99655

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы119
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПОНИМАНИЯ И ЕГО ГЕНЕЗИСА В
СИСТЕМЕ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ 8
1.1 Понимание в свете современного научного подхода 10
1.2 Проблема термина “понимание” 12
1.3 Современные научные представления о памяти и ее связи с пониманием 16
1.3.1 Экспериментальный опыт исследования Эббингауза и Бартлетта .. 17
1.3.2 Модель памяти Дональда Бродбента 21
1.3.3 Модель Нормана и Во 22
1.3.4 Модель Аткинсона и Шиффрина 24
1.3.5 Модель памяти Алана Беддели и Джона Хича 25
1.3.6 Модель Крэйка и Локхарта 28
1.3.7 Модель памяти А. Эриксона и В. Кинча 30
1.3.8 Место понимания в развитии памяти 32
1.4 Проблема интеллекта и его связь с пониманием 36
1.4.1 Проблема содержания и функций интеллекта 36
1.4.2 Соотношение ментальных репрезентаций и понимания 39
1.4.3 Формирование репрезентаций в эмпирическом ключе 45
1.5 Онтогенетическое и формальное соотношение мышление и понимания 49
1.5.1 Мышление с позиции различных школ психологии 50
1.5.2 Виды и свойства мышления 53
1.5.3 Генезис развития мышления в современной когнитивной психологии 56
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНЕЗИСА ПОНИМАНИЯ КОРОТКИХ ТЕКСТОВ СООТВЕТСТВЕННО СВОЙСТВ МЫШЛЕНИЯ,
ПАМЯТИ И ИНТЕЛЛЕКТА 63
2.1 Методология исследования 63
2.2 Описание выборки и процедуры исследования 65
2.3 Описание критериального аппарата исследования 70
2.4 Результаты эмпирического исследования 73
2.5 Итоги эмпирического исследования 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
Список литературы 94
Приложение А 103
Приложение Б 104
Приложение В 105
Приложение Г 106
Приложение Е 107
Приложение Ж 110
Приложение З 112
Приложение И 117
Приложение К 118
Приложение Л 119

Проблема понимания всегда рассматривалась в междисциплинарном ключе. Целый ряд наук опирается на термин понимания для построения конструктов, объясняющих процессы взаимодействия человека с окружающим миром и другими людьми. Изучение понимания неотъемлемо для педагогики, психологии, философии, спектра когнитивных наук. В педагогике, ставя целью обучить ребенка необходимым навыкам и обеспечить благоприятный воспитательный процесс, не обойтись без рассмотрения понимания, особенно если речь идет о генезисе понимания в развитии ребенка. Понимание же человеком закономерностей окружающей среды и собственных возможностей в ней является ключевой темой для психологии личности, психотерапии. На стыке когнитивной психологии, инженерии и кибернетики рождается такое направление, как изучение искусственного интеллекта, в котором понимание также присутствует в качестве одного из ключевых понятий.
Вместе с тем, проблема понимания предстает неотъемлемым аспектом и для методологии науки в целом. Понимание научного знания создает основу для его сохранения, углубления и качественного применения. Понимание в академической среде играет ключевую роль в формировании объективного знания и развития науки, поэтому исследование понимания текстов представляет собой задачу, направленную в том числе для совершенствования методологических научных подходов и академической среды.
Более того, с развитием современных форм обучения и ввиду постоянного роста спроса на образование в мировом сообществе, становится важным и прикладное изучение этой проблемы. Наличие достоверных и детальных сведений о свойствах понимания и его генезисе раскроет целый ряд возможностей для улучшения качества и доступности образования, автоматизации ассесмента знаний при сохранении качества и беспристрастности проверки. Учитывая современные веяния в информатизации образования, разработка проблемы генезиса понимания также создаст предпосылки для формирования нового поколения программ индивидуального сопровождения при обучении, которые смогут достичь максимальных результатов благодаря отслеживанию общих тенденций и индивидуальных показателей понимания учебного материала.
Обобщая вышесказанное заметим, что понимание закономерностей окружающего мира является неотъемлемой частью развития любого человека, поэтому о генезисе понимания можно говорить и как о фундаментальной теме для ряда наук о человеке, важной для рассмотрения как с теоретической, так и с прикладной сторон.
Целью данной работы является теоретическое и эмпирическое обозначение связи интеллекта, мышления и памяти с особенностями генезиса понимания коротких текстов на выборках различных возрастов. Для выполнения поставленной цели мы выделили ряд задач:
• Сформировать базу актуальных теоретических изысканий по описываемым аспектам когнитивной сферы человека;
• Описать понимание с позиции современных научных наработок;
• Соединить актуальные представления о развитии и свойствах рассматриваемых функций с генезисом понимания;
• Провести сбор эмпирических данных о свойствах интеллекта, мышления и памяти относительно уровня понимания коротких текстов в различных возрастных группах;
• Описать математический аппарат измерения уровня понимания текстов и произвести статистический анализ полученных данных;
• Описать наблюдаемые закономерности и подвести выводы по полученным данным;
Объектом настоящего исследования является непосредственно генезис понимания коротких текстов. Предметом исследования стала связь генетических свойств понимания с мышлением, памятью, интеллектом в различных возрастных группах.
Актуальность работы исходит из запроса на развитие прикладного методологического аппарата выявления уровня понимания текстов в контексте образовательного процесса, современных тенденций к объединению знания смежных научных сфер и формированию на основе ключевых для ряда наук понятий (одним из которых является понимание) фундамента для развития научной мысли в мультидисциплинарной стезе, а также необходимости развития представлений о понимании как тематики, значимой для общей научной методологии.
Научная новизна данной работы проявляется открыто: в научной литературе на данный момент не присутствует сведений касательно генезиса понимания и его связи с познавательными функциями. Также научная новизна подкрепляется перспективами рассмотрения генезиса понимания как основания для классификации развития мыслительных процессов на протяжении всей жизни человека, освещая область далее существующих на данный момент представлений о развитии мышления.
Гипотеза настоящего исследования: связь понимания с интеллектом, мышлением и памятью различна в разном возрасте.
Методы настоящего исследования включают в себя пропозициональный анализ текстов, специально разработанную математическую модель оценки уровней понимания текстов, сравнительный статистический и идеографический методы анализа, а также методики оценки развития памяти, мышления и интеллекта.
Выборка эмпирического исследования составила три группы по сто человек каждая, находившихся в активном образовательном процессе, а именно ученики шестого класса, десятого класса и третьего курса высших учебных заведений. Таким образом достигается среднее возрастное распределение выборки в пять лет с сохранением контекста образовательного процесса.
Теоретическая значимость исследования состоит в возможности расширения существующих научных представлений о понимании текстов и его связи с познавательными функциями, а также введения в рассмотрение такого компонента анализа понимания, как его генезис.
Практическая значимость заключается в апробации подхода комплексного анализа процесса развития когнитивных функций, включая аспект понимания коротких текстов в его генезисе, в целях накопления эмпирического материала и формирования данных о специфике связей в различные возрастные периоды. Полученные сведения будут использованы при оценке понимания текстов группами различных возрастов в рамках образовательного процесса, что позволит улучшить качество ассессмента знаний в рамках образовательного процесса и сформировать более качественный подход к созданию обучающих программ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Результаты настоящего исследования показали достаточно большой объем данных как относительно теоретических положений о связях понимания с процессами хранения и обработки информации человеком, так и относительно эмпирически подтвержденных закономерностей генезиса понимания в различные возрастные периоды.
Была сформирована теоретическая основа изучения предметного поля данной работы, описаны актуальные представления о памяти, мышлении и интеллекте, обозначены методологические подходы к их изучению. Проблема понимания была освещена в многообразии сфер, которые оперируют данным термином как одним из ключевых в своем развитии. Было наглядно продемонстрировано, что проблема понимания затрагивает множество сфер развития науки, и вместе с тем касающаяся самого научного метода и эпистемиологии.
Понимание было рассмотрено с позиций современных научных трудов, был освещен вопрос о терминологическом статусе понимания и раскрыты подходы к его рассмотрению в контексте когнитивных способностей и функций. Каждый рассмотренный нами аспект когнитивной сферы также обсуждался с точки зрения развития человека, формирования функций в процессе данного развития и их влияния на генезис понимания. Были сделаны выводы относительно связи свойств и особенностей развития интеллекта и функций памяти и мышления с генезисом понимания.
Был затронут и аспект эмпирической значимости изучения понимания и его генезиса. В качестве основы для эмпирического исследования генезиса понимания была описана методологическая база пропозиционального анализа коротких текстов, сформированная на основе современных работ когнитивных психологов, занимающихся проблематикой оценки качества усвоения текстов. Предъявленная математическая модель оценки уровня понимания текста является инновационной и способной стать основой качественной автоматизированной системы ассессмента знаний и развития сопровождения в образовательном процессе. Применяя данный методологический аппарат, были получены эмпирические данные в большом объеме, дающие возможность качественного и детализированного анализа понимания текстов, а также была наглядно зафиксирована возможность проведения процедуры оценки понимания текстов в предложенном формате.
Полученные данные были использованы для статистического и идеографического анализа. При эмпирическом исследовании была выявлена статистически достоверная связь рассматриваемых когнитивных функций с уровнем понимания текстов, различная в разные возрастные периоды. Гипотеза исследования подтвердилась. Более того, полученный материал дает основание для составления классификационных Собранные нами данные относительно глубинного понимания текстов, вместе с данными о взаимосвязях понимания с интеллектом, мышлением и памятью в различные возрастные периоды, дают достаточную научную базу для формирования представлений о генезисе понимания в онтогенезе человека и продолжения исследований в данном направлении.


1. Бернштейн Н. А. О построении движений / Н. А. Бернштейн. - М.: Медгиз, 1947. — 255 с.
2. Большой психологический словарь/ Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко; под общ. ред. Б. Г. Мещерякова. — 4-е изд., перераб. — М.: АСТ, 2009. — 816 с.
3. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание: пер. с англ / М. Вартофский. — М.: Прогресс, 1988. — 202 с.
4. Варыгин Д. В. Проблема понимания в современной герменевтике / Д. В.
Варыгин // Российский гуманитарный журнал. — 2012. — №1. [Электронный ресурс]. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/problema-ponimaniya-v-
sovremennoy-germenevtike (дата обращения: 04.04.2018).
5. Величковский Б. М. Анализ процессов понимания / Б. М. Величковский // Современная когнитивная психология. — 1982. — №1 — С. 221-237.
6. Величковский Б. М. Психология восприятия / Б. М. Величковский, В. П. Зинченко, А. Р. Лурия. М., 1973. — 105 с.
7. Вишнякова С. М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. — М.: НМЦ СПО, 1999. — 174 с.
8. Волков Б. С. Методы исследований в психологии / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 118 с.
9. Воронин В. М. Психология решения оперативных задач в больших системах. Диагностика функционального состояния и обучение операторов: монография / В. М. Воронин. - Екатеринбург: УрГУПС, 2016. — 308 с.
10. Воронин В. М. Современная инженерная психология на железнодорожном транспорте / В. М. Воронин. — Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2011. — 280 с.
11. Воронин В. М. Когнитивная наука и образование / В. М. Воронин, М. М. Ицкович, З. А. Наседкина, С. В. Курицын, А. А. Кащеев, Ю. А. Москвина, Н. Н. Улижева // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. — 2017. — №1. — С. 3-35.
12. Воронин В. М Использование латентного семантического анализа как альтернативы пропозиционального анализа в исследованиях понимания текста/ В. М. Воронин, С. В. Курицин, З. А. Наседкина, М. М. Ицкович // Гуманизация образования. — 2017. — №2. — С. 11-19.
13. Воронин В. М. Психология решения человеком оперативных задач в диалоге с компьютером / В. М. Воронин, С. А. Свердлов, З. А. Наседкина, С. В. Курицин // Гуманизация образования. — 2017. — №6. — С. 54-62.
14. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. / Х- Г. Гадамер. — М., 1988. — 404 с.
15. Гейзенберг В. Что такое «понимание» в теоретической физике / В. Гейзенберг // Природа. — 1971. — № 4. — С. 75-77...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ