Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К СЛУЖБЕ В ВООРУЖЁННЫХ СИЛАХ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИЗЫВНИКОВ-СРОЧНИКОВ И КУРСАНТОВ-КАДЕТОВ

Работа №99643

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы108
Год сдачи2017
Стоимость5720 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21110
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К СЛУЖБЕ В
1. ВООРУЖЁННЫХ СИЛАХ РФ 14
1.1. Анализ понятия психологической готовности в научной
психологии 14
1.2. Теоретический анализ понятия психологической готовности к
военной службе: структура и содержание 25
1.3. Условия и особенности формирования психологической
готовности к военной службе в юношеском
возрасте 34
Вывод по 1 главе 48
Глава ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К СЛУЖБЕ В
2. ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОСИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИЗЫВНИКОВ-СРОЧНИКОВ И КУРСАНТОВ- 50
КАДЕТОВ
2.1. Организация и методы психологического исследования 50
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 54
Вывод по 2 главе 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. Сегодня в мире происходят глобальные преобразования, которые не обошли стороной и Россию. Происходящие перемены повлияли на все сферы жизни человека: вместе с реформированием в социально-политической и экономической области происходят изменения и в Российской армии. Военная реформа, активно проводимая в России, приносит положительные изменения: улучшилось статусное положение
военнослужащих, уровень их благосостояния и социального самочувствия, улучшилось материально-техническое обеспечение армии. Но, вместе с положительными изменениями, остаётся ряд проблем, требующих разрешения. Одной из них является недостаточное внимание к особенностям психологической готовности будущих солдат к прохождению военной службы.
Учитывая последние военные события, происходящие в мире, на Вооруженные силы оказывается серьезное воздействие, тем самым, предъявляя особые требования к адаптационному потенциалу будущего солдата, его индивидуально-личностным характеристикам. У призывников происходит изменение статусно-ролевого положения, повышаются физические, эмоциональные и информационные нагрузки, появляется состояние неопределенности и растерянности, связанные с отсутствием профессиональных знаний, умений и навыков, преобладанием отрицательных эмоций и пониженного фона настроения, разлукой с родными людьми и привычным окружением. Важным является то, что психологическая готовность к военной службе носит социально обусловленный характер и определяется степенью включенности самих призывников в деятельность, которая приводит к образованию необходимо важных воинских качеств.
Поэтому необходимым становится разработка комплекса мероприятий, направленных на психологическое сопровождение лиц, призывного возраста с учетом их личностных особенностей, социально-демографических факторов, а также на формирования у призывников осознанного и позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации.
На протяжении нескольких десятилетий в разных отраслях психологической науки предметом исследований является психологическая готовность человека к различным видам деятельности. Современные научные труды А.Д. Глоточкина, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбовича,
М.П. Коробейникова, П.А. Корчемного, Л.Н. Кузнецовой, Т.В. Маркеловой, А.М. Столяренко, В.В. Сысоева, В.Т. Юсова, направлены на изучение деятельности человека в особых и экстремальных условиях, в то числе, в условиях военной службы.
Кроме этого, появились работы, связанные с изучением психологической готовности к службе в армии юношей из неполных семей (С.В.Ильинский, Е.В. Логутова, Л.Н.Сидорова, Л.А. Тунина). По результатам исследований для юношей, воспитывающихся одним родителем, в основном матерью, характерно наличие депрессивно-невротической симптоматики, преобладание пониженного фона настроения, угнетённость, переживание неудач и проблем со сверстниками. Следует отметить, что направленность на военно-профессиональную деятельность у юношей из такого типа семьи выше и расценивается ими как возможность развития и реализации своего потенциала.
Проблему влияния мотивации на выбор военной профессии воспитанниками суворовского училища изучили С.С. Блинова, А.В. Спеваков, А.Ю. Счастливенко, Р.Ф. Сулейманов. Они отметили, что к выпускному классу наблюдается высокая степень готовности военных специалистов защищать Родину. В ходе освоения военной профессии у воспитанников специализируются интеллектуальные способности, умения, навыки, наблюдается уклон в сторону физического развития и готовности к военной деятельности.
Следует отметить работы Е.Г. Ишкова, Г.Б. Косяна, И.В. Макрушиной,
Э.И.Трубе, в которых одну их важных ролей в формировании психологической готовности к службе в Вооруженных Силах РФ занимает общеобразовательная школа. По их мнению, школа должна формировать реальное представление о военной службе в современных условиях, о процессах, происходящих в Вооруженных Силах РФ не только на уроке «Основы безопасности жизнедеятельности», но и на других внеклассных проводимых мероприятиях.
О.А. Бутова, Е.А. Гришко, И.И. Дворядкина, Н.К. Смагунов, А.М. Мухатжанов, О.Э. Неронова, в своих работах по изучению специфики и характеристик адаптации отмечают, что на сегодняшний день, существующие программы по адаптации молодых людей к условиям армейской жизни не достаточно разработаны и требуют углублённого описания особенностей адаптации юношей с учетом их индивидуально-психологических характеристик.
Проблема исследования связана с тем, что в настоящее время общество с одной стороны предъявляет требования к уровню психологической подготовленности к службе в армии молодых людей и в практической психологии действительно существуют методы формирования психологической готовности к определенным видам деятельности; с другой стороны - в практике военных психологов достаточно часто встречается контингент психологически неготовый к прохождению военной службы, но в тоже время, собственно масштабной специализированной, целенаправленной работы по подготовке молодежи к выполнению воинских обязанностей не ведется.
Степень изученности проблемы. Анализируя данную проблему в отечественной и зарубежной литературе мы видим, что на сегодняшний день накоплен достаточный теоретический и практический материал о понятии готовности, видах, содержании, структуре и условиях, влияющих на динамику, длительность и устойчивость её проявлений.
Проблема готовности стала предметом исследования в рамках экспериментальной психологии, благодаря работам представителей Вюрцбургской школы Н.Аха, К.Бюлера, О.Кульпе, немецких психологов Г.Мюллера, Г.Фехнера, Т.Шумана, швейцарского психолога Ж.Пиаже. В дальнейшем проблема готовности к деятельности нашла отражение в исследованиях установки в школе Д.Н.Узнадзе и социальной установки (аттитюда) в зарубежной социальной психологии.
В отечественной психологии представителями функционального подхода готовность определялась как результат активизации психических процессов, обеспечивающих мобилизацию личности в момент, предшествующий деятельности (Е. П. Ильин, Н. Д. Левитов, В. Л. Марищук, Л. С. Нерсесян).
Сторонники личностно-деятельностного подхода (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) определяли готовность, как проявление индивидуально-личностных качеств, обусловленных характером конкретной профессиональной деятельности. Среди представителей данного подхода большинство военных психологов, которые считали готовность целостным проявлением личности, а не отдельных ее индивидуально-психологических особенностей и социально-психологических качеств (А. А. Деркач, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Л. Е. Мерзляк, В.А. Пономоренко, М. Столяренко).
Другие авторы (Р. А. Гаспарян, Е. Г. Козлов, Л. С. Нерсесян, А.И. Пуни), объясняли готовность через совокупность познавательных, мотивационных, эмоционально-волевых качеств личности, через общее психофизиологическое состояние, обеспечивающее актуализацию возможностей, направленность личности на выполнение определенных действий.
Проблема психологической готовности к службе в армии затрагивается в работах В.И. Варварова, А.Д. Глоточкина, М.И. Дьяченко, М.В. Ефимова, О.Г. Рындиной, Л.А. Кандыбович, В.П. Каширина, М.П. Коробейникова, П.А. Корчемного, Л. Э. Кузнецовой, В. Н. Лоскутова, А.Т. Ростунова, А.М. Столяренко, В.В. Сысоева, М. И. Томчука, М. Н. Попова, И. Б. Ушакова, П. М. Шалимова, В.Т. Юсова. Педагогический аспект психологической готовности в армии изучали А.Ю. Асриев, Ю.А. Грачева, М.А. Кирпичев, Е.Н. Приймак, Ю.В. Трубин.
На сегодняшний день отсутствует единый подход в определении структурных компонентов и содержания психологической готовности, так как данная структура зависит от вида и специфики деятельности и, несмотря на различия в подходах к структуре психологической готовности к профессиональной деятельности, большинство авторов предлагают практически одинаковое её строение (Ю.Н. Гурьянов, А.А. Деркач, М.И. Дъяченко, Л.А. Кандыбович, Н.Д. Левитов, В.Н.Лоскутов, А.К. Маркова, А.М. Столяренко, А.С.Фомин, О.И. Шишкина).
В исследованиях военных психологов последних лет А.И. Александрова, М.И. Дьяченко, Л.Ф. Железняк, С.С. Муцынова, Ж.Г. Сенокосова, Н.Ф. Феденко углубленное изучение было направлено на проблему взаимосвязи психологической готовности к деятельности и адаптации. Основным составляющим и особенностям психологической готовности к прохождению юношами военной службы посвящены работы Н.Г. Бондаря, Л.Э.Кузнецовой, И.А Мачульской, И.В Султановой.
Работы Е.А. Андреева, В.И. Лутовилова, С.Н. Томилиной посвящены вопросу военно-патриотического воспитания молодёжи, как одной из важных составляющих психологической готовности к прохождению службы в армии.
Цель исследования: выявить и описать особенности психологической готовности к военной службе в юношеском возрасте у призывников- срочников и курсантов-кадетов.
Объект исследования: психологическая готовность к военной службе в юношеском возрасте.
Предмет исследования: структурно-содержательный анализ
психологической готовности к военной службе юношей из разных типов военной организации.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто следующее предположение:
Содержательная наполненность компонентов психологической готовности к военной службе у юношей из разных типов военных организаций обладает спецификой, а именно:
- курсанты-кадеты обладают более высоким уровнем сформированности психологической готовности к военной службе;
- для призывников-срочников более характерно снижение степени сформированности эмоционально-волевого компонента психологической готовности к военной службе.
Формулирование гипотезы определило постановку следующих задач:
1. Проанализировать существующие подходы к изучению понятия «психологическая готовность» в отечественной и зарубежной литературе.
2. На теоретическом уровне описать структуру и содержание понятия «психологическая готовность к военной службе».
3. Провести теоретический обзор особенностей психологической готовности к службе в армии в юношеском возрасте.
4. Выявить различия в психологической готовности к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации между курсантами-кадетами и призывниками - срочниками.
5. На эмпирическом уровне определить уровневую характеристику
психологической готовности к службе в вооруженных силах Российской Федерации у курсантов-кадетов и призывников-срочников.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: личностно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский,
A. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), а именно принцип единства деятельности и сознания (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.М.Теплов); аксеологический подход, раскрытый в концепциях ценностных ориентаций М. Рокича, положения о психологической готовности к деятельности, представленные в трудах М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович,
B. А. Пономоренко, концептуальные положения о психической адаптации человека в труде В.И. Лебедева; концепция эмоционально-волевой регуляции М. В. Чумакова; теоретические положения о характеристиках доминирующих психических состояний, сформулированных в работах Л.В. Куликова.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс взаимосвязанных методов исследования: обзорно- аналитические и
теоретические методы, психодиагностические методики (опросник «Доминирующее эмоциональное состояние» автор: Л.В.Куликов), тест «Склонность к отклоняющемуся поведению» автор: А.Н. Орел),
тест «Смысложизненные ориентации» автор: Д. А. Леонтьев), опросник терминальных ценностей, автор: И.Г. Сенин), опросник «Стиль
саморегуляции поведения» автор: В.И. Моросанова), опросник
«Волевые качества личности» автор: М.В. Чумаков), математико¬
статистические методы, а именно U-критерий Манна-Уитни, факторный анализ.
Научная новизна проведённого исследования заключается в том, что впервые определены особенности психологической готовности к службе в армии в юношеском возрасте в зависимости от типа военной организации, расширено понятие психологической готовности к службе в Вооруженных силах Российской Федерации.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по сопровождению формирования психологической готовности к службе в армии для призывников - срочников. Полученный материал настоящего исследования может быть использован при изучении будущими психологами специализированных психологических дисциплин, таких как «Психология труда», «Психология стресса», «Психодиагностика», «Психологическое консультирование», «Психологическая коррекция и реабилитация»; а также в практике реализации обучения студентов военных вузов. Результаты исследования могут быть использованы в процессе изучения общеобразовательных дисциплин, таких как «Основы безопасности жизнедеятельности» (раздел «Основы военной службы»), занятий внеклассного характера для курсантов кадетских корпусов, а также, практической деятельности военных психологов, занимающихся профессионально¬психологическим отбором.
Реализация теоретико-эмпирического исследования предполагала ряд последовательных этапов.
Первый этап (октябрь 2015 - май 2016) поисково-подготовительный: происходил сбор информации по теме исследования, теоретический анализ научной литературы, подбор диагностического инструментария, направленного на изучение психологической готовности к службе в Вооруженных силах Российской Федерации, выбор и правомерность статистических критериев оценки результатов эксперимента.
Второй этап (октябрь 2016 - май 2017) экспериментальный:
осуществлялось эмпирическое обследование психологической готовности к военной службе в группах курсантов-кадетов и призывников-срочников. Полученные результаты протоколировались, проводилась первичная статистическая обработка.
На третьем этапе (2017 г) исследования - заключительном - полученные данные подверглись математико-статистическому анализу в программе Statistica версии 6.0, а также была проведена интерпретация, сформулированы выводы. Апробация практико-ориентированных рекомендаций была проведена рамках занятий по морально - психологической подготовке с офицерским составом Управления вневедомственной охраны по городу Екатеринбургу - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Свердловской области» по теме «Организация профессионального психологического отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел Российской Федерации». Результаты теоретико-эмпирического исследования, в том числе практико¬ориентированные рекомендации по сопровождению психологической готовности к военной службе были оформлены, подготовлено защитное слово.
База исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Свердловской области Уральского техникума «Рифей» и на базе военного комиссариата по городу Первоуральску и Шалинскому району.
Апробация исследования. Результаты настоящего исследования были представлены в рамках проведения занятий по морально - психологической подготовке с офицерским составом Управления вневедомственной охраны по городу Екатеринбургу - филиала ФГКУ « УВО ВНГ России по Свердловской области» по теме «Организация профессионального психологического отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел Российской Федерации». Апробация исследования была представлена в статье «Условия и особенности формирования психологической готовности к военной службе в юношеском возрасте» в журнале «Молодой учёный» № 39 (сентябрь 2017 г).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. В ходе анализа существующих подходов к изучению понятия «психологическая готовность» в отечественной литературе нами были проанализированы исследования Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского,
A. А. Деркача, М. И. Дьяченко, В.Н. Дружинина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Е. П. Ильина, Л. А. Кандыбовича, Н. Д. Левитова,
B. Л. Марищука, В.А. Пономоренко, М. Столяренко и других, а также
зарубежных ученых, представителей Вюрцбургской школы Н.Аха, К.Бюлера, О.Кульпе, Г.Мюллера, Т.Шумана, Г.Фехнера, Г.Олпорта, Д.Майерса. Мы выделили некоторые различия в определениях: зарубежные психологи трактуют психологическую готовность как некую установку, оценочную реакцию на происходящие события и окружение, как предпосылку поведения; с точки зрения отечественных ученых психологическая готовность изучалась как проявление личности в целом, в том числе индивидуальных качеств, обусловленных характером конкретной профессиональной деятельности, а также как сочетание познавательных, мотивационных, эмоционально-волевых качеств личности, общего психофизиологического состояния,
обеспечивающее актуализацию потенциала и направленность личности на выполнение определенной деятельности.
Большинство авторов (Ю.Н. Гурьянов, А.А. Деркач, М.И. Дъяченко, Л.А.Кандыбович, Н.Д. Левитов, В.Н.Лоскутов, А.К. Маркова, А.М. Столяренко, А.С.Фомин, О.И. Шишкина) при определении структурных компонентов и содержания психологической готовности предлагают практически одинаковое её строение, так как данная структура зависит от вида, характера, специфики деятельности. Вслед за военными психологами М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбовичем, мы выделяем три различных вида психологической готовности: заблаговременную, временное состояние
готовности, ситуативную. Мы, как В.А. Бодров, Л.М. Митина, Ю.М.
Поваренков, Е.С. Романова считаем, что психологическая готовность к деятельности является одной из важных составляющих профессиональной компетенции и первоначальной частью профессионализма, а также предпосылкой успешности будущей самостоятельной деятельности.
2. Проблему психологической готовности к службе в армии изучали В.И. Варваров, А.Д. Глоточкин, М.И. Дьяченко, М.В. Ефимов, О.Г. Рындина, Л.А. Кандыбович, М.П. Коробейников, П.А. Корчемный, Л. Э. Кузнецова, В. Н. Лоскутов, А.Т. Ростунов, А.М. Столяренко, В.В. Сысоев, М. И. Томчук, М. Н. Попов, И. Б. Ушаков, П. М. Шалимова, В.Т. Юсов. Педагогический аспект психологической готовности в армии изучали А.Ю. Асриев, Ю.А. Грачева, М.А. Кирпичев, Е.Н. Приймак, Ю.В. Трубин. Анализ исследовательских работ по проблеме психологической готовности к военной М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбовича, позволяет нам рассматривать психологическую готовность к службе в армии, как определенное внутреннее состояние, включающее ценностно-смысловой, мотивационный, эмоционально¬волевой компоненты, благодаря которому происходит мобилизация к действиям в условиях армейской службы, обеспечивающее актуализацию возможностей и направленность личности на выполнение обязанностей воинской службы. Мы, согласны с точкой зрения М.И. Томчука о том, что общая психологическая готовность является синтезом социально-психологической, эмоционально-волевой и военно-профессиональной готовности. Социально- психологический аспект включает в себя социальные установки, ценностные ориентации, особенности и параметры физического состояния, особенности детско-родительских отношений, увлеченность допризывника военно-прикладными видами спорта, степень принятия себя в роли военнослужащего. Формирование эмоционально-волевого компонента психологической готовности к военной службе связано с проблемой адаптации, активизации личности на предстоящую деятельность, требующую эмоциональной стабильности, волевой регуляции и устойчивость к внешним факторам, вызывающих напряжение и стресс. Исходя из этого, актуальность приобретает военно-профессиональная подготовка личности и включает в себя обязательную, добровольную подготовку к военной службе, приписку к призывным участкам и призыв на военную службу, её прохождение, пребывание в запасе в статусе военнообязанных и, согласно закону Российской Федерации должен быть готовым в случае необходимости мобилиризоваться. Также, мы отмечаем важность социального характера психологической готовности к военной службе, и считаем, что степень включенности самих призывников в особый вид предстоящей деятельности, ведёт к формированию важных воинских качеств и умений.
3. Был проведен теоретический обзор особенностей психологической готовности к службе в армии в юношеском возрасте. В отечественной психологии данной теме посвящены работы таких ученых как: Ю.Б. Боленко, Н.Г. Бондарь, А.В. Бондаренко, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, И.А. Мачульская, В.А. Пономаренко, Е.Н. Приймак, И.В.Султанова, Э.И.Трубе, Ю.В.Трубин. К особенностям психологической готовности к службе в Вооруженных Силах РФ в юношеском возрасте ученые относят: возникновение внутренней кризисности юноши, связанной с проблемой профессионального и личностного самоопределения, формирование новых индивидуально-личностных качеств и мотивов поведения, принятие новой социальной роли, отказ от привычного образа жизни и окружения, повышенные физические, информационные и психологические нагрузки. Проанализировав научные труды М.В. Ефимова, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбовича, М.П. Коробейникова, П.А. Корчемного, Л.Н. Кузнецовой, О.Г. Рындиной, мы дали определение психологической готовности к службе в армии, рассматривая ее как определенное внутреннее состояние, включающее ценностно-смысловой, мотивационный, эмоционально-волевой компоненты, благодаря которому происходит мобилизация к действиям в условиях армейской службы, обеспечивающее актуализацию возможностей и направленность личности на выполнение обязанностей воинской службы.
В связи с этим, мы как Л.Э.Кузнецова считаем необходимым проводить подготовку к военной службе и на допризывном этапе и на этапе адаптации и в процессе несения службы.
Е.Н. Приймак, выделила направления деятельности по формированию психологической готовности юношей службе в армии: лекционно¬
просветительская деятельность (профилактика отклоняющегося поведения в армейской среде, формирования зависимого поведения, пропаганду здорового образа жизни); информационно-методическая деятельность (разработка памяток, методических пособий, лекционных материалов, проведение семинарских занятий, научно- практических конференций по данной тематике); социально-профилактический тренинг (с целью развития адаптационного потенциала будущего солдата, уверенности в себе и своих возможностях, развития эффективных способов межличностного взаимодействия, преодоления стрессовых ситуаций); индивидуальное консультирование юношей и их родителей по вопросам возникающих затруднений к условиям служебной деятельности, а также по вопросам профориентации.
4. С помощью математико-статистических методов, в частности сравнительного анализа по U-критерию Манна-Уитни, мы выявили достоверные различия в психологической готовности к службе в вооруженных силах Российской Федерации между курсантами-кадетами и призывниками- срочниками. Анализ наиболее выраженных различий определил, что кадеты, в отличие от призывников, более обязательны и дисциплинированы в поступках, стремятся к старательному и ответственному выполнению своих обязанностей и различного рода исполнительской дисциплины, связано это с тем, что в условиях кадетского образования у курсантов вышеперечисленные качества ассоциируются с качествами личности офицера Российской армии и формируются в рамках военно-патриотической направленности учебно¬воспитательной программы, применяемой в кадетских корпусах. Полученные данные согласуются с результатами исследования О.И.Москвиной.
Кадеты-курсанты более оптимистичны по отношению к жизненным ситуациям, верят в себя и свои силы преодолевать возникающие проблемы и затруднения. Для них, в отличие от призывников, характерно снижение эмоционального самоконтроля, тревожного состояния. Полученные данные согласуются с результатами исследования К.Г.Филатова, проведенного на выборке юношей- призывников с различным отношением к военной службе. У курсантов-кадетов в большей степени выражено стремление достигать конкретных и ощутимых результатов в своей деятельности, к самосовершенствованию, росту и развитию личностных качеств.
Для призывников-срочников характерно следующее: более развитое звено моделирования, которое проявляется в оперативной оценке значимых условий выполнения деятельности, что позволяет им предпринимать соответствующие ситуации действия; способность своевременно находить правильную тактику и модель поведения, не испытывать затруднений при построении межличностных коммуникаций; свойственна установка давать социально-желательные ответы с целью показать себя в лучшем свете и с положительной стороны, производить правильное впечатление на окружающих, быть в центре внимания, демонстрировать строгое соблюдение малозначительных социальных норм и правил.
5. В ходе эмпирического исследования была определена уровневая характеристика психологической готовности к службе в вооруженных силах у курсантов-кадетов и призывников-срочников. Так, у курсантов-кадетов содержательная наполненность компонентов психологической готовности представлена следующими факторами: отрицание ценности собственных благ, самостоятельность в целеполагании, контроль собственных ассоциальных тенденций, что позволяет охарактеризовать данную группу, как личностей, которые в целом не заинтересованы во мнениях окружающих о себе, своем поведении. Для них мало актульно высокое материальное положение, занятие в свободное время увлечениям и хобби, вовлечение в какие-либо общественные организации, однако, для них характерно наличие конкретных и осмысленных целей на будущее, которые определяют стремление к их исполнению. Они предпочитают свободу выбора для того, выстраивают жизнь в соответствии, сохраняя верность своим нормам и принципам. Для кадетов свойственна готовность при определенных обстоятельствах, например в ситуации повышенной психологической напряженности, совершить правонарушение против норм и правил, при этом контролируя любые поведенческие проявления эмоциональных реакций и чувственных влечений, а также противоправных действий.
У призывников-срочников содержательная наполненность компонентов психологической готовности представлена следующими факторами: ориентация на творчество в профессии, ориентация на процесс жизни, осознанная агрессия, что позволяет охарактеризовать их как личностей, для который важна сфера своей профессиональной деятельности, они склонны к реализации творческого потенциала, способны включаться в решение затруднений профессионального характера, менее ориентированы на конкретные цели, предпочитая процесс протекающих жизненных событий. У призывников наблюдается тенденция к проявлению (иногда демонстративных) агрессивных форм поведения по отношению к окружающим людям и при построении межличностных коммуникаций. Следует отметить, что у данной группы выражена способность к решению конфликтных ситуаций путём эмоционального давления и унижения партнера по общению, ради стабилизации собственной самооценки. 

психологической готовности к службе в Вооруженных силах РФ, выделенных нами теоретической части исследования, мы получили следующий результат: курсанты-кадеты обладают более высоким уровнем сформированности психологической готовности к военной службе по всем компонентам (мотивационному, эмоционально-волевому, ценностно-смысловому), а для призывников-срочников более характерно снижение степени
сформированности эмоционально-волевого компонента психологической готовности к военной службе.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза полностью подтверждена.



1. Алькуатова А.Л. Проблема формирования готовности юношей к прохождению воинской службы на современном этапе [Текст] / А.Л.Алькуатова// Образование: традиции и новинки.-2016.-С8-10.
2. Андреев, Е.А. Военно-патриотическое воспитание молодежи призывного возраста в процессе формирования готовности к военной службе [Текст] / Андреев Е.А.// дисс.канд.пед.наук: 13.00.01. - Рязань, 2011. - 249 с.
3. Асриев, А.Ю. История кадетского образования России. Обзор системных исследований [Текст] /А.Ю. Асриев// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - № 8, 2012. -С. 7-19.
4. Бондаренко А.В. Формирование социального опыта курсантов военного вуза [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.В. Бондаренко - М.: [б.и.], 2006. - 26 с.
5. Бондарь Н.Г. Психологическая готовность юношей к службе в Вооруженных силах Российской Федерации [Текст] /Н.Г. Бондарь// Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки».- 2008. -№ 6.-С.4
6. Боленко Ю.Б. Психологическая готовность как компонент профессиональной подготовки специалиста [Текст] /Ю.Б.Боленко// Вестник Восточно- Сибирского института МВД России. -№ 1.- 2012- С.2.
7. Водяха С.А. Смысл жизни как основа психологического благополучия
личности [Текст] / С.А.Водяха; «Психология образования: вчера, сегодня, завтра»: материалы Международной научно-практической конференции,
Екатеринбург 13 февраля2015г. /Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2015.- С.166.
8. Водяха Ю.Е. Внутриличностный конфликт: междисциплинарный подход [Текст] / Ю.Е.Водяха, М.Л. Мельникова; Урал.гос.пед.ун-т.- Екатеринбург,2010.-С 47.
9. Волкова Н.С. Психологическое сопровождение военнослужащих при исполнении воинской обязанности в Российской Федерации [Текст] / Н.С.Волкова // Научное обозрение. Медицинские науки. - 2016. - № 3. - С. 27-31.
10. Газиева А. М. Воспитание у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению как психолого- педагогического проблемы [Текст] / А.М.Газиева // Сибирский педагогический журнал.- №8. - 2009- С.131-138.
11. Голуб В.В. Психологические особенности формирования мотивации молодежи к военной службе [Текст] / В.В. Голуб, А.Е.Иванова// Наука как движущая антикризисная сила: инновационные преобразования, приоритетные направления и тенденции развития фундаментальных и прикладных научных исследований.: Сп.-2016.- С 78-80.
12. Грачева Ю.А « Психологическая готовность» в системе современного психолого- педагогического знания[Текст]/ Ю.А.Грачева// Вестник Санкт- Петербургского университета МВД России.- №4.-С.172-175.
13. Дьяченко М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко. - МИНСК: 2002-206 с.
14. Донцов Д.А. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста [Текст] / Д.А. Донцов, М.В.Донцова // Образовательные технологии: изд.М:- 2013.-№2- С.34-42.
15. Елфутина Л.А. Особенности профессионального самоопределения современных подростков [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Л.А.Елфутина. - М.: [б.и.], 2007. -С.-9.
16. Ефимов, М.В. Исследование влияния формирования эмоционального компонента психологической готовности на успешность воинского труда и адаптацию к военной службе (на примере солдат молодого пополнения) / М.В. Ефимов // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 10. - С. 309-317.
17. Ефимов, М.В. Эмоциональный компонент психологической готовности военнослужащих как фактор адаптации к военной службе / Ефимов М.В. // Материалы региональной научно-практической конференции. - Н.Новгород: НГПУ, 2007. - С. 106-110.
18. Жукова В.Ф Психолого - педагогический анализ категории « Психологическая готовность» [Текст] / В.Ф.Жукова// жур. Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов: изд. Томск- 2012г.- № 3.- С.117-121.
19. Кузнецова Л. Э. Формирование психологической готовности юношей к прохождению обязательной военной службы в ВС РФ с точки зрения ресурсного подхода [Текст] //Л.Э. Кузнецова// Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 324-327.
20. Кирпичев, М.А. Педагогические условия совершенствования допризывной подготовки молодежи к военной службе в учебных организациях РОСТО[Текст] / Кирпичев М.А// : дисс канд. пед. наук: 13.00.01- М., 2008 - 154с.
21. Кучерявенко И. А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности [Текст] / И.А. Кучерявенко // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 60-62.
22. Лутовинов, В.И. Военно-патриотическое воспитание российской молодежи [Текст] / В.И. Лутовинов// - М.: РАГС , 2010. - 170 с.
23. Мачульская И.А. Психологические особенности военно¬
профессиональной ориентации военнослужащих по призыву [Текст] / И.А. Мальчулськая// Территория науки- 2015-№ 2-С.40-46.
24. Минюрова С.А.Психология развития: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / С.А. Минюрова//; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2013.
- C 72.
25. Морозова Н.Н., Особенности личностного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте [Тест]/ Н.Н.Морозова, Е.Г. Пешехнова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии: изд. Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева (Саранск)- №1.-2014- С. 121-126.
26. Носова Е.С. Формирование психологической готовности к добровольческой деятельности [Текст] /Носова Е.С// Сибирский психологический журнал.-№25. -С. 186-190.
27. Павлов Н.В Социально- психологическая готовность выпускников вузов [Текст]и/Н.В.Павлов// Россия и мир: столкновение цивилизаций в XXI веке: 2016. -С.72.
28. Приймак Е.Н. Психологическое сопровождение военнослужащих на этапе социализации в рядах Вооруженных сил: методические рекомендации / Е. Н. Приймак. - М.: КРЕДО, 2015. - С 28.
29. Поляков С. П. Модернизация педагогической системы подготовки молодежи к военной службе в Российской Федерации [Текст]/ С.П. Поляков//
- М., 2010. - С.12.
30. Попов А.И. Понятие установки в зарубежной и отечественной психологии [Текст / А.П. Попов// Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки.- №4.- 2016.- С.67-71.
31. Персональный сайт Матюхиной О.В. Школа XXI века. http://schola.ucoz.ru/index/gotovnost k obucheniju/0-10.
32. Петрошенко А.И. Основные пути и методы воспитания у подчиненных высокой ответственности за несение караульной и внутренней служб, боевого дежурства [Текст] /А.И. Петрошенко // Ориентир. - 2005. - № 2
33. Рындина О.Г. Социально-психологическая готовность допризывной молодежи к службе в Российской армии [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / О.Г. Рындина/ : Чебоксары, 2006.-С. 217.
34. Сабельникова Н.В. Исследование возрастных и половых особенностей самооценки школьников подросткового и раннего юношеского возраста [Текст]/ Н.В. Сабельников// Педагогическое образование в Алтае: изд. Алтайский госуд.пед.универс.-2002-№4.-С 107-114.
35. Солдатова Е.Л. Психология нормативных кризисов взрослости. [Текст] / Е.Л. Солдатова// Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2008. -№ 31. - С.39-47.
36. Стукалова Н.А. К проблеме мотивации профессионального самоопределения старшеклассников [Текст] /Н.А. Стукалова// SCIENCE TIME- №12.-2014.- С.484-490.
37. Султанова И.В. Психологические особенности адаптации военнослужащих к условиям срочной службы [Текст] / И.В.Султанова// жур. Современные проблемы социально- психологических наук.- 2016-№3- С.23-28.
38. Семянищева П. А. Психологические ресурсы преодоления стресса в ситуации отраслевых организационных изменений (на контингенте военнослужащих) [Текст] /П.А. Семянищева// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2013. - № 1 - С. 123-135.
39. Томилина, С.Н. Зарождение и становление отечественной идеи
военно-патриотического воспитания военнослужащих [Текст]
/ С.Н. Томилина// Новороссийск: С легкой руки, 2011. - С.28.
40. Трояк Е.Ю. К вопросу о содержании понятий «готовность» и «профессиональная готовность» [Текст]/ Е.Ю. Трояк// Проблемы обеспечения безопасно при ликвидации последствий чрезвычайный ситуаций.-2015.- №1.- С. 303-305.
41. Трубе Э.И. Особенности психологической готовности учащихся старших классов к службе в армии [Текст]/ Э.И.Трубе// Теоретические и практические вопросы психологии и педагогики -2015 .- С. 251-253.
42. Трубин Ю.В. Педагогическая подготовка молодежи к военной службе [Текст] /Ю.В.Трубин// автореф. дис..О: [б.и.], 2015. - C.6.
43. Трубин Ю.В. Подготовка граждан к военной службе в современных условиях [Текст] / Ю. В. Трубин // Качество образования в условиях реализации ФГОС нового поколения: мат-лы VII Международ. науч.-практ. конф. - Омск: Издво ОмГПУ, 2013. - С. 63.
44. Тулупьева Т. В. Психологическая защита и особенности личности в юношеском возрасте [Текст] / Т.В. Тулупьева//: Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : СПб., 2003.- 173c.
45. Указ Президента РФ В.В Путина от 10 ноября 2007 г. N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ