Оценка и пути повышения конкурентоспособности промышленного предприятия
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ 8
1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ 8
1.2 ФАКТОРЫ И ИСТОЧНИКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 15
1.3 МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ 23
2 ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ 32
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 32
2.2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ
МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ 40
2.3 ОСНОВНЫЙ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ
ПРЕИМУЩЕСТВ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ 50
3 МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ И ОБОСНОВАНИЮ ПУТЕЙ
ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 68
3.1 МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 68
3.2 МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ПО
ПРОДУКТОВЫМ РЫНКАМ ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 76
3.3 АПРОБАЦИЯ ПРЕДЛАГАЕМЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК НА
ПРИМЕРЕ ПАО «ТМК». ВЫРАБОТКА ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ А 104
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 106
1 КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ 8
1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ 8
1.2 ФАКТОРЫ И ИСТОЧНИКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 15
1.3 МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ 23
2 ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ 32
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 32
2.2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ
МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ 40
2.3 ОСНОВНЫЙ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ
ПРЕИМУЩЕСТВ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ 50
3 МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ И ОБОСНОВАНИЮ ПУТЕЙ
ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 68
3.1 МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 68
3.2 МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ПО
ПРОДУКТОВЫМ РЫНКАМ ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 76
3.3 АПРОБАЦИЯ ПРЕДЛАГАЕМЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК НА
ПРИМЕРЕ ПАО «ТМК». ВЫРАБОТКА ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ А 104
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 106
Актуальность темы исследования заключается в положении о том, что в современной экономике конкуренция является неотъемлемой частью рыночного механизма. Многие знаменитые учёные поднимали тему конкуренции в своих исследованиях, включая А. Смита, определявшего её как «невидимую руку» рынка. Именно благодаря конкуренции происходит «естественный отбор» наиболее эффективных экономических субъектов.
Конкурентоспособность предприятия определяет его жизнеспособность в условиях конкуренции не только на отечественных, но и на мировых рынках. Именно поэтому крайне необходимой мерой для каждого предприятия является изучение и разработка мероприятий по улучшению и поддержанию конкурентоспособности. Особую значимость для предприятий Российской Федерации приобретает данная проблема в условиях сложившейся политическо-экономической ситуации.
Разработка набора методов по повышению конкурентоспособности предприятия неразрывно связана оценка его конкурентоспособности, поскольку только она может послужить отправной точкой в определении методов и направлений повышения уровня конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Кроме того, своевременная оценка конкурентоспособности после внедрения разработанных методов может послужить критерием их результативности в конечном итоге.
Целью исследования является разработка методического подхода к оценке и выявление путей повышения конкурентоспособности промышленного предприятия.
Объект исследования: конкурентоспособность промышленного предприятия.
Предмет исследования: методы оценки и повышения
конкурентоспособности промышленного предприятия.
Для достижения поставленной цели автором были поставлены следующие задачи:
• исследовать теоретические основы конкуренции и конкурентоспособности, факторы и источники конкурентоспособности;
• определить основные направления и критерии оценки конкурентоспособности промышленных предприятий, оценить состояние внешней и внутренней конкурентной среды отечественных предприятий, используя инструменты статистического анализа;
• разработать методические положения по оценке конкурентной среды
промышленных предприятий и выявить основные направления повышения их конкурентоспособности, апробировать методику на примере
металлургических предприятий.
Методологической базой исследования послужили фундаментальные и прикладные работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам теории, методологии и практики исследования конкуренции и конкурентоспособности и методов ее оценки и обеспечения. В исследовании применялись методы логического и системного подходов, экономике-математического моделирования и факторного анализа.
Степень разработанности проблемы отражена в отечественной и зарубежной литературе. Основы теории конкуренции и существования конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов в разное время были рассмотрены в трудах зарубежных ученых И. Кирцнера, К. Макконела, А. Маршалла, М. Портера, Д. Рикардо, А. Смита, Ф. Хайека, Э. Хекшера, Э. Чемберлина и др.
Среди отечественных ученых вопросам конкуренции и конкурентоспособности, а так же проблемами их определения и обеспечения были посвящены труды таких авторов, как Г. Азоев, Е. Доржиева, Е. Душенькина, А. Копылов, В. Криворотов, А. Мокроносов, А. Паймук, Ю. Тарануха, В. Чекмарева, А. Юданов и др.
Основные методические положения анализа конкурентоспособности хозяйствующего субъекта и ее поддержания заложены в работах Д. Воронова, В. Криворотова, А. Мастерова, С. Светунькова, Е. Тиханова, Р. Фатхутдинова, А. Хомутовой.
Результатом, обладающим научной новизной, является
усовершенствование методического подхода к оценке конкурентоспособности промышленных предприятий, основу которого составляет динамический метод с заменой показателя ликвидности показателем финансовой независимости и дифференциацией получаемой оценки по сегментам рынка функционирования, что позволяет дать более объективную и комплексную оценку уровню конкурентоспособности предприятия и выявить основные направления оптимизации его деятельности.
Практическая значимость работы выражается в применении выявленных в процессе исследования методов оценки, анализа конкурентоспособности предприятия и определении основных направлений повышения конкурентоспособности металлургических предприятий.
Эмпирическую базу исследования составили данные Минэкономразвития РФ, прогнозы экономико-технологического развития металлургической отрасли, составленные Минпромторгом РФ, экономические обзоры, материалы информационных ресурсов сети Интернет, а так же экономические и бухгалтерские отчетности хозяйствующих субъектов
Структура диссертации включает в себя три части: первая - теоретическая - посвящена основным понятиям, связанным с конкурентоспособностью предприятия, определению факторов и источников конкурентоспособности, а так же изучению литературы отечественных и зарубежных авторов, рассматривавших указанную проблему.
Во второй главе исследования рассмотрены вопросы, связанные с определением основных критериев оценки конкурентоспособности предприятия. Используется эмпирический анализ состояния конкурентной среды на российских и зарубежных рынках.
В третьей главе отражены результаты анализа, а так же основанные на нем методические рекомендации по оценке конкурентоспособности предприятий. Кроме того, проведена апробация методики на примере металлургических предприятий.
Работа содержит 108 страниц, 10 таблиц, 8 рисунков, 2 приложения.
Конкурентоспособность предприятия определяет его жизнеспособность в условиях конкуренции не только на отечественных, но и на мировых рынках. Именно поэтому крайне необходимой мерой для каждого предприятия является изучение и разработка мероприятий по улучшению и поддержанию конкурентоспособности. Особую значимость для предприятий Российской Федерации приобретает данная проблема в условиях сложившейся политическо-экономической ситуации.
Разработка набора методов по повышению конкурентоспособности предприятия неразрывно связана оценка его конкурентоспособности, поскольку только она может послужить отправной точкой в определении методов и направлений повышения уровня конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Кроме того, своевременная оценка конкурентоспособности после внедрения разработанных методов может послужить критерием их результативности в конечном итоге.
Целью исследования является разработка методического подхода к оценке и выявление путей повышения конкурентоспособности промышленного предприятия.
Объект исследования: конкурентоспособность промышленного предприятия.
Предмет исследования: методы оценки и повышения
конкурентоспособности промышленного предприятия.
Для достижения поставленной цели автором были поставлены следующие задачи:
• исследовать теоретические основы конкуренции и конкурентоспособности, факторы и источники конкурентоспособности;
• определить основные направления и критерии оценки конкурентоспособности промышленных предприятий, оценить состояние внешней и внутренней конкурентной среды отечественных предприятий, используя инструменты статистического анализа;
• разработать методические положения по оценке конкурентной среды
промышленных предприятий и выявить основные направления повышения их конкурентоспособности, апробировать методику на примере
металлургических предприятий.
Методологической базой исследования послужили фундаментальные и прикладные работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам теории, методологии и практики исследования конкуренции и конкурентоспособности и методов ее оценки и обеспечения. В исследовании применялись методы логического и системного подходов, экономике-математического моделирования и факторного анализа.
Степень разработанности проблемы отражена в отечественной и зарубежной литературе. Основы теории конкуренции и существования конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов в разное время были рассмотрены в трудах зарубежных ученых И. Кирцнера, К. Макконела, А. Маршалла, М. Портера, Д. Рикардо, А. Смита, Ф. Хайека, Э. Хекшера, Э. Чемберлина и др.
Среди отечественных ученых вопросам конкуренции и конкурентоспособности, а так же проблемами их определения и обеспечения были посвящены труды таких авторов, как Г. Азоев, Е. Доржиева, Е. Душенькина, А. Копылов, В. Криворотов, А. Мокроносов, А. Паймук, Ю. Тарануха, В. Чекмарева, А. Юданов и др.
Основные методические положения анализа конкурентоспособности хозяйствующего субъекта и ее поддержания заложены в работах Д. Воронова, В. Криворотова, А. Мастерова, С. Светунькова, Е. Тиханова, Р. Фатхутдинова, А. Хомутовой.
Результатом, обладающим научной новизной, является
усовершенствование методического подхода к оценке конкурентоспособности промышленных предприятий, основу которого составляет динамический метод с заменой показателя ликвидности показателем финансовой независимости и дифференциацией получаемой оценки по сегментам рынка функционирования, что позволяет дать более объективную и комплексную оценку уровню конкурентоспособности предприятия и выявить основные направления оптимизации его деятельности.
Практическая значимость работы выражается в применении выявленных в процессе исследования методов оценки, анализа конкурентоспособности предприятия и определении основных направлений повышения конкурентоспособности металлургических предприятий.
Эмпирическую базу исследования составили данные Минэкономразвития РФ, прогнозы экономико-технологического развития металлургической отрасли, составленные Минпромторгом РФ, экономические обзоры, материалы информационных ресурсов сети Интернет, а так же экономические и бухгалтерские отчетности хозяйствующих субъектов
Структура диссертации включает в себя три части: первая - теоретическая - посвящена основным понятиям, связанным с конкурентоспособностью предприятия, определению факторов и источников конкурентоспособности, а так же изучению литературы отечественных и зарубежных авторов, рассматривавших указанную проблему.
Во второй главе исследования рассмотрены вопросы, связанные с определением основных критериев оценки конкурентоспособности предприятия. Используется эмпирический анализ состояния конкурентной среды на российских и зарубежных рынках.
В третьей главе отражены результаты анализа, а так же основанные на нем методические рекомендации по оценке конкурентоспособности предприятий. Кроме того, проведена апробация методики на примере металлургических предприятий.
Работа содержит 108 страниц, 10 таблиц, 8 рисунков, 2 приложения.
Отсутствие как такового единого подхода к определению понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность» способствовало необходимости изучения данной проблемы при оценке уровня конкурентоспособности предприятия.
Трактовка конкуренции характеризуется в большей мере как процесс, как определенные условия, в которых взаимодействуют между собой предприятия с контрагентами и потребителями. Конкурентоспособность же может быть определена как фактор, определяющий стабильность, инновационность и успешность фирмы.
Микроэкономическая сущность конкурентоспособности предприятия представляет собой набор показателей, отражающих числовую оценку потенциала предприятия, при помощи которой подводится конечный итог деятельности предприятия. Конкурентоспособность так же отражает преимущества, которые предприятие имеет по сравнению с его основными конкурентами. Это касается финансовой, экономической, стратегической политики компании, ее репутации и имиджа, инвестиционной привлекательности и т.п.
В исследовании предложена методика оценки конкурентоспособности хозяйствующего субъекта, основанная на динамическом подходе оценки конкурентоспособности предприятия. Данная методика усовершенствована с заменой показателя ликвидности показателем финансовой независимости и дифференциацией получаемой оценки по сегментам рынка функционирования предприятия.
С использованием указанного подхода проведена оценка уровня конкурентоспособности предприятия ПАО «ТМК» и представлены соответствующие рекомендации по улучшению деятельности анализируемого предприятия. Так, основным направлением повышения конкурентного статуса ПАО «ТМК» является разработка мероприятий по улучшению операционной эффективности предприятия и поддержанию его финансового состояния, а так же создание стратегии по увеличению доли рынка труб с премиальными резьбовыми соединениями (сегмент «бесшовные трубы») за рубежом.
Рекомендациями по применению полученных результатов исследования может служить дальнейшее практическое использование разработанной методики. К числу ее преимуществ относится возможность расчета объективных количественных показателей по сегментам рынка, влияющих на конкурентоспособность хозяйствующего субъекта в наибольшей степени и значимость которых необходимо учитывать при разработке дальнейшей стратегии деятельности предприятия.
Трактовка конкуренции характеризуется в большей мере как процесс, как определенные условия, в которых взаимодействуют между собой предприятия с контрагентами и потребителями. Конкурентоспособность же может быть определена как фактор, определяющий стабильность, инновационность и успешность фирмы.
Микроэкономическая сущность конкурентоспособности предприятия представляет собой набор показателей, отражающих числовую оценку потенциала предприятия, при помощи которой подводится конечный итог деятельности предприятия. Конкурентоспособность так же отражает преимущества, которые предприятие имеет по сравнению с его основными конкурентами. Это касается финансовой, экономической, стратегической политики компании, ее репутации и имиджа, инвестиционной привлекательности и т.п.
В исследовании предложена методика оценки конкурентоспособности хозяйствующего субъекта, основанная на динамическом подходе оценки конкурентоспособности предприятия. Данная методика усовершенствована с заменой показателя ликвидности показателем финансовой независимости и дифференциацией получаемой оценки по сегментам рынка функционирования предприятия.
С использованием указанного подхода проведена оценка уровня конкурентоспособности предприятия ПАО «ТМК» и представлены соответствующие рекомендации по улучшению деятельности анализируемого предприятия. Так, основным направлением повышения конкурентного статуса ПАО «ТМК» является разработка мероприятий по улучшению операционной эффективности предприятия и поддержанию его финансового состояния, а так же создание стратегии по увеличению доли рынка труб с премиальными резьбовыми соединениями (сегмент «бесшовные трубы») за рубежом.
Рекомендациями по применению полученных результатов исследования может служить дальнейшее практическое использование разработанной методики. К числу ее преимуществ относится возможность расчета объективных количественных показателей по сегментам рынка, влияющих на конкурентоспособность хозяйствующего субъекта в наибольшей степени и значимость которых необходимо учитывать при разработке дальнейшей стратегии деятельности предприятия.
Подобные работы
- ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Определение конкурентоспособности промышленного предприятия (на примере предприятий -производителей асбестовых технических изделий)
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1998 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Пути повышения конкурентоспособности предприятия мебельного производства (на примере ИП Петросян А.С.)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование экономический механизмов повышения конкурентоспособности предприятий
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - Определение конкурентоспособности
промышленного предприятия
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 1999 - ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ЗОЛОТАЯ СОВА, Г. КЕМЕРОВО)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016 - Повышение конкурентоспособности продукции предприятия
Курсовые работы, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024





