Особенности проявления агрессии у студентов с разным уровнем самооценки
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ
1.1. Теоретические подходы к изучению агрессии в зарубежной и отечественной
психологии 6
1.2. Факторы, влияющие на становление агрессивных форм поведения
человека 13
1.3. Самооценка: понятие, функции,
структура 24
1.4. Характеристика роли самооценки в регуляции агрессивного поведения в
период юношеского возраста 34
Выводы по первой главе 39
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У
СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ
2.1. Дизайн
исследования 42
2.2. Обоснование методик и описание выборки
исследования 43
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 46
2.4. Практические рекомендации субъектам системы образования 56
Выводы по второй главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ
1.1. Теоретические подходы к изучению агрессии в зарубежной и отечественной
психологии 6
1.2. Факторы, влияющие на становление агрессивных форм поведения
человека 13
1.3. Самооценка: понятие, функции,
структура 24
1.4. Характеристика роли самооценки в регуляции агрессивного поведения в
период юношеского возраста 34
Выводы по первой главе 39
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У
СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ
2.1. Дизайн
исследования 42
2.2. Обоснование методик и описание выборки
исследования 43
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 46
2.4. Практические рекомендации субъектам системы образования 56
Выводы по второй главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Актуальность исследования: Проблема агрессивности актуальна на протяжении всего существования человечества. Поскольку это затрагивает всех и является причиной многих катастроф и преступлений.
В период жизни ученика агрессивное поведение типично для человека, с которым непросто справиться. Борьба с этими агрессивными импульсами очень важна для установления связей в обществе и личного благополучия. Поэтому проблема агрессивности личности становится особенно актуальной и выходит на первый план научного понимания, и ее дальнейшее исследование не вызывает сомнений.
Студенческий период является благоприятным периодом для формирования самооценки личности, поскольку самооценка личности способствует повышению физического и психического здоровья и осознанию себя как полноправного члена общества. Во многих психологических исследованиях, посвященных студенческому возрасту, вопрос развития адекватной самооценки наиболее часто изучается глубоко. Именно этот век является центральным периодом в формировании системы мировосприятия, определенных чертах характера и социального интеллекта. Кроме того, он определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности, выполняет защитную функцию, влияя на поведение и развитие личности.
Исходя из актуальности исследовательской проблемы, ее недостаточного развития, теоретического и практического значения, была определена тема исследования, сформулированы предмет, предмет, цель, гипотезы и задачи исследования.
Цель исследования: исследование показателей агрессии у студентов с разным уровнем самооценки.
Объект: агрессивное поведение.
Предмет: особенности проявления агрессивности у студентов с разным уровнем самооценки.
Гипотеза: имеются значимые отличия в проявлении агрессии у студентов с разным уровнем самооценки.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы нами решались следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме агрессии.
2. Рассмотреть определение понятий агрессии.
3. Рассмотреть определение понятий самооценки
4. Охарактеризовать психологические особенности юношеского возраста.
5. Определить дизайн исследования.
6. Ознакомиться с основными методами и методиками исследования агрессии и самооценки.
7. Провести психолого-диагностические исследования на выявление уровня агрессии и самооценки, проанализировать полученные результаты и найти взаимосвязь между ними, если таковая имеется.
8. Разработать методические рекомендации по профилактике агрессии в студенческой среде.
Для реализации задач и проверки гипотезы использовались следующие методы и методики:
- теоретического уровня: анализ психологической и методической литературы по проблеме агрессивности студентов с разным уровнем самооценки.
- эмпирического уровня: Опросник уровня агрессивности Басса - Дарки, Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация Прихожан, Методика "Агрессивное поведение" ( Е.П. Ильин и П.А. Ковалев)
- методы математико-статистической обработки данных: для определения статистически значимых различий мы будем использовать t критерий Манна-Уитни, коэффициент корреляции Спирмена
Степень и уровень научной разработанности проблемы. Можно сказать, что частные вопросы в рамках данной области исследований проблемы достаточно изучены, но очень мало применяются на практике.
В период жизни ученика агрессивное поведение типично для человека, с которым непросто справиться. Борьба с этими агрессивными импульсами очень важна для установления связей в обществе и личного благополучия. Поэтому проблема агрессивности личности становится особенно актуальной и выходит на первый план научного понимания, и ее дальнейшее исследование не вызывает сомнений.
Студенческий период является благоприятным периодом для формирования самооценки личности, поскольку самооценка личности способствует повышению физического и психического здоровья и осознанию себя как полноправного члена общества. Во многих психологических исследованиях, посвященных студенческому возрасту, вопрос развития адекватной самооценки наиболее часто изучается глубоко. Именно этот век является центральным периодом в формировании системы мировосприятия, определенных чертах характера и социального интеллекта. Кроме того, он определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности, выполняет защитную функцию, влияя на поведение и развитие личности.
Исходя из актуальности исследовательской проблемы, ее недостаточного развития, теоретического и практического значения, была определена тема исследования, сформулированы предмет, предмет, цель, гипотезы и задачи исследования.
Цель исследования: исследование показателей агрессии у студентов с разным уровнем самооценки.
Объект: агрессивное поведение.
Предмет: особенности проявления агрессивности у студентов с разным уровнем самооценки.
Гипотеза: имеются значимые отличия в проявлении агрессии у студентов с разным уровнем самооценки.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы нами решались следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме агрессии.
2. Рассмотреть определение понятий агрессии.
3. Рассмотреть определение понятий самооценки
4. Охарактеризовать психологические особенности юношеского возраста.
5. Определить дизайн исследования.
6. Ознакомиться с основными методами и методиками исследования агрессии и самооценки.
7. Провести психолого-диагностические исследования на выявление уровня агрессии и самооценки, проанализировать полученные результаты и найти взаимосвязь между ними, если таковая имеется.
8. Разработать методические рекомендации по профилактике агрессии в студенческой среде.
Для реализации задач и проверки гипотезы использовались следующие методы и методики:
- теоретического уровня: анализ психологической и методической литературы по проблеме агрессивности студентов с разным уровнем самооценки.
- эмпирического уровня: Опросник уровня агрессивности Басса - Дарки, Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация Прихожан, Методика "Агрессивное поведение" ( Е.П. Ильин и П.А. Ковалев)
- методы математико-статистической обработки данных: для определения статистически значимых различий мы будем использовать t критерий Манна-Уитни, коэффициент корреляции Спирмена
Степень и уровень научной разработанности проблемы. Можно сказать, что частные вопросы в рамках данной области исследований проблемы достаточно изучены, но очень мало применяются на практике.
Проблема агрессивности студентов требует своего изучения, потому что этот период является достаточно стрессовым, нервным, и отсюда берется агрессия как средство снятия стресса. А выливается эта агрессия, в общество, как деструктивная и асоциальная. Поэтому нужно найти более конструктивный способ снятия напряжения или уменьшение получения этого самомого напряжения. Как мы считаем с этими целями нам поможет самооценка, которая и является одной из форм защиты от стрессовых факторов. У нас существет гипотеза говорящая что есть значимые различия у студентов с разным уровнем самооценки, которую в ходе исследования нам нужно будет подтвердить.
Нами были рассмотрены основные понятия агрессия, агрессивное поведение и самооценка. Агрессивное поведение - это целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам, нацеленное на вред другому человеку. Агрессия - это специфические действия человека, выражающееся в физических или вербальных формах . Самооценка — это оценка личностью самой себя , своих возможностей, качеств и места среди других люден.
Далее рассмотрев основные теории изучающие агрессию, нами были выделены основные идеи этих подходов. Психоаналитический подход гласящий что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно, теория фрустрации которая говорит о том, что фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме, агрессия всегда является результатом фрустрации, и поведенческий подход - агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление, на который мы и будем опираться при интерпретации результатов.
Также мы рассмотрели и теоретические подходы к изучению самооценки: Л.С. Выготский рассматривает самооценку как компонент самосознания личности в концепции деятельности и общения, У. Джемс составил формулу «Самоуважение = Успех/Уровень притязаний», А.В. Гайфулин, самоотношение - как сумма частных самооценок, связанных с различными аспектами Я-концепции.
Выборка эмпирического исследования, направленного на проверку выдвинутой гипотезы, комплектовалась методом случайного отбора из студентов Профессионального колледжа 1-4 курса. Всего набралось 73 человека. Всех этих людей мы поделили на 2 группы в зависимости от самооценки которую мы вычисляли по методика Дембо-Рубенштейн, а затем протестировали всех на агрессивность по метоликам Басса - Дарки и Ильина.
Данные нашего исследования показали интересные выводы, что почти все параметры агрессивности у людей с высокой самооценкой превышают значения людей с низкой. Но особенно ярко превышает чувство вины. Чувство вины означает, что человек винит себя в достаточной степени и испытывает вину за то что он хотел сделать или уже сделал. Может это связанно с тем что люди с высокой самооценкой более зависимы от мнения других людей о себе, более чувствительно относятся к оценке окружающих людей их действий, могут более грамотно посмотреть на себя со стороны оценить саму ситуацию и их действия во время ее протекания. Отсюда вина за их не вполне обдуманное, эмоциональное поведение. Главной причиной того, что человек часто испытывает чувство вины, по нашему мнению - это воспитание. Когда родители часто ставят ребенка в неловкое положение, винят за то что он сделал, постоянно ребенок делает все не так, как хотели бы родители и вместо того что бы научить ребенка или поддержать, они начинают ругать и наказывать его.
У людей с низкой самооценкой, на графике преобладает прямая физическая агрессия, а у людей с высокой самооценкой она на менее высоком уровне. Это может говорить что такие люди не видят другого выхода из ситуации, кроме как причинять физический вред другим, отстаивать свое мнение силой, а не словом. Возможно это также связанно с обстоятельствами в семье, люди с низкой самооценкой возможно наблюдали такое поведение будучи детьми, когда один член семьи причинял физический вред другому, отсюда и появилось такое поведение которое он наблюдал с детства. Так могли сформироваться убеждения, которые в свою очередь приводят к тому, что человек становиться арессивным и видит решение проблемы в отстаивании своего мнения при помощи физической силы. Либо для человека такая агрессия является просто формой разрядки накопленных эмоций, в сложившихся условиях.
После первичного описания выборки, мы при помощи критерия Манна - Уитни, посмотрели достоверность различий между показателями агрессивности у разных групп. Мы заметили что у нас есть значимые различия по показателям чувство вины и негативизм. Это означает, что люди с высокой самооценкой имеют баллы по этим показателям в значительной степени больше, чем люди с низкой. О чем нам это может говорить? О том что люди с высокой самооценкой привыкли идти наперекор тем, кто говорит им что нужно делать, нежелание подчиняться и даже если это им на пользу, все же предпочесть остаться при своем, когда им пытаются говорить что они должны, а чего не должны, они раздражаются. Возможно все дело в воспитании или неправильной интерпретации поведения родителей, для человека с высокими показателями негативизма, важно быть правым, важно что бы его точку зрения принимали как верную.
Нами были рассмотрены основные понятия агрессия, агрессивное поведение и самооценка. Агрессивное поведение - это целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам, нацеленное на вред другому человеку. Агрессия - это специфические действия человека, выражающееся в физических или вербальных формах . Самооценка — это оценка личностью самой себя , своих возможностей, качеств и места среди других люден.
Далее рассмотрев основные теории изучающие агрессию, нами были выделены основные идеи этих подходов. Психоаналитический подход гласящий что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно, теория фрустрации которая говорит о том, что фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме, агрессия всегда является результатом фрустрации, и поведенческий подход - агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление, на который мы и будем опираться при интерпретации результатов.
Также мы рассмотрели и теоретические подходы к изучению самооценки: Л.С. Выготский рассматривает самооценку как компонент самосознания личности в концепции деятельности и общения, У. Джемс составил формулу «Самоуважение = Успех/Уровень притязаний», А.В. Гайфулин, самоотношение - как сумма частных самооценок, связанных с различными аспектами Я-концепции.
Выборка эмпирического исследования, направленного на проверку выдвинутой гипотезы, комплектовалась методом случайного отбора из студентов Профессионального колледжа 1-4 курса. Всего набралось 73 человека. Всех этих людей мы поделили на 2 группы в зависимости от самооценки которую мы вычисляли по методика Дембо-Рубенштейн, а затем протестировали всех на агрессивность по метоликам Басса - Дарки и Ильина.
Данные нашего исследования показали интересные выводы, что почти все параметры агрессивности у людей с высокой самооценкой превышают значения людей с низкой. Но особенно ярко превышает чувство вины. Чувство вины означает, что человек винит себя в достаточной степени и испытывает вину за то что он хотел сделать или уже сделал. Может это связанно с тем что люди с высокой самооценкой более зависимы от мнения других людей о себе, более чувствительно относятся к оценке окружающих людей их действий, могут более грамотно посмотреть на себя со стороны оценить саму ситуацию и их действия во время ее протекания. Отсюда вина за их не вполне обдуманное, эмоциональное поведение. Главной причиной того, что человек часто испытывает чувство вины, по нашему мнению - это воспитание. Когда родители часто ставят ребенка в неловкое положение, винят за то что он сделал, постоянно ребенок делает все не так, как хотели бы родители и вместо того что бы научить ребенка или поддержать, они начинают ругать и наказывать его.
У людей с низкой самооценкой, на графике преобладает прямая физическая агрессия, а у людей с высокой самооценкой она на менее высоком уровне. Это может говорить что такие люди не видят другого выхода из ситуации, кроме как причинять физический вред другим, отстаивать свое мнение силой, а не словом. Возможно это также связанно с обстоятельствами в семье, люди с низкой самооценкой возможно наблюдали такое поведение будучи детьми, когда один член семьи причинял физический вред другому, отсюда и появилось такое поведение которое он наблюдал с детства. Так могли сформироваться убеждения, которые в свою очередь приводят к тому, что человек становиться арессивным и видит решение проблемы в отстаивании своего мнения при помощи физической силы. Либо для человека такая агрессия является просто формой разрядки накопленных эмоций, в сложившихся условиях.
После первичного описания выборки, мы при помощи критерия Манна - Уитни, посмотрели достоверность различий между показателями агрессивности у разных групп. Мы заметили что у нас есть значимые различия по показателям чувство вины и негативизм. Это означает, что люди с высокой самооценкой имеют баллы по этим показателям в значительной степени больше, чем люди с низкой. О чем нам это может говорить? О том что люди с высокой самооценкой привыкли идти наперекор тем, кто говорит им что нужно делать, нежелание подчиняться и даже если это им на пользу, все же предпочесть остаться при своем, когда им пытаются говорить что они должны, а чего не должны, они раздражаются. Возможно все дело в воспитании или неправильной интерпретации поведения родителей, для человека с высокими показателями негативизма, важно быть правым, важно что бы его точку зрения принимали как верную.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В ПОВЕДЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - Психодиагностика агрессии у младших школьников и подростков
Курсовые работы, психодиагностика. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНОЙ СИБЛИНГОВОЙ ПОЗИЦИЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2024 - Самоотношение личности с разным уровнем агрессивности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Особенности социально-психологической адаптации молодежи с разным
уровнем зависимости от компьютерных игр
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2016 - Агрессивность детей младшего школьного возраста с разным уровнем тревожности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020 - Особенности проявления агрессии у подростков в связи с хронотипическим статусом
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2020



