ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ
1.1. Теоретические подходы к изучению агрессии в зарубежной и отечественной
психологии 6
1.2. Факторы, влияющие на становление агрессивных форм поведения
человека 13
1.3. Самооценка: понятие, функции,
структура 24
1.4. Характеристика роли самооценки в регуляции агрессивного поведения в
период юношеского возраста 34
Выводы по первой главе 39
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У
СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ
2.1. Дизайн
исследования 42
2.2. Обоснование методик и описание выборки
исследования 43
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 46
2.4. Практические рекомендации субъектам системы образования 56
Выводы по второй главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Актуальность исследования: Проблема агрессивности актуальна на протяжении всего существования человечества. Поскольку это затрагивает всех и является причиной многих катастроф и преступлений.
В период жизни ученика агрессивное поведение типично для человека, с которым непросто справиться. Борьба с этими агрессивными импульсами очень важна для установления связей в обществе и личного благополучия. Поэтому проблема агрессивности личности становится особенно актуальной и выходит на первый план научного понимания, и ее дальнейшее исследование не вызывает сомнений.
Студенческий период является благоприятным периодом для формирования самооценки личности, поскольку самооценка личности способствует повышению физического и психического здоровья и осознанию себя как полноправного члена общества. Во многих психологических исследованиях, посвященных студенческому возрасту, вопрос развития адекватной самооценки наиболее часто изучается глубоко. Именно этот век является центральным периодом в формировании системы мировосприятия, определенных чертах характера и социального интеллекта. Кроме того, он определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности, выполняет защитную функцию, влияя на поведение и развитие личности.
Исходя из актуальности исследовательской проблемы, ее недостаточного развития, теоретического и практического значения, была определена тема исследования, сформулированы предмет, предмет, цель, гипотезы и задачи исследования.
Цель исследования: исследование показателей агрессии у студентов с разным уровнем самооценки.
Объект: агрессивное поведение.
Предмет: особенности проявления агрессивности у студентов с разным уровнем самооценки.
Гипотеза: имеются значимые отличия в проявлении агрессии у студентов с разным уровнем самооценки.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы нами решались следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме агрессии.
2. Рассмотреть определение понятий агрессии.
3. Рассмотреть определение понятий самооценки
4. Охарактеризовать психологические особенности юношеского возраста.
5. Определить дизайн исследования.
6. Ознакомиться с основными методами и методиками исследования агрессии и самооценки.
7. Провести психолого-диагностические исследования на выявление уровня агрессии и самооценки, проанализировать полученные результаты и найти взаимосвязь между ними, если таковая имеется.
8. Разработать методические рекомендации по профилактике агрессии в студенческой среде.
Для реализации задач и проверки гипотезы использовались следующие методы и методики:
- теоретического уровня: анализ психологической и методической литературы по проблеме агрессивности студентов с разным уровнем самооценки.
- эмпирического уровня: Опросник уровня агрессивности Басса - Дарки, Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация Прихожан, Методика "Агрессивное поведение" ( Е.П. Ильин и П.А. Ковалев)
- методы математико-статистической обработки данных: для определения статистически значимых различий мы будем использовать t критерий Манна-Уитни, коэффициент корреляции Спирмена
Степень и уровень научной разработанности проблемы. Можно сказать, что частные вопросы в рамках данной области исследований проблемы достаточно изучены, но очень мало применяются на практике.
Проблема агрессивности студентов требует своего изучения, потому что этот период является достаточно стрессовым, нервным, и отсюда берется агрессия как средство снятия стресса. А выливается эта агрессия, в общество, как деструктивная и асоциальная. Поэтому нужно найти более конструктивный способ снятия напряжения или уменьшение получения этого самомого напряжения. Как мы считаем с этими целями нам поможет самооценка, которая и является одной из форм защиты от стрессовых факторов. У нас существет гипотеза говорящая что есть значимые различия у студентов с разным уровнем самооценки, которую в ходе исследования нам нужно будет подтвердить.
Нами были рассмотрены основные понятия агрессия, агрессивное поведение и самооценка. Агрессивное поведение - это целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам, нацеленное на вред другому человеку. Агрессия - это специфические действия человека, выражающееся в физических или вербальных формах . Самооценка — это оценка личностью самой себя , своих возможностей, качеств и места среди других люден.
Далее рассмотрев основные теории изучающие агрессию, нами были выделены основные идеи этих подходов. Психоаналитический подход гласящий что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно, теория фрустрации которая говорит о том, что фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме, агрессия всегда является результатом фрустрации, и поведенческий подход - агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление, на который мы и будем опираться при интерпретации результатов.
Также мы рассмотрели и теоретические подходы к изучению самооценки: Л.С. Выготский рассматривает самооценку как компонент самосознания личности в концепции деятельности и общения, У. Джемс составил формулу «Самоуважение = Успех/Уровень притязаний», А.В. Гайфулин, самоотношение - как сумма частных самооценок, связанных с различными аспектами Я-концепции.
Выборка эмпирического исследования, направленного на проверку выдвинутой гипотезы, комплектовалась методом случайного отбора из студентов Профессионального колледжа 1-4 курса. Всего набралось 73 человека. Всех этих людей мы поделили на 2 группы в зависимости от самооценки которую мы вычисляли по методика Дембо-Рубенштейн, а затем протестировали всех на агрессивность по метоликам Басса - Дарки и Ильина.
Данные нашего исследования показали интересные выводы, что почти все параметры агрессивности у людей с высокой самооценкой превышают значения людей с низкой. Но особенно ярко превышает чувство вины. Чувство вины означает, что человек винит себя в достаточной степени и испытывает вину за то что он хотел сделать или уже сделал. Может это связанно с тем что люди с высокой самооценкой более зависимы от мнения других людей о себе, более чувствительно относятся к оценке окружающих людей их действий, могут более грамотно посмотреть на себя со стороны оценить саму ситуацию и их действия во время ее протекания. Отсюда вина за их не вполне обдуманное, эмоциональное поведение. Главной причиной того, что человек часто испытывает чувство вины, по нашему мнению - это воспитание. Когда родители часто ставят ребенка в неловкое положение, винят за то что он сделал, постоянно ребенок делает все не так, как хотели бы родители и вместо того что бы научить ребенка или поддержать, они начинают ругать и наказывать его.
У людей с низкой самооценкой, на графике преобладает прямая физическая агрессия, а у людей с высокой самооценкой она на менее высоком уровне. Это может говорить что такие люди не видят другого выхода из ситуации, кроме как причинять физический вред другим, отстаивать свое мнение силой, а не словом. Возможно это также связанно с обстоятельствами в семье, люди с низкой самооценкой возможно наблюдали такое поведение будучи детьми, когда один член семьи причинял физический вред другому, отсюда и появилось такое поведение которое он наблюдал с детства. Так могли сформироваться убеждения, которые в свою очередь приводят к тому, что человек становиться арессивным и видит решение проблемы в отстаивании своего мнения при помощи физической силы. Либо для человека такая агрессия является просто формой разрядки накопленных эмоций, в сложившихся условиях.
После первичного описания выборки, мы при помощи критерия Манна - Уитни, посмотрели достоверность различий между показателями агрессивности у разных групп. Мы заметили что у нас есть значимые различия по показателям чувство вины и негативизм. Это означает, что люди с высокой самооценкой имеют баллы по этим показателям в значительной степени больше, чем люди с низкой. О чем нам это может говорить? О том что люди с высокой самооценкой привыкли идти наперекор тем, кто говорит им что нужно делать, нежелание подчиняться и даже если это им на пользу, все же предпочесть остаться при своем, когда им пытаются говорить что они должны, а чего не должны, они раздражаются. Возможно все дело в воспитании или неправильной интерпретации поведения родителей, для человека с высокими показателями негативизма, важно быть правым, важно что бы его точку зрения принимали как верную.
1. Абдрахманова В.Б. Зависимость самооценки от интраличностного и интерличностного сравнения детей // Вопросы психологии. - 1975. - № 5. - С. 138 - 141
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. М.: Академический Проект, 2001. С. 572-585.
3. Азимова Р.Н. Социально-психологическая природа самооценки и ее нравственный аспект. Известия АПАз ССР, 1969. № 3 с. 343
4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980.Т. 1. С. 48
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.,1968
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.,1968, б.Леонтьев А.Н. Деятель
7. Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М., 1999
8. Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М., 1999
9. Барашкова В.В., Михалева А.Б. агрессивность в юношеском возрасте// Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 5-1. - С. 86-87
10. Белобрыкина О.А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онтогенеза: Автореферат канд. психол. наук. Новосибирск, 2000
11. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. М., 1986
12. Бех В. П. Изучение влияния самооценки на агрессивность в юношеском возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 18. - С. 6-10
13. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 4
14. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П.- СПб.: 2004
15. Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал Т.13. - 1992. - № 4. - С. 99 - 100
16. Василенко В.Е. Взаимосвязь показателей интеллекта и
фрустрационных реакций // Ананьевские чтения-1998: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1998. С.28-29
17. Выготский Л.С. Педология подростка// Собр. соч.: в 6 т. М., 1983. Т.4. С. 5-242
18. Да Круш Сампайо Антеро. Роль самооценки в составе ин¬теллектуального потенциала: Дис.канд.психолог. наук. - СПб.: 1995
19. Джемс У. Психология. М., 1991
20. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. № 1. С. 60-72
21. Ениколопов С. Н., Ерофеева Л. В., Соковня И. И. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков. М.: Просвещение, 2002. 158 с
22.Захарова, Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 1 (79)1989; Столин, 1983; Берне, 1986 и др
23. Иванова Т.Л. Стиль общения педагога и его взаимосвязь с
самооценками учащихся (на примере младших школьников):
Дис.канд.психолог. наук. - Казань: 2003
24. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: 1978
25. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М.: 1976
26. Лозовая Г.В. Методологические проблемы изучения само- оценки личности //Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25 - 28 июня 2003 года: в 8 т. - СПб.: 2003. - Т. 5. - С. 172 - 176
27. Маслова Е.А. Психологическая природа самооценки, место
самооценки в структуре самосознания личности
28. Михейкина С.В. Психологические особенности агрессивного
поведения и его коррекция в юношеском возрасте: Дисс... канд. психол. наук. Ставрополь, 2004. 158
29. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм
30. Мэй Р. Сила и невинность: в поисках истоков насилия. М.: Смысл, 2001. 319 с
31.Ольшанская Е. В. Подростковая агрессия как фактор социальной адаптации: дис. ... канд. психол. наук. М., 2000. 135 с
32. Психология. Словарь / Под общ. ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. - М.: 1990
33. Психологический словарь под ред. Зинченко В.П., Мещеряковой Б.Г. М., 2001
34. Психологический словарь под ред. Зинченко В.П., Мещеряковой Б.Г. М., 2001
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. М.,1989
36. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1978
37. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 199
38. Тарабарина Н.В. Экспериментально-психологическое и
биохимическое исследование состояния фрустрации и эмоционального стресса при неврозах: Автореф. дисс. канд. психол.наук. Л., 1973
39.Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.,1977 с. 99
40.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989