ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты самопроектирования личности 1.1Самопроектирование как психологический феномен 8
1.2 Психологические особенности самопроектирования в период
студенчества 14
1.3 Обучение в вузе как условие развития личности студентов 22
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
САМОПРОЕКТИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ 28
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 29
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 32
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
Проблема личности является центральной для психологической науки, поскольку именно она является ключевой для понимания любых психологических явлений. Не менее значимой является и проблема самопроектирования личности, основными предпосылками которой является овладение собственным поведением, формирование системы внутренней регуляции деятельности, обеспечивающее направленность личности к саморазвитию и самореализации. В условиях системного кризиса самопроектирование определяется как способность личности действовать исходя из собственного замысла. Самопроктирование базируется на интерпретации и осмыслении предыдущего личного опыта путем погружения в социокультурное дискурсивное пространство и создания собственного смыслового пространства, выступающего важнейшим фактором личности развития в период формирования жизненных стратегий для молодежи. Именно осознанность и дисциплина позволяют строить замечательную карьеру, добиваться высочайших результатов.
Это касается и психологии, в рамках которой личность все чаще рассматривается как творец собственной судьбы, автор собственной жизни, активный самодетерминированный субъект, способный к саморазвитию, самосозиданию, самоактуализации.
Актуальность исследования: Рассматривая роль самопроектирования в онтогенезе, эта характеристика личности является лучшей для развития в юношеском возрасте, так как все это обусловлено социальной ситуацией развития, и как раз таки определяемое профессиональными задачи в студенческий период. Самопроектирование личности студентов на ранних этапах учебного процесса не ограничено в выборе жизненных целей, оно также будет обусловлено социальным и личным самоопределением, успешное решение этих задач и будет отвечать за качество и успешность дальнейшего развития личности в студенческий период и становления личности как профессионала.
Самопроектирование вступает как единство самореализации и развитие внутреннего мира человека. При самопроектировании личность должна стремиться к совершенствованию своего личного - Я в различных сферах жизнедеятельности. Если личность, хочет самоутвердиться в социуме, неустойчивом и постоянно меняющемся, необходимо принимать создаваемые условия этого мира и научиться подстраиваться, применяя мобильность и за счет этого стараться совершенствовать свои навыки самореализации и проявлять себя как социальную идентичность. Рассматривая востребованность самопроетирования в данной тематике можно отметить, что именно самопроектирование в полной мере начинает актуализироваться в начальном этапе профессионального становления личности как раз таки в студенческий период и начинает выступать в качестве основы конкурентоспособности личности в социуме. Именно поэтому мы решили затронуть данную тему и в рамках данного исследования рассмотреть психологические особенности самопроектирования личности студентов.
Степень разработанности темы исследования: Термин
«самопроектирование» получил научное теоретическое обоснование в конце XX-начале XXI веков в русле гуманистической психологии. Исследования самопроектирования рассматриваются в философии, психологии и педагогике. Философы ( В.И. Розанов, Ж.- П. Сартр, В.С.Соловьев и др.) как и психологи рассматривают самопроектирование как сущностную природу человека, выражающуюся в его «способности строить самого себя, а значит постоянно изменять содержание ответа на вопрос о его собственной сущности» (А.А. Леонтьев), как способ культурного самоопределения, как психотехнические практики (В.И. Клейман), как механизм восприятия научного и художественного образа (А.Н. Счастливцев).
Проблема самопроектирования личности становится темой все большего числа исследований в отечественной и зарубежной психологии, различные ее аспекты представлены в работах А.К. Агамирова, Р.С. Арефьева, В.И. Байденко, В.С. Безруковой, А.М. Мамадалиева, А.С. Петелина, А.А. Попова, В.В. Пустоваловой, В.И.Слободчикова, Ю.С. Тюнникова, Н.В. Белова, М.Р. Гинсбург.
Цель: Определить психологические особенности самопроектирования личности студентов.
Объект: Самопроектирование личности студентов.
Предмет исследования :Психологические особенности
самопроектирования личности студентов.
Гипотеза исследования: Существуют различия в самопроетировании личности студентов гуманитарного и технического направления в обучении.
Задачи:
1. На основании теоретического анализа выявить психологическое содержание самопроектирования личности и его особенностей и условий развития в студенческий период.
2. В соответствии с психологическим содержанием самопроектирования подобрать психодиагностический инструментарий для исследования самопроетирования личности студентов.
3. Провести эмпирическое исследование особенностей
психологического содержания самопроектирования личности студентов гуманитарного и технического направления в обучении.
4.Осуществить анализ эмпирических данных и сделать выводы о психологических особенностях самопроектирования студентов.
Теоретико-методологические основы: при анализе
самопроектирования как субъективной характеристики мы опирались на
— принцип субьективно - деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, А.А. Попов, О.А. Кнопкин В. И. Моросанова, Ю.С. Тюнников) о деятельном освоении собственной организации и деятельности субъекта и соотнесение с другими.
— идеи ресурсного и экзистенциального подход (И.В. Клейман, С. Мадди, Р.Б. Ломов,В. И. Моросанова, Л.И. Воробьева) об изменении психических состояний на жизнестойкость как системную способность личности к сложным формам саморегуляции личности в первую очередь на смысловом уровне. Для реализации задач и проверки гипотезы использовались следующие
методы и методики:
• теоретического уровня: анализ психологической и
методической литературы по проблеме самопроектирования личности студентов.
• эмпирического уровня:«Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева; «Тест жизнестойкости» Д.А. Леонтьева; Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой.
• методы математико - статической обработки данных: для определения различий между двумя независимыми выборками по уровню какого - либо признака, измеренного количественно, применялся U - критерий Манна-Уитни.
Положения выносимые на защиту:
— Для выражения особенностей самопроектирования личности студентов характерны такие ключевые компоненты как смысложизненные ориентации, жизнестойкость и саморегуляция личности студентов.
— Показатели особенностей самопроектирования личности студентов гуманитарного профиля обучения выше, чем технического, это обусловлено тем, что техническое образование является научно - теоретической и практической деятельностью решения производственно - технических задач, а гуманитарное образование направлено на развитие умственного и
нравственного потенциала личности
индивидуальности.
Таким образом, при выполнении выпускной квалификационной работы нам удалось достичь поставленной цели работы через выполнение поставленных нами задач:
На основе рассмотренного теоретического анализа было выявлено психологическое содержание и особенности самопроектирования личности в студенческий период.Где самопроектирование выступает как осмысленный процесс, в котором отражается наше прошлое, настоящее, будущее, позволяющее рассматривать личность как автора, который сам способен выбирать как ему действовать в определенной ситуации (Челпанова Н.В.). Отталкиваясь от термина самопроектирование, сопоставили его с такими терминами как: саморегуляция (сохранение внутренней стабильности на определенно стабильном для нас уровне, в одном и другом случае личность настроена на регулирование своего персонального внутреннего мира);жизнестойкость (как система установок воздействует на ресурсы совладания через повышение самоэффективности);смысложизненные ориентации (является компонентом, связанным с индивидуальностью, который как раз и формирует процесс становления личности).
Социальные мотивы, исходящие от самой личности студенческого периода, связанные с дальнейшим будущим, начинают активно побуждать учебную деятельность в этот период, т.к. проявляется большая избирательность к учебным предметам на пути к профессиональному становлению личности.
Процесс обучения в вузе так и само самопроектирование предполагает какой либо личностный проект для роста, т.е создание «замысла себя» - (т.е. конструирование Я - возможного, Я - желаемого или Я - идеального) освоение выбранной профессии и реализация своего потенциала в максимальной форме изложения, где главным отличием гуманитарного образования от технического будет выступать процесс персонификации получаемой информации студентами.
Таким образом, гипотеза о том, что существуют различия в самопроектировании личности студентов гуманитарного и технического направления в обучении получила эмпирическую поддержку. Это обусловлено соотношением полученных эмпирических данных с теоретической основой данного исследования.
В гуманитарном направлении обучение выступает, как процесс знания и размышления личности о получаемых знаниях. Самопроектирование студентов психологов характеризуется:
• Проявляют хороший уровень сформированности осознанного планирования своей деятельности и самостоятельно выдвигают цели в достижении ее;
• Выделяют значимые перспективы на будущее, демонстрируют высокий уровень сформированности гибкости при изменяющихся условиях, как внешних, так и внутренних;
• Автономны в отношении выдвигаемых целей в жизни, которые прогнозируют осмысленность перспектив на будущие;
• Воспринимают свою жизнь насыщенной и наполненной смыслом, считают свою деятельность продуктивной и свободной в выборе действий зависимых от них.
В техническом образовании основой выступает процесс создания шаблонной практической деятельности на основе теоретического анализа. Где персонификации не происходит, так как вся суть данного образования состоит в научении нужной деятельности специалиста.Самопроектирование студентов металлургов характеризуется как:
• Оценивают себя и свое будущее лишь сегодняшним днем, без опоры на прогнозирование будущих целей;
• Им хватает упорства закончить начатое дело, при включении в новую деятельность, но при этом могут чувствовать как отстранено так и включено;
• Контролируют ситуацию настолько, насколько для них это необходимо, часто меняет свои планы в зависимости от обстоятельств, им свойственно откладывать решение проблем до лучших времен;
• Часто возникают трудности в постановке цели и реализации плана действия;
• Чувствуют себя неуверенно в измененной для них ситуации, это и приводит как следствие к неудачам выполняемой деятельности.
Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью для разработки рекомендаций по развитию навыков самопроектирования личности студентов через развитие жизнестойкости, смысложизненных ориентаций и саморегуляцию личности студентов.
1. Лабунская В.А. и др. Психология затрудненного общения. М., 2001.
2. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. № 6.
3. Альбуханова - Славская К.А. Проблема личности в
психологии // Психологическая наука в России XX
столетия: проблемы теории истории. - М.: ИП РАН, 1997.
4. Тюнников Ю.С. Социокультурное и педагогическое
проектирование: проблемы взаимодействия // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2000. № 1. С. 100.
5. Попов А.А. Педагогика и тьюторство в пространстве трансцендентальной реальности (обоснование места возникновения открытого образования) // Педагогика самоопределения и проблемный поиск свободы. Барнаул, 1997. С. 42-67.
6. Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М.,1992.
7. Воробьева Л.И. Субъект и/или автор (о категориях гуманитарной психологии). Л.И. Воробьева // Вопросы психологии. - 2004. - № 2. - С. 149-158.
8. Пурло Е.Ю. Личность: субъект или автор жизнетворчества?
9. Клюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности/Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская- Л., 1972.
10. Викулова М.А., Казначеева С.Н. Познавательная активность студентов: монография / М.А. Викулова, С.Н.Казначеева - Н. Новгород: Издательство ВГИПУ, 2006.
11. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования
познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. - М.:
Педагогика, 1998.
12. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. - Т. 1 / К.Д. Ушинский. - М.: Просвещение, 1974.
13. Челпанова Н.В. Самопроектирование и развитие личности УДК159.923.2
14. Выготский Л.С. Педагогика подростка // Сбор.соч.: в 7 т.
- Т. 4 / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984.
15. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
16. Мадди С. Смыслообразование в процессах принятия решения// Психологический журнал. 2005. Т. 26, №6. С. 87
- 101.
17. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности, М.: Смысл, 2007. - 511 с.
18. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. - М., 1990. - 360 с.
19. Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Абуэрбаха. - 2-е изд. - СПб, 2006.
20. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное
самоопределение. - М. Воронеж: издательство
интитутапрактическойпсихологипи, 1996-253с.
21. Близнецова О.И. Проблема диагностики ценностно -
смысловой сферы личности учащихся 2009 - №329.¬
197.198.
22. Асмалова А.Г. Психология личности: Принцип
общепсихологического анализа. - М.:Символ; Академия, 2002-367с.
23. Каган, М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) М.С. Каган. - М.:1974.
24. Чернушенко В.А. Гуманитарная культура - между прошлым и будущем// День науки в Санкт - Петербургском гуманитарном университете. - СПб, 1996.
25. А.И. Богомолов, А.А. Пархоменко. Высшее образование об отраслях специального образования.
26. Розин В.М. Личность как учредитель и менеджер «себя» и субъект культуры / В.М. Розин // Человек как субъект ккльтуры. - М.: Наука, 2002.
27. Тюпа В.И. Коммуникативные стратегии теоретического дискурса / Критика и семиотика. - 2006 - №. Сапогова Е.Е. Жизненный опыт в автобиографических нарративах личности / Е.Е. Сапогова //Вопросы психологии. - 2014. №1.
28. Машбиц Е.И. Психолого - педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е.И. Машбиц. -М.: Педагогика,1988.
29. Щукина М.А. Направление исследований саморазвития в современной зарубежной психологии / М.А. Щукина // Вопросы психологии. - 2014. -№ 4.
30. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности / Дж. Капрара, Д. Сервон - СПб: Питер, 2003 - 640 с.
31. Знаков В.В. Теоретические основания психологии понимания многомерного мира человека / В.В. Знаков // Вопросы психологии. - 2014. №1.
32. Бухарцева Н.Г. Научная работа. Самопроетирование и самореализация развития внутреннего мира личности. - 20015.