ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ 7
1.1 ИНСТРУМЕНТАРИЙ МАРКЕТИНГА КАК КОМПЛЕКС ЭФФЕКТИВНОГО
ПРОДВИЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 23
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 37
2.1 АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЛУЖБ МАРКЕТИНГА ПРЕДПРИЯТИЯ 37
2.2 ВЫБОР МЕТОДА ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 40
2.3 ОПИСАНИЕ ДАННЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА 46
2.4 АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 48
2.5 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 53
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
ПРЕДПРИЯТИИ 54
3.1 РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА ВНЕДРЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ И ОЦЕНКИ ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ 54
3.2 АПРОБАЦИЯ АЛГОРИТМА 56
3.3 ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Традиционно принято считать, что промышленность в России является приоритетным направлением в экономике государства. Она оказывает большое влияние на экономическое благополучие и стабильность в стране.
Все больше тенденции современной рыночной экономики диктуют новые правила для промышленного сектора экономики, заставляя его адаптироваться к новым условиям и отходить от традиционных способов ведения бизнеса.
В настоящее время большое внимание уделяется промышленному маркетингу, когда компании продают продукты и услуги вторым компаниям для собственного пользования или продажи третьей компании, которая также будет использовать их для собственных нужд. Однако, на отечественных предприятиях в сегменте В2В в большинстве случаев отсутствуют целостные системы управления рыночной деятельностью, а маркетинг реализуется фрагментарно, отсутствуют методики оценки экономической эффективности маркетинговой деятельности, от этого снижается эффективность работы предприятия и всего рынка в целом.
Также существуют другие проблемы, мешающие развитию маркетинга в России на современном этапе. Сырьевой характер российской экономики не способствует развитию взаимоотношений между субъектами промышленного рынка. Помимо того, современное состояние законодательной, правоохранительной и судебной систем России уменьшает интерес российских предпринимателей в построении долгосрочных отношений с партнерами, не обеспечивая надлежащую защиту прав собственности.
В этих условиях отечественным предприятиями необходимо искать новые пути «выживания» и развития. А это означает, что предприятие должно поддерживать имидж, инвестировать в создание маркетинговых коммуникаций для укрепления тесных отношений с постоянными партнерами, а также корректировать планы и ориентироваться на долгосрочные перспективы. Таким образом, указанные обстоятельства обуславливают актуальность темы исследования, а также подтверждают ее теоретическую и практическую значимость.
Вопросы маркетинга интенсивно рассматриваются как зарубежными, так и отечественными учеными, среди которых можно отметить: А. Адамскую, Т. Домбровского, Ф. Котлера, С. Минетт, В. Пферч, Р. Шоу, А. Чернышеву, Т. Якубову и другие.
Актуальность диссертационной работы заключается в теоретической и практической необходимости рассмотрения маркетинговой деятельности на промышленных предприятиях, а также разработке алгоритма проведения расчетов экономической эффективности внедрения маркетинговых инструментов на промышленном предприятии.
Научная новизна заключается в разработке алгоритма внедрения маркетинговых инструментов на промышленном предприятии и оценки их экономической эффективности, учитывающего как и стоимостные показатели, так и уровень знания предприятия, потребления продукции предприятия и лояльности потребителей к компании.
Цель исследования: исследовать современные методы и подходы к оценке экономической эффективности маркетинга и разработать алгоритм внедрения маркетинговых инструментов на промышленном предприятии и оценки их экономической эффективности.
Поставленная цель определяет ряд следующих задач:
• исследовать современные методы и подходы к оценке экономической эффективности маркетинговой деятельности;
• провести оценку экономической эффективности маркетинговой деятельности предприятия ООО «Свердловский металлургический завод»;
• разработать алгоритм внедрения маретинговых инструментов на промышленном предприятии и оценки их экономической эффективнсоти;
- апробировать разработанный алгоритм.
Объект исследования: ООО «Свердловский металлургический завод».
Предмет исследования: маркетинговая деятельность предприятия ООО «Свердловский металлургический завод».
В процессе выполнения данной выпускной квалификационной были выполнены поставленные задачи: изучены теоретические аспекты связанные с оценкой экономической эффективности маркетинговой деятельности на промышленном предприятии, осуществлена оценка экономической эффективности маркетинговой деятельности ООО «Свердловский металлургический завод», разработан методический алгоритм внедрения маркетинговых инструментов на промышленном предприятии и оценки их экономической эффективности, проведена апробация алгоритма.
Опираясь на данные представленные в первой главе можно сказать, что единого и общепринятого подхода к оценке экономической эффективности маркетинговой деятельности на промышленном предприятии нет. Организации самостоятельно закладывают ключевые показатели эффективности маркетинга и оценивают их.
Однако, можно отметить, что в основном к оценке экономической эффективности маркетинга подходят с точки зрения рентабельности проведенных мероприятий.
Из анализа второй главы выпускной квалификационной работы видно, что предприятие ООО «Свердловский металлургический завод» эффективно проводит маркетинговую деятельность. У компании удельный вес затрат на маркетинг остается на одном уровне, а прибыль и рентабельность проводимых мероприятий растет.
В третьей главе разработан алгоритм по внедрению маркетинговых инструментов на предприятии и оценки их экономической эффективности. Подход к разработке алгоритма заключается в проведении мероприятий повышающих показатели знания, потребления и лояльности на предприятии и проведении стоимостной оценки полученных результатов. Оценка экономической эффективности заключается в расчете стоимости прироста знания и конверсии потребления, лояльности. Через сопоставление с показателями конкурентов можно делать вывод об эффективности внедренных мероприятий.
Апробация разработанного алгоритма показала, что ООО «Свердловский металлургический завод» повысила свои показатели знания, потребления и лояльности. Оценка экономической эффективности показала, что анализируемое предприятие сработало результативнее своих ключевых конкурентов, добившись более заметных успехов при более низких вложениях.
Проделанная работа по разработке и внедрению могут быть порекомендованы для применения и на других предприятиях промышленного сектора.
1 Эванс, Дж. Р. Маркетинг. [Текст] // Дж. Р. Эванс, Б. Берман. - М.: "Экономика", 2013 г. - 210 с.
2 Маркетинг [Текст] // под ред. Л.В. Бирюковой. - М.: Экономика, 2013. - 214 с.
3 Голубков Е.П. Еще раз к вопросу о некоторых основополагающих понятиях маркетинга. [Текст] // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - № 4. - С. 115-127
4 Котлер, Ф. Основы маркетинга. [Текст] // Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс, В. Вонг, пер. с англ.-12-е европ.изд.- К.;М.;СПб.: Издат.дом. «Вильямс», 2016.-105с.
5 Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. [Текст] // Ф. Котлер, пер. с англ. — СПб: Питер Ком, 2011 — 896 С. 23
6 Ламбен Ж. Ж.. Стратегический маркетинг. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vuzlib.net/beta3/html/1/6879/
7 Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учеб. Пособие. [Текст] // Под ред. д—ра экон. наук, проф. НА. Нагапетьянца. — М.: Вузовский учебник, 2013. — 272 с.
8 Грузинов В.П. Схема маркетинговой деятельности. [Текст] // В.П. Грузинов. - М.: «Инфра - М», 2015 - 305с.
9 Дурович, А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. [Текст] // А.П. Дурович. - Мн.: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 2013. - 464с.
10 КорниловаМ. Маркетинговый инструментарий. Принципы работы маркетинга и его инструментария. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.p—marketing.ru/publications/general—questions/marketing- -instrument/marketing—instruments
11 Грузинов В.П. Схема маркетинговой деятельности. [Текст] // В.П. Грузинов. - М.: «Инфра - М», 2015 - 305с.
12 Дойль, П. Менеджмент-маркетинг и стратегии. [Текст] // Питер Дойль, пер. с англ. - М.: ПрЕсс, 2011. - 442 с.
13 Маршанд, Д.А. Мастерство: Менеджмент. Доналд А. Маршалл,
пер. с англ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.my-
market.ru/market 149.html
14 Леви М., Веитц Б.А. Основы розничной торговли. [Текст] // М. Леви, Б.А. Веитц. - СПб: Питер - 2012
15 Эванс, Дж. Р. Маркетинг. [Текст] // Дж. Р. Эванс, Б. Берман. - М.: "Экономика", 2013 г. - 210 с...