ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБОСНОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО-ЛИЧНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Профессионально-личностная направленность педагога: понятие,
подходы
1.2. Особенности личности и профессиональных способностей педагога
дошкольной образовательной организации
1.3. Методы оценки профессионально-личностной направленности педагога 49
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Описание выборки исследования и диагностического инструментария..52
2.2. Описание результатов констатирующего эксперимента 55
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГА, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Планирование, организация и проведение формирующего эксперимента в
экспериментальной группе 66
3.2. Результаты контрольного эксперимента 72
3.3. Оценка динамики в экспериментальной группе 79
3.4. Оценка общей эффективности экспериментальной работы 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЯ
Учитывая особенности современного общества, появились новые требования к деятельности системы образования, что реализовалось через разработку и внедрение Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе - дошкольного образования. В рамках его реализации на первый план выходит самоактуализация, стремление к профессиональному и личностному развитию каждого педагога, как ведущий фактор формирования успешной личности ребёнка. Тем не менее, не все члены педагогического сообщества могут этому соответствовать. Недостаточно развиты такие качества, как: умение работать над собой, постоянно самосовершенствоваться.
Личностному развитию посвящены труды Б. Г. Ананьева, Б. И. Додонова, Н. В. Гришина, Б. Ф. Ломова, Р. С. Немова, К. К. Платонова, Г. Д. Трунова, Н. А. Филимонова, А. Р. Фонарева, А. И. Щербакова. Изучением профессионального развития занимались: С. Г. Вершловский Ф. Н. Гоноболин, С. А. Зимичева, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Сластенин, Г. А. Томилова, А. И. Щербаков, В.А. Бодров, М.И. Дьяченко, Е.А. Климов, А.Г. Ковалёв, В.С. Мерлин, М.С. Неймарк, Р.И. Цветкова. И всё же комплексный подход в рассмотрении данного вопроса видится более рациональным, так как способствует всестороннему, гармоничному развитию личности педагога.
Профессионально-личностная направленность педагога, относительно новое понятие, возникшее в связи с пониманием исследователей деятельности человека, равнозначной степени важности профессионального и личностного развития, как двух компонентов одной системы, влияющей на профессионально-личностное развитие педагога (Н.Н. Васягина, Н.Ю. Марчук, Э.Ф. Зеер, А.Г. Кирпичник, М.Е. Холодцова, В.П. Бедерханова, А.Г. Кирпичник, Г.Ю. Пискачева, М.Е. Холодцова). Недостаточная изученность и отсутствие целостного представления о профессионально-личностной направленности педагога, делают этот вопрос актуальным и значимым для системы образования. Отдельно следует отметить отсутствие исследований, проводимых в данном направлении в дошкольном образовании.
Цель исследования - изучение профессионально-личностной направленности педагога дошкольной образовательной организации, разработка и апробация программы, направленной на её оптимизацию.
Задачи исследования:
1. Провести анализ теоретических исследований в области профессионально-личностной направленности педагога дошкольной образовательной организации.
2. Подобрать и апробировать экспериментальные методики для определения специфики профессионально-личностной направленности педагогов дошкольной образовательной организации (констатирующий этап психологического эксперимента).
3. Разработать программу оптимизации профессионально-личностной направленности педагога дошкольной образовательной организации.
4. Апробировать разработанную программу оптимизации профессионально-личностной направленности педагога дошкольной образовательной организации (формирующий этап психологического эксперимента).
5. Оценить эффективность программы оптимизации (контрольный этап психологического эксперимента).
Объект исследования - личность педагога дошкольной образовательной организации.
Гипотеза: профессионально - личностная направленность педагога дошкольной образовательной организации требует оптимизации, обеспечить которую позволит специально разработанная программа, основанная на эмпирических данных.
Теоретико-методологическая основа исследования: положения системного подхода (Б.Г. Ананьев, С.А. Дацюк, С.Л. Катречко, В.Е. Клочко, В.Е. Лепский, Б.В. Ломов, М.С. Мириманова, С.А. Шаров), личностно- ориентированного подхода (О.С. Анисимов, А.Г. Асмолов, С.Л. Братченко, В.П. Зинченко, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А. Маслоу, А.С. Огнев, А.Б. Орлов, А.А. Реан, К. Роджерс, В. Франкл, В.Д. Шадриков), профессиогенетического подхода (Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, B. А. Сластенин, В.И. Слободчиков), теоретические положения о единстве и взаимном характере влияния профессиональной деятельности и личностных особенностей субъекта (Б.Г Ананьев, М.Я. Басов, C. П. Безносов, Л.И. Божович, Н.Е. Водопьянова, Э.Ф. Зеер, В.С. Мерлин, Л.М. Митина, Е.С. Старченкова, А.Р. Фонарев); о рефлексии как ме ханизме организации субъектом собственной направленности в деятельности (О.С. Анисимов, Б.3. Вульфов, В.В. Давыдов, А.3. Зак, А.В. Карпов, Т.Ю. Колошина, В.А. Лекторский, В.Е. Лепский, В.А. Лефевр, Ю.И. Лобанова, А.А. Муканов, Г.Ф. Похмелкина, И.Н. Семенов, С. Ю. Степанов, М. К. Тутушкина, Т. В. Фролова).
Методы исследования:
1. Теоретические методы - анализ и обобщение философских, психолого-педагогических, методологических исследований по проблеме направленности; феноменологический метод по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование, анкетирование; психологический эксперимент: констатирующий, обучающий, контрольный этапы и методы интерпретации результатов.
Научная новизна данной работы заключается в том, что проведено исследование особенностей профессионально-личностной направленности педагогов дошкольной образовательной организации, на основе этих данных сформирована программа оптимизации профессионально-личностной направленности, которая была проведена и оценена по эффективности в отношении изменений параметров участников исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения результатов исследования в процессе психолого-педагогического сопровождения педагогов дошкольной образовательной организации.
Этапы работы.
Исследование проводилось с 2015 по 2017 годы в 3 этапа.
На первом этапе (2015 г) проходило изучение и подбор психологической и научно - методологической литературы по теме, формулирование цели, гипотезы и плана исследования, подбор методов исследования и конкретных методик работы, мероприятий и контроля результатов проведенной работы.
Второй этап (2016 - 2017 гг) - разработка и реализация программы эмпирического исследования; проведение развернутого психологического эксперимента, оценка эффективности экспериментальной работы.
Третий этап (2017 г) - оформление диссертационной работы.
База исследования. Исследование проводилось на базе дошкольных образовательных организаций г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 60 педагогических работников.
В состав контрольной группы вошли педагоги дошкольных образовательных организаций № 16, № 47 в количестве 30 человек, из них 2 музыкальных руководителя, 28 воспитателей. Экспериментальную группу составили 30 педагогических работников: 20 педагогов МБДОУ № 454 - 1 заведующий, 1 заместитель заведующего по воспитательной работе, 2 учителя-логопеда, 1 музыкальный руководитель, 1 инструктор по физкультуре, 14 воспитателей, 10 воспитателей детского сада № 47.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения. Список литературы представляет 74 источника, 3 статьи украинских исследователей, 1 статья доктора психологических наук Казахстана, 5 источников на английском языке. Объем диссертации составляет 123 страницы. Приложение представлено на 27 страницах.
В первой главе рассматриваются: определение понятия «профессионально-личностная направленность педагога»; особенности профессионально-личностной направленности педагога дошкольной образовательной организации; диагностика профессионально-личностной направленности; пути оптимизации профессионально-личностной направленности.
Во второй главе представлено: планирование экспериментальной работы; изучение специфики профессионально-личностной направленности педагогов с помощью экспериментальных методик.
Третья глава содержит: формирующий этап психологического эксперимента; оценку эффективности проведенных мероприятий в экспериментальной и контрольной группах; оценку общей эффективности экспериментальной работы.
В приложении представлено: программа оптимизации профессионально-личностной направленности педагогов дошкольной образовательной организации; бланк опросника «Удовлетворённость работой»; результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
В выпускной квалификационной работе 16 таблиц, 8 гистограмм.
В данной работе, согласно цели и задачам исследования, была разработана и апробирована программа оптимизации профессионально-личностной направленности педагогов дошкольной образовательной организации, направленная на решение имеющих место проблем с мотивационным компонентом направленности в виде преобладания личностных мотивов, над профессиональными, и на формирование самоактуализирующейся личности, стремящейся к постоянному саморазвитию и профессиональному росту.
В теоретической части исследования рассмотрены подходы к определению сущности профессионально-личностной направленности как психолого-педагогического феномена, как фактора успешности профессиональной деятельности и как явления, обуславливающего личностный рост педагогических работников. Рассмотрены также актуальные проблемы в области профессионально-личностной направленности и проведён анализ путей оптимизации наблюдаемой картины в этой сфере.
Во второй главе работе нами рассмотрены теоретические предпосылки к формированию программы оптимизации професионально-личностной направленности педагогов дошкольной образовательной организации. Предложен подход к разработке таких программ с учётом первоначального тестирования и выявления проблемных полей.
Разработанная программа представляет собой систему мероприятий, предполагающую формирование оптимального уровня профессионально-личностной направленности педагогов.
Анализ эмпирического исследования реализации программы оптимизации профессионально-личностного развития показал эффективность использования психодиагностического инструментария для выявления проблемных полей при работе с данной тематикой.
Результаты диагностического этапа программы говорят о социально значимых сдвигах в психологическом состоянии педагогов, что подтверждает необходимость реализации таких программ и указывает направления для психологической работы.
В ходе реализации программы оптимизации было установлено её положительное влияние на выделенные факторы психологического неблагополучия, была отмечена особая результативность комбинированной формы психологической работы (индивидуальной и групповой).
Подводя итог проделанной работы, можно говорить о том, что выдвинутые нами исследовательские гипотезы нашли свое эмпирическое подтверждение.
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - 335 с.
2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избр. психол. труды
- М.: Изд-во «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008. - 431 с.
3. Андриенко Е.В. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной зрелости учителя. - Новосибирск: НГПУ, 2002. - 266 с.
4. Батаршев А.В. Система психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного развития педагога. Человек и образование. - 2015. - №1(42). - С.16-21.
5. Батаршев А.В., Макарьев И.С. Творческая самореализация педагога как основа профессионально-личностного становления // ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ. - 2013. - № 3 (36).
6. Батаршев А. В. Моделирование профессионально-личностного становления и развития педагога профессиональной школы / А. В. Батаршев.
- (Кадры науки, культуры, образования) // Педагогика. - 2014. - № 8. - С. 68-77.
7. Батракова И.С., Бордовский В.А., Тряпицын А.В. Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы. Известия Волгоградского гос. пед. университета. - 2013. - №5 (80). - С.28-34.
8. Бодалев А.А. Психология личности. - М.: МГУ, 1998. - 187 с.
9. Бордовская Н.В. Профессионально-личностное развитие будущего специалиста как Психолого-педагоогическая проблема // Известия РГПУ им.
А.И. Герцена.- 2016.
10. Баюта Д.В., Богачев С.В. Личностно-профессиональное развитие молодого специалиста: акмеологический подход // Вестник ТГУ. - 2012. - № 5 (109).
11. Васягина Н.Н. Обучение взрослых: опыт и перспективы. Педагогическое образование в России. - 2012. - №2. - С.1-4.
12. Васягина Н.Н. Оптимизация профессионально-личностной направленности педагога: учеб. пособие / Н. Н. Васягина, Н.Ю. Марчук; Урал. гос. ун-т. - Екатеринбург, 2013. - 195 с.
13. Васягина Н.Н. Профессионально-личностная направленность педагогических работников как психологическое условие эффективности профессиональной деятельности в условиях внедрения профессионального стандарта // Гуманитарные науки. - 2017. - № 1 (37).
14. Виноградова Г.А. Профессиональная мотивация и направленность личности педагога. - 2015. - №4 (126). - С.197-200.
15. Вилюнас В. Психология развития мотивации / В. Вилюнас. - СПб., 2006. - 458 с.
16. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
17. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Изд-во «Смысл», 2005. - 1136 с.
18. Гармаева Т.В. Роль профессиональной направленности педагогов в гуманизации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - №1. - С.48-52.
19. Герасименко Ю.А. Профессионально-личностная готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 6.
20. Гонина О.О. Развитие эмоциональной устойчивости педагогов ДОУ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 4.
21. Донцов Д. А. Профессиональная направленность личности как компонент социального становления человека / Д. А. Донцов, Д. А. Донцов, М. В. Донцова. - (Экспертиза, измерения, диагностика) // Школьные технологии. - 2011. - № 6. - С. 163-171.
22. Жуйкова Т. П. Педагогическая направленность и профессионально значимые качества педагога // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 705¬708.
23. Казаева, Е.А. Теоретико-методологические аспекты развития гражданской позиции будущего учителя. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск, 2010. - № 2. - С. 165-172.
24. Касаткин С.Ф. Акмеологический подход к исследованию профессионально-личностного становления педагога. Человек и образование.
- 2013. - №2(35). - С.103-107.
25. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: (монография). - Оренбург, 1996. - 188с.
26. Когут А.А. Роль мировоззрения и мировоззренческих ориентаций в развитии профессиональной направленности личности / А. А. Когут. - (Образование в мире) // Мир образования - образование в мире. - 2013. - № 3 (51). - С. 65-71.
27. Когут А. А. Мировоззренческие ориентации и профессиональная направленность личности / А. А. Когут. - (Психология формирования личности) // Психология обучения. - 2013. - № 5. - С. 43-50.
28. Козлова Н. В., Вержицкая Е. Н. Факторы личностно-профессионального развития педагогов в условиях модернизации образования // Вестник КемГУ.
- 2011. - № 4 (48).
29. Коровин С.С., Кузьмин А.М. Приоритетные направления развития профессиональной позиции будущих педагогов. Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2012. - №14 (273). - С.53-56.
30. Кригер Е.Э. Проблема развития профессионального здоровья педагога как предмет исследования в психолого-педагогической науке. Известия Пензенского государственного педагогического университета им.
В.Г.Белинского. - 2012. - №28. - С.823-826.
31. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтех училища. - М., 1989.
32. Лекерова Г. Ж. Применение метода психолого-педагогического тренинга в учебном процессе при формировании и развитии мотивации педагогической деятельности у студентов / Г. Ж. Лекерова, К. Ш. Оразымбетова. - (Психологические аспекты инновационной деятельности в образовательной сфере) // Инновации в образовании. - 2010. - N 11. - С. 18-22.
33. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат. 1977. - 304 с.
34. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - М.: Смысл, 1992. - 17 с.
35. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 2007. - 511 с.
36. Леонтьев Д.А. Современная психология мотивации. - М.: Смысл, 2002. - 342 с.
37. Лозгачева О.В. Формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации / О.В.Лозгачева, Н.Н.Васягина - Екатеринбург: урал.гос.пед.ун-т, 2008. - 112 с.
38. Лужецкая А.М. Структура личностной направленности педагогов на разных стадиях профессионализации и ее оптимизация. Автореферат диссертации. - Иркутск. - 2012 г. - 26 с.
39. Лужецкая А.М. Факторы личностной направленности педагогов разного возраста // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2010. - № 1.
40. Лукьянова М.И. Обучение как диалог: исследуем психологические позиции / М. И. Лукьянова. - (Теория) // Педагогическая диагностика. - 2012. - № 6. - С. 3-13.
41. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1996. - 684 с.
42. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. Гуманит. фонд Знание, 1996.
43. Марчук Н.Ю. Особенности профессионально-личностной направленности педагога в современной системе образования. Инновационные проекты и программы в образовании. - 2012. - №2. - С.7-12.
44. Марчук Н.Ю. Программа оптимизации профессионально-личностной направленности педагогов. Дискуссия. - 2012. - № 2. - С.135-142.
45. Марчук Н.Ю. Пути оптимизации профессионально-личностной направленности педагога. Инновационные проекты и программы в образовании. - 2012. - №5. - С.20-25.
46. Маслоу А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу; пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина. - 3-е изд. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 351 с.
47. Мерлин, В. С. Лекции по психологии мотивов человека / В.С. Мерлин. - Пермь, 1971. - 120 с.
48. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М., 1994.
49. Моисеев А.А. Эволюция основных теорий профессиональной направленности: сущность и содержание / А. А. Моисеев. - (Слово - молодым ученым) // Социально-гуманитарные знания. - 2017. - № 1. - С. 307-315.
50. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология отношений. Москва-Воронеж, 1995. С. 48 - 53.
51. Пасечник Е. А. Интенсификация профессиональной направленности обучающих тренингов в процессе формирования коммуникативных умений будущих социальных педагогов / Е. А. Пасечник. - (Психологические аспекты инноваций в образовании) // Инновации в образовании. - 2013. - № 7. - С. 68-77.
52. Педагогика профессионально образования: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М., 2004.
53. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
54. Профессионально-личностные ориентации в современном высшем образовании: учеб.пособие / под ред. В.В.Рубцова, А.М.Столяренко. - М.:ИНФРА - М, 2014. - 304 с.
55. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от «18» октября 2013 г. № 544н.
56. Рогов Е.И. Взаимосвязь профессионально-личностной направленности будущих педагогов с их представлениями о профессии [Текст] / Е. И. Рогов, О. С. Моисеенко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2016. - № 8. - С. 69-76.
57. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 336 с.
58. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1976. - 424 с.
59. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М.: Наука, 1997. - 190 с.
60. Сайт о психологии. Pro-Psixology.ru.
61. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 576 с.
62. Столяренко, Л. Д. Основы психологии. Учебное пособие /Л.Д. Столяренко. - Изд. 9-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 672 с.
63. Ушаков А.А. Диагностика личностно-профессионального саморазвития педагога. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2015. - №1(157). - С.112-118.
64. Федина Л.В., Соловьёва Е.А., Кухтерина Г.В. Взаимосвязь самоактуализации и профессиональной направленности будущего педагога. Вестник Адыгейского государственного университета. - 2014. - №4 (146). -
С.70-75.
65. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально¬психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C. 426-433.
66. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
67. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. - Изд. 2-е. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. - 860 с.: ил.
68. Чалая Е. В. Место понятия "ценностное отношение" в системе аксиологических категорий / Е. В. Чалая. - (Профессиональное образование) // Научно-педагогическое обозрение = Pedagogical Review. - 2016. - № 2 (12). - С. 141-146.
69. Шадриков В.Д. Деятельность и способности / В.Д. Шадриков. - М.: Изд. корпорация «Логос», 1994. - 320 с.
70. Andreia Irina Suciu and Liliana Mata. Pedagogical Competences - The Key to Efficient Education. International Online Journal of Educational Sciences, 2011, 3(2), 411-423.
71. Holly H. Saint. Personality and science training as predictors of science teach-ing efficacy beliefs. A Dissertation Presented in Partial Fulfillment. - 2013. - 184 p.
72. Mareike Kunter, Jurgen Baumert, Thamar Voss. Professional Competence of Teachers: Effects on Instructional Quality and Student Development. Journal of Educational Psychology. 2013, Vol. 105, No. 3, 805-820.
73. Maria Liakopoulou. The Professional Competence of Teachers: Which quali-ties, attitudes, skills and knowledge contribute to a teacher’s effectiveness? Interna-tional Journal of Humanities and Social Science Vol. 1 No. 21. Special Issue - De-cember 2011.
74. Muhammad Irfan Arif. Personality and Teaching: An Investigation into Prospective Teachers’ Personality. International Journal of Humanities and Social Science. Vol. 2 No. 17; September 2012.