Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Модель социализации учащихся со слуховой депривацией в условиях модернизации системы образования

Работа №99609

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Социализация учащихся со слуховой депривацией как
психолого-педагогическая проблема
1.1. Современное содержание понятия «социализации» как психолого-
педагогическое явление
1.2. Теоретические основания разработки модели социализации
обучающихся со слуховой депривацией
1.3. Модель социализации обучающихся со слуховой депривацией в
условиях модернизации образования
Выводы по 1-ой главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по разработке и
апробации модели социализации слабослышащих учащихся в ГКОУ СО
«Екатеринбургская школа-интернат№13».
2.1. Организация и методы эмпирического исследования, анализ данных первичной диагностики социальных компетенций слабослышащих.
2.2. Модель социализации обучающихся со слуховой депривацией.
2.3. Анализ эффективности модели социализации слабослышащих
обучающихся
Вывод по второй главе
Заключение


Меняющаяся социокультурная ситуация в государстве и обществе требует совершенствования образовательной деятельности школы на основе перехода образовательного учреждения из режима традиционного функционирования в режим развития. Так, современная система отечественного специального образования вступила в этап накопления инновационных тенденций, который осуществляется в контексте перехода от параллельного существования двух систем - общего и специального образования - к методологическому сближению. Общее образование, а вслед за ним и специальное становится информационно-технологически и компьютерно оснащенным, диверсифицированным по формам, демократическим по принятым принципам и личностно ориентированным по целевым установкам.
Степень теоретической и практической разработанности данной темы невысока. Отсутствуют ее комплексные разработки. Освещены лишь отдельные стороны процесса социализации неслышащих. Таким образом, необходимо дальнейшее углубленное и комплексное исследование особенностей социализации слабослышащих, внедрение в практику методических разработок, новейших форм и методов организации данного процесса.
Ориентация школы на личность как приоритетную перед государством ценность поставила перед образовательной системой во всей остроте проблему целенаправленной социализации обучающегося, чтобы вооружить выпускника жизненными компетенциями, достаточными для успешной адаптации и интеграции юного гражданина в постоянно усложняющийся социум.
Проблема педагогически организованной социализации еще более актуальна для специальной школы, в которой обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Биологическое неблагополучие самого разнообразного генезиса грубо препятствует, и иногда делает невозможными контакты с обществом, что препятствует полноценному социальному развитию личности. К тому же дети с ОВЗ практически обучаются с обедненных замкнутых условиях специальных интернатов. Парадокс состоит в том, что именно интернат и есть главный субъект и агент социализации ребенка с ОВЗ. Чтобы сформировать у данной категории детей жизненные компетенции, достаточные для самостоятельной и успешной социальной адаптации и интеграции в общество и самостоятельной независимой жизнедеятельности, нужны специальные способы и формы воздействия, создание специальных условий.
Учитывая актуальность поставленной проблемы, мы обратились к теме «Социализация учащихся школы-интерната с нарушением слуха». По отношению к детям-инвалидам по слуху тема социализации является особо актуальной, поскольку отсутствие и/или существенное ослабление слуха напрямую ведет к разным видам депривации: речевой (речь самостоятельно не возникает или изначально страдает фонетическими и лексико-грамматическими дефектами), коммуникативной, информационно-культурной, эмоциональной и самое главное - социальной. Неслышащий ребенок из-за указанных депривационных условий развития выпадает из культуры общества. Вернуть неслышащего в общую культуру - важнейшая задача практической сурдопедагогики.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать модель социализации слабослышащих обучающихся.
Для достижения поставленной цели, объекта и предмета исследования определены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы социализации слабослышащих обучающихся в научной литературе.
2. Определить уровень социальных компетентностей слабослышащих обучающихся, выявить ключевые ориентиры для разработки модели социализации.
3. Разработать и апробировать модель социализации обучающихся со слуховой депривацией в условиях школы-интерната.
4. Реализовать эмпирическое исследование, по оценке эффективности внедрение модели социализации учащихся.
5. С помощью методов математической статистики проанализировать данные, полученные в результате формирующего эксперимента
Объект исследования - процесс социализация слабослышащих обучающихся.
Предмет исследования - социализация слабослышащих обучающихся.
Цель, объект и предмет исследования позволили сформулировать гипотезу.
Гипотеза: модель социализации обучающихся со слуховой депривацией, включающая такие компоненты как диагностический, мотивационно-целевой, формирующий, рефлексивный и контрольно-оценочный является эффективной, так как учитывает индивидуальные особенности и стартовые возможности учащихся с нарушениями слуха, предполагает реализацию принципов и использование методов и форм организации учебной и внеурочной деятельности, которые обеспечивают социализацию обучающихся на различных этапах обучения.
Теоретико-методологическая основа исследования:
-системно-деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, и др.[9];
-основные положения психологической теории формирования универсальных учебных действий (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин) [11];
-концептуальные подходы к рассмотрению понятия «внеурочная деятельность» (А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков) [16].
Методы исследования:
1. Теоретические методы: синтез и анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы:
- «Методика исследования родительской позиции по профориентации детей с ОВЗ» (Ресурсный центр МОПО СО). Методика предназначена для выявления уровня информированности родителей о профессиональном определении ребенка, удовлетворение потребностей родителей в проведении такой работы в школе-интернате;
- Адаптированный вариант методики Е.Б. Фанталовой «Исследование мотивации и внутренних конфликтов». Методика предназначена для определения соотношение желаемого и доступного для подростков, т.е. оценить степень их социальной адаптированности. Суть методики - ранжировании 12 ценностей. Испытуемому предлагается выбрать самые важные для него ценности и определить, какие из них для него легче реализовать в будущем.
3. Методы статистической обработки данных:
Для выявления значимых различий был использован непараметрический U-критерий Манна-Уитни.
База исследования:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат №13, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Новизна исследования заключается в том, что: на основе личностно-деятельностного, системного, компетентностного подходов и анализа практики современного образования, с учетом требований нового федерального государственного образовательного стандарта разработана модель социализации слабослышащих обучающихся включающая в себя следующие компоненты: диагностический, мотивационно-целевой, формирующий, рефлексивный, контрольно-оценочный. Выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально апробированы, в рамках разработанной модели принципы, методы и формы обеспечивающие интеграцию учащегося со слуховыми нарушениями в социум.
Практическая значимость исследования: разработанная нами модель социализации обучающихся со слуховой депривацией, может быть использована работниками в системе образования для внедрения в общеобразовательных школах, реализующих адаптированные общеобразовательные программы, а также инклюзивных образовательных организациях.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Работа посвящена изучению психолого-педагогических аспектов процесса социализации учащихся со слуховой депривацией на современном этапе развития системы образования.
Мы поставили перед собой цель: разработать и апробировать модель социализации в условиях школы-интерната.
В первой главе работы раскрыты теоретические вопросы и положения, лежащие в основе организации процесса социализации.
Раскрыто содержание понятия «социализация» в его отношении к области психологии и специального образования. Показана связь процесса социализации детей с ОВЗ с процессами коррекции, компенсации и личностной реабилитации. Раскрыто понятие «интеграция детей с ОВЗ», лежащего в основе появившегося в РФ интеграционного и инклюзивного обучения. Показан концепт социокультурной модели глухоты, согласно которому глухой в процессе социализации входит в социум, сохраняя свое лингвокультурное своеобразие. Специалисты отказываться от установок и догм, утверждающих эталонность - нормативность в оценке человеческой личности, выходят на признание индивидуального маршрута развития индивида с ОВЗ в процессе социализации.
Парадигма личностно ориентированного образования официально закреплена в Федеральном государственном стандарте основного общего образования. В контексте сближения двух параллельных систем - общего и специального образования - реализуется Федерального государственного образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ. В главе подробно раскрыт инновационный подход концепции к идеям социализации индивида с ОВЗ и социализирующей функции специальной школы.
Современная специальная школа исходит из представления о социализации как субъект-субъектном процессе. В отдельном параграфе главы раскрыто своеобразие неслышащего учащегося как субъекта социализации. Показана психологическая составляющая социализации, ее осуществление по типу полной, неполной, сверх и мнимой компенсации.
Вторая глава описывает опытно-экспериментальную работу по разработке модели социализации слабослышащих обучающихся, включающая в себя следующие компоненты: диагностический,
мотивационно-целевой, формирующий, рефлексивный, контрольно-оценочный. Выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально апробированы, в рамках разработанной модели принципы, методы и формы обеспечивающие интеграцию учащегося со слуховыми нарушениями в социум.
Для достижения поставленной цели исследования нами были использованы следующие психологические методики:
- Методика исследования родительской позиции по профориентации детей с ОВЗ» (Ресурсный центр МОПО СО). Методика предназначена для выявления уровня информированности родителей о профессиональном определении ребенка, удовлетворение потребностей родителей в проведении такой работы в школе-интернате;
- Адаптированный вариант методики Е.Б. Фанталовой «Исследование мотивации и внутренних конфликтов». Методика предназначена для определения соотношение желаемого и доступного для подростков, т.е. оценить степень их социальной адаптированности. Суть методики - ранжирование ценностей. Испытуемому предлагается выбрать самые важные для него ценности и определить, какие из них для него легче.
Проанализировав результаты проведенного исследования, нами были выявлены ключевые ориентиры, которые мы использовали при разработке модели социализации учащихся со слуховой депривацией ГКОУ СО ЕШИ№13.
На последнем этапе нашего исследования нами был проведен результирующий эксперимент, в результате которого мы определили, что внедренная модель социализации, в рамках которой нами была опробована программа профессионального определения учащихся, способствует повышению социальных компетенций, достаточных для успешного вхождения неслышащего выпускника в социум.
Охарактеризованы принципы организуемой силами школы социализации и главное - подробно проанализированы основные направления данного процесса на уровне содержания и форм реализации модели:
- когнитивная подготовка к освоению культуры того социума, в который должен интегрироваться слабослышащий выпускник :
- систематическое развитие слухо-речевой компетентности как условия успешных контактов со слышащим большинством;
- выявление и сопровождение коррекционно-компенсирующего направления развитие реабилитационных возможностей и способностей обучающихся, их профессиональных склонностей через систему форм дополнительного образования - клубов, секций, студий и кружков;
- собственно воспитание социальных компетенций, определенных выше через следующие формы работы:
* организацию социальной практики, ориентированной на включение обучающихся в процессы познания и посильного преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта интеграции выпускников в окружающий мир;
* участие в общественных акциях района, города, области;
*участие в школьном самоуправлении;
Приобретение опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми, неслышащими и слышащими.
- профессиональную ориентацию обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, при сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, имеющими в своем составе целевые группы для обучения слабослышащих.
Охарактеризованы условия развития, активизации данного процесса: образовательные, материально-технические, кадровые, информационные, финансовые и внешние социально-экономические.
В главе представлены данные по профессиональному самоопределению выпускников, подтверждающие успешность психолого-педагогической работы интерната.
Новизна работы состоит в том, что впервые дана комплексная характеристика содержания работы школы по созданию социализирующего пространства и успешной интеграции выпускника.
Практическая ценность работы состоит в том, что обобщенные формы работы воспроизводимы, модель работы по профессиональному самоопределению обучающихся с нарушением слуха в условиях образовательной организации, реализующей адаптированные образовательные программы, представляют интерес для работников сурдошкол и школ реализующих инклюзивное образование.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ