Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оптимизация самооценки младших школьников

Работа №99605

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы99
Год сдачи2017
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
151
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ 7
1.1. Понятие оптимизации самооценки и в иды самооценки 7
1.2. Психологические особенности самооценки младшего школьного возраста 15
1.3. Организация учебного процесса как педагогический компонент оптимизации самооценки младших школьников 23
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ОПТИМИЗАЦИИ САМООЦЕНКИ РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Методы констатирующего эксперимента 38
2.2. Анализ результатов 45
2.3. Программа по оптимизации самооценки младших школьников «СЛАВА» 50
2.4. Эффективность разработанной коррекционно - развивающей программы 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 69


При современном темпе развития образования в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального образования немаловажную роль играет формирование у школьников личностных универсальных учебных действий (УУД). Одним из результатов усвоения личностных УУД является способность обучающихся соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, оценивать свое поведение и поступки, таким образом, одним из обязательных компонентов личностных УУД является формирование самооценки и позитивного отношения к себе и окружающему миру. Данную проблему рассматривали такие ученые и психологи, как Л. И. Божович, И. В. Дубровина, И. А. Зимняя, Д. Б. Эльконин, А. И. Липкина, Р. С. Немов, И. И. Чеснокова, Б. Г. Ананьев, В. С. Мухина, М. И. Лисина, Г. В. Бороздина, Д. Мид, Э. Эриксон, К. Роджерс.
В словаре по психологии самооценка определяется как оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и своего места среди других людей. С этой точки зрения мы проанализировали труды выше обозначенных авторов. Младший школьный возраст - это сензитивный период для формирования и развития самооценки. Так, например, известный отечественный психолог, Л. С. Выготский, предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться, оформляться самооценка. Именно в период младшего школьного возраста самооценка получает свое развитие за счет учебной деятельности, новой позиции — позиции ученика, нового психического образования-рефлексии, которым ребенок только начинает овладевать. Именно в этот период ребенок впитывает, накапливает знания о других и о самом себе [20]. Липкина А. И. считает особенностью этого возрастного периода то, что у младших школьников обнаруживаются все виды самооценки (адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения), которые имеют свою специфику [9].
Самооценка младшего школьника в большей мере, чем у взрослого человека, поддается воздействию и изменению. В самооценку обучающегося начальной школы закладывается его представления о будущем. В работе Л. А. Кислицкой утверждается, что завышенная самооценка является преобладающей в первых классах. Но по мере взросления младшие школьники в большинстве начинают правильно оценивать себя и свои возможности [8]. В ряде работ отмечается, что самооценка ребенка в начальный период обучения оказывает влияние на весь учебный процесс, на формирование учебной мотивации, саморегуляции деятельности, на удовлетворенность ведущих потребностей возраста [6, 7].
Огромная ответственность ложится на плечи педагогов и родителей по формированию адекватной самооценки ребёнка, так как она должна отражать реальное оценивание личностью самой себя, своих поступков и качеств, то есть человек оценивает себя объективно.
Как мы видим, проблема формирования адекватной самооценки широко рассмотрена и в отечественной, и в зарубежной науке. Однако всё ещё не полностью рассмотренными остаются пути оптимизации самооценки в младшем школьном возрасте.
Поэтому целью работы является: обоснование и разработка программы оптимизации самооценки обучающихся начальных классов.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме ВКР.
2. Выявить особенности самооценки детей младшего школьного возраста.
3. Разработать программу по оптимизации самооценки в младшем школьном возрасте.
4. Выявить эффективность разработанной программы.
Объект: самооценка в младшем школьном возрасте.
Предмет: оптимизация самооценки в младшем школьном возрасте.
Гипотеза: успешная работа по оптимизации самооценки обучающихся младшего школьного возраста возможна при условии реализации коррекционно - развивающей программы, направленной на формирование внутреннего «Я», снятие внутреннего конфликта, повышение уверенности в себе, а также на формирование содержания и формы социализации.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались методы:
• теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования самооценки младших школьников, понятийно-терминологический анализ, обобщение научных данных;
• эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование, контент - анализ;
• метод математической статистики параметрический t-критерий Стьюдента для зависимых выборок.
Методики исследования. Для изучения уровня самооценки младших школьников были использованы: тест «Лесенка» по Т.Д. Марцинковской; проективная методика «Нарисуй себя» А. М. Прихожан и З. Василяускайте; методика «Кто я?» (модификация А.М. Прихожан методики Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейна).
Методологическую основу исследования составили системный, личностно-деятельностный и компетентностный подходы к познанию и проектированию педагогических процессов и явлений, принцип детерминизма и развития.
Теоретической базой исследования стали: отечественные и зарубежные концепции развития личности и её самооценки (Б. Г. Ананьев, Н. А. Батурин, Р. Берне, Л. И. Божович, У. Джеймс, И. С. Кон, А.И. Липкина), культурно-историческая концепция Л.С. Выготского о развитии ребенка, концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (А. Г. Асмолов, А. М. Кондаков, А.А. Кузнецов, В. С. Леднёв, Н. Д. Никандров, В. А. Поляков, М. В. Рыжаков, В. В. Фирсов).
При рассмотрении личностных особенностей мы опирались на основные положения теорий личности (А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, К. Хорни, Э. Эриксон); принципы чертографического подхода Г. Оллпорта и Р. Кеттела.
Исследование проведено на базе начальной школы МАОУ СОШ №27 города Серова Свердловской области, возраст испытуемых 8-9 лет.
Дипломная работа состоит из введения и двух частей, одна из которых- теоретическая, другая-практическая, а так же заключения, списка литературы и приложений.
Первая часть посвящена теоретическому обоснованию проблемы исследования, во второй части описывается эмпирическое исследование оптимизации самооценки младших школьников.
Представленная программа оптимизации самооценки младших школьников будет полезна всем участникам образовательных отношений, а также специалистам психологических Центров и всем заинтересованным лицам.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучая литературные источники по данной теме, как отечественных, так и зарубежных авторов можно проследить общую связующую нить, которая заключается в следующем: самооценка - это оценка личности самой себя. Самооценка складывается из нескольких составляющих, а именно: оценка собственной внешности, характера, своего места среди других людей, своих притязаний и возможностей.
В младшем школьном возрасте основное влияние на формирование самооценки обучающихся оказывает оценка учителя, родителей и школьная успеваемость. Для того, чтобы процесс развития личности проходил с положительным вектором, важно сформировать у ребёнка адекватную самооценку. К сожалению, под воздействием внешних факторов уровень самооценки младшего школьника может оказаться и завышенным, и заниженным, что является составляющими звеньями неадекватной самооценки. А она в свою очередь является отрицательным показателем развития индивида.
Таким образом, наша работа была направлена на оптимизацию самооценки младших школьников и состояла из трёх этапов:
• входная диагностика;
• разработка и реализация коррекционно - развивающей программы по оптимизации самооценки младшего школьника;
• повторная диагностика с целью выявить эффективность коррекционно - развивающей программы.
Анализируя результаты входной диагностики, мы выявили проблемы в формировании самооценки некоторых обучающихся. Были сделаны выводы, что группа обучающихся с неадекватной самооценкой нуждается в коррекции оной.
Нами была разработана и реализована коррекционно - развивающая программа «СЛАВА». Для того, чтобы программа оказала должный эффект на коррекцию самооценки младших школьников, были задействованы все участники образовательного процесса. Учителя и родители получили рекомендации. А для детей были разработаны 10 коррекционно - развивающих занятий по оптимизации самооценки.
Программа предлагает разные методы коррекции, реализовывалась поэтапно и в сжатые сроки. Это позволяет применять её как педагогам - психологам, так и учителям начальных классов общеобразовательных школ с минимальным ущербом образовательному процессу.
Результаты повторной диагностики подтвердили выдвинутую гипотезу и доказали эффективность разработанной нами программы.



1. Амонашвилли Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценок и учения школьников.- 2-е изд.- М.: Дрофа, 2009. - 68 с.
2. Амонашвилли Ш. А. «Возможность обучения без отметок в начальных классах». «Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения». Тбилиси, 1999.
3. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки. Избранные психологические труды. Том 2.- М.: мпси, 2008. - 134 с.
4. Большой психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова /АСТ-Москва, 2008. - 4-е издание.
5. Белобрыкина О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте. СПб.: Речь, 2006. - 320 с.
6. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство.- М.: владос - пресс, 2007. - 160 с.
7. Владимир, Ковалевский Оптимальная модель мышления и логика объективной самооценю!/ Ковалевский Владимир. - Москта: Наука, 2015. - 679 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1999.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т.- М.: мпси, 2000. - 374 с.
10. Вачков И. Психологические сказки о лидерстве для младших школьников/ М.: Чистые пруды, 2009. - 32с.
11. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Орлова Л. М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. - М.: «Институт практической психологии», 1998. - 256с.
12. Гальперин П. Я. Проблемы формирования знаний и умений и новые методы обучения в школе. Сборник статей.- М.: Харвест, 2008. - 154 с
13. Дубровина И. В. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. /Под редакцией И. В. Дубровиной. — СПб.: Питер, 2004. — 592 с.
14. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М.:Проспект, 2010.
15. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее
воспитание детей. - М.: Сфера, 2009.
16. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей. - М.: Сфера, 2009 - 286 с.
17. Захарова А. В. Когнитивные аспекты оценочной деятельности школьника // Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1977. С. 270--273.
18. Захарова А.В. Генезис самооценки: автореферат диссертации [Текст] / А.В.Захарова, 1989. - 56с.
19. Казанская К.О. Детская и возрастная психология. - М.: А-Приор, 2010.
20. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология. - М.: Феникс, 2008.
21. Касицина Н., Юсфин С. Тактики педагогики поддержки. Эффективные
способы взаимодействия учителя и ученика. - М.: Агенство
образовательного сотрудничества, 2010.
22. Костяк Т.В. Тревожный ребёнок. Младший школьный возраст. - М.: Академия, 2008.
23. Костылёв Ф.В. Учить по-новому. Нужны ли оценки-баллы. Книга для учителя. - М.: Владос, 2005.
24. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития. - М.: Эксмо, 2009.
25. Кислицкая Л. А. Особенности самооценки первоклассников, готовых и не готовых к школьному обучению /Л. А. Кислицког — М.: МГП11У, 2006. —320 с.
26. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника //Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - М.: мпси, 2009. - 304 с.
27. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М. - 1975.
28. Лисина М.И. Формирование личнос™ ребёнка в общении. - П.: Питер, 2009.
29. Лисина М.И. Общение, личность и психик! ребёнка. - М.: МОДЭК, 2005.
30. Липкина А И. Самооценка школьнита. /А. И. Липкина. — М., 1999. — 382 с.
31. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии /Т. Д. Марцинковская. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. — 176 с.
32. Мэрфи, Дж. Как стать уверенным в себе и поднять самооценку / Дж. Мэрфи. - М.: Попурри, 2014. - 825 с.
33. Немов Р.С. Психология. - М.: Владос, 2007.
34. Новиченкова, Е.Ю. Кризисы детского возраста. Формируем здоровую самооценку / Е.Ю. Новиченкова. - М.: Феникс, 2015. - 449 с.
35. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Юрайт, 2010.
36. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Сфера, 2003. -256 с.
37. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. - М.:Академия, 2008. - 320 с.
38. Плотникова Н.В. «Хочу и могу» Как научить дошкольника эффективному общению и позитивной самооценке. Санкт-Петербург 2011.
39. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка / под ред. Колеченко А.К. / СПб.: Речь, 2007. - 296 с.
40. Психологическая энциклопедия. Автор-учредитель Степанов О.М. - Киев: «АКАДЕМВЫДАВ», 2006. - С. 215 - 216.
41. Реан, А.А. Психология подростка [Текст] / А.А.Реан.- СПб - М.: Прай м- Еврознак, 2009.- 432с.
42. Рейчлинд Г.,Винклф К. Карманный справочник дляродителей. - М.: АСТ, 2007
43. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: владосс, 2009.- 529 с.
44. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л Рубинштейн.// - Питер; - СПб.; - 2009. - С.592.
45. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: учеб. пособие. - 2-е изд. - СПб.: Речь; 2009. -256 с.
46. Савонько А. Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценк' другими людьми. - М., 1970. - с. 271.
47. Сергеева, Оксана Как поднять самооценку и стать уверенным в себе. Тесты иправита/ Оксана Сергеева ,Евгений Тарасов. - М.: Эксмо, 2014. - 256 с.
48. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 2009.
49. Строганова Л.В. Подсказки психологу в коррекционной работе с младшими школьниками. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2007. - 112с.
50. Требунская, Ольга Матрица жизни. Самооценка и удовлетворенность / Ольга Требунская , Александр Требунский. - М.: Питер, 2014. - 192 с.
51. Тестируем детей/ сост. Т.Г. Макеева. - 3-е изд. - Ростов н/Д:Феникс, 2008. - 314, [1]с.: ил. - (Психологический практикум).
52. Троицкая И. Ю., Рогожина Е. Н. К проблеме преемственности в
реализации образовательных стандартов на ступенях дошкольного и начального образования /И. Ю. Троицкая, Е. Н. Рогожина //Государственные образовательные стандарты: проблемы
преемственности и внедрения: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. — 2015. — С. 127-132.
53. Троицкая И. Ю. Формирование саморегуляции у младших школьников /И. Ю. Троицкая //Воспитание школьников. — 2003. — № 6. — С. 40.
54. Троицкая И. Ю., Петрова Т. Н. Специфика самооценки в младшем школьном возрасте//Международный научный журнал - Молодой учёный . 2017. №6. II ч. С. 207.
55. Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех кто любит детей. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 342 с.
56. Фомина Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников//Нач.школа плюс до и после.,2003 -с 44.
57. Чеснокова, И.И. Проблемы самосознания в психологии [Текст] / И.И.Чеснокова.- М.: Наука, 1977.- 142с.
58. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога/Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. - Изд. 6-е. - Ростов н/Д:Феникс, 2008. - 314, [1]с.: ил. - (Психологический практикум).
59. Шакура С.Д. Формирование контрольно-оценочных действий учащихся 1-6-х классов в процессе учебной деятельности / С.Д.Шакура; ГУО «Акад. последиплом. образований}. - Минск: АПО, 2011. - 112 с.
60. Кирякова К.А. Самопринятие и осознание социального аспекта я - образа / К.А. Кирякова, Н.В. Богданович // Психология и право. - 2014.
- № 3. - С. 56-70 ; То же [Электронный ресурс]. -
URL:http://psyjournals.ru/ files/72725/psyandlaw_2014_3_Kiryakova_Bogdanovich.pdf (09.02.2017).
61. Приписнова В.В. К вопросу о развитии самосознания // Молодой ученый. - 2015. - № 19. - С. 336-338 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://moluch.ru/archive/99/22132/ (09.02.2017).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ