Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У РАБОТНИКОВ ПОЛИКЛИНИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Работа №99600

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы57
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
135
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ
СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И
ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У РАБОТНИКОВ ПОЛИКЛИНИЧЕСКОГО
ОТДЕЛЕНИЯ
1.1. Феномен профессионального выгорания в современной
психологии
1.2. Феномен жизнестойкости в современной психологии 16
1.3. Особенности синдрома профессионального выгорания и
жизнестойкости медицинских работников
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И
ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У РАБОТНИКОВ ПОЛИКЛИНИЧЕСКОГО „ 29
ОТДЕЛЕНИЯ 29
2.1 Организация и методы исследования 29
2.2 Количественный и качественный анализ полученных данных. 32
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 39
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 52


На данном этапе развития отечественного общества в условиях социально-экономической нестабильности, конкурентной борьбы в рынке работы, общественных стрессов, повышаются запросы, предъявляемые к профессионализму личности. Вместе с тем далеко не каждый имеет возможность приспособиться, продуктивно исполнять свою
профессиональную деятельность и социальную роль, и благодаря этому увеличивается вероятность формирования негативных психических состояний.
Общеизвестно, что специальности медицинского профиля как никакие другие связаны с межличностным взаимодействием, следовательно, для врачей и медицинских сестёр, а в частности для работников поликлинических отделений, своевременная диагностика и коррекция подобных нарушений является весьма актуальной. Профессиональная деятельность врача предполагает эмоциональную насыщенность, психофизическое напряжение и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Неся на себе «груз общения» доктор вынужден постоянно находиться в гнетущей атмосфере чужих отрицательных эмоций — служить то утешением для пациента, то мишенью для раздражения и агрессии. Исходя из этого, медицинские работники вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от пациента, становиться менее эмпатичными, чтобы избежать эмоционального выгорания.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — феномен довольно новый в российской психологии и психиатрии. Актуальность его для медицинского общества России была продемонстрирована в научных исследованиях. А именно, было выявлено, что распространённость СЭВ среди врачей психиатров, психиатров-наркологов, психотерапевтов составляет почти 80%. Признаки синдрома эмоционального выгорания различной степени выраженности имели 58% специалистов, а у 16% данные нарушения имели развёрнутый характер с проявлениями всех стадий СЭВ.
На сегодняшний день важна проблема профилактики и предупреждения синдрома эмоционального выгорания среди работников медицинской сферы. Помимо выполнения «тестов на пригодность» перед обучением профессии, проведением специальных программ среди групп риска и регулярного психологического мониторинга одним из направлений работы по профилактике синдрома эмоционального выгорания может быть развитие жизнестойкости как системной способности к зрелым и сложным формам саморегуляции. Именно жизнестойкость - это тот фактор, внутренний ресурс, который находится во власти самого человека, то, что он может поменять и пересмотреть, то, что содействует поддержанию физического, психического и социального здоровья, установка, которая придает значимость существованию и смысл в любых обстоятельствах.
Степень разработанности темы исследования.
Теоретические положения нашего исследования базируются на современных подходах к изучению синдрома выгорания Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла, Е.С. Старченковой, концепции стрессоустойчивости А.Б. Леонова, В.В. Лукьянова, О.В. Рыбиной.
Объект исследования - синдром эмоционального выгорания и личности.
Предмет исследования - взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и жизнестойкости работников поликлинического отделения.
Гипотеза исследования - существует отрицательная взаимосвязь между характеристиками жизнестойкости и эмоционального выгорания у работников поликлинического отделения: чем выше показатели
жизнестойкости, тем ниже проявления СЭВ.
Цель исследования - выявить взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и жизнестойкости у работников поликлинического отделения.
Задачи:
1. Провести анализ теоретической литературы по проблематике синдрома эмоционального выгорания и жизнестойкости работников поликлинического отделения.
2. Подобрать адекватный психодиагностический инструментарий для эмпирического исследования синдрома эмоционального выгорания и жизнестойкости у работников поликлинического отделения.
3. Организовать эмпирическое исследование синдрома
эмоционального выгорания и жизнестойкости у работников поликлинического отделения.
4. Проанализировать и проинтерпретировать результаты эмпирического исследования, сформулировать выводы о взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и жизнестойкости у работников поликлинического отделения.
Теоретико-методологические основы: теоретико-методологическим основанием работы являются концепции о закономерностях развития субъекта профессионализации (Л.М. Митина, Е. П. Ильин, Дж. Гринберг); теоретические подходы к формированию профессиональных деструкций (Рогов, Казанская); современные подходы к изучению синдрома выгорания (Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орел, Е.С. Старченкова и др.), концепция жизнестойкости (С. Кобейна, С. Мадди)
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе были использованы теоретические, эмпирические методы, а также методы количественной обработки данных:
• Теоретические методы (анализ, сравнение, систематизация
психологических сведений по теме исследования).
• Эмпирические методы: «Тест жизнестойкости» (С. Мадди в модификации Е.Н. Осина и Е.И. Рассказовой), методика диагностики эмоционального выгорания (В.В. Бойко), тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев);
• Методы математической статистики (методы описательной статистики, коэффициент корреляции Спирмена).
Теоретическая значимость работы заключается в
операционализации ранее изученных фактов и систематизации их по жизнестойкости и профессиональному выгоранию медицинских работников поликлинического отделения.
Практическая значимость исследования: результаты данного исследования можно использовать в работе психолога для профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания у сотрудников поликлинического отделения, посредством формирования жизнестойкости.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Во время проведения нами исследования нами была изучена психологическая литература по вопросу жизнестойкости, синдрома эмоционального выгорания и соотношения данных показателей у работников поликлинических отделений. Были выделены мнения различных авторов по данным вопросам, после чего мы выделили из них наиболее значимые части. В результаты мы на теоретическом уровне выделили и описали структуру синдрома эмоционального выгорания, проследили и описали историческое развитие понимания данного понятия. Те же самые мероприятия были проведены с понятием «жизнестойкость». В конечном итоге мы выбрали те направления исследования данных феноменов, на которых основывали наше исследование.
В начале исследования нами была выдвинута гипотеза, что существует отрицательная взаимосвязь между характеристиками жизнестойкости и эмоционального выгорания у работников поликлинического отделения: чем выше показатели жизнестойкости, тем ниже проявления СЭВ.
При использовании коэффициента корреляции Спирмена было выявлено, что статистически значимые корреляционные связи между показателем жизнестойкости и эмоционального выгорания личности присутствуют.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанных рекомендаций и выводов, полученных в результате исследования, это говорит о возможности профилактики и коррекции низкого уровня жизнестойкости и синдрома эмоционального выгорания.
Подводя итог можно сделать вывод о том, на данный момент отсутствует общее мнение на структуру профессионального выгорания, невзирая на отличия в подходах к изучению данного феномена, можно заключить, что он представляет собой личностную деформацию из-за эмоционально трудных или стрессовых взаимоотношений в системе «человек-человек». Последствия «выгорания» имеют все шансы отражаться как в психосоматических расстройствах, так и в сугубо психологических личностных изменениях, все это имеет непосредственное значение для социального и психосоматического здоровья личности.



1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине/Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. - М.: Наука, 1998. - С.231-244.
2. Александрова, Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня : [Текст] : Сб. научн. трудов. Вып. 2/Л.А. Александрова. М. : МГУ, 2008. - С. 82-90.
3. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности [Текст] С.П. Безносов. - СПб. : Речь, 2009. - 326 с.
4. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб, 2007.
5. Введение в психологию [Текст] : учеб. для студентов вузов ; под ред. А.В. Петровского. - М. : Академия, 2005. - 380 с.
6. Винокур В.А., Рыбина О.В. Синдром профессионального выгорания у медицинских работников: психологические характеристики и методические аспекты диагностики // Психодиагностика и психокоррекция / Руководство для врачей и психологов. - СПб.: Питер, 2008.-384 с. - Гл.7. - С.205-235
7. Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания:
диагностика и профилактика - 2-е издание - СПб: Питер, 2008. - 338 с.
8. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса [Текст]
/Н.Е.Водопьянова - СПб. : Питер, 2009. - 224 с.
9. Гуревич, К.М. Психологическая диагностика [Текст] : учеб. для студентов вузов / Гуревич К.М., Акимова М.К., Берулава Г.А. [и др.] - М. : Высш. шк. , 2008. - 290 с.
10. Донцов, A.M. Психология коллектива [Текст] : учебник / A.M. Донцов. - М. : Флинта, 2005. - 256 с.
11. Захаров С. Синдром выгорания у врачей. /С. Захаров // Интернет: http://forums.rusmedserv.com/ show thread. php? t=8748
12. Знаков В.В. Исследование профессионально важных качеств у мед. работников // Психологический журнал. - 2004. - №3. - С.71 - 81
13. Изард, К. Э. Психология эмоций / К.Э. Изард.- СПб.: Питер, 2010,-464с
14. Климов, Е. А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов. М., 1998. -256 с.
15. Обухова, Л.Ф. Психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М. : Тривола, 2004. - 352с.
16. Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. - 2001. - Т.22, №1. - С.90-101
17. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001. № 1. С. 54 - 63.
18. Основы психодиагностики [Текст] : учеб. для студентов вузов / под ред. А.Г. Шмелева. - М. : Академия, 2007. - 423 с.
19. Практикум по возрастной психологии: / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001. - 688 с
20. Резников, Е.Н. Актуальные проблемы межличностных отношений [Текст] Е.Н. Резников //Вест. Моск. ун-та. Сер. 19. Психология. - 2009. - №3. - С. 96 99.
21. Родина, О. Н. О понятии «успешность трудовой деятельности» // Вестник МГУ. Сер. 14 Психология. 1996. №3, С. 60-67.
22. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2012. № 3. С. 85 - 95.
23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. [Текст] :
монография в 2 томах. Т. 1. /С.Л. Рубинштейн. - М.: Инфра - М, 2009. - 488 с. Психологические тесты/Под ред. А.А. Карелина - В 2х-т. - Т. 1. -
М.:ВЛАДОС, 2003. - 312 с.
24. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. [Текст] : монография в 2 томах. Т. 1. /С.Л. Рубинштейн. - М.: Инфра - М, 2009. - 488 с.
25. Психологические тесты/Под ред. А.А. Карелина - В 2х-т. - Т. 1. - М.:ВЛАДОС, 2003. - 312 с.
26. Самоукина, H. В. Психология профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. СПб.: Питер, 2007. 224 с.
27. Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания // Медицинская газета, 2005 - №43. - С.25-32
28. Скугаревская, М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. - 2009. - №7. - С. 3-9.
29. Трунов, Д.Г. Еще раз о профессиональной деформации // Психологическая газета. - 2006. - № 6. С. 32-34.
30. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации личности// Вопросы психологии. - 2008. - № 6. - С. 7 - 9.
31. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции [Текст] /Ю. В.Щербатых. - СПб. : Питер, 2008. - 250 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ