ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ
СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И
ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У РАБОТНИКОВ ПОЛИКЛИНИЧЕСКОГО
ОТДЕЛЕНИЯ
1.1. Феномен профессионального выгорания в современной
психологии
1.2. Феномен жизнестойкости в современной психологии 16
1.3. Особенности синдрома профессионального выгорания и
жизнестойкости медицинских работников
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И
ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У РАБОТНИКОВ ПОЛИКЛИНИЧЕСКОГО „ 29
ОТДЕЛЕНИЯ 29
2.1 Организация и методы исследования 29
2.2 Количественный и качественный анализ полученных данных. 32
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 39
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 52
На данном этапе развития отечественного общества в условиях социально-экономической нестабильности, конкурентной борьбы в рынке работы, общественных стрессов, повышаются запросы, предъявляемые к профессионализму личности. Вместе с тем далеко не каждый имеет возможность приспособиться, продуктивно исполнять свою
профессиональную деятельность и социальную роль, и благодаря этому увеличивается вероятность формирования негативных психических состояний.
Общеизвестно, что специальности медицинского профиля как никакие другие связаны с межличностным взаимодействием, следовательно, для врачей и медицинских сестёр, а в частности для работников поликлинических отделений, своевременная диагностика и коррекция подобных нарушений является весьма актуальной. Профессиональная деятельность врача предполагает эмоциональную насыщенность, психофизическое напряжение и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Неся на себе «груз общения» доктор вынужден постоянно находиться в гнетущей атмосфере чужих отрицательных эмоций — служить то утешением для пациента, то мишенью для раздражения и агрессии. Исходя из этого, медицинские работники вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от пациента, становиться менее эмпатичными, чтобы избежать эмоционального выгорания.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — феномен довольно новый в российской психологии и психиатрии. Актуальность его для медицинского общества России была продемонстрирована в научных исследованиях. А именно, было выявлено, что распространённость СЭВ среди врачей психиатров, психиатров-наркологов, психотерапевтов составляет почти 80%. Признаки синдрома эмоционального выгорания различной степени выраженности имели 58% специалистов, а у 16% данные нарушения имели развёрнутый характер с проявлениями всех стадий СЭВ.
На сегодняшний день важна проблема профилактики и предупреждения синдрома эмоционального выгорания среди работников медицинской сферы. Помимо выполнения «тестов на пригодность» перед обучением профессии, проведением специальных программ среди групп риска и регулярного психологического мониторинга одним из направлений работы по профилактике синдрома эмоционального выгорания может быть развитие жизнестойкости как системной способности к зрелым и сложным формам саморегуляции. Именно жизнестойкость - это тот фактор, внутренний ресурс, который находится во власти самого человека, то, что он может поменять и пересмотреть, то, что содействует поддержанию физического, психического и социального здоровья, установка, которая придает значимость существованию и смысл в любых обстоятельствах.
Степень разработанности темы исследования.
Теоретические положения нашего исследования базируются на современных подходах к изучению синдрома выгорания Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла, Е.С. Старченковой, концепции стрессоустойчивости А.Б. Леонова, В.В. Лукьянова, О.В. Рыбиной.
Объект исследования - синдром эмоционального выгорания и личности.
Предмет исследования - взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и жизнестойкости работников поликлинического отделения.
Гипотеза исследования - существует отрицательная взаимосвязь между характеристиками жизнестойкости и эмоционального выгорания у работников поликлинического отделения: чем выше показатели
жизнестойкости, тем ниже проявления СЭВ.
Цель исследования - выявить взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и жизнестойкости у работников поликлинического отделения.
Задачи:
1. Провести анализ теоретической литературы по проблематике синдрома эмоционального выгорания и жизнестойкости работников поликлинического отделения.
2. Подобрать адекватный психодиагностический инструментарий для эмпирического исследования синдрома эмоционального выгорания и жизнестойкости у работников поликлинического отделения.
3. Организовать эмпирическое исследование синдрома
эмоционального выгорания и жизнестойкости у работников поликлинического отделения.
4. Проанализировать и проинтерпретировать результаты эмпирического исследования, сформулировать выводы о взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и жизнестойкости у работников поликлинического отделения.
Теоретико-методологические основы: теоретико-методологическим основанием работы являются концепции о закономерностях развития субъекта профессионализации (Л.М. Митина, Е. П. Ильин, Дж. Гринберг); теоретические подходы к формированию профессиональных деструкций (Рогов, Казанская); современные подходы к изучению синдрома выгорания (Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орел, Е.С. Старченкова и др.), концепция жизнестойкости (С. Кобейна, С. Мадди)
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе были использованы теоретические, эмпирические методы, а также методы количественной обработки данных:
• Теоретические методы (анализ, сравнение, систематизация
психологических сведений по теме исследования).
• Эмпирические методы: «Тест жизнестойкости» (С. Мадди в модификации Е.Н. Осина и Е.И. Рассказовой), методика диагностики эмоционального выгорания (В.В. Бойко), тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев);
• Методы математической статистики (методы описательной статистики, коэффициент корреляции Спирмена).
Теоретическая значимость работы заключается в
операционализации ранее изученных фактов и систематизации их по жизнестойкости и профессиональному выгоранию медицинских работников поликлинического отделения.
Практическая значимость исследования: результаты данного исследования можно использовать в работе психолога для профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания у сотрудников поликлинического отделения, посредством формирования жизнестойкости.
Во время проведения нами исследования нами была изучена психологическая литература по вопросу жизнестойкости, синдрома эмоционального выгорания и соотношения данных показателей у работников поликлинических отделений. Были выделены мнения различных авторов по данным вопросам, после чего мы выделили из них наиболее значимые части. В результаты мы на теоретическом уровне выделили и описали структуру синдрома эмоционального выгорания, проследили и описали историческое развитие понимания данного понятия. Те же самые мероприятия были проведены с понятием «жизнестойкость». В конечном итоге мы выбрали те направления исследования данных феноменов, на которых основывали наше исследование.
В начале исследования нами была выдвинута гипотеза, что существует отрицательная взаимосвязь между характеристиками жизнестойкости и эмоционального выгорания у работников поликлинического отделения: чем выше показатели жизнестойкости, тем ниже проявления СЭВ.
При использовании коэффициента корреляции Спирмена было выявлено, что статистически значимые корреляционные связи между показателем жизнестойкости и эмоционального выгорания личности присутствуют.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанных рекомендаций и выводов, полученных в результате исследования, это говорит о возможности профилактики и коррекции низкого уровня жизнестойкости и синдрома эмоционального выгорания.
Подводя итог можно сделать вывод о том, на данный момент отсутствует общее мнение на структуру профессионального выгорания, невзирая на отличия в подходах к изучению данного феномена, можно заключить, что он представляет собой личностную деформацию из-за эмоционально трудных или стрессовых взаимоотношений в системе «человек-человек». Последствия «выгорания» имеют все шансы отражаться как в психосоматических расстройствах, так и в сугубо психологических личностных изменениях, все это имеет непосредственное значение для социального и психосоматического здоровья личности.