ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВО ОУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКЕ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Роль игровой деятельности при обучении слабослышащих младших школьников
1.2 Особенности игровой деятельности детей младшего школьного возраста имеющих нарушение слуха
1.3. Классификация и виды дидактических игр
1.4. Методы, средства и формы работы со слабослышащими младшими школьниками
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКЕ СО СЛАБОСЛЫШАЩИМИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
2.1 Характеристика детей принимающих участие в экспериментальной работе
2.2 Комплекс дидактических игр использованный в экспериментальной работе
2.3 Анализ проведенной работы по развитию младших школьников с нарушениями слуха
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
На сегодняшний день проблемы воспитания и обучения детей с нарушением слуха приобретают все большую актуальность:
-воздействие неблагоприятных экзогенных и эндогенных факторов приводит к увеличению популяции детей, имеющих нарушение слуха;
-серьезные изменения в областях научных знаний, наиболее тесно связанных с сурдопедагогикой, оказывают непосредственное влияние на ее развитие;
-решение проблем инвалидов в последние годы все в большей степени происходит на государственном уровне, что также инициирует появление новых научных разработок, программ, в том числе и в области сурдопедагогики.
Личностно-социальная ориентация современного образования предполагает использование инновационных педагогических технологий воспитания и обучения детей с нарушенным слухом, что соответствует общему процессу гуманизации и демократизации школьного образования.
Для активизации развития школьников с нарушениями слуха, их социальной адаптации рассматриваются вопросы содержания и организации воспитательной работы во внеурочное время в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида.
За один из главных принципов организации работы на уроках математики был принят принцип деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.), согласно которому реализовать, воплотить себя человек может только в деятельности.
Выдающийся сурдопедагог С.А. Зыков подчеркивал, что "педагогически организованная деятельность" - это ведущий принцип воспитания в школах для детей с нарушениями слуха, который необходимо наполнить определенным содержанием, обеспечив взаимодействие между различными направлениями деятельности. В школах-интернатах для детей с нарушениями слуха в различных видах деятельности формируется творческая личность школьника, раскрываются и развиваются его потенциальные возможности.
Одним из видов такой деятельности является игровая деятельность.
Объект исследования - предмет обучения математике.
Предмет исследования - дидактические игры в процессе обучения слабослышащих детей.
Гипотеза исследования - дидактические игры являются эффективным средством обучения слабослышащих младших школьников на уроке математике
Цель исследования: изучить особенность использования дидактических игр на уроках математики с младшими школьниками с нарушениями слуха.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по особенностям игровой деятельности младших школьников с нарушениями слуха.
2. Составить комплекс дидактических игр по развитию младших школьников с нарушениями слуха во внеурочной деятельности.
3. Реализовать комплекс игр на практике.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ учебной, методической и научной литературы.
2. Наблюдение за детьми.
3. Изучение передового педагогического опыта.
4.Организация собственной педагогической деятельности
Данное исследование было направленно на изучение особенностей использования дидактических игр во внеурочной деятельности с детьми с нарушениями слуха.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что система специально организованной работы во внеурочное время может влияние на развитие познавательной сферы у детей с нарушениями слуха.
Исследование показало, что у младших школьников с нарушениями слуха имеются отставания в развитии словесно-логического мышления и речи. В связи с этим необходимо проводить коррекционную работу с такими детьми, используя современные воспитательные методики.
Была проведена экспериментальная работа в 1 "А" классе школы интерната №139 II вида. В исследовании участвовали пять детей с нарушениями слуха. По данным сурдопедагога и педагога-психолога четыре ребёнка отстают в развитии речи и словесно-логического мышления. Развитие пятого ребёнка соответствует развитию детей данного возраста с нарушением слуха. В классе нет воспитателя, что является отрицательным фактором для развития детей. Был составлен комплекс дидактических игр для развития первоклассников с нарушениями слуха во внеурочной деятельности и реализован на практике.
Экспериментальная работа показала, что систематичное применение дидактических игр во внеурочной деятельности детей с нарушениями слуха оказывает положительное влияние на развитие познавательной сферы и речи детей с нарушениями слуха.
На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:
Дидактическая игра вносит вклад во всестороннее развитие детей. Разнообразные дидактические игры в младшей школе способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности и дисциплинированности.
• В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для слышащего, для которого она является основой развития воображения, образного мышления и речевого общения.
• При правильном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития детей с нарушениями слуха. Через формирование и обогащение предметной игровой деятельности можно влиять на те стороны развития ребенка, которые страдают из-за снижения слуха.
• Используя дидактическую игру во внеурочное время, воспитатель достигает положительных результатов в закреплении и обогащении знаний детей с нарушениями слуха с меньшими усилиями, так как дети в ходе игры решают умственные задачи в занимательной форме.
Исходя из результатов наблюдения за ребятами до и после проведения дидактических игр, можно сказать что мы доказали гипотезу нашего исследования.
1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра. // Сенсорное воспитание в детском саду. М., 1969.
2. Авраменко О.В. Педагогические условия формирования гуманности у дошкольников в игровой деятельности: Автореф. дис. на соиск. степени канд. пед. наук: (13.00.01) /Липец,гос.пед.ин-т. Липецк, 1998.
3. Арефьева Г.С. Социальная активность: Проблема субъекта и объекта в социальной практике и познании. М: Политиздат, 1974.
4. Арсентьева В.П. Экологическое воспитание дошкольников. Смоленск, 1992.
5. Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн, Для воспит. детских садов и родителей. М.: Просвещение, 1992.
6. Артёмова Л.В. Формирование общественной направленности ребёнка -дошкольника в игре. Киев: Вшца шк. 1988.7. «Архив К.Д.Ушинского». Т. Ш. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Советская педагогика. 1965. № 1.
8. Белинский В.Г. Соч. т.1, М., ОГИЗ, 1948.
9. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и дидактические материалы. (Число, величина, форма, пространство и время). Для воспитателей дошкольных учреждений. М.Учпедгиз, 1948.
10. Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры. // Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966.
11. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре./ Под ред. Д.В. Менджерицкой. М.: Просвещение, 1979.
12. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1985.
13. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних пед. учебн. заведений. М: Издательский центр «Академия», 1997.
14. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду.1371. М., 1981.
15. Венгер JI.A. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). М., Просвещение, 1969.
16. Венгер JI.A. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. М., 1988.
17. Вернадский В.И. Живое вещество. М.: Наука, 1978.
18. Ветлугина Н.А. Музыка. В сб.: «Система эстетического воспитания в детском саду». М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.
19. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. -М.,1973.
20. Воспитание детей школьного возраста в игровой деятельности: Межвузовский сборник научных трудов.- Ульяновск, УГПИ им. И.НУльянова, 1991.
21. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. И Вопросы психологии, 1966, №6.
22. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
23. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., Просвещение, 1980.
24. Ге Юй Тун. Воспитание школьников средствами игры: Российский опыт: Автореф.дис.на соиск.учён.степени канд.пед.наук:(13.00.01)/Моск. пед. ун-т.- М., 1997.
25. Голицева О., Клиндова JI., Бердухова Я. Игра в материнской школе. Братислава, 1959.
26. Гольбах ПЛ. Избранные произведения в 2-х т. М., 1963.
27. Горький A.M. Речь на публичном заседании «Лиги социального воспитания». «Летопись», 1917, № 7-8.
28. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М., ВНМЦ им. Н.К.Крупской министерства культуры РСФСР, 1991.
29. Гуванов В.И. Наука имитационные мотивы // Методология и практика применения имитационных игр: Тезисы докладов и сообщений //Новосибирский госуниверситет. Новосибирск, 1973.
30. Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950,
31. Дидактика средней школы. /Под ред. М. А. Данилова, М.Н.Скаткина. М., 1975, с. 117.
32. Дистерверг А. Избранные педагогические сочинения. М., Учпедгиз, 1956.
33. Дмитриев Ю. О природе для больших и маленьких. М.: Педагогика. 1982.
34. Долгополова А.В. Подготовка дошкольников к обучению в школе в системе развивающих игр: Автореф. дис. на соиск. учён, степен.139канд. пед. наук: (13.00.01)/Самар. гос. ун-т. Самара, 1997.
35. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1981.
36. Дубровский Д.И. Сознание и информация. К анализу проблемы идеального // Философские науки. 1978. №6. с.46-59.
37. Ефимов В.М. Комаров В.Ф. Введение в управленческие имитационные игры. М.: Наука, 1980.
38. Жуковская Р.Й. Воспитание ребёнка в игре. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.
39. Жуковская Р.И. Руководство творческими играми детей. М., Изд-во АПН РСФСР, 1953.
40. Запорожец А.В. Игра и развитие ребёнка. // Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966.
41. Запорожец А.В. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. М., 1965.
42. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников. М., 1963.
51. Запорожец А.В. Формирование восприятия у дошкольников. М., 1968.
52. Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста/ Сб. научных трудов. М.,1978.
53. Игра и развитие ребёнка в дошкольном возрасте. Материалы Международной научно-практической конференции 11-14 апреля 1995г., М., Прометей, 1995.
54. Игровое моделирование: Методология и практика, /под ред.И.С. Ладенко- Новосибирск. Наука, 1987.
55. Ильенков Э.В. Диалектическая логика: очерки истории и теории. М.: Политиздат, 1974.
56. Истоки: Базисная программа развития ребёнка дошкольника / Т.И.Алиева, Т.В.Антонова, Е.П.Арнаутова и др. Научн. ред.
57. Л.А.Парамонова, А.Н.Давидчук, К.В.Тарасова и др. М.: Карапуз, 1997.
58. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. Владимир, 1970.
59. Капгерев П.Ф. О детских играх и развлечениях. Спб., 1898.
60. Колечко В.В. Педагогические условия организации дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста: Автореф. Дис. на соиск. учён, степени канд. пед. наук:(13.00.01)/АПН СССР, НИИ дошк. воспитания -М. 1990.
61. Квинтилиан Марк Фабий. Двенадцать книг риторических наставлений. Пер с латинского имп. Росс. Акад. чл. А.Ннкольским и оной Акад. издана 4.1, СПб, 1834.
62. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: кн. Для педагогов дошк. учреждений, М.: Мнемозина, 1995.
63. Комарова Т.С. Григорьева Г.Г. Игра и обучение детей изобразительной деятельности.- В кн.: педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольников.- М.: Просвещение, 1976.
64. М.: Педагогическое общество России.2000.
65. Коменский Я.А. Избр. пед. соч. М. Учпедгиз, 1955.
66. Леонтьев А.Н. Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. Сб. статей. М.:Л. 1948.
67. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., Изд-во АПН
РСФСР,1421959.
68. Леонтьев А.Н. Умственное развитие ребёнка/ Из цикла лекций по педагогике для родителей. М.: Правда, 1950.
69. Лернер И .Я. Дидактическая система обучения. М., «Знание», 1976.
70. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М, 1981.
71. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. / Под ред. Н.Н.Поддьекова, Н.Я.Михайленко. М., 1987.125 .Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М. А.Васильева. М.: Просвещение, 1985.
72. Психология и педагогика игры дошкольника./ Под ред. А.В.Запорожца, АЛХУсовой. М., 1966..
73. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика. 1973.
74. Ш.Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии. М., Учпедгиз. 1945.
75. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. СПб., 1915.
76. УсоваА.П. Роль игры в воспитании детей.М.,1976.
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCathttp://www.dissercat.com/content/didakticheskie-igry-kak-sredstvo-ekologo-esteticheskogo-vospitaniya-detei-5-7-let#ixzz4wFX1IGtJ