ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ
СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Проблемы создания здоровьесберегающей среды
образовательных учреждений в педагогической теории и практике
1.2. Факторы, влияющие на формирование, укрепление и сохранение здоровья участников образовательного процесса
1.3. Разработка программно-целевого обеспечения создания здоровьесберегающей среды образовательных учреждений.
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
2.1. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий, влияющих на формирование, укрепление и сохранение здоровья школьников
2.2. Коррекция и реализация программы «Школа -
территория здоровья» МАОУ СОШ № 132 г. Екатеринбурга.
2.3. Проектирование здоровьесберегающей образовательной среды на микроуровне.
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ 58 РАБОТЫ
3.1 Организация и проведение опытно - поисковой работы 58
3.2. Методика проведения и анализ результатов
формирующего этапа экспериментальной работы
3.3. Контрольно-оценочный этап экспериментальной работы 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Здоровье населения предопределяется здоровьем детей. Состояние здоровья школьников имеет особое значение, так как в этот период формируется репродуктивный, интеллектуальный, трудовой потенциал страны. Забота о сохранении и укреплении здоровья учащихся рассматривается как одно из приоритетных направлений государственной политики в области охраны здоровья населения. Закон об образовании в Российской федерации, Национальная доктрина образования в РФ, Федеральный образовательный стандарт и ряд других документов выделяют в числе приоритетных задач сохранение здоровья подрастающего поколения и создание условий для формирования ценности здоровья и здорового образа жизни в образовательных учреждениях. Развитие и состояние здоровья детей и подростков неразрывно связаны с качеством образовательного процесса, с объемом учебной нагрузки, способами организации процессов обучения и воспитания, а также с теми условиями, в которых они протекают. Среди факторов, влияющих на состояние здоровья детей и подростков, важнейшими являются условия внутришкольной среды. Поэтому здоровьесберегающая направленность модернизации современного школьного образования сближает интересы педагогов, медиков и психологов. В последние годы здоровьесберегающие технологии активно внедряются в практику работы школ, разрабатываются авторские программы по разным аспектам формирования здорового образа жизни, школы оснащаются медицинским оборудованием, при школах создаются оздоровительные центров. Однако многообразие здоровьесберегающих технологий не всегда имеет соответствующие методики и рекомендации для работы с детьми разного возраста.
Объект исследования: здоровьесберегающая деятельность в школе.
Предмет исследования: создание и реализация здоровьесберегающей среды в общеобразовательном учреждении.
Цель исследования: создание и реализация здоровьесберегающей среды на основе использования здоровьесберегающих технологий обучения.
Гипотеза исследования: процесс создания здоровьесберегающей среды образовательных учреждений будет результативным, если:
- учитываются факторы, влияющие на воспитательно-образовательный процесс (социальные, психолого-физиологические, организационно-педагогические, управленческие);
- разрабатывается программно-целевое обеспечение создания здоровьесберегающей среды образовательных учреждений;
- реализуется содержание образования, обеспечивающее влияние здоровьесберегающей среды образовательных учреждений на здоровье школьников;
- используются здоровьесберегающие образовательные технологии, основанные на индивидуализацию учебного процесса и направленные на формирование, укрепление и сохранение здоровья участников образовательного процесса.
Цель, предмет, гипотеза исследования определили его задачи:
1. Проанализировать концептуальные теоретические и организационные подходы создания здоровьесберегающей среды образовательных учреждений в педагогической литературе и практике.
2. Определить факторы, влияющие на здоровье участников образовательного процесса.
3. Выявить пути и средства создания здоровьесберегающей среды образовательных учреждений.
4. Скорректировать программу, основанную на реализации здоровьесберегающих технологий, реализуемую в школе.
В результате анализа проблемы создания здоровьесберегающей среды образовательных учреждений в педагогической теории и практике выявлено несоответствие между современными требованиями, предъявляемыми социумом к здоровью обучающихся и фактически сложившейся системой педагогического руководства формированием, укреплением и сохранением здоровья участников образовательного процесса.
В работе уточнено понятие «здоровьесберегающая среда», которое трактуется как образовательная среда, которая способствует сохранению, укреплению и развитию духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.
Определены факторы, влияющие на здоровье участников образовательного процесса: социальные (обеспечение социальной ориентации учащихся на здоровый образ жизни, выработка у учащихся потребности в специальных знаниях, умениях по сохранению своего здоровья); психолого-физиологические (изучение образа «Я» с позиции сознательной потребности в выработке собственных взглядов и убеждений на формирование, укрепление и сохранение здоровья, а также осознания собственных рисков социализации; изучение индивидуально-типологических особенностей организма и его функциональных резервов); организационно-педагогические,
подразделяющиеся на организационные (формы организации учебного процесса, режим учебного процесса, режим двигательной деятельности); процессуальные (оптимальность информационных нагрузок, интенсификации учебного процесса и др.); профессионально- компетентностные (антистрессовая педагогическая тактика, комплексный подход учителя к оценке состояния здоровья участников образовательного процесса, владение методами индивидуальной диагностики и оздоровления учащихся и др.); управленческие (определение тенденций, потребностей, основных параметров качества здоровьесберегающей среды образовательных учреждений; разработка критериев уровня формирования здоровьесберегающей среды образовательных учреждений; обеспечение материально-технических, финансовых, кадровых, информационных, методических ресурсов и др.).
Проанализированы основные направления создания здоровьесберегающей среды в образовательных организациях:
- внесение новых элементов в структуру образовательного процесса, реализация здоровьесберегающих технологий.
- изменение условий школьной среды и режима работы школы.
- улучшение материально-технической и учебной базы школы.
- формирование культуры здоровья у педагогов, учащихся и родителей.
- разработка и внедрение модели реализации образовательными учреждениями функции сохранения и укрепления здоровья учащихся.
В результате исследования нами была скорректирована программа «Школа - территория здоровья», реализуемая в МАОУ СОШ № 132 г. Екатеринбурга.
Определены основные блоки программы:
- педагогический;
- психологический;
- спортивно-оздоровительный блок.
В основе здоровьесберегающей деятельности в школе следует рассматривать индивидуальный подход к обучающимся, а именно: учет образовательных потребностей учащихся и их индивидуальных особенностей и возможностей.
Реализация здоровьесберегающих технологий предполагает выделение в деятельности учителя следующих компонентов: проведение комплексной педагогической диагностики, разработка индивидуальных маршрутов обучения, их реализация, мониторинг образовательного процесса (оценка учебных достижений школьников, коррекция индивидуальных маршрутов).
Выявлено, что проблема здоровьесбережения у школьников в образовательном учреждении, участвовавшем в опытно-экспериментальной работе, недостаточно решена.
Установлено, что формирование культуры здоровьесбережения является важной задачей, которая носит комплексный характер, и должна осуществляться коллективом учителей при соответствующей корректировке и планировании их деятельности.
Доказано, что учителя в процессе обучения в рамках педагогической диагностики должны проводить мониторинг уровней сформированности культуры здоровьесбережения школьников и их учебной мотивации методами опроса, наблюдения и тестирования.
Статистически обосновано, что в процессе реализации разработанных методических подходов в экспериментальных классах, по сравнению с контрольными, произошло значительное повышение уровня познавательной мотивации учащихся и сформированности культуры здоровьесбережения. Что позволяет говорить об эффективности разработанной методики и результативности совместной деятельности субъектов обучения по ее реализации.
1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович / -М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1997. - 352с.
2. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина. /под ред. С.В. Тарасова/. - С-Птб, №3-2011г.
3. Жданова, Л.А. Формирование готовности к школе и профилактика отклонений в состоянии здоровья у детей 6 лет на начальном этапе обучения: методические разработки / Л.А. Жданова и др./. - Иваново, 1989
4. Зайцев, Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей / Г.К.Зайцев /.- СПб., 1998.
5. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / авт.-сост. С.А. Цабыбин/. - Волгоград: Учитель, 2009. 0 172с.
6. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / под ред. М.М.Безруких, В.Д.Сонькина/. - М. : ИВФ РАО, 2002. - 181с.
7. Зеер, Э.Ф. Основы личностно-ориентированного образования./ Э.Ф.Зеер,
Э.Э.Сыманюк /. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. 51 с.
8. Ильин, В.С. Формирование познавательных потребностей у школьников. / В.С. Ильин/ -М.: Просвещение, 1983. - 67с.
9. Ирхин, В.Н. Валеологически обоснованный урок в современной школе: учеб. пособие. / В.Н.Ирхин, И.В. Ирхина /. - Барнаул, 1998.
10. Коваленко, В.И. Здоровьесберегающие технологии/ В.И. Коваленко/. - М., 2004. - 105 с.
11. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Г.М Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров/. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
12. Колбанов, В. В. Валеология в школе / В. В. Колбанов, Г. К.Зайцев/. - СПб, 1994.
13. Мерзлякова, Д.Р. Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе /Д.Р.Мерзлякова //Начальная школа плюс До и После.-2012.-Ы 7.-C.20-22.
14. Мерзлякова, О.П. Формирование ключевых компетенций учащихся на основе реализации принципа дополнительности в процессе обучения физике: дис. . к-та пед. наук/ О.П. Мерзлякова/. - Екатеринбург, 2007. -228 с.
15. Митина, Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Л.М.Митина, Г.В.Митин, О.А.Анисимова. - М.: Издательский центр «»Академия», 2005. - 368с.
16. Митяева, А.М. Здоровьесберагающие педагогические технологии: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / А.М. Митява. - Издательский центр «»Академия», 2010. - 192с.
17. Моделирование образовательных сред в рамках развивающего образования / под ред. В.П.Лебедевой, В.И.Панова, В.А.Орлова./ - Черногловка, 1996. - 205 с.
18. Наймушин, А.И. Введение в дистанционное образование. Самоменеджмент и формирование образовательного пространства: учеб. пособие./ А.И.Наймушин, A.A. Наймушин/. - Уфа: ООО «ДизайнПолиграфСервис», 2000.-92с.
19. Никитина, И.А. Проект создания здоровьесберегающей среды в
образовательном учреждении. /И.А. Никитина / Электронный ресурс. Режим доступа: http: //nsportal .ru/ shkola/ administrirovanie-
shkoly/library/2016/04/12/proekt-sozdaniya-zdorovesberegayushchey-sredy.
20. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.-380 с.
21. Осадчая, Л.А. Конструирование и реализация индивидуальных маршрутов учебно-познавательной деятельности школьников как средство развития образовательных потребностей в процессе обучения физике: дис. . к-та пед. наук/ Л.А. Осадчая/. - Екатеринбург, 2007. -228 с.
22. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: уч.пособие для педвузов и институтов повышения квалификации / Г.К.Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 255 с.
23. Сериков, В.В. Личностный подход в обучении: концепции и технология. /В.В.Сериков /. - Волгоград. 1994.
24. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. / Н.К.Смирнов /.- М.: АПКиПРО, 2002. - 121с.
25. Солдатова, Т. А. Образование, творящее здоровье. Санология и валео- логия в учебном процессе. / Т.А.Солдатова /. - Ростов/н/Д., 1994.
26. Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении: система работы, мониторинг / сост. М.А.Павлова, О.АС.Гришанова, Е.В.Гусева. - Волгоград : Учитель, 2010. - 248с.
27. Стихина Н.В. Реализация здоровьесберегающей направленности обучения физике в школе: дис. . к-та пед. наук/ Н.В.Стихина/. - Екатеринбург, 2006, 230 с.
28. Строкова, Т.А. Индивидуальная стратегия обучения: сущность и технология разработки /Т.А. Строкова// Образование и наука. Известия уральского отделения Российской академии образования. №6(12) 2001. - С.17-26.
29. Таманаева, М.Н. Управление процессом формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательной организации. /М.Н. Таманаева // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - С. 120-123.
30. Татарникова, Л. Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденция развития./ Л.Г.Татарникова /. - СПб: Петроградский и К0, 1995
31. Третьякова, Н.В. Организационно-педагогические условия здоровь-есберегающей деятельности в учебном заведени: Автореф. дис. .к-та пед. Наук / Н.В.Третьякова /. - Екатеринбург, 2005.
32. Тушина, Г.И. Педагогические условия формирования здороьесберагающей среды общеобразовательной школы: дисс. .канд. пед. наук / Г.И.Тушина/.- Кемерово, 2005.
33. Тюмасева З.И. Воспитательно-оздоровительная работа как фактор формирования компетентности будущих педагогов в области сохранения и укрепления здоровья учащихся / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2012. - № 4 (263). - С. 124-129.
34. Феоктистова, В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии. /В.Ф. Феоктистова/. - М: Учитель 2009, - С 15-16.
35. Хуторской, А.В. Методика личностно - ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя./ А.В. Хуторской/ - М: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383 с.
36. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. / А.В. Хуторской/ - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 320с.
37. Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. / Т.И. Шамова, Т.И. Давыденко / - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. - 384с.
38. Шамова, Т.И., Давыденко Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. / Т.И. Шамова, Т.И. Давыденко/.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2001 - 384с.
39. Якиманская, O.A. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. /О.А.Якиманская /. - М.: «Сентябрь», 1996.
40. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе./ И.С. Якиманская / - М.: «Сентябрь», 2000. - 112с.
41. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. / П.М. Якобсон / - М.: Просвещение, 1969. - 317с.
42. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. / В.А. Ясвин/ - М.: «Смысл», 2001. - 365с.