СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ
СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Проблемы создания здоровьесберегающей среды
образовательных учреждений в педагогической теории и практике
1.2. Факторы, влияющие на формирование, укрепление и сохранение здоровья участников образовательного процесса
1.3. Разработка программно-целевого обеспечения создания здоровьесберегающей среды образовательных учреждений.
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
2.1. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий, влияющих на формирование, укрепление и сохранение здоровья школьников
2.2. Коррекция и реализация программы «Школа -
территория здоровья» МАОУ СОШ № 132 г. Екатеринбурга.
2.3. Проектирование здоровьесберегающей образовательной среды на микроуровне.
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ 58 РАБОТЫ
3.1 Организация и проведение опытно - поисковой работы 58
3.2. Методика проведения и анализ результатов
формирующего этапа экспериментальной работы
3.3. Контрольно-оценочный этап экспериментальной работы 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
ГЛАВА 1. СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ
СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Проблемы создания здоровьесберегающей среды
образовательных учреждений в педагогической теории и практике
1.2. Факторы, влияющие на формирование, укрепление и сохранение здоровья участников образовательного процесса
1.3. Разработка программно-целевого обеспечения создания здоровьесберегающей среды образовательных учреждений.
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
2.1. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий, влияющих на формирование, укрепление и сохранение здоровья школьников
2.2. Коррекция и реализация программы «Школа -
территория здоровья» МАОУ СОШ № 132 г. Екатеринбурга.
2.3. Проектирование здоровьесберегающей образовательной среды на микроуровне.
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ 58 РАБОТЫ
3.1 Организация и проведение опытно - поисковой работы 58
3.2. Методика проведения и анализ результатов
формирующего этапа экспериментальной работы
3.3. Контрольно-оценочный этап экспериментальной работы 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Здоровье населения предопределяется здоровьем детей. Состояние здоровья школьников имеет особое значение, так как в этот период формируется репродуктивный, интеллектуальный, трудовой потенциал страны. Забота о сохранении и укреплении здоровья учащихся рассматривается как одно из приоритетных направлений государственной политики в области охраны здоровья населения. Закон об образовании в Российской федерации, Национальная доктрина образования в РФ, Федеральный образовательный стандарт и ряд других документов выделяют в числе приоритетных задач сохранение здоровья подрастающего поколения и создание условий для формирования ценности здоровья и здорового образа жизни в образовательных учреждениях. Развитие и состояние здоровья детей и подростков неразрывно связаны с качеством образовательного процесса, с объемом учебной нагрузки, способами организации процессов обучения и воспитания, а также с теми условиями, в которых они протекают. Среди факторов, влияющих на состояние здоровья детей и подростков, важнейшими являются условия внутришкольной среды. Поэтому здоровьесберегающая направленность модернизации современного школьного образования сближает интересы педагогов, медиков и психологов. В последние годы здоровьесберегающие технологии активно внедряются в практику работы школ, разрабатываются авторские программы по разным аспектам формирования здорового образа жизни, школы оснащаются медицинским оборудованием, при школах создаются оздоровительные центров. Однако многообразие здоровьесберегающих технологий не всегда имеет соответствующие методики и рекомендации для работы с детьми разного возраста.
Объект исследования: здоровьесберегающая деятельность в школе.
Предмет исследования: создание и реализация здоровьесберегающей среды в общеобразовательном учреждении.
Цель исследования: создание и реализация здоровьесберегающей среды на основе использования здоровьесберегающих технологий обучения.
Гипотеза исследования: процесс создания здоровьесберегающей среды образовательных учреждений будет результативным, если:
- учитываются факторы, влияющие на воспитательно-образовательный процесс (социальные, психолого-физиологические, организационно-педагогические, управленческие);
- разрабатывается программно-целевое обеспечение создания здоровьесберегающей среды образовательных учреждений;
- реализуется содержание образования, обеспечивающее влияние здоровьесберегающей среды образовательных учреждений на здоровье школьников;
- используются здоровьесберегающие образовательные технологии, основанные на индивидуализацию учебного процесса и направленные на формирование, укрепление и сохранение здоровья участников образовательного процесса.
Цель, предмет, гипотеза исследования определили его задачи:
1. Проанализировать концептуальные теоретические и организационные подходы создания здоровьесберегающей среды образовательных учреждений в педагогической литературе и практике.
2. Определить факторы, влияющие на здоровье участников образовательного процесса.
3. Выявить пути и средства создания здоровьесберегающей среды образовательных учреждений.
4. Скорректировать программу, основанную на реализации здоровьесберегающих технологий, реализуемую в школе.
Объект исследования: здоровьесберегающая деятельность в школе.
Предмет исследования: создание и реализация здоровьесберегающей среды в общеобразовательном учреждении.
Цель исследования: создание и реализация здоровьесберегающей среды на основе использования здоровьесберегающих технологий обучения.
Гипотеза исследования: процесс создания здоровьесберегающей среды образовательных учреждений будет результативным, если:
- учитываются факторы, влияющие на воспитательно-образовательный процесс (социальные, психолого-физиологические, организационно-педагогические, управленческие);
- разрабатывается программно-целевое обеспечение создания здоровьесберегающей среды образовательных учреждений;
- реализуется содержание образования, обеспечивающее влияние здоровьесберегающей среды образовательных учреждений на здоровье школьников;
- используются здоровьесберегающие образовательные технологии, основанные на индивидуализацию учебного процесса и направленные на формирование, укрепление и сохранение здоровья участников образовательного процесса.
Цель, предмет, гипотеза исследования определили его задачи:
1. Проанализировать концептуальные теоретические и организационные подходы создания здоровьесберегающей среды образовательных учреждений в педагогической литературе и практике.
2. Определить факторы, влияющие на здоровье участников образовательного процесса.
3. Выявить пути и средства создания здоровьесберегающей среды образовательных учреждений.
4. Скорректировать программу, основанную на реализации здоровьесберегающих технологий, реализуемую в школе.
В результате анализа проблемы создания здоровьесберегающей среды образовательных учреждений в педагогической теории и практике выявлено несоответствие между современными требованиями, предъявляемыми социумом к здоровью обучающихся и фактически сложившейся системой педагогического руководства формированием, укреплением и сохранением здоровья участников образовательного процесса.
В работе уточнено понятие «здоровьесберегающая среда», которое трактуется как образовательная среда, которая способствует сохранению, укреплению и развитию духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.
Определены факторы, влияющие на здоровье участников образовательного процесса: социальные (обеспечение социальной ориентации учащихся на здоровый образ жизни, выработка у учащихся потребности в специальных знаниях, умениях по сохранению своего здоровья); психолого-физиологические (изучение образа «Я» с позиции сознательной потребности в выработке собственных взглядов и убеждений на формирование, укрепление и сохранение здоровья, а также осознания собственных рисков социализации; изучение индивидуально-типологических особенностей организма и его функциональных резервов); организационно-педагогические,
подразделяющиеся на организационные (формы организации учебного процесса, режим учебного процесса, режим двигательной деятельности); процессуальные (оптимальность информационных нагрузок, интенсификации учебного процесса и др.); профессионально- компетентностные (антистрессовая педагогическая тактика, комплексный подход учителя к оценке состояния здоровья участников образовательного процесса, владение методами индивидуальной диагностики и оздоровления учащихся и др.); управленческие (определение тенденций, потребностей, основных параметров качества здоровьесберегающей среды образовательных учреждений; разработка критериев уровня формирования здоровьесберегающей среды образовательных учреждений; обеспечение материально-технических, финансовых, кадровых, информационных, методических ресурсов и др.).
Проанализированы основные направления создания здоровьесберегающей среды в образовательных организациях:
- внесение новых элементов в структуру образовательного процесса, реализация здоровьесберегающих технологий.
- изменение условий школьной среды и режима работы школы.
- улучшение материально-технической и учебной базы школы.
- формирование культуры здоровья у педагогов, учащихся и родителей.
- разработка и внедрение модели реализации образовательными учреждениями функции сохранения и укрепления здоровья учащихся.
В результате исследования нами была скорректирована программа «Школа - территория здоровья», реализуемая в МАОУ СОШ № 132 г. Екатеринбурга.
Определены основные блоки программы:
- педагогический;
- психологический;
- спортивно-оздоровительный блок.
В основе здоровьесберегающей деятельности в школе следует рассматривать индивидуальный подход к обучающимся, а именно: учет образовательных потребностей учащихся и их индивидуальных особенностей и возможностей.
Реализация здоровьесберегающих технологий предполагает выделение в деятельности учителя следующих компонентов: проведение комплексной педагогической диагностики, разработка индивидуальных маршрутов обучения, их реализация, мониторинг образовательного процесса (оценка учебных достижений школьников, коррекция индивидуальных маршрутов).
Выявлено, что проблема здоровьесбережения у школьников в образовательном учреждении, участвовавшем в опытно-экспериментальной работе, недостаточно решена.
Установлено, что формирование культуры здоровьесбережения является важной задачей, которая носит комплексный характер, и должна осуществляться коллективом учителей при соответствующей корректировке и планировании их деятельности.
Доказано, что учителя в процессе обучения в рамках педагогической диагностики должны проводить мониторинг уровней сформированности культуры здоровьесбережения школьников и их учебной мотивации методами опроса, наблюдения и тестирования.
Статистически обосновано, что в процессе реализации разработанных методических подходов в экспериментальных классах, по сравнению с контрольными, произошло значительное повышение уровня познавательной мотивации учащихся и сформированности культуры здоровьесбережения. Что позволяет говорить об эффективности разработанной методики и результативности совместной деятельности субъектов обучения по ее реализации.
В работе уточнено понятие «здоровьесберегающая среда», которое трактуется как образовательная среда, которая способствует сохранению, укреплению и развитию духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.
Определены факторы, влияющие на здоровье участников образовательного процесса: социальные (обеспечение социальной ориентации учащихся на здоровый образ жизни, выработка у учащихся потребности в специальных знаниях, умениях по сохранению своего здоровья); психолого-физиологические (изучение образа «Я» с позиции сознательной потребности в выработке собственных взглядов и убеждений на формирование, укрепление и сохранение здоровья, а также осознания собственных рисков социализации; изучение индивидуально-типологических особенностей организма и его функциональных резервов); организационно-педагогические,
подразделяющиеся на организационные (формы организации учебного процесса, режим учебного процесса, режим двигательной деятельности); процессуальные (оптимальность информационных нагрузок, интенсификации учебного процесса и др.); профессионально- компетентностные (антистрессовая педагогическая тактика, комплексный подход учителя к оценке состояния здоровья участников образовательного процесса, владение методами индивидуальной диагностики и оздоровления учащихся и др.); управленческие (определение тенденций, потребностей, основных параметров качества здоровьесберегающей среды образовательных учреждений; разработка критериев уровня формирования здоровьесберегающей среды образовательных учреждений; обеспечение материально-технических, финансовых, кадровых, информационных, методических ресурсов и др.).
Проанализированы основные направления создания здоровьесберегающей среды в образовательных организациях:
- внесение новых элементов в структуру образовательного процесса, реализация здоровьесберегающих технологий.
- изменение условий школьной среды и режима работы школы.
- улучшение материально-технической и учебной базы школы.
- формирование культуры здоровья у педагогов, учащихся и родителей.
- разработка и внедрение модели реализации образовательными учреждениями функции сохранения и укрепления здоровья учащихся.
В результате исследования нами была скорректирована программа «Школа - территория здоровья», реализуемая в МАОУ СОШ № 132 г. Екатеринбурга.
Определены основные блоки программы:
- педагогический;
- психологический;
- спортивно-оздоровительный блок.
В основе здоровьесберегающей деятельности в школе следует рассматривать индивидуальный подход к обучающимся, а именно: учет образовательных потребностей учащихся и их индивидуальных особенностей и возможностей.
Реализация здоровьесберегающих технологий предполагает выделение в деятельности учителя следующих компонентов: проведение комплексной педагогической диагностики, разработка индивидуальных маршрутов обучения, их реализация, мониторинг образовательного процесса (оценка учебных достижений школьников, коррекция индивидуальных маршрутов).
Выявлено, что проблема здоровьесбережения у школьников в образовательном учреждении, участвовавшем в опытно-экспериментальной работе, недостаточно решена.
Установлено, что формирование культуры здоровьесбережения является важной задачей, которая носит комплексный характер, и должна осуществляться коллективом учителей при соответствующей корректировке и планировании их деятельности.
Доказано, что учителя в процессе обучения в рамках педагогической диагностики должны проводить мониторинг уровней сформированности культуры здоровьесбережения школьников и их учебной мотивации методами опроса, наблюдения и тестирования.
Статистически обосновано, что в процессе реализации разработанных методических подходов в экспериментальных классах, по сравнению с контрольными, произошло значительное повышение уровня познавательной мотивации учащихся и сформированности культуры здоровьесбережения. Что позволяет говорить об эффективности разработанной методики и результативности совместной деятельности субъектов обучения по ее реализации.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ОЗДОРОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2018 - Реализация технологий здоровьесбережения в дошкольном образовательном учреждении (Педагогика и психология начального образования, Омский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Построение здоровьесберегающей среды при организации занятий физической культурой с дошкольниками
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2017 - Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ северных территорий (на примере МБДОУ «ДС №66 «Радость»)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ПОСТРОЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПРОСТРАНСТВЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 6170 р. Год сдачи: 2021 - УПРАВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДОЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - Формирование психологически безопасной развивающей среды в условиях дошкольного образовательного учреждения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Создание здоровьесберегающей среды образовательной организации как направление деятельности педагога
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Развитие организационно-педагогических условий сохранения здоровья обучающихся в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018



