Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МАДОУ детский сад № 1 «Солнышко» (г. Омск).
Выборка: 10 детей.
Если поменять название базы исследования на нужное , то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы понятия голосовых расстройств у детей дошкольного возраста 5
1.1 Закономерности развития голосообразования у детей 5
1.2 Причины и проявления голосовых расстройств у детей дошкольного возраста 7
Выводы по 1 главе 14
Глава 2. Экспериментальная работа по преодолению голосовых расстройств у детей дошкольного возраста 15
2.1 Методики изучения голосовых расстройств у детей дошкольного возраста 15
2.2 Проявление голосовых расстройств у детей дошкольного возраста 18
2.3 Коррекционная работа по преодолению голосовых расстройств у детей дошкольного возраста 20
Выводы по 2 главе 23
Заключение 24
Список использованных источников 26
Работа над голосом является необходимым разделом работы над уст-ной речью с детьми дошкольного возраста. Проблему формирования и становления голоса рассматривали различные ученые, такик как, Е.С. Алмазо-ва, Л.Б. Дмитриева, И.И. Ермакова, Н.И. Жинкин, Е.В. Лаврова, М.Е. Хватцев и др.
В логопедии выделяют четыре типа нарушений голоса: нарушения тембра голоса, нарушения резонанса, изменения громкости, изменение высоты тона. Отклонения от нормы темпа речи иногда считают пятой категорией нарушения голоса, но чаще их относят к нарушениям артикуляции и ритма.
Нарушение голоса может выступать, как самостоятельное нарушение, так и входить в структуру других сложных речевых дефектов, в том числе и дизартрии.
К сожалению, проблема выявления и устранения нарушения голоса не-достаточно отражено в специальной литературе, этим и объясняется акту-альность выбранной темы.
Цель исследования: теоретически изучить, обосновать и определить со-держание коррекционной работы по преодолению голосовых расстройств у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс проявления голосовых расстройств у де-тей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности преодоления голосовых рас-стройств у детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1.Проанализировать психолого – педагогическую литературу по про-блеме исследования.
2.Выявить особенности голосовых расстройств у детей дошкольного возраста.
3.Определить содержание коррекционной работы с дошкольниками по развитию и восстановлению у них основных качеств голоса.
Для проведения обследования нами были подобраны следующие диа-гностические методики, описанные в работах Е.С.Алмазовой, И.И. Ермако-вой, В.И.Селиверстова.
Таким образом, в нашей курсовой работе, проводя теоретический ана-лиз литературы, мы подробно изучили коррекционную работу голосовых расстройств у детей дошкольного возраста.
Голос - это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых скла-док.
Нарушение голоса – это различные расстройства голосовой функции, обусловленные патологическим состоянием органов голосообразования.
Тембр, или окраска, звука является характеристикой качества голоса. Он отражает акустический состав сложных звуков и зависит от частоты и си-лы колебания.
Голос имеет свои биологические основы становления и функциониро-вания. Так же голос тесным образом связан с этапами биологического разви-тия человека. Соотнося эти категории, выделяются семь периодов.
Так же, формирование голоса зависит от многих факторов: конститу-ции человека, строения голосового аппарата, состояния желез внутренней секреции, психического развития индивида.
Вышеперечисленные факторы приводят к органическим и функцио-нальным нарушениям голоса, между ними бывает трудно провести четкую границу, поэтому такое деление в некоторой степени условно.
В настоящее время наиболее целесообразным является клинико-педагогический подход к нарушениям голоса, который заключается в меди-цинском, логопедическом и психологическом анализе расстройств голоса. Подробное изучение дефектов голоса дает возможность глубоко вскрыть природу и сущность нарушения и наметить пути коррекционной работы. Деление расстройств голоса на органические и функциональные, хотя и яв-ляется условным, имеет значение для выбора методов фониатрического ле-чения и дальнейших логопедических занятий. Наиболее сложную группу при восстановлении голоса составляют органические нарушения голоса, связан-ные с органическими заболеваниями гортани.
Дети с голосовыми расстройствами нуждается в комплексном воздей-ствии логопеда, фониатара и психологов.
В заключение хочется подчеркнуть, что именно логопеды дошкольных учреждений должны сыграть свою исключительно важную и совершенно не-заменимую роль. Нужно до конца понять, что помочь имеющемуся на сего-дняшний день увеличивающемуся числу детей с голосовыми расстройствами можно только путем усовершенствования логопедической работы.
1. Аксенова Л. И. Абилитационная педагогика: учеб. пособие для академического бакалавриата / Л. И. Аксенова. — М.: Юрайт, 2018. — 377 с.
2. Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голо-са у детей. [Текст] / Е. С. Алмазова. – СПб., Союз, 2005. – 174 с.
3. Архипова Е. Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста. Учебное пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. — 256 с.
4. Дмитриев Л. Б., Телеляева Л. М., Таптапова С. Л., Ермакова И. И. Фониатрия и фонопедия. [Текст]: учеб.пособие / – М: «Медицина», 1990. – 50 с.
5. Ермакова, И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. [Текст] / И. И. Ермакова, / Кн. для логопеда. — 2-е изд., перераб.— М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996.—143 с.
6. Жинкин Н. И. О теориях голосообразования. [Текст]: статья / Мышление и речь. – М.: 1963.
7. Лаврова Е. В. Нарушение голоса. [Текст]: учеб. пособие для сту-дентов / Е. В. Орлова. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 207 с.
8. Лаврова Е. В. Характеристика и классификация нарушений голо-са. [Текст]: учеб.пособие / Дефектология – М.: № 1, 1987. – 40 с.
9. Микляева Н. В. Лечебная педагогика в дошкольной дефектоло-гии. — М.: Юрайт, 2020. — 522 с.
10. Орлова О. С. Нарушение голоса. [Текст]: учеб.пособие для сту-дентов / О. С. Орлова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – с. 220-300.
11. Поварова И. А. Логопедия: нарушения письменной речи у млад-ших школьников. — М.: Юрайт, 2020. — 140 с.
12. Хватцев М. Е. Логопедия. [Текст]: уч. для пед. институтов / М.Е. Хватцев. – М.: Изд-во АСТ: 2002. – 200 с.
13. Фесенко Ю. А. Коррекционная психология: синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: учеб. пособие для вузов / Ю. А. Фесен-ко, Е. В. Фесенко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 250 с.
14. Фесенко Ю. А. Коррекционная психология: синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: учеб. пособие для вузов / Ю. А. Фесен-ко, Е. В. Фесенко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 250 с.
15. Шашкина Г. Р. Основы коррекционной педагогики и коррекци-онной психологии: логопедическая ритмика. — М.: Юрайт, 2020. — 216 с.
16. Фесенко Ю. А. Коррекционная психология: синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: учеб. пособие для вузов / Ю. А. Фесен-ко, Е. В. Фесенко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 250 с.