Разработка и внедрение системы практикоориентированного обучения при изучении предмета биологии для учащихся основной школы
|
Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы практико-
ориентированного обучения
1.1. Сущность определения понятий «практико-ориентированное
обучение», «практико-ориентированная образовательная среда»
1.2. Исторические предпосылки развития практико-
ориентированного обучения в методике преподавания биологии
1.2.1. Зарождение методики обучения естествознания в конце
X века - конце XVIII веков
1.2.2. Развитие школьного естествознания в конце XVIII века -
начале XIX веков
1.2.3. Школьное естествознание и методика его преподавания в первой половине XIX в.
1.2.4. Школьное естествознание и методика его преподавания во второй половине XIX в.
1.2.5. Методика обучения естествознания в первой половине XX в.
1.2.6. Методика обучения биологии во второй половине XX в. 24
1.3. Практико-ориентированного обучение биологии в условиях введения ФГОС
Глава 2. Технологии и методы организации практико-
ориентированной деятельности при изучении биологии
2.1. Организация практико-ориентированной деятельности на
уроках биологии
2.1.1. Организация практико-ориентированной деятельности
на этапе актуализации опорных знаний
2.1.2. Организация практико-ориентированной деятельности
на этапе усвоения новых знаний
2.1.3. Организация практико-ориентированной деятельности
на этапе контроля знаний
2.1.4. Организация практико-ориентированной деятельности
при проведении лабораторных и практических работ
2.2. Организация практико-ориентированной деятельности во
внеурочное время
2.2.1. Организация практико-ориентированной деятельности в рамках внеурочного курса «Основы медицинских знаний»
2.2.2. Организация практико-ориентированной деятельности
на учебно-опытном участке
2.2.3. Организация практико-ориентированной деятельности в летнем научно-исследовательском лагере
Глава 3. Организация экспериментально-опытного обучения 55
3.1. Описание методики эксперимента 55
3.1.1. Описание методики диагностики личностных результатов
3.1.2. Описание методики диагностики метапредметных результатов
3.1.3. Описание методики диагностики предметных результатов
3.2. Обработка и анализ результатов эксперимента 63
Заключение 74
Библиографический список 76
Приложения 81
Глава 1. Теоретико-методологические основы практико-
ориентированного обучения
1.1. Сущность определения понятий «практико-ориентированное
обучение», «практико-ориентированная образовательная среда»
1.2. Исторические предпосылки развития практико-
ориентированного обучения в методике преподавания биологии
1.2.1. Зарождение методики обучения естествознания в конце
X века - конце XVIII веков
1.2.2. Развитие школьного естествознания в конце XVIII века -
начале XIX веков
1.2.3. Школьное естествознание и методика его преподавания в первой половине XIX в.
1.2.4. Школьное естествознание и методика его преподавания во второй половине XIX в.
1.2.5. Методика обучения естествознания в первой половине XX в.
1.2.6. Методика обучения биологии во второй половине XX в. 24
1.3. Практико-ориентированного обучение биологии в условиях введения ФГОС
Глава 2. Технологии и методы организации практико-
ориентированной деятельности при изучении биологии
2.1. Организация практико-ориентированной деятельности на
уроках биологии
2.1.1. Организация практико-ориентированной деятельности
на этапе актуализации опорных знаний
2.1.2. Организация практико-ориентированной деятельности
на этапе усвоения новых знаний
2.1.3. Организация практико-ориентированной деятельности
на этапе контроля знаний
2.1.4. Организация практико-ориентированной деятельности
при проведении лабораторных и практических работ
2.2. Организация практико-ориентированной деятельности во
внеурочное время
2.2.1. Организация практико-ориентированной деятельности в рамках внеурочного курса «Основы медицинских знаний»
2.2.2. Организация практико-ориентированной деятельности
на учебно-опытном участке
2.2.3. Организация практико-ориентированной деятельности в летнем научно-исследовательском лагере
Глава 3. Организация экспериментально-опытного обучения 55
3.1. Описание методики эксперимента 55
3.1.1. Описание методики диагностики личностных результатов
3.1.2. Описание методики диагностики метапредметных результатов
3.1.3. Описание методики диагностики предметных результатов
3.2. Обработка и анализ результатов эксперимента 63
Заключение 74
Библиографический список 76
Приложения 81
Двадцать первый век - эпоха глобализации - процесса всемирной интеграции, проникающего в различные сферы человеческой жизни [34]. Объединение стран в политической, экономической и культурной областях, диктует свои правила участникам: для России, вышедшей на рыночные отношения, наиболее остро встает вопрос соответствия мировому уровню сложившейся в стране системы образования и потребность в высококвалифицированных специалистах [36]. Ряд специалистов утверждает, что выпускники учебных заведений зачастую не готовы к профессиональной деятельности, что, в свою очередь, является причиной «невостребованности» молодых специалистов [1].
Согласно тексту Концепции развития образования, главной целью является создание модели наиболее эффективного развития образования в РФ, которое должно быть направлено на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала, способного реализовать себя не только в пределах страны, но и в мировом масштабе [42]. На сегодняшний день востребованным является специалист-практик, умеющий самостоятельно решать профессиональные задачи, способный к креативному мышлению, саморазвитию и самообразованию [2].
Тем не менее, несмотря на необходимость прикладной направленности образования (прежде всего в активно развивающихся естественных науках: физике, химии и биологии) в школьном учебном плане количество часов, отведенных на эти предметы, неуклонно сокращается, что является причиной недостаточного использования в учебном процессе практико-ориентированных технологий. В связи с этим, возникает вопрос: как при повышенной потребности в высококвалифицированных медицинских кадров и представителей «технических» профессий, при ограниченном количестве часов учебного плана, создать такую практико-ориентированную образовательную среду, которая будет способствовать развитию компетенций будущих специалистов?
Сегодня, в эпоху глобализации, перед образовательными учреждениями различных уровней стоит задача, связанная с созданием практико-ориентированной образовательной среды, отвечающую запросам общества и государства.
Изучение информационных источников различного уровня, а также опыта учителей-методистов, позволило выявить следующие противоречия между:
• открытиями последнего десятилетия, совершенных учеными в области естественных наук и содержанием школьных предметов: биологии, физики, химии, астрономии;
• сохранением объема содержания предметов естественнонаучного цикла и сокращением часов в учебном плане, отведенных на изучение этих дисциплин;
• практической направленности обучения и учебно-методические и материально-техническим обеспечением образовательных учреждений.
В связи с выявленными противоречиями можно судить о существовании проблемы реализации практико-ориентированного обучения в рамках школьного предмета «Биология».
Объект исследования: биологическое образование в средней школе.
Предмет исследования: организация практико-ориентированной деятельности учащихся основной школы при изучении предмета биологии.
Цель исследования: разработать и внедрить систему практико-ориентированного обучения при изучении предмета биологии для учащихся основной школы.
Гипотеза исследования предполагается в том, что внедрение практического материала при изучении биологии в основной школе, будет способствовать лучшему достижению метапредметных и предметных результатов обучающихся.
Задачи исследования:
• выявить историко-культурные предпосылки, методическое обоснование и требования, предъявляемые к организации практико-ориентированной деятельности, используя имеющуюся современную литературу (учебные пособия, материалы периодических изданий, Интернет-ресурсы, опыт педагогов-методистов);
• разработать систему методических приемов включения практико-ориентированного материала при изучении биологии, как в урочное, так и внеурочное время;
• апробировать методические разработки практико-ориентированной направленности среди учащихся основной школы;
• проанализировать результаты, полученные в опытной и контрольной группах.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы применялись следующие методы исследования: теоретический анализ материалов по теме исследования, наблюдение, метод анкетирования, эксперимент, математико-статистические методы обработки результатов.
Источником информации для написания данной работы послужили учебные пособия по методике обучения биологии, публикации в периодических изданиях, опыт учителей разных школ, заключенный в методических пособиях и Интернет-ресурсах.
В экспериментальной части применялись методики С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина, Г.В. Репкиной, Е.В. Заики.
Работа проводилась в течение трех лет, и содержала следующие этапы:
1) 2015 год - определение темы, объекта и предмета исследования, изучение методической литературы по теме, формулирование гипотезы исследования, постановка цели и задач исследования;
2) 2016 год - разработка методических материалов, начало эксперимента: проведение входного тестирования, определение контрольной и экспериментальной групп;
3) 2017 год - апробация методических материалов, завершение эксперимента, анализ полученных результатов, формулирование выводов.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, содержащего 50 источников, 17 таблиц, 33 рисунков и 8 приложений.
Современные исследования по данному вопросу относят понятия «практико-ориентированное обучение», «практико-ориентированная образовательная среда» и др. исключительно к системе высшего и среднего профессионального образования. Мы, в свою очередь, считаем, что организация практико-ориентированной деятельности допустима уже на уровне основного и среднего общего образования, кроме того, введение практико-ориентированного материала будет способствовать наиболее эффективному достижению целей, которые ставятся на данных этапах обучения.
Согласно тексту Концепции развития образования, главной целью является создание модели наиболее эффективного развития образования в РФ, которое должно быть направлено на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала, способного реализовать себя не только в пределах страны, но и в мировом масштабе [42]. На сегодняшний день востребованным является специалист-практик, умеющий самостоятельно решать профессиональные задачи, способный к креативному мышлению, саморазвитию и самообразованию [2].
Тем не менее, несмотря на необходимость прикладной направленности образования (прежде всего в активно развивающихся естественных науках: физике, химии и биологии) в школьном учебном плане количество часов, отведенных на эти предметы, неуклонно сокращается, что является причиной недостаточного использования в учебном процессе практико-ориентированных технологий. В связи с этим, возникает вопрос: как при повышенной потребности в высококвалифицированных медицинских кадров и представителей «технических» профессий, при ограниченном количестве часов учебного плана, создать такую практико-ориентированную образовательную среду, которая будет способствовать развитию компетенций будущих специалистов?
Сегодня, в эпоху глобализации, перед образовательными учреждениями различных уровней стоит задача, связанная с созданием практико-ориентированной образовательной среды, отвечающую запросам общества и государства.
Изучение информационных источников различного уровня, а также опыта учителей-методистов, позволило выявить следующие противоречия между:
• открытиями последнего десятилетия, совершенных учеными в области естественных наук и содержанием школьных предметов: биологии, физики, химии, астрономии;
• сохранением объема содержания предметов естественнонаучного цикла и сокращением часов в учебном плане, отведенных на изучение этих дисциплин;
• практической направленности обучения и учебно-методические и материально-техническим обеспечением образовательных учреждений.
В связи с выявленными противоречиями можно судить о существовании проблемы реализации практико-ориентированного обучения в рамках школьного предмета «Биология».
Объект исследования: биологическое образование в средней школе.
Предмет исследования: организация практико-ориентированной деятельности учащихся основной школы при изучении предмета биологии.
Цель исследования: разработать и внедрить систему практико-ориентированного обучения при изучении предмета биологии для учащихся основной школы.
Гипотеза исследования предполагается в том, что внедрение практического материала при изучении биологии в основной школе, будет способствовать лучшему достижению метапредметных и предметных результатов обучающихся.
Задачи исследования:
• выявить историко-культурные предпосылки, методическое обоснование и требования, предъявляемые к организации практико-ориентированной деятельности, используя имеющуюся современную литературу (учебные пособия, материалы периодических изданий, Интернет-ресурсы, опыт педагогов-методистов);
• разработать систему методических приемов включения практико-ориентированного материала при изучении биологии, как в урочное, так и внеурочное время;
• апробировать методические разработки практико-ориентированной направленности среди учащихся основной школы;
• проанализировать результаты, полученные в опытной и контрольной группах.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы применялись следующие методы исследования: теоретический анализ материалов по теме исследования, наблюдение, метод анкетирования, эксперимент, математико-статистические методы обработки результатов.
Источником информации для написания данной работы послужили учебные пособия по методике обучения биологии, публикации в периодических изданиях, опыт учителей разных школ, заключенный в методических пособиях и Интернет-ресурсах.
В экспериментальной части применялись методики С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина, Г.В. Репкиной, Е.В. Заики.
Работа проводилась в течение трех лет, и содержала следующие этапы:
1) 2015 год - определение темы, объекта и предмета исследования, изучение методической литературы по теме, формулирование гипотезы исследования, постановка цели и задач исследования;
2) 2016 год - разработка методических материалов, начало эксперимента: проведение входного тестирования, определение контрольной и экспериментальной групп;
3) 2017 год - апробация методических материалов, завершение эксперимента, анализ полученных результатов, формулирование выводов.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, содержащего 50 источников, 17 таблиц, 33 рисунков и 8 приложений.
Современные исследования по данному вопросу относят понятия «практико-ориентированное обучение», «практико-ориентированная образовательная среда» и др. исключительно к системе высшего и среднего профессионального образования. Мы, в свою очередь, считаем, что организация практико-ориентированной деятельности допустима уже на уровне основного и среднего общего образования, кроме того, введение практико-ориентированного материала будет способствовать наиболее эффективному достижению целей, которые ставятся на данных этапах обучения.
В начале работы нами была сформулирована цель, которая заключалась в разработке и внедрении системы практико-ориентированного обучения при изучении биологии для учащихся средней школы.
Поставленная цель достигалась путем пошагового решения задач и сформулированы следующие выводы:
1. На основании анализа литературных источников были выявлены методические проблемы, которые поднимают вопрос о развитии практико-ориентированного обучения: соотношения уровня развития науки и содержания школьного предмета, уровнем образования и потребностью общества, теоретических знаний и практических компетенций.
Изучение истории вопроса приводит к выводу, что теоретический и практический компоненты в методике обучения биологии равноценны и неразрывно связаны в образовательном процессе.
На современном этапе практико-ориентированное обучение можно организовать посредством применения образовательных технологий: исследовательских, проектных, технологий развития критического мышления, развивающих технологий и др.
2. Автором работы была разработана и успешно апробирована система методических приемов включения практико-ориентированного материала при изучении биологии.
Организация практико-ориентированной деятельности при изучении предмета биологии может осуществляться как в урочное, так и внеурочное время. На уроках биологии может осуществляться на различных этапах урока: этапе актуализации опорных знаний, этапе усвоения новых знаний, этапе контроля, а также при проведении лабораторных и практических работ. Предпочтительная форма работы при организации практико-ориентированного обучения: групповая.
Организация практико-ориентированной деятельности во внеурочное время может происходить посредством внеурочных курсов по выбору, практических работ и экскурсий на пришкольном учебно-опытном участке, организации работы летнего лагеря.
3. Анализ проведенного эксперимента по внедрению системы практико-ориентированного обучения в образовательный процесс основной школы позволил сформулировать следующее:
• экспериментальные группы превосходили контрольные по уровню достижения предметных результатов: умение объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; распознавать на рисунках биологические объекты; сравнивать биологические объекты;
• у участников экспериментальной группы наблюдалась заметная динамика в развитии метапредметных результатов: самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• преобладающими типами мотивации взаимодействия с природными объектами в экспериментальной группе являются: практический, когнитивный. В контрольных группах: прагматический тип.
На основании всего вышеперечисленного можно сказать, что цель, поставленная перед автором работы, была достигнута. Сформулированная гипотеза - внедрение практического материала при изучении биологии в основное школе, будет способствовать лучшему достижению учебных результатов - была подтверждена.
Поставленная цель достигалась путем пошагового решения задач и сформулированы следующие выводы:
1. На основании анализа литературных источников были выявлены методические проблемы, которые поднимают вопрос о развитии практико-ориентированного обучения: соотношения уровня развития науки и содержания школьного предмета, уровнем образования и потребностью общества, теоретических знаний и практических компетенций.
Изучение истории вопроса приводит к выводу, что теоретический и практический компоненты в методике обучения биологии равноценны и неразрывно связаны в образовательном процессе.
На современном этапе практико-ориентированное обучение можно организовать посредством применения образовательных технологий: исследовательских, проектных, технологий развития критического мышления, развивающих технологий и др.
2. Автором работы была разработана и успешно апробирована система методических приемов включения практико-ориентированного материала при изучении биологии.
Организация практико-ориентированной деятельности при изучении предмета биологии может осуществляться как в урочное, так и внеурочное время. На уроках биологии может осуществляться на различных этапах урока: этапе актуализации опорных знаний, этапе усвоения новых знаний, этапе контроля, а также при проведении лабораторных и практических работ. Предпочтительная форма работы при организации практико-ориентированного обучения: групповая.
Организация практико-ориентированной деятельности во внеурочное время может происходить посредством внеурочных курсов по выбору, практических работ и экскурсий на пришкольном учебно-опытном участке, организации работы летнего лагеря.
3. Анализ проведенного эксперимента по внедрению системы практико-ориентированного обучения в образовательный процесс основной школы позволил сформулировать следующее:
• экспериментальные группы превосходили контрольные по уровню достижения предметных результатов: умение объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; распознавать на рисунках биологические объекты; сравнивать биологические объекты;
• у участников экспериментальной группы наблюдалась заметная динамика в развитии метапредметных результатов: самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• преобладающими типами мотивации взаимодействия с природными объектами в экспериментальной группе являются: практический, когнитивный. В контрольных группах: прагматический тип.
На основании всего вышеперечисленного можно сказать, что цель, поставленная перед автором работы, была достигнута. Сформулированная гипотеза - внедрение практического материала при изучении биологии в основное школе, будет способствовать лучшему достижению учебных результатов - была подтверждена.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЗООЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ
В МОДЕЛИРОВАНИИ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙН-ПРОЕКТА
Магистерская диссертация, ландшафтная архитектура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2021 - РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «ГЕОГРАФИЯ» (5КЛАСС)
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - МУЗЫКАЛЬНО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019



