ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ
1.1 Психолого-педагогические особенности детей среднего
возраста 9
1.2 Роль школы в патриотическом воспитании обучающихся 16
1.3 Нормативно-правовые документы по патриотическому
воспитанию обучающихся 21
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ РОДНОГО КРАЯ
2.1 Школьный предмет краеведение как основа патриотического
воспитания 24
2.2 Методические приемы проведения уроков географии в восьмом
классе по патриотическому воспитанию обучающихся 30
2.3 Внеурочная деятельность обучающихся по изучению географии
родного края 34
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ГЕОГРАФИИ РОДНОГО КРАЯ
3.1 Цели и задачи уроков географии по патриотическому воспитанию
обучающихся 45
3.2 Организация и проведение патриотического воспитания
обучающихся в курсе географии родного края 51
3.3 Анализ результатов патриотического воспитания обучающихся при
изучении географии родного края 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Патриотическое воспитание обучающихся считается важной задачей нашего времени, значимость, которой ориентируется на потребности общества в новой системе патриотического воспитания молодежи, исходя из прогрессивной социально-экономической и политической обстановки в России. В условиях финансовых преобразований, основательных преобразований в социально-политической сфере система воспитания молодежи, образовавшаяся ранее, оказалась практически разрушенной. Вследствие случившихся изменений в нашем обществе, патриотизм утратил свою важность, и понятие патриотизма как ценности обесценилось. Значимость проблемы определяется тем, что собственно от ее решения находится в зависимости будущее страны, ее государственная концепция, а для общества - новейшая идеология, точкой опоры которой считается патриотизм. Здесь находят отражение идеи национальной и религиозной целостности, государственности, защиты Отечества. Патриотическое сознание играет огромную роль «в деле государственного единения, объединения всех общественных и политических сил народа, в оздоровлении и гармонизации общественного климата».
Духовность, морально-нравственные свойства, создаваемые школой, нельзя представить в отсутствии патриотической жизненной позиции личности. В наше время, когда неизмеримо растут функции школы в формировании нового человека, обширно применяются все имеющиеся возможности и урочной и внеурочной работы для увеличения качества подготовки обучающихся. По этой причине значимым направлением в современной системе образования является патриотическое воспитание. Это разносторонний, разноаспектный процесс, направленный на заключение целого комплекса задач: воспитание чувства гордости за собственную Отчизну, за своих земляков, чувства уважения к героическим страницам прошлого своей Родины. Специфичность процесса военно-патриотического
воспитания не означает его изолированности. Налицо связь военно-патриотического воспитания и физиологического воспитания потому, что новая современная техника не снимает вопроса о высочайшей физиологической подготовленности. Не считая того, что собственно в процессе физического воспитания имеют все шансы и должны решаться вопросы морально-волевой, психической подготовки учащихся к военной службе. Отлично представлена связь военно-патриотического воспитания и эстетического воспитания, потому, что велика роль литературы и искусства в формировании эмоциональной сферы, патриотических чувств. География среди множества школьных предметов исполняет роль небольшого мостика между естественными и общественными науками, она универсальна, обхватывает всю систему: природная среда - общество - человек. Вследствие этого именно этот предмет содействует развитию у подростков гуманитарно-культурологического восприятия природы, может помочь показать великое прошлое и великое будущее нашего государства. Это предмет, который знакомит учащихся с отдельными территориями и социально-экономическими условиями в них. Все это помогает отнести географию к числу тех предметов, на которые ложится особенная ответственность за воспитание патриотизма и любви к Родине.
Важным общественным институтом воспитания подрастающего поколения является современное общеобразовательное учреждение. Ключевой задачей российской образовательной политики на данный момент есть и будет обеспечение наилучшего качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Разные аспекты формирования гражданских и патриотических качеств личности школьника мы можем найти в работах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.А. Караковского и др. Например В.А. Сухомлинский считал, что развитие гражданских чувств, возвеличивающих человека, утверждает в нем общественное сознание, честь, гордость. Также он делал акцент на то, что у молодых людей следует развивать гражданское видение мира, ведь гражданские чувства являются главным источником моральной чистоты. Позитивными и негативными тенденциями русского общества обусловлена необходимость мер, которые ориентированы на увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса в образовательном учреждении. Если взглянуть на ситуацию с двух сторон, то можно заметить, что с одной стороны, обострились демократические движения в различных областях общественной жизни, развивается общение многочисленных культур, Россия стремительно втягивается в мировое сообщество. С другой стороны, возрастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, общественная незащищенность граждан, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах массовой информации. В итоге мы имеем - увеличение роста подростковой преступности, беспризорности, наркомании, понижение общей культуры молодого поколения, усиление националистических, сектантских влияний на детей и молодежь. Отсюда возможно сделать вывод о том, что одной из задач педагогики является формирование личности, которая может самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные, правильные решения, находить достойное место в условиях социально-экономической неопределенности, решать глобальные проблемы современности. Становлению такой самостоятельной личности способствуют уроки географии. Уникальность географии заключается в том, что она может одновременно исследовать проблемы окружающей среды и общества; рассматривать общество, природную среду во взаимосвязи. В соответствии со стандартами географического образования, наука, несмотря на то, что и является наиболее объективной формой отображения реальности, но все, же она - только одна из форм познания человеком мира. Она часть того, что принято именовать материальной и духовной культурой человечества. Поэтому, научное знание, может и должно быть важной, но не единственной составляющей содержания географического образования.
Основной нормативно-правовой документ говорит об актуальности проблемы, во второй статье закона «Об образовании» в перечне важнейших требований к образованию есть и задача патриотического воспитания. Так же не оставляет без внимания патриотическое воспитание и Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, она относит патриотизм к базовым национальным ценностям. Школьная география содержит в себе большие возможности для осуществления патриотического воспитания молодежи. Следовательно, была сформулирована тема выпускной квалификационной работы: «Патриотическое воспитание обучающихся при изучении географии родного края».
Цель исследования: раскрыть особенности содержания курса географии родного края в формировании патриотического воспитания обучающихся 8 класса.
Объект исследования: патриотическое воспитание обучающихся.
Предмет исследования: патриотическое воспитание обучающихся при изучении географии родного края в 8 классе.
Задачи исследования:
- проанализировать и систематизировать учебно-методическую литературу по психологии, педагогике и методике обучения географии по теме исследования;
- охарактеризовать сущность понятия патриотического воспитания;
- раскрыть содержание и особенности курса географии родного края в формировании патриотического воспитания;
- разработать и провести уроки географии России в 8 классе с целью формирования патриотического воспитания обучающихся.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение); эмпирические: наблюдение, эксперимент.
Практическое значение работы состоит в том, что материалы выпускной квалификационной работы и ее выводы могут быть использованы учителями географии общеобразовательных учреждений при обучении соответствующим темам.
Основные положения работы были доложены в ФГБОУ ВО Уральский государственный педагогический университет в 2017 году на Межрегиональной молодежной научно-практической конференции, проходящей в рамках Большого географического фестиваля «Моя Земля». По теме выпускной квалификационной работы имеются 3 публикации.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения; включает список литературы и четыре приложения.
Вопрос о патриотизме на сегодняшний день становится особенно актуальным, так как в отсутствии патриотического воспитания невозможно становления личности и, таким образом, развития общества. Личность формируется в процессе создания истории и культуры своего народа. Сегодня, не взирая на наличие формально утвержденных государственной концепции и федеральной программы патриотического воспитания, народных патриотических традиций, проблема возрождения патриотизма у обучающихся остается весьма важной. Для того чтобы воспитать чувства любви к Родине, следует ее знать. По этой причине проблема патриотического воспитания - это, действительно, задачи общегосударственной важности. И учителя стараются ее решить на уроках географии у обучающихся посредством формирования нравственных, духовно-нравственных норм и высокой социальной активности. При написании выпускной квалификационной работы я принимала во внимание специфику регионального курса, что предполагает более наиболее обширное применение активных форм обучения: в рамках классно-урочной форм-лекций, семинаров, практических работ, диспутов, ролевых игр, проблемных практических и самостоятельных работ; в рамках внеклассной работы - экскурсии, исследования, интеллектуальные игры.
Делая выводы из всего выше сказанного, можно отметить, что патриотическое воспитание охватывает все возрастные категории, является возможностью расширения возможностей человека в раскрытии своей индивидуальности. Помогает сформировать личность, готовую действовать в любых непредсказуемых условиях, стремящуюся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей. В настоящее же время на улице возросла преступность и относится к этой категории с каждым годом все больше подростков. Эти подростки не входят в охват патриотического воспитания и усваивают эту науку они в жестких условиях.
Поэтому школа была и будет одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения, которая служит необходимой базой для дальнейшего развития личности. Она не только служит для сообщения обучающимся определенной суммы знаний, но и развивает нравственные качества личности, в том числе и патриотизма. Школа также принимает во внимание возрастные особенности обучающегося в формировании патриотического мировоззрения.
Проанализировав литературу можно отметить некоторые нюансы географии, котором присущи следующие особенности: интегративный характер, обеспечивающий развитие у обучающихся целостного восприятия региона на базе наиболее глубоких представлений, приобретенных ими при изучении разных предметов, особое значение воспитательной функции - подбор деятельного подхода в качестве ведущего начала, так как при локализации задач самостоятельные и коллективные исследовательские работы обучающихся выходят за пределы исключительно учебных задач и имеют все шансы в единичных случаях представлять общественный интерес.
Содержание курса географии родного края способствует формированию и воспитанию значимости родного края, посредством нее создается патриотическое отношение к Родине. Пространственные неоднородности формируют находящуюся вокруг человека среду в родном крае, вследствие которой он осознается у школьников в качестве дома - одной из главных ценностей человека. А представление своего дома подсказывает поведение, направленное на сохранение его. Осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей своей культуры, любовь к Родине - все без исключения начинается с ближайшего окружения и только лишь, затем расширяется до общечеловеческого.
Изучение родного края для обучающегося, несет в себе огромное значение для всестороннего развития личности. Ослабление мотивации к обучению можно исключить с помощью комбинированных уроков краеведческой направленности. Работа обучающихся в коллективе и в нестандартной обстановке, вызовет огромный интерес. Внеурочная деятельность в то же время способствует развитию коллективного творчества, формирует коммуникативные навыки, чувство ответственности, умения свободно мыслить, преодолевать барьер при обучении во время урока. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности позволяет воспитать всесторонне развитых, творческих людей.
Так проведя несколько уроков географии с элементами воспитания патриотизма можно заметить, что процесс патриотического воспитания не может складываться из разрозненных фрагментов, вносимых иногда в уроки. Патриотические взгляды обучающихся формируются на основе полных и разнообразных знаний о своей Отчизне, о ее историческом прошлом и настоящем. Патриотизм - это единство духовности, гражданственности и социальной активности, осознание своей неразрывности с Родиной, ее историей, культурой. География родного края как раз и занимается созданием образа Родины, развитием чувства уважения к истории и культуре, воспитанием патриотизма и гражданственности.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999, с.476
2. Антуганова М.С. Фольклорные вечера как возможность создания этноконфессиональной среды в школе, 2017, с. 3
3. Антуганова М.С. Туристко-краеведческое направление в географии, 2016, с.2
4. Антуганова М.С. Роль географии а патриотическом воспитании
обучающихся основной школы / ред. Янцер О.В., Ванюкова Т.В.- Екатеринбург: ФГБОУ ВО Уральский государственный
педагогический университет, 2017, с. 125
5. Багрянцева Е.А. Развитие мыслительно-аналитической деятельности обучающихся на уроках географии посредством активных методов / Е.А. Багрянцева // Социальная сеть работников образования. - 2014. - № 2. - с. 38
6. Баранский Н.Н. Метод преподавании экономической географии / Н.Н. Баранский - М., 1980. - С. 120-121
7. Бодалев А.А. Психология общения: энциклопедический словарь / А. А. Бодалев. - М.: Когито-Центр, 2011. - 274 с.
8. Брагина З.В. Патриотизм в системе интересов современного человека/
З.В. Брагина, Е.В. Пономаренко// Наука, искусство, культура. - 2014. - №3. - С. 45
9. Буслаева Е.М. Теория обучения. Конспект лекций / Е.М. Буслаева. - М.: Эксмо, 2008. - 160 с.
10. Великогородская В.А. Педагогика: классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы / Великогородская В.А., Жиренко О. Е., Кумицкая Т.М - М.: ВАКО, 2008.-224с.
11. Вяземский Е.Е Гражданско-патриотическое воспитание как важнейшая задача и приоритетное направление развития российской системы образования / Е.Е. Вяземский // Воспитание школьников. - 2010. - №1. - с. 78
12. Гражданско-патриотическое воспитание в школе. Изд. Учитель 2014 г.
13. Гайдамакина Л.Н. Патриотическое воспитание на уроках географии / Л.Н. Гайдамакина / Социальная сеть работников образования. - 2011. - № 11. - с.50
14. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. - М.: изд-во Просвещение, 2009. - 24 с.
15. Денисова О.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в пространстве урока и дополнительного географического образования / О.В. Денисова // Социальная сеть работников образования. - 2013. - № 8. - с. 38
16. Дерманова И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития / И.Б. Дерманова. - СПб.: Речь, 2008. -176 с.
17. Дубровина И. В. Психология: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихоисан; под ред. И.В. Дубровиной- 7-е изд., стер. - М.: издательский центр «Академия», 2008.- 464с.
18. Душина И.В. Методика преподавание географии / И.В. Душина, Г.А. Понурова. - М., 1996. - С. 174-176
19. Емильянов Б.В. Экскурсоведение / Б.В. Емильянов. - М.: Советский спорт, 2000. - С. 10 - 11
20. Жильников А.В. Неделя географии в школе // География в школе. - №
4. - 1998. - С. 76-78
21.Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Гриф МО РФ,2010. - 386 с.
22. Кабернюк Т. П. Патриотическое воспитание на уроках географии и во внеурочной деятельности /Т. П. Кабернюк // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. - С. 186
23. Казьмин М.А. Ресурсы России и их использование / М.А. Казьмин // География в школе. - 2012. - № 5. - с. 11-13
24. Каиров И.А. Педагогическая энциклопедия / И.А. Каиров. - М.:
Советская энциклопедия, 1964. - С. 339 - 340
25. Калимолдаева А.К.Теоретические основы формирования патриотизма будущих специалистов в современных условиях: учебно-методическое пособие / А.К. Калимолдаева. - Алматы: КазНПУ им. Абая, 2009. - 72с.
26. Коджаспирова Г.М. Педагогика / Г.М. Коджаспирова. - М.: КноРус, 2010. - 242 с.
27. Колчин Д.В. Роль географического краеведения в патриотическом воспитании школьников / Д.В. Колчин // Энциклопедия знаний. - 2013. - №3. - с. 7.
28. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М.: УРАО,
1997. - 140 с.
29. Ланина И. Я, Соломин В.П. Экскурсия в природу по физике и биологии / И.Я. Ланина, В.П. Сломин. - Спб., 1998. - С. 24-25
30. Лукинова И. А. Россия и мир: значение патриотизма / И.А. Лукинова // Управление мегаполисом. - М.: Изд-во НИК «Контент-Пресс», 2013. - № 4- с. 142-147.
31. Марусяк Н.Л. Школьные факторы риска / Н.Л. Марусяк. - М.:
Департамент образования, 2010. -20 с.
32. Методика обучения геофафии в средней школе / Под ред.А.С. Бибик. - М.: Просвещение, 1969. - С. 372-379
33. Методика обучения географии в средней школе. Учебные пособия для студентов под. инст по геофафии / Под ред.Л.М. Паншешниковой. - М.: Просвещение, 1983. - С. 172-192
34. Мусина В. Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно¬
методическое пособие / В. Е. Мусина. - Белгород: ИД «Белгород», 2013. - 156 с.
35. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М: Академия,
1998. - 347 с.
36. Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистика: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. - М.: Гуминатар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.-631 с.
37. Нестеров Е.Н. Геология в современном естествознании. Образы геопрастранства / Е.Н. Нестеров. - Спб., СПБТТУ, 2000 - С. 31-38
38. Нигматуллина А.А. Патриотическое воспитание школьников на уроках географии / А.А. Нигматуллина // Актуальные проблемы образования: теория и практика. - 2013. - № 3. - с. 23.
39. Николина Н.В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе. - №6. - 2002. - С. 37-43
40. Петрова Н.Н. География. Начальный курс 6 класс: Методическое пособие / Н.Н. Петрова. - М: Дрофа, 1998. - С. 6-17
41. Поздняков А. Н. История педагогики и образования за рубежом и в России: учеб. Пособие / под.ред. А.Н. Позднякова. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - 143 с.
42. Попов И.И. Принципы школьного, семейного и общественного воспитания в России/ И.И. Попов// Проблемы российской истории. - 2012. - №1(11). - С. 330
43. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября
2014 г. № 795О государственной программе "Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на 2015-2019 годы" (с изм. и доп. от 07.10.20116 г.) // СПС «Консультант Плюс»
44. Программы общеобразовательных учреждений География 6-11 классы.
- М: Просвещение, 1998. - С. 85-93, 202-208
63
45. Проскурина Н.В. Роль географии в воспитании патриотизма и гражданственности/ Н.В. Проскурина// Вестник Воронежского государственного университета. - 2010. - №2. - С. 126
46. Профессиональное образование. Словарь. М.: Новь, 1999. - С. 170-172
47. Рождественская Н.А. Как понять подростка: Учебное пособие для
студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 - «Психология». 2-е изд. М.:
Российское психологическое общество, 1998.- с. 18
48. Сдасюк Г.В. Об уроках практической географии/ Г.В. Сдасюк, А.А. Тишков// Известия российской академии наук. - 2014. - №5. - С. 146
49. Сергеева В.П. Методика воспитательной работы: учебник / В.П. Сергеева.- М.: Академия, 2013. - с.368
50. Сластёнин В.А. Методика воспитательной работы: учебное пособие / В.А. Сластёнин. - М.: Академия, 2009. - с.160
51. Щербакова В.К. Преподавание географии / В.К. Щербакова // География в школе. - 2012. - №8. - с. 16
52. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник / С.Д. Якушева. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - с.180
53. Румянцева С.Е. Внеклассная работа и развитие личности учащихся / География в школе. - №6. - М., 2000. - с.80
54. Якубовская Е. И. Традиционные праздники в образовательных учреждениях. / Е. И. Якубовская. Санкт-Петербург, 2005. - с. 282
55. Методика формирования знаний географии с учетом возрастных особенностей. Режим доступа:http://geum.ru/next/art-196560.php.
56. Колосов А. С. Патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время. Режим доступа:https://docbase.org/7074patrioticheskoe-vospitanie-na-urokah-i-vo-vneurochnoe-vremya.html.
57. Гайдамакина Л. Н. Патриотическое воспитание на уроках географии. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2011/11/26.