Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития предметной деятельности у детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста 7
1.2. Предметная деятельность: определение, структура, условия развития у
детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации 16
1.3. Средства и методы развития предметной деятельности у детей раннего
возраста 25
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию предметной деятельности у детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации, на примере МАДОО «Родничок» детского сада «Ласточкино гнёздышко» Новоуральского городского округа 41
2.1. Анализ деятельности МАДОО «Родничок» детского сада «Ласточкино гнёздышко» Новоуральского городского округа по развитию предметной
деятельности у детей раннего возраста 41
2.2. Первичная диагностика предметной деятельности у детей раннего
возраста 49
2.3. Программа развития предметной деятельности у детей раннего
возраста в дошкольной образовательной организации 62
Заключение 75
Список использованной литературы 79
Приложения 85
Актуальность темы исследования: основная потребность детей раннего возраста заключается в познании окружающего мира посредством действий с различными предметами. Предпосылкой предметной деятельности ребенка является его самостоятельное передвижение на ногах, прямохождение. Оно увеличивает самостоятельное перемещение ребенка в пространстве и позволяет ему более самостоятельно и свободно общаться с окружающим его миром. Но самостоятельно ребенок не может освоить способ употребления окружающих его специфических человеческих предметов, так как способы их и использования не являются очевидными. Поэтому возникает ситуативно-личностная форма общения с взрослым человеком, которое основано на предметном взаимодействии. Такая форма общения сохраняется до трехлетнего возраста. Социальная ситуация развития, по мнению большинства исследователей, может быть представлена формулой: «ребенок - предмет - взрослый». Контакт ребенка раннего возраста с взрослым опосредуется предметом и действием с ним.
Средствами общения ребенка выступают привлечение внимания к предмету, обмен игрушками, обучение ребенка использовать предмет по назначению, совместные игры. Взрослый для ребенка раннего возраста выступает соучастником предметной деятельности и игры. Он выступает как образец для подражания, как эмоциональная поддержка ребенка и оценщик его действий [19].
Предметная деятельность детей является для детей раннего возраста новообразованием и существенно влияет на социально-коммуникативное, познавательное, физическое развитие детей.
Значение предметной деятельности для детей раннего возраста отмечено и в государственных образовательных документах. В Федеральном законе № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ» отмечается, что «образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей» [43].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указываются основные задачи, которые должна решать дошкольная образовательная организация:
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей [43].
Значение развитие предметной деятельности для детей раннего возраста отмечается в «Требованиях к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования». В них указывается развивающая предметно-пространственная среда в ДОО для детей младенческого и раннего возраста должна предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами» [43].
В ФГОС дошкольного образования указаны целевые ориентиры образования для детей младенческого и раннего возраста, которых должен достичь ребенок к дошкольному возрасту «ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; ...» [43].
Изучением психического развития ребенка в рамках предметной деятельности, которая является ведущей в раннем возрасте, занимались такие выдающие ученые как: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.Н. Галигузова, М.И. Лисина, С.Л. Новоселова, А.Р. Лурия, В.С. Мухина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, К.Л. Печора, Д.Б. Эльконин и другие.
Деятельность детей раннего возраста является ограниченной, это связано с тем, преднамеренность и произвольность движений ребенка только начинают формироваться, при отсутствии сознательного контроля. Возрастные возможности детей раннего возраста, определяющие их самостоятельную деятельность, входят в противоречие с требованиями организации занятий в ДОО по группам, и по объективным условиям работы детского сада. Это позволило нам выявить следующее противоречие.
Анализ литературы позволил нам выявить следующее противоречие: с одной стороны, развитие предметной деятельности детей в дошкольной образовательной организации важно, поскольку она является ведущей деятельностью в данном возрастном периоде, в то же время программ развития предметной деятельности в дошкольной образовательной организации нет. Имеющиеся программы направлены на развитие предметной деятельности детей с нарушением интеллекта или с ЗПР.
Поэтому нами была выявлена следующая проблема исследования: какова программа развития предметной деятельности у детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации?
Тема: Развитие предметной деятельности у детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации.
Объект: процесс развития предметной деятельности у детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации.
Предмет: содержание программы развития предметной деятельности у детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации.
Цель: на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать программу развития предметной деятельности у детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза: вероятно, развитие предметной деятельности у детей раннего возраста в ДОО должно осуществляться в соответствии научно-разработанной и обоснованной программой этого процесса.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику раннему возрасту.
2. Проанализировать понятие «предметная деятельность», выделив его структуру и условия в раннем возрасте.
3. Выявить и охарактеризовать средства и методы развития предметной деятельности у детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации.
4. Проанализировать деятельность МАДОО «Родничок» по развитию предметной деятельности у детей раннего возраста.
5. Провести диагностику уровня развития предметной деятельности у детей раннего возраста в МАДОО «Родничок».
6. Частично апробировать программу развития предметной деятельности у детей раннего возраста в МАДОО «Родничок» детского сада «Ласточкино гнёздышко».
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, обобщение, классификация; эмпирические: наблюдение, беседа, диагностика развития предметной деятельности, математическая обработка и интерпретация полученных результатов.
База исследования: МАДОО «Родничок» Новоуральского городского округа.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы приложений.
Нами проведено исследование по теме: «Развитие предметной деятельности у детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации». Анализ научной литературы по теме исследования позволил установить следующее.
Ранний возраст охватывает период от 1 года до 3 лет.
В этом периоде происходит изменение социальной ситуации развития ребенка. Оно связано с тем, что в течение этого периода у ребенка развивается потребность в самостоятельности и независимости, при сохранении практической помощи, внимании и оценке со стороны взрослого. Возникшее противоречие разрешается новой социальной ситуацией развития ребенка на основе сотрудничества и совместной деятельности ребенка и взрослого.
Происходит изменение ведущей деятельности малыша. В этом возрастном периоде ведущим видом деятельности ребенка становится овладение общественными способами использования предметов. Это связано с тем, что ребенок до года не умеет выделить способа действия с предметом и его назначения, то в течение второго года жизни ребенок постепенно под руководством взрослого овладевает общественно-выработанными способами использования предметов. Взрослые не только дают ребенку в руки различные предметы, но показывают способы действия с ними.
Раннее детство характеризуется бурным развитием психической сферы ребенка: общения, речевой деятельности, познавательной (восприятие, мышление) деятельности, двигательной активности, развитием эмоционально-волевой сферы. Речевое развитие ребенка направлено на стимулирование его активной речи, которое основано на обогащении словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикулярного аппарата, расширении общения взрослых и детей.
Предметная деятельность — это целенаправленная форма активности ребенка, в основе которой лежит его познавательная потребность, а основным ее содержанием является овладение объектом как предметом культуры, в котором аккумулирован общественно-исторический опыт данного сообщества.
Согласно Д.Б. Эльконину, предметные действия детей развиваются в двух направлениях: переход от совместного выполнения с взрослым предметного действия к самостоятельному; овладение специфическим способом употребления предмета и переносу действия с одного предмета на другие.
Ведущим условием овладения предметными действиями ребенком является совместная деятельность взрослого с ребенком.
В раннем детстве происходит изменение ведущей деятельности малыша. В этом возрастном периоде ведущим видом деятельности ребенка становится овладение общественными способами использования предметов.
В течение второго года жизни ребенок постепенно под руководством взрослого овладевает общественно-выработанными способами использования предметов. Взрослые не только дают ребенку в руки различные предметы, но показывают способы действия с ними.
В соответствии со ФГОС ДОО образовательная среда для ребенка должна отражать предметно-пространственную развивающую образовательную среду и характер взаимоотношений с взрослыми.
М.В. Браткова определяет следующие направления педагогической работы по формированию предметной деятельности: формирование интереса к сотрудничеству с взрослым в процессе манипулятивных действий; формирование ориентировки на оценку своих действий взрослым; развитие функциональных возможностей кисти и пальцев рук; формирование поисковых ориентировочно-исследовательских действий с предметами; формирование соотносящих действий; формирование орудийных действий [2].
М.В. Браткова отмечает, что в процессе обучения детей раннего возраста рекомендуется использовать следующие методы: наглядные: показ-подражание - совместные действия; образец, наблюдение, зрительно-перцептивное обследование предметов; практические: предметные действия, пробы, практическое примеривание, наложение, прикладывание, дидактические игры и упражнения, игровые задания; словесные: потешки, песенки, считалки, стихи, сказки, объяснения и т.д. Выбор методов и их сочетание определяется индивидуальными особенностями детей и их возможностями, и поставленными педагогическими задачами.
Ею же отмечаются наиболее эффективные приемы в педагогической работе с детьми раннего возраста: эмоционально-речевое воздействие: четкая и краткая инструкция взрослого, комментирование всех действий с предметами и игрушками; тактильное воздействие; поощрение; привлечение внимания; отсроченное речевое сопровождение; подхватывание встречных действий- манипуляций ребенка с предметами.
В практической части исследования нами проведен анализ деятельности МАДОО «Родничок» детского сада «Ласточкино гнёздышко» Новоуральского городского округа по развитию предметной деятельности у детей раннего возраста. Проведенный анализ позволил установить, что в МАДОО «Родничок» создана предметно-развивающая среда, позволяющая формировать предметные действия детей в различных видах деятельности. В соответствии с ФГОС дошкольного образования и реализуемой образовательной программой «Успех» в МАДОО «Родничок» создана предметно-развивающая среда для формирования предметной деятельности ребенка. Обучение производится на основе занятия, проводимых воспитателем, и на основе совместной деятельности детей и взрослого. То есть воспитатель показывает ребенку приемы игры или взаимодействия с предметами центров детской активности. После того как ребенок освоил приемы и навыки взаимодействия или игры с предметами, он играет в центрах детской активности самостоятельно.
Нами проведена оценка параметров предметной деятельности детей третьего года жизни. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости развития предметной деятельности детей по программе развития предметной деятельности, разработанной в соответствии с научными положениями о предметной деятельности дошкольников.
Разработанная нами программа развития предметной деятельности у детей раннего возраста в МАДОО «Родничок», создана на основе методического пособия Е.В. Смирновой, С.Ю. Мещеряковой, Т.В. Ермоловой «Игры и игрушки для детей раннего возраста». Программа составлена с учетом направлений развития предметной деятельности: развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий; развитие практических и орудийных действий; развитие соотносящих действий на основе формирования наглядно-действенного мышления и познавательных процессов; развитие детского экспериментирования на основе развития познавательной активности; развитие целенаправленности действий. Методом развития предметной деятельности является игра.
Представленная программа проходит апробацию в условиях дошкольной образовательной организации, в МАДОО «Родничок» в 2017-2018 учебном году.
1. Браткова М.В. Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх с взрослым. М.: ПАРАДИГМА, 2013. 128 с.
2. Браткова М.В. Пути формирования предметных действий // Дошкольное воспитание. 2009. № 1. С. 83-91.
3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2016. 200с.
4. Выготский Л.С. Раннее детство. Собр. Соч. в 6т. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
5. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. 301 с.
6. Герасимова Е. А Сенсорное развитие детей раннего возраста// Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. 2013. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.covenok.ru/kids/issue/130138.htm(дата обращения 05.09.2017).
7. Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников // Вопросы психологии. 1984. № 1. с. 34-41.
8. Дети раннего возраста в детском саду / С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина. М.: Мозаика-Синтез, 2007. 150 с.
9. Джиоева А.Р., Рагимова Л.И. О психолого-педагогическом сопровождении познавательного развития дошкольника // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого¬педагогические науки. 2015. №4(33) с. 38-40.
10. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет/ Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. М.: АНО «ПЭБ», 2007. 128 с.
11. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1985. 176 с.
12. Доронова Т.Н., Доронов С.Г. Ранний возраст: планирование работы с детьми. Перспективное и календарное планирование работы с детьми от года до трех лет с использованием игрушек. М.: Издательский дом «Воспитание школьника», 2007. 110 с.
13. Дуткевич Т.В. Особенности развития познавательной деятельности дошкольников в условиях детской группы: автореф.дис....канд.псих.наук. Киев,
1990. 21 с.
14. Дыбина О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей. М.: Педагогическое общество России, 2002. 160 с.
15. Дыбина О.В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром: автореф. дис.... д-ра. пед. наук. Москва, 2002. 45 с.
16. Ермолова Т., Мещерякова С. Игры и задания, развивающие практические и орудийные действия // Дошкольное воспитание, 2009. № 7. с.110-117.
17. Зайко В.В. Развитие познавательной активности детей на основе принципа преемственности в системе «детский сад — школа»: автореф.дис... канд. пед. наук, 1999. 25 с.
18. Землянухина Т.М. Особенности общения и любознательности у воспитанников закрытых детских учреждений в раннем возрасте // Лишенные родительского попечительства / Ред.-сост. В.С. Мухина. М.: Просвещение,
1991. 223 с.
19. Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология. Электронный учебник. URL: http://log-in.ru/books/author/kagermazova-l-cs/(дата обращения 18.08.2017).
20. Калинина Р., Семёнова Л., Яковлева Г. Ребёнок пошёл в детский сад //Дошкольное воспитание. 1998, № 4. с. 14-16.
21. Колесникова О.В. Развитие ребенка от двух до трех лет. Тематическое планирование, конспекты занятий, игры и сценарии. М.: Школьная Пресса, 2007. 80 с.
22. Коломинский Я. Л., Панько Е. А., Игумнов С. А.. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. СПб.: Питер, 2004. 480 с.
23. Котырло В.К., Дуткевич Т.В. Роль совместной деятельности в формировании познавательной активности дошкольников // Вопросы психологии. 1991. №2. с. 50-60.
24. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. М.: Просвещение, 2001. 253 с.
25. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный цикл развития человека. М.: Изд-во Академический проект, 2015. 420 с.
26. Лаврова Г.Н. Психолого-педагогическая диагностика детей от 0 до 3 лет: Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2004. 129 с.
27. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. М.: Академия, 2007. 509 с.
28. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб: Питер, 2009. 320с.
29. Мещерякова С.Ю., Ермолова Т.В., Смирнова Е.О. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. Игры и занятия с детьми раннего возраста. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 64 с.
30. Морозова И.С., Штепина И.С. Познавательная активность младших дошкольников // Теория и практика общественного развития. 2012. №12. с. 162-165.
31. Мухина В.С. Детская психология. М.: Просвещение, 2012. 272 с.
32. Немов Р.С. Психология. М.: Владос, 2008. Кн.1. Общие основы психологии. 688 с.
33. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык. 1988. 816 с.
34. Официальный сайт МАДОУ детский сад «Родничок» Новоуральского городского округа [Электронный ресурс]. URL: родничок-нго.рф (дата обращения: 01.09.2017).
35. Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. М.: Айрис-пресс, 2007. 208 с.
36. Павлова Л.Н. Развивающие игры - занятия с детьми от рождения до трех лет: Пособие для воспитателей, родителей. М.: Мозаика-Синтез, 2003. 224 с.
37. Павлова Т.В. Познавательная активность дошкольников в совместной мыслительной деятельности // Современные исследования социальных проблем. 2010. № 4. С. 193-145.
38. Педагогика раннего возраста / Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетковой, Д.В. Сергеевой. М.: Педагогика, 1998. 342 с.
39. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: Российский открытый университет. М.: ТОО «Горбунок», 1992. 224 с.
40. Печора К.Л. Методические рекомендации. Психологическое обследование детей в возрасте от 1года 3 месяцев до 6 лет. Реабилитационные игры и занятия с детьми. М.: Российская медицинская академия послевузовского образования Минздрава РФ. Лаборатория дошкольного воспитания МИПКРО. 1995. 34 с.
41. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. М.: Издательство Скрипторий 2003. 2016. 96 с.
42. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М.: Владос, 2010. 176 с.
43. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]. URL: минобрнауки.рф (дата обращения: 15.08.2017).
44. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» [Электронный ресурс].URL: минобрнауки.рф (дата обращения 31.08.2017).
45. Прихожан А.М. Познавательная активность.// «Школьный психолог». 2003. № 43. С. 45-49.
46. Психология детства / Под ред. члена-корреспондента РАО А.А. Реана. СПб: Прайм Еврознак, 2008. 350 с.
47. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
48. Раннее детство: познавательное развитие / Л.Н. Павлова, Е.Б. Волосова, Э.Г. Пилюгина. М.: Мозаика-Синтез, 2006. 160 с.
49. Смирнова Е.О. Детская психология. Питер, 2017. 304 с.
50. Смирнова Е.О. Наука - практике: ранний возраст - важный ответственный этап // Дошкольное воспитание, 2009. № 8. С. 18-26.
51. Смирнова Е.О., Ермолаева Т.В., Мещерякова С.Ю. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. М.: Мозаика- Синтез, 2014. 80 с.
52. Смирнова Е.О., Мещерякова С.Ю., Ермолова Т.В. Игры и игрушки для детей раннего возраста. М.: МГППУ, 2004. 72 с.
53. Современные подходы к работе с детьми раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении / Сост. И.И. Левашова, С.В. Теряева. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского гуманитарного университета, 2011. 204 с.
54. Сотникова В. Самые маленькие в детском саду (Из опыта работы московских педагогов). М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. 36 с.
55. Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 144 с.
56. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста. М.: Академия, 2012. 272 с.
57. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года года [Электронный ресурс]. URL: минобрнауки.рф (дата обращения 10.09.2017).
58. Хохрякова Ю. Занятия в группах раннего возраста: зачем и как мы их проводим // Дошкольное воспитание2010. № 8. С. 111-116.
59. Хохрякова Ю. М. Методика развития предметной деятельности в раннем возрасте. Пермь, 2001. 234 с.
60. Чернышева В. Л. Социальное развитие детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). М.: Буки-Веди, 2014. С. 75¬78.
61. Шаграева О.В. Детская психология: Теоретический и практический курс. М.: ГИЦ «Владос», 2011. 368 с.
62. Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве // Детская психология / ред.-сост. Б.Д. Эльконин. М.: Академия, 2007. С. 80-115.
63. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: МОДЕК, 1997. 416 с.