Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ФИЗИКИ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Работа №99550

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2017
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
219
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ 8
1.1. Межпредметные связи, их классификации и планирование в учебном
процессе 9
1.2. Интеграция, понятие, виды и уровни 18
1.3. Мотивация и роль интегративных процессов в образовании для ее
повышения 24
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ 28
2.1. Интегрированный урок как средство повышения мотивации учения 28
2.2. Создания условий по реализации МПС в общеобразовательных
учреждениях 34
2.3. Разработка интегрированных уроков по физике и интегрированных
мероприятий 37
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРОВЕДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77

Актуальность исследования. Федеральные государственные образовательные стандарты и современная система образования ставят перед школой основную задачу - качественное обучение каждого ученика на основе системно-деятельностного подхода. Это означает необходимость активного участия школьников в образовательном процессе, позволяющего ему самостоятельно приобретать новые знания в ходе учебного процесса, углублять их. В результате исполнения данного подхода обучающийся научится ориентироваться в потоке информации, будет осуществлен переход от пассивного усвоения к активному поиску информации, сделан акцент на критическое осмысление и использование ее на практике, и как следствие, творческое решение возникающих проблем.
Обучение нельзя представить без наличия активности обучающегося, без его «работы навстречу». Известный русский педагог К. Д. Ушинский еще в 09 веке определял процесс обучения так: «Учение - это труд, полный активности и мысли»[41, с. 349]. В качестве основных целей обучения традиционно выделяются: формирование знаний (системы понятий) и способов деятельности (приемов познавательной деятельности, навыков и умений); повышение общего уровня умственного развития, изменение самого типа мышления, формирование потребностей и способностей к самообучению, умение учиться.
Основой учебной деятельности являются потребности, мотивы, цели и интерес, что составляет комплекс факторов, который характеризуется словом "мотивация".
Мотивация выступает как внутренняя движущая сила развития личности, так как на основе ее высокого уровня формирования возможно эффективное развитие образованности и активация учебно-познавательной деятельности. Формированию предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся в первую очередь способствует взаимодействие внутренних и внешних источников учебной мотивации.
Естественно, что отечественные и зарубежные педагоги не раз рассматривали в своих трудах роль мотивации в учебном процессе. Например, Л. И. Божович и Л. С. Выготский изучали психологический подход к проблеме мотивации; П. М. Якобсон исследовал проблемы мотивации деятельности в контексте формирования личности; связь между учебным мотивом и другими компонентами учения искали в своих трудах П. Я. Гальперин и многие другие.
Повышение учебной мотивации обучающихся напрямую зависит от использования продуктивных форм познавательной деятельности, развития системного и логического мышления, чему способствует применение нового подхода к отражению содержания предмета через интегрированные уроки и межпредметную интеграцию в целом.
Согласно требованиям ФГОС к выпускникам основной школы, при изучении естественнонаучных предметов необходимо обеспечить «овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты, формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно-обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач»[43, с. 7].
В соответствии с Примерной основной образовательной программой основного общего образования по физике (от 8 апреля 2015 года) можно выделить общие цели изучения физики в основной школе:
1. Развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
2. Понимание обучающимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
3. Формирование у обучающихся представлений о физической картине мира[5].
Эти цели можно раскрыть через личностные, метапредметные и предметные результаты обучения. По мнению многих педагогов, реализация требований в рамках "предметной" подготовки обучающихся является не очень продуктивной, с другой стороны использование межпредметных связей в процессе обучения может удовлетворить всем требованиям. Для повышения качества образования в учебный процесс внедряются новые подходы и технологии, основу которых составляет интеграция. Нельзя не согласиться, что именно межпредметная интеграция знаний является тем трамплином, который ведет к повышению уровня качественного обучения школьников, оптимизирует учебно-познавательную деятельность, развивает творческое мышление учеников и способствует повышению мотивации к учению.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что интеграция естественнонаучных, технических и общекультурных знаний лежит в основе современного уровня развития науки и техники. В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов задача подготовки выпускников школы состоит в поиске новых форм организации обучения для разрешения ряда противоречий между:
- в выявлении и разработке путем межпредметной интеграции условий для реализации скрытых возможностей учебного процесса и необходимостью интеграции в работе каждого учителя-предметника;
- необходимостью развития интеллектуальной и эмоциональной сфер школьников в процессе обучения и недостаточным использованием интеграции естественнонаучного, гуманитарного и эстетического содержания в этом процессе.
- интегрированные уроки физики с другими дисциплинами, а также мероприятия межпредметного характера с одной стороны способствуют повышению мотивации обучающихся с хорошей подготовкой по другим предметам, и с другой стороны могут свести на нет мотивацию учеников с низким уровнем подготовленности и детей с ОВЗ.
Указанные противоречия составили проблему нашего исследования: выявление и реализация образовательного потенциала межпредметной интеграции дисциплины "Физика" с другими предметами школьного цикла, способствующей повышению учебной мотивации при изучении физики, что определило тему нашего исследования: «Интегрированные уроки физики с другими дисциплинами в условиях реализации ФГОС".
Объект исследования: образовательный процесс обучения физике в основной и средней школе.
Предмет исследования: межпредметная интеграция физики с другими школьными предметами как средство повышения мотивации обучающихся основной и средней школы.
Цель исследования: разработка методики проведения интегрированных уроков по физике, способствующих повышению мотивации учения школьников.
Гипотеза исследования: учебная мотивация школьников повысится, если в процессе обучения физике в образовательном учреждении будут созданы условия для проведения дней проектной деятельности на основе интеграции школьных предметов, осуществлено планирование реализации МПС педагогическим коллективом, администрацией будут предъявлены требования к учителям-предметникам по разработке интегрированных уроков и выделяться для этого часы в расписании, будет реализована методика проведения интегрированных уроков физике с другими дисциплинами.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Изучить роль интегративных процессов в мире и их влияние на современное образование.
3. Изучить планирование, проведенное администрацией школы по реализации межпредметных связей.
4. Провести теоретический анализ современного состояния проблемы повышения учебной мотивации.
5. Выявить повышение учебной мотивации школьников средствами межпредметной интеграции и определить педагогические условия ее реализации.
6. Разработать интегрированные уроки по физике.
7. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность разработанной методики повышения учебной мотивации обучающихся.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов в сфере образования, учебно-методического комплекса по физике для основной школы, анализ результатов анкетирования и тестирования обучающихся, изучение опыта других учителей, моделирование методики обучения школьников физике на основе межпредметных связей с другими школьными предметами, разработка интегрированных уроков физики с другими дисциплинами и интегрированных мероприятий во внеурочной деятельности, педагогический эксперимент (констатирующий, поисковый и обучающий), включая статистическую обработку результатов эксперимента.
Теоретическая значимость исследования
следующем: определены теоретико-методологические основы межпредметной интеграции содержания естественнонаучных и гуманитарных дисциплин в повышении учебной мотивации обучающихся.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные интегрированные уроки могут быть использованы в других учебных заведениях среднего и общего образования.
База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение Полевского городского округа "Средняя образовательная школа № 8".

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Предметом настоящего исследования являлся процесс повышения учебной мотивации обучающихся основной и средней школы при реализации межпредметной интеграции физики с другими школьными дисциплинами в процессе обучения физике.
Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие выводы:
1. На основании изучения и анализа научно-методической литературы уточнены понятия "межпредметные связи" (отражение в предмете признаков и понятий, раскрываемых на уроках других дисциплин), "интеграция" (естественная взаимосвязь разделов и тем различных учебных дисциплин, на основе которой происходит глубокое и многогранное понимание физических явлений и закономерностей, что в дальнейшем приводит к пониманию целостности природы и окружающего мира), "учебная мотивация" (это интегральная структура, основанная на совокупности познавательных, социальных и личностных мотивов, которые побуждают и направляют ученика к изучению определенного). Рассмотрены классификация МПС, виды и уровни интеграции.
2. Изучена роль интегративных процессов в мире и их влияние на современное образование, уточнена сущность межпредметной интеграции, при реализации которой возможно всестороннее системное формирование целостного мировоззрения у обучающихся.
3. Осуществлено планирование, проведенное администрацией школы по реализации МПС. В нашем ОУ в августе перед началом учебного года всегда происходит встреча учителей, заинтересованных в реализации МПС, в проведении дней проектной деятельности, интегрированных уроков. На таком малом педсовете происходит анализ рабочих программ, коллегами согласуется и отбирается материал, который впоследствии можно будет интегрировать при его изучении, закреплении, обобщении или контроле. Результатом этой работы является составление плана, в котором указаны сроки прохождения общей или близкой темы в разных дисциплинах. В результате учителям видно, какие предметы могут объединиться, раскрывая общую тему и стать будущим интегрированным уроком.
4. Проведен теоретический анализ современного состояния проблемы повышения учебной мотивации.
5. Выявлено повышение учебной мотивации школьников средствами межпредметной интеграции и определены педагогические условия ее реализации. Если администрация школы будет требовать от учителей- предметников разработки интегрированных уроков и выделять для этого часы в расписании, учителя будут реализовывать методику проведения интегрированных уроков с другими дисциплинами.
6. Разработаны интегрированные уроки по физике с другими дисциплинами, интеллектуальные игры по естественным наукам, проекты ко дню проектной деятельности.
JВ частности, нами разработан проект для обучающихся 5-6 классов, реализованный на днях проектной деятельности, "Такой знакомый незнакомый снег", эта разработка вошла в коллективную монографию "Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в школе: проблемы и решения" совместно с Надеевой О. Г и Авериной С. Г.
Интегрированный урок физики с литературой, историей, астрономией "Животные и звезды", проведенный при реализации дня проектной деятельности для обучающихся 7-х классов "В мире животных".
JИнтегрированный урок физики с математикой и химией "Математика на службе у физики и химии" (совместно с учителем химии Чипуштановой О. В.), проведенный при реализации дня проектной деятельности для обучающихся 8-х классов "Ваш покорный слуга - математика". Данный учебно-методический материал опубликован нами на сайте prosveshhenie.ruВсероссийского образовательного портала "Просвещение".
JОбобщающий интегрированный урок физики с информатикой "Законы постоянного тока".
JРазработаны интеллектуальные игры по естественным наукам для обучающихся 7-8 классов "Мирный атом" и "2017 год - год экологии".
7. Проверена опытно-экспериментальным путем эффективность разработанной методики повышения учебной мотивации обучающихся. Нами проведена опытно-поисковая работа по апробации модели активизации скрытых возможностей образовательного процесса путем межпредметной интеграции физики с другими предметами в основной школе и осознанием педагогами необходимости интеграции в учебном процессе. Апробация проходила в МАОУ ПГО "СОШ №8".
Таким образом, задачи, поставленные в магистерской диссертации, нами решены, цель достигнута, гипотеза, утверждающая, что использование интеграции физики с другими дисциплинами, как в урочной, так и внеурочной деятельности способствует повышению мотивации обучающихся к изучению физики, подтверждена.
Мы абсолютно уверены, что проблема интеграции в процессе обучения всегда останется актуальной. Именно интеграция имеет высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения, способствуя созданию нового, целостного, системного взгляда на мир.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы в процессе работы учителей физики.



1. Амирханова Л. Б., Селимова Г. А. Об интегрированном обучении филологическим дисциплинам в школьном образовании // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 2.
2. Бабина С. Н. Подготовка будущих учителей физики и технологии к интеграции технологического и физического образования учащихся: Монография/ С.Н. Бабина. - М.: Педагогика, 2003.
3. Библиотека "Первого сентября": Как готовить интегрированные уроки/ М.: Чистые пруды, 2006.
4. Блинова Т. Л., Кирилова А. С. Подход к определению понятия "Межпредметные связи в процессе обучения" с позиции ФГОС СОО [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). - М.: Буки-Веди, 2013. - С. 65- 67.
5. Бородин М.Н. Физика. УМК для основной школы 7 - 9 классы. Методическое пособие для учителя. - М., Бином. Лаборатория знаний, 2013.
6. Вергелес Г. И. Дидактика / Г. И. Вергелес, В. С. Конева. М.: Педагогика, 2006.
7. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Гамезо. М.: Наука, 2004.
8. Глазкова К.Р. Уроки-исследования: формирование творческой, критически мыслящей личности / К. Р. Глазкова, С. А. Живодробова // Физика : изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 24.
9. Горлова Л. А. Интегрированные уроки физики: 7-11 классы / Л.А. Горлова. М.: ВАКО, 2010.
10. Данилюк Д. Я. Учебный предмет как интегрированная система // Педагогика. - 1997. - №4, с. 24.
11. Дик Ю. И., Пинский А. А., Усанов В. В. Интеграция учебных предметов // Советская педагогика. - 1957. - № 9.
12. Драхлер А. Б. Сеть творческих учителей: методическое пособие / А. Б. Драхлер - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
13. Журавская Е. Г. Региональная интеграция в развивающемся мире: немарксистские теории и реальность (на примере АСЕАН). - М.: Наука, 1990.
14. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. М., 1967. С. 18.
15. Зверев И. Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. - М.: Педагогика, 1991.
16. Иванова Л.А. Проблема познавательной деятельности учащихся на уроках физики при изучении нового материала: Учебное пособие. - М.: МГПИ, 1978.
17. Католиков, А. Биология плюс история, физика плюс география (опыт интегрированных уроков в школе-интернате) / А. Католиков // М.: Народное образование. - 1990, - № 10, с. 33.
18. Кололожвари И., Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок (о методике интегрированием образования). М.: Народное образование. - 1996. - №1, с.31.
19. Колягин Ю.М., Алексенко О.Л. Интеграция школьного обучения // Начальная школа. - 1990, - № 9.
20. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. А.Красновского / Я. А.Коменский. - М.,1955.
21. Коменский Я. А., Великая дидактика. Избранные главы, http://makarenkomuseum.narod.ru/Classics/Komensky/Komensky_Yan_Amos_V elikaya_didakt_izbr.htm.
22. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник / Н. И.Кондаков. - М.: Наука,1975.
23. Крысько В.Г. Психология и педагогика / В.Г.Крысько. - М.: Омега - Л, 2004. - 336 с.
24. Максимова Б.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. -М.: Просвещение, 1987, с. 160.
25. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Возрастные особенности мотивации учения и умение школьников учиться. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990 .
26. Мухина В. С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997.
27. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения / И.Г.Песталоцци. - М.: 7 Издательство АПН РСФСР, 1963.
28. Самарин Ю. А. Очерки психологии ума. - М.: АПН РСФСР, 1963.
29. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
30. Семке А. И. Занимательные задачи по физике. 7-8 класс // Москва, НЦ ЭНАС, 2004.
31. Смелова В. Г. Повышение учебной мотивации обучающихся основной и полной средней школы средствами межпредметной интеграции: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2009.
32. Смирнова М. А. Теоретические основы межпредметных связей. - М., 2006.
33. Советский энциклопедический словарь/ Гл.ред. А. М. Прохоров. - 4 изд. - М.: Советская энциклопедия, 1989.
34. Сухомлинский В. А. Общество и учитель / В.А. Сухомлинский - Киев, 1979.
35. Тевлин Б. Л. Межпредметные связи физики с дисциплинами естественнонаучного цикла в 6-7 классах средней школы: дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1975.
36. Тихомирова С. А. Физика в пословицах и поговорках, стихах и прозе, сказках и анекдотах / С. А.Тихомирова. М.: Новая школа, 2002.
37. Усова А. В., Орехов В. П., Каменецкий С. Е. Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы для учителя: Пособие.; Под ред. А. В. Усовой. - М.: Просвещение, 1990.
38. Усова А. В. Межпредметные связи в условиях стандартизации образования / А. В. Усова // Физика в школе. - 2000. - № 3. - с. 46.
39. Усова А. В. Теория и методика обучения физике. Общие вопросы: Курс лекций / Санкт-Петербург: Изд. "Медуза", 2002.
40. Усольцев А. П. Задачи по физике на основе литературных сюжетов: сборник задач / А. П. Усольцев. Екатеринбург: У-Фактория, 2003.
41. Ушинский К. Д. Собрание сочинений / К.Д.Ушинский / Гл.ред. А.М. Еголин / - М., 1950.
42. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1974, с. 349.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2011, с. 17.
44. Федорец Г. Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения. - Л., 1990.
45. Федорова Н. Б., Кузнецова О. В., Поляков А.С. Межпредметная интеграция в курсе физики: учебно-методическое пособие / Рязань, 2010.
46. Фещенко Т. С., Чурилов В. И. Учимся работать по новым стандартам. Новое качество работы учителя - новые успехи ученика. // Физика. Все для учителя. - 2012 - № 6.
47. Философский энциклопедический словарь /Ред.сост. Е.Ф. Губский - М.: Инфра - М, 1998.
48. Ятайкина А. А. Об интегрированном подходе в обучении // Школьные технологии, 2001 - № 6.
49. http://www.glossaru.ru(Дата обращения: 10.01.2016)
50. http://wiki.ru(Дата обращения: 12.03.2016)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ