ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 9
1.1 Понятие и значение учебно-исследовательской деятельности
обучающихся в современной модели школьного образования 9
1.2 Метод проектов в организации учебно-исследовательской
деятельности школьников по географии 11
ГЛАВА 2. ГЕОГРАФИИ РЕСПУБЛИКИ УДМУРТИЯ 27
2.1 Физико-географическая характеристика 27
2.2 Особо охраняемые природные территории Удмуртии, история
создания и современное состояние 57
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ РЕСПУБЛИКИ УДМУРТИЯ 65
3.1 Элективный курс по теме «Заповедная Удмуртия» 65
3.2 Контроль результатов освоения элективного курса 68
3.3 Использование метода проектов в изучении географии Удмуртии 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
Сегодня современное общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирование грамотной и социально мобильной личности, осознающей свою историческую, культурную, духовную принадлежность к Родине. Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу - воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.
Современная система образования и воспитания должна стать системой, сочетающей общеобразовательную, общеразвивающую и профильную подготовку обучающихся. Выдвигая в качестве ведущей идеи компетентностью подход в образовательном пространстве, она нацеливает на поиск и апробацию новых программ и учебников, новых технологий, новых методов и приемов, ориентированных на формирование и индивидуальное развитие личности, развитие у обучающихся ключевых компетенций. Акцент переносится с овладения определенным объемом информации на формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. Год от года увеличивается информационный поток в различных областях знаний. Способность к самостоятельному познанию развивается только в исследовательской деятельности. В связи с социальным заказом исследовательский метод входит в практику основного образования.
Технология учебно-исследовательской деятельности основана на использовании творческих потребностей, познавательных интересов, мотивов совершенствования личности, является более высоким уровнем развивающего обучения, средством формирования самостоятельного мышления, компетенции. Основными целями и задачами данной технологии являются: повышение качества образования, дифференциация и индивидуализация обучения, овладение методами самообучения и приемами исследовательской работы, профильная подготовка учащихся, преемственность уровня школа - вуз.
Исследовательская деятельность обучающихся - это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Главный смысл исследования в образовании в том, что оно является учебным. Важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу. Поэтому не каждая исследовательская задача пригодна для реализации в школе. Согласно положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ведущий вид деятельности школьников подросткового возраста в процессе обучения - это исследовательская деятельность. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения подчеркивают необходимость вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность, т. к. она способствует формированию и развитию у них универсальных учебных действий. Большие возможности в организации учебных исследований обеспечивает изучение географических особенностей своей местности.
Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе - при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний. Исследовательские работы школьников весьма значимы как на этапе школьного обучения, так и в дальнейшей жизни. Исследовательская деятельность формирует навыки, которые учат самостоятельно познавать, изучать, исследовать, а значит развиваться. Ведь с самого детства ребенку присуща жажда к познанию и исследованию. Безусловно, у каждого школьника есть определенные предрасположенности и дарования. Образовательная ценность школьных исследований высока, но в процессе организации учебных исследований существует проблема: учащиеся не владеют необходимыми умениями, навыками, опытом проведения исследований, а учитель, как правило, этому их не обучает. Проблема стимулирования ученической исследовательской инициативы, связанная с недостаточной разработанностью педагогических условий развития поисковой мотивации учащихся. Выделенное противоречие подчеркивает актуальность магистерской диссертации и определяет ее тему. Исследовательские работы позволяют не только формировать, развивать закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Введение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО) значительно усиливает практическую направленность учебного процесса по географии. Следует отметить, что вовремя не поддержанная любознательность учеников может превратиться в безразличие. Важным источником организации учебных исследований в процессе изучения географии выступают географические проблемы, существующие в месте проживания учащихся [24].
Изучение литературы по республике Удмуртия показывает, что сведения краеведческого характера ограничиваются материалами социально-исторической направленности и этнографической, а методическая основа организации учебной деятельности школьников, в том числе исследовательской направленности, отсутствует. Выше сказанное позволяет говорить о существовании проблемы научного исследования: с одной стороны, непосредственное изучение родного края в ходе исследовательской деятельности наиболее полно способствует дополнительному изучению школьной программы по географии. Элективные курсы с предметным содержанием восполняют пробелы, существующие при изучении географии в классно-урочной системе, позволяет широко применять исследовательский метод, способствующий развитию творческого и аналитического мышления учащихся. С другой стороны, ярко прослеживается отсутствие информационной и методической основы для решения образовательных задач.
В исследовании поставлены следующие проблемы:
- проблема стимулирования ученической исследовательской инициативы, связанная с недостаточной разработанностью педагогических условий развития поисковой мотивации обучающихся;
- содержание пособий и нормативных изданий по учебно-исследовательской деятельности обучающихся касается лишь общих ее положений. Вследствие чего происходит обезличенность ученических исследований, падение интереса к науке и утрата главного - цели учебного исследования как развития познавательного потенциала личности ученика;
- проблема психологической, содержательной и речевой специфики учебного исследования по географии. Ученическое мышление отличается от мышления ученого. Детское исследование начинается не с выбора темы, а с познавательного интереса, трудно перерастающего в проблемный вопрос. Возникает противоречие между естественно развивающимся познавательным процессом в ученике и предлагаемыми программами организации исследовательской деятельности, что ставит проблему учебно-исследовательской терминологии и критериев оценки ученических исследовательских работ.
Цель диссертационного исследования - теоретически обосновать и разработать содержание элективного курса и учебно-исследовательский проекта для обучающихся по изучению проблем региональной географии (на примере республики Удмуртия).
Основные задачи исследования:
1. Проанализировать нормативную, психолого-педагогическую и
методическую литературу по теме исследования.
2. Охарактеризовать роль и место учебно-исследовательской
деятельности обучающихся в современной модели школьного образования.
3. Охарактеризовать основные методы обучения с точки зрения эффективности их применения в организации учебно-исследовательской деятельности школьников по географии.
4. Разработать программу элективного курса «Заповедная Удмуртия» и его содержание как основу исследовательской деятельности школьников.
5. Разработать паспорт проектной деятельности для обучающихся основной ступени образования.
Объект исследования - процесс организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
Предмет - применения метода проектов в организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
Гипотеза исследования. Учебно-исследовательская деятельность на уроках и внеклассных занятиях по географии активизирует индивидуальный познавательно-творческий потенциал школьников и способствует их нравственно-эстетическому развитию в том случае, если
- учитываются методологические принципы гуманитарного познания (индивидуальность знания, диалог-взаимодействие ученика-исследователя и исследуемого текста, равноправие исследовательских позиций), теория и методы географической науки;
- учитывается специфика индивидуального восприятия учеником;
- учебно-исследовательские приемы и формы применяются параллельно в урочной и во внеурочной деятельности школьников.
Были использованы общенаучные и социально-географические методы исследования:
• теоретический - изучение и анализ методической, географической, психолого-педагогической литературы по представленной проблематике, моделирование, проектирование;
• эмпирический - педагогическое наблюдение, беседа, опытное обучение, анкетирование;
• исторический метод.
Научная новизна и практическая значимость.
Практическая значимость данной работы заключается в разработанном элективном курсе «Заповедная Удмуртия» и паспорта проектной деятельности для обучающихся образовательных организаций основного общего образования.
Данные разработки могут быть внедрены в образовательный процесс образовательных организаций Удмуртии.
Положения, выносимые на защиту
1. Роль и место учебно-исследовательской деятельности учащихся в современной модели школьного образования.
2. Организация учебных исследований на примере элективного курса.
Структура работы, объем
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений, имеет общий объем - 73 страниц, включает в себя библиографический список - 49 источников. Содержит 3 таблицы, 2 рисунка
Современный заказ общества, нашедший отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, описан в «портрете выпускника основной школы». Согласно ФГОС ООО, выпускник стремится активно познавать мир, умеет учиться, осознает важность образования и самообразования для жизни и деятельности.
Формировать указанные черты личности позволяет в том числе учебная исследовательская деятельность - особый вид деятельности обучающихся, связанный с решением творческих исследовательских задач с заранее неизвестным решением.
Основной целью работы являлось теоретическое обоснование и разработка содержания элективного курса и учебно-исследовательского проекта для обучающихся по изучению проблем региональной географии (на примере республики Удмуртия).
Для достижения поставленной цели был выполнен ряд задач:
1. На основе анализа литературы уточнены содержание основополагающих понятий и выявлены методические подходы к исследовательской деятельности;
2. Проанализирована научно-методическая литература и выявлены требования по условию организации исследовательской деятельности учащихся основной школы;
3. Составлена физико-географическая характеристика Удмуртской Республики;
4. Разработан элективный курс «Заповедная Удмуртия».
6. Разработаны задания итогового контроля по элективному курсу «Заповедная Удмуртия».
7. Разработан паспорт проектной деятельности на тему «Пять чудес Удмуртии»
Таким образом, следует считать, что задачи исследования полностью выполнены, цель работы достигнута.
1. Адаховский Д.А. Изучение разнообразия фауны и экологии Удмуртии / Д.А. Адаховский. - Ижевск: УГУ. - 2007. - 112 с.
74
2. Алексеев Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н.Г. Алексеев [и др.] [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.researcher.ru;
3. Асташина Н. Н. Исследовательская деятельность в дополнительном образовании как средство формирования творческой активности школьников // География в школе. - 2012. - №5. - С.45-48.
4. Атаманов М.Г. История Удмуртии в географических названиях // М.Г. Атаманов. - Ижевск, - 1997. - 248 с.
5. Баранова О.Г. Редкие и исчезающие виды растений и животных южной половины Удмуртии и их охрана / О.Г. Баранова. - Ижевск: Удмуртский университет, 2011. - 272 с.
6. Баранова О.Г. Сохранение фиторазнообразия флоры Удмуртской Республики на особо охраняемых природных территориях / О.Г. Баранова. - Ижевск, 2006.
7. Букреева И.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один методов формирования ключевых компетенций / И. А. Букреева Н.А. Евченко // Молодой ученый. - 2012. - №8. - С. 309-312.
8. Баталова Л.В. Туризм в Удмуртии: история и современность / Л.В. Баталова, Л.В. Васильева. - Ижевск. - 2012, 439 с.
9. Вохменцева Е.А. Проектная деятельности учащихся как средство формирования ключевых компетентностей [Текст]// Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф., декабрь 2011 г., г. Чита/ под общ. Ред. Г.Д. Ахметовой. - Чита, 2011. - С. 58-65.
10. Всероссийская перепись населения [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm/
11. География: географическое положение Удмуртии [Электронный
ресурс].-Режим доступа:
http://ng.ru/geografiya/geograficheskoe polozhenie udmurtii.html/
12. География Удмуртии: учебное пособие для общеобразовательной школы / под ред. Козловой Т.Н. - изд. Удмуртия, 1992. - 120 с.
13. Грязева Г.Г. Неизведанными тропами Удмуртии / Грязева Г.Г., В.Ю. Семенов, А.В. Фертиков. - Ижевск: Удмуртия, 2011. - 141 с.
14. Дедюхин С.В. Материалы по «краснокнижным» и рекомендованным к охране видам животных Удмуртской Республики / С.В. Дедюхин. - Вестник Удмурт. ун-та, 2005. - 33-36 с.
15. Ефимова Т.П. Определитель растений Удмуртии / Т.П. Ефимова. - Ижевск, 1999. - 210 с.
16. Илларионов А.Г. Особо охраняемые природные территории
Удмуртской Республики / А.Г. Илларионов, О.Г. Баранова. - Ижевск 2002, - 169 с.
17. Ильясов И. И. Формирование учебной исследовательской деятельности / И. И. Ильясов, И. В. Усачева. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.
18. Исследовательская и проектная работа школьников. 5 - 11 классы / под ред. А.В. Леонтовича. - М.: ВАКО 2014. - 160 с.
19. Каталог ООПТ России. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации: официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступаhttp://news.zapoved.ru/katalog-oopt/
20. Ковриго В.П. Почвы Удмуртской Республики. Монография. Научное издание. - Ижевск, 2004. - 490 с.
21. Козлова Т.Н. География Удмуртии 8-9 классы. Учебно-методическое пособие / под. ред. В.М. Успенской. - Ижевск, 2000. - 87 с.
22. Коробейников А.В. Туранов, А.А. Вятское краеведение 19 века. Священник Н. И. Курочкин об удмуртах [Текст]. - Ижевск, 2008. - 96 с.
23. Край удмуртский - сторона родная: Удмуртия в вопросах и ответах. - Ижевск: Удмуртия, 1988. - 80 с.
24. Леонтович А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. -2003. - № 4. - C. 18-24.
25. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. - М.: Владос, 2009. - 495 с.
26. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования [Текст]. / Под ред. В. В. Рубцова. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. - 127 с.
27. Махмутов М.И. Проблемное обучение / М.И. Махмутов. - М.: Владос, 2006. - 208 с.
28. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей природной среды Удмуртской Республики: официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьцр://минприрода-удм.рф/
29. Национальный парк «Нечкинский»: официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nechkinsky.ru/
30. Немов Р.С. Психология [Текст]: учеб. для студ. выс. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
31.О состоянии и об охране окружающей среды Удмуртской Республики в 2016 г.: Государственный доклад. - Ижевск: Изд-во, 2017. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минприрода- удм.рф/gosdoclad/index.php
32.Отчий край: Книга для чтения по удмуртскому краеведению 10¬11 классы. - Ижевск: Удмуртия, 1993. - 232 с.
33. Пермяков Ф.И. Почвы Удмуртской Республики и их окультуривание / Ф.И. Пермяков; ред. Е. Флейс. - Ижевск: Удмуртгосиздат, 2004. - 72 с.
34. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников / К.Н. Поливанова. - М.: Просвещение, 2008. - 192 с.
35. Поскребышева Е. Леса и люди. - Ижевск: Регион-Пресс, 2007. - 96 с.
36. Постановление Правительства РФ №1323 от 16 октября 1997 г. «О создании в Удмуртской Республике национального парка «Нечкинский» Федеральной службой лесного хозяйства России»
37. Постановление правительства Удмуртской Республики от 18.12.1995 г. №377 «О схеме особо охраняемых природных территориях Удмуртской Республики»
38. Природа. Растения и животные Удмуртии [Электронный ресурс]// Сезоны года: общеобразовательный журнал. - Режим доступа: http://сезоны-года.рф/Удмуртия.html
39. Природный парк «Усть-Бельск» [Электронный ресурс]// Каракулинский район, официальный сайт муниципального образования - Режим доступа: http://karakulino.udmurt.ru/uchrezhd/bu/prirodnii_park/
40. Природный парк «Шаркан» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минприрода-удм.рф/uchrezhdenia/Sharkan/Sharkan.php/
41. Рощиненко В. И. Животный мир Удмуртии. - Ижевск, 1983. - 95 с.
42. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст]: практич. пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2010. - 78 с.
43. Сидоров В.П. Бузмаков Ф.Г. Вестник Удмуртского университета: Науки о Земле. - Ижевск.: Издательство УдГУ, 2011. - 57-58 с.
44. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований: в помощь начинающему исследователю / М. Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 1986. - 116 с.
45. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в профильном обучении / под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: Питер, 2009. - 96 с.
46. Стурман В.И Сидоров В.П. Глобальные и региональные экологические проблемы. - Ижевск.: Издательство УдГУ, 2006. - 420 с.
47. Удмуртская Республика. Справочное пособие. - Ижевск: Издательство «Регион-Пресс», 2004. - 800 с.
48. Удмуртская Республика. Энциклопедия. - Ижевск: Издательство «Удмуртия», 2000. - 750 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1644 (с изменениями и дополнениями, в редакции от 29.12.2014 №1644 и 31.12.2015 №1577) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.irro.ru/index.php?cid=307
50. Феськова Е.В. Становление исследовательской компетентности учащихся в дополнительном образовании и профильном обучении / Е.В. Феськова. - Красноярск: Изд. КГУ, 2005. - 34 с.