Глава 1. Теоретические основы по воспитанию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной
организации 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста
1.2. Понятия «культура поведения» и «нормы поведения» 19
1.3. Методы воспитания культуры поведения детей старшего
26 дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в дошкольной
образовательной организации на примере «Поташкинское ДОУ»
2.1. Анализ деятельности ДОУ по воспитанию культуры поведения детей
старшего дошкольного возраста
2.2. Первичная диагностика культуры поведения детей старшего
43 дошкольного возраста
2.3. Комплекс мероприятий по воситанию культуры поведения детей
старшего дошкольного возраста 50
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Приложения 67
Актуальность исследования. Воспитание культуры поведения - одна из актуальных и проблематичных тем, которая должна рассматриваться всеми, кто имеет отношение к данному аспекту. Культура поведения неразрывна с развитием и воспитанием личности до одного из самых важных учреждений в жизни ребенка - школы.
С раннего возраста личность вступает в непростой процесс отношений с социумом, наращивает опыт поведения в обществе. Формировать и взращивать у детей навыки поведения, воспитывать сознательное, отношение к порученному делу, чувство товарищества нужно определенно с дошкольного возраста.
В детском саду на данный момент для этого много возможностей. В системе ежедневного общения дети осваивают жизнь в коллективе, ежедневно практикуясь, нормами морали и поведения, которые в дальнейшем помогают грамотно строить отношения с социумом.
Интерес к данной проблеме объясняется тем, что снижается воспитательное воздействие важного для ребенка института - семьи. Также огромную роль в данном моменте играет национальная российская культура сфере образования и воспитания. В данных условиях
искажения сложившихся нравственных идеалов социума и общества в России , формирование воспитательного потенциала системы образования определенно накапливает свою актуальность. Перед образовательными учреждениями для детей дошкольного возраста стоят первостепенные задачи: формирование с самого раннего возраста основной культуры личности как базиса, высоких качеств нравственности [19].
Огромную роль играет вопрос о создании положительно влияющей образовательно-воспитательной среды, которая способствует всестороннему развитию и становлению ребенка как личности, атмосферы тепла, чувств, любви, внимательного отношения к каждому ребенку как к личности, а также
понимания и ситуации поддержки между участниками процесса педагогического воздействия; пример взрослого человека,
первостепенность ценностей нравственности, как немаловажной части эффективности воспитания, творческо-креативное взаимодействие взрослых и детей [2].
Исходя из того, что дети младшего возраста долговременно ходят в детский сад, открывается возможность тренировать их в аспекте положительного поведения, это благотворно влияет на выработку положительных привычек. Ежедневно и постоянно дети данного возраста прощаются и здороваются, убирают за собой вещи, совершают действия по гигиене и уходу за собой, готовятся к прогулкам и осуществляют их. Каждый день личности приходится совершать одни и те же привычные действия. В данных ситуациях они не только постигают умения и навыки, но и осваивают нормы поведения в своем коллективе среди сверстников.
Анализируя поведение детей можно сказать, что когда ребенок не умеет грамотно действовать в социуме, в домашней атмосфере это создаёт личности определённую репутацию, которая определенно не облегчает его отношения с другими, мешает в общем жизненной деятельности. С раннего возраста нужно строить культуру поведения [10]. Поэтому, на мой взгляд, выбранная тема является актуальной на сегодняшний день.
Степень изученности темы. Данная проблема воспитания культуры поведения беспокоила ученых и специалистов педагогики еще со времен глубокой давности. Корни данной проблемы уходят далеко в Древнюю Грецию. Там правильным считали только того, кто идеален в нравственных и физических показателях. Разные исторические жизненные исторические периоды выдвигали первостепенно тему воспитания и его содержания. Данной проблемой воспитания культуры поведения занимались такие личности как: И.Н. Курочкина [30], В.И. Петрова [42], С.В. Петерина [40], С. Теплюк [51], Т. Яковенко [61] , а также другие.
Противоречие: между необходимостью нововведений и содержания воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации и недостаточной разработанностью рекомендаций и методик для воплощения процесса воспитания культуры поведения детей в момент реализации «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [45].
Проблема исследования: каково содержание процесса воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Тема исследования: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации».
Объект: процесс воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: содержание воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования - разработать и научно обосновать комплекс мер, нацеленный на воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации, вероятно, предполагает:
• обоснование понятия «культура поведения»;
• применение соответствующих возрасту детей педагогических методов, таких как игра, этические беседы;
• наличие методических разработок различных авторов для педагогов.
Задачи исследования:
1. Обосновать психолого-педагогические характеристики детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить понятие «культура поведения».
3. Охарактеризовать методы воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации, представленные в педагогической литературе.
4. Проанализировать деятельность дошкольной образовательной организации по воспитанию культуры поведения воспитанников.
5. Провести первичную диагностику культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические - анализ, сравнение, обобщение; эмпирические - наблюдение, анкетирование, анализ документов, статистическая и графическая обработка данных.
База исследования: структурное подразделение - Муниципальное казеное образовательное учреждение Артинского городского округа «Поташкинское ДОУ» (далее МКОУ АГО «Поташкинское ДОУ») д. Артя-Шигири, ул. Пономарева, 14.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Интерес к проблеме воспитания культуры поведения дошкольников обусловлен тем, что резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. В условиях ломки сложившихся нравственных идеалов российского общества формирования воспитательного потенциала системы образования приобретает особую актуальность. Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств.
В ходе нашего исследования нами была дана психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст - это период совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. Соподчинение мотивов приводит к овладению детьми новыми мотивами деятельности, появляются доминирующие ценностные установки, изменяется характер взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
При всем разнообразии проблем, с которыми сталкиваются взрослые при общении с дошкольниками, можно выделить две основные - трудности, связанные с повышенной импульсивностью (гиперактивностью) и трудности, связанные с заторможенностью (пассивностью) детей. Общение ребенка со взрослым сводится к одностороннему руководству взрослого и подчинению ребенка.
Также были раскрыты понятия «культура поведения» и «нормы поведения».
Человек должен считаться с нормами и правилами поведения, которые заведены в обществе в целом и в конкретных ситуациях или в том либо ином обществе. К нормам культуры поведения относятся: вежливость, корректность, тактичность, деликатность, скромность, простота, обязательность.
В третьем параграфе первой главы мы выявили основные методы воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
Эффективным методом воспитания культуры поведения старших дошкольников является игра и беседа, в том числе этическая. Игра помогает снять психологический барьер, в легкой и интересной форме достичь воспитателю заданной цели. Этическая беседа имеет такие особенности как: опора на жизненный факты и подлинные события, которые помогают ребенку соединит в одно целое представления об окружающем мире и его связи с ним.
Комплексное использование методов, на усвоение не только правил и норм поведения, а на развитие сопричастности, чувства общности с другим, поможет в воспитании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
Анализируя деятельность детского сада по воспитанию культуры поведения старших подростков можно сделать вывод, что одним из направлений деятельности детского сада является воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Работа в этом направлении осуществляется не в полной мере. В течение учебного года для воспитания культуры поведения старших дошкольников применяются следующие
- формы: экскурсии, игры, праздники, конкурсы, вечера-досуги, беседы.
- Средства: этические беседы, чтение художественной литературы с последующим ее обсуждением, организация разнообразной деятельности воспитанников.
- Методы: убеждение, личный пример, беседа, упражнения, поощрение и наказание.
Воспитание культуры поведения старших дошкольников в детском саду осуществляется как в работе с воспитанниками, так и с их родителями.
Проведя первичную диагностику уровня культуры поведения старших докшольников по результатам метода опроса в подготовительной группе 5 воспитанников (38%) с низким уровнем культуры поведения, а 8 воспитанников (62%) со средним уровнем культуры поведения. Воспитанников в подготовительной группы с высоким уровнем культуры поведения выявлено не было. По результатам наблюдения в подготовительной группе 5 воспитанников (38%) со средним уровнем культуры поведения, а 8 воспитанников (62%) с высоким уровнем культуры поведения. Воспитанников с низким уровнем культуры поведения выявлено не было. В результате у детей старшего дошкольного возраста в детском саду средний уровень культуры поведения, что говорит о необходимости разработки комплекса мероприятий по воспитанию культуры поведения старших дошкольников.
Для повышения уровня культуры поведения старших дошкольников был разработан комплекс мероприятий по воспитанию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Реализация разработанного комплекса мероприятий по воспитанию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста предположительно будет способствовать повышению уровня культуры поведения старших дошкольников путем конструктивного взаимодействия по данной проблеме педагогов детского сада, воспитанников и их родителей.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Алямовская В.Г. Беседы о поведении ребенка за столом. Омск: 2012, 78 с.
2. Аркше Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М.: Просвещение, 2013.
3. Бархатова В.В. Воспитание культуры поведения // Дошкольное
воспитание. 2013. №11. С. 41 - 44.
4. Безгина О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников: метод.пособие для воспитателей. М.: Мозаика-синтез, 2015. 34 с.
5. Богданова О.С., Катаева Л.И. О нравственном воспитании детей. М.: Просвещение, 2013. 213 с.
6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение,
2012. 160с
7. Бреслав Г.М. Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте. М.: ТЦ Сфера, 2015. 112 с.
8. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.: Педагогика, 2015. 245 с.
9. Буре Р.С., Воробьева М.В. и др. Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М.: Просвещение, 2013. 137 c.
10. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. М.: Просвещение, 2015.
11. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Эксмо, 2015. 136 с.
12. Давыдова О.И., Вялкова С.М. Беседы об ответственности и правах ребенка. М.: Просвещение, 2011.
13. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебник для вузов. М.: НОРМА-ИНФА, 2012.
14. Есина Л.Д. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников. М.: Скрипторий, 2012. 96 с.
15. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Основы дошкольной педагогики. М., 2013. 350 с.
16. Иванова С.А. Приключения Стобеда. Спб.: Искра, 2011.
17. Кабуш В.Т. Открытые воспитательные системы, проблемы и пути решения. Минск, 2015.
...