Развитие навыков сотрудничества у младших школьников в общеобразовательной организации
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития навыков сотрудничества младших школьников в общеобразовательной организации 7
1.1. Понятие «сотрудничество» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста 14
1.3. Формы и методы развития навыков сотрудничества младших школьников
в общеобразовательной организации 22
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию навыков сотрудничества у младших школьников на примере МАОУ «СОШ № 24» Асбестовского городского округа 36
2.1. Анализ опыта работы учителей начальных классов школы № 24
по развитию навыков сотрудничества у младших школьников 36
2.2. Комплекс форм и методов по развитию навыков сотрудничества у
младших школьников в школе № 24
Заключение 67
Список использованной литературы 69
Приложение
Глава 1. Теоретические основы развития навыков сотрудничества младших школьников в общеобразовательной организации 7
1.1. Понятие «сотрудничество» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста 14
1.3. Формы и методы развития навыков сотрудничества младших школьников
в общеобразовательной организации 22
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию навыков сотрудничества у младших школьников на примере МАОУ «СОШ № 24» Асбестовского городского округа 36
2.1. Анализ опыта работы учителей начальных классов школы № 24
по развитию навыков сотрудничества у младших школьников 36
2.2. Комплекс форм и методов по развитию навыков сотрудничества у
младших школьников в школе № 24
Заключение 67
Список использованной литературы 69
Приложение
Актуальность темы определяется тем, что учебное сотрудничество соответствует новым представлениям об образовании, гуманистическому личностно-ориентированному подходу в образовании, отвечающая запросам социума, в связи с повышением значимости человеческого фактора. Вместе с тем, современные исследователи педагоги и психологи утверждают, что сотрудничество со сверстниками играет не заменимую роль в развитии, обучении и воспитании младших школьников.
В настоящее время перед школой стоит социальный заказ общества - воспитание грамотной личности, способной взаимодействовать с другими людьми. И так как такое взаимодействие может развиться, и сформироваться в процессе обучения начиная самого раннего детства, то особая роль отводится периоду обучения в начальной школе, где в процессе учебной деятельности (ведущей деятельности в младшем школьном возрасте), под руководством учителя развивается навык учебного сотрудничества.
В современной теории и методике преподавания в начальной школе утвердился деятельностный подход к обучению, основополагающими положениями которого являются направленность на развитие личности обучающегося, как функционального субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка школьника к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни.
Большая часть исследователей А.И. Божович, А.А. Люблинская, В.Я. Ляудис, М.С. Соловейчик, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др. склоняются к тому, что от особенностей сотрудничества учителя и младших школьников зависит характер учебных мотивов и эффективность дальнейшего обучения. И эта зависимость оказывает серьёзное влияние на детей. Поэтому в современной научной литературе и нормативных документах наряду с базисными технологиями (проблемная, проектная, исследовательская, уровневой дифференциации, педагогические ситуации), выделяют технологию сотрудничества. Исследование проблемы учебного сотрудничества имеет не только первостепенное теоретическое, но практическое значение. Особую значимость эта проблема приобрела в связи с повышением требований, предполагающих высокий уровень организации социальных взаимодействий ребенка со сверстниками и взрослыми, с повышением требований к учебно-воспитательному процессу в современной начальной школе. Решение этой проблемы во многом связано с индивидуальным подходом к каждому ребенку на основе его глубокого психолого-педагогического изучения.
Исследования последних лет (Г.И. Вергелес, М.В. Крулехт, О.В. Солнцеваи др.) свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребёнка в деятельности прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в увлекательную для себя деятельность, тем лучше результат. Важнейшим средством достижения этой цели обучения младших школьников в школе, по нашему мнению, является реализация принципа сотрудничества в обучении младших школьников.
В связи с этим особенно важным нам представляется изучение особенностей проявления сотрудничества как особой формы учебного взаимодействия детей друг с другом и с учителем, при котором максимально раскрывается личностная инициатива детей, появляется взаимный обмен информацией, появляется положительная реакция на «непохожесть» участников взаимодействия.
Использование модели обучения, в основу которой положена деятельность ученика, сделало проблему педагогического сотрудничества учителя и учащихся, младших школьников друг с другом особенно актуальной.
Противоречие: между необходимостью развития навыков сотрудничества у младших школьников в общеобразовательной организации и недостаточностью сведений об этом процессе в научно-методической литературе.
Проблема: каково содержание развития навыков сотрудничества у младших школьников в общеобразовательной организации?
Тема исследования: «Развитие навыков сотрудничества у младших школьников в общеобразовательной организации».
Ограничение исследования: младший школьный возраст - это период онтогенеза от 6-7 лет до 10 лет. На протяжении этого периода у младших школьников можно развивать навыки сотрудничества, но в одной работе охватить и исследовать весь этот возрастной период не представляется возможным. В связи с этим в своей выпускной квалификационной работе мы будем рассматривать развитие навыков сотрудничества со сверстниками у третьеклассников.
Объект исследования: процесс сотрудничества младших школьников со сверстниками в общеобразовательном учреждении.
Предмет исследования: содержание развития навыков сотрудничества со сверстниками у третьеклассников в общеобразовательной организации.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать комплекс форм и методов по развитию навыков сотрудничества у младших школьников.
Гипотеза исследования: вероятно, содержание развития навыков сотрудничества у третьеклассников в общеобразовательной организации должно включать задание цель которого ставить и решать следующие коммуникативные задачи: установка и поддержка необходимых контактов со взрослыми и сверстниками, просьба другого о помощи, согласование своих действий с учетом позиции другого, полное и ясное выражение своих мыслей в монологической и диалогической формах речи.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «сотрудничество» представленное в психолого-педагогической литературе.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста.
3. Проанализировать опыт работы учителей начальных классов МАОУ «СОШ № 24» по развитию навыков сотрудничества у младших школьников.
4. Частично апробировать комплекс форм и методов по развитию навыков сотрудничества у младших школьников.
В опытно-поисковой работе применялись следующие методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение, классифицирование; эмпирические - анкетирование, беседа, анализ результатов работ учащихся, применение специальных заданий, предназначенных для определения общего уровня развития.
База исследования -Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24 с углубленным изучением отдельных предметов» Асбестовского городского округа.
Структура работы: выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
В настоящее время перед школой стоит социальный заказ общества - воспитание грамотной личности, способной взаимодействовать с другими людьми. И так как такое взаимодействие может развиться, и сформироваться в процессе обучения начиная самого раннего детства, то особая роль отводится периоду обучения в начальной школе, где в процессе учебной деятельности (ведущей деятельности в младшем школьном возрасте), под руководством учителя развивается навык учебного сотрудничества.
В современной теории и методике преподавания в начальной школе утвердился деятельностный подход к обучению, основополагающими положениями которого являются направленность на развитие личности обучающегося, как функционального субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка школьника к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни.
Большая часть исследователей А.И. Божович, А.А. Люблинская, В.Я. Ляудис, М.С. Соловейчик, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др. склоняются к тому, что от особенностей сотрудничества учителя и младших школьников зависит характер учебных мотивов и эффективность дальнейшего обучения. И эта зависимость оказывает серьёзное влияние на детей. Поэтому в современной научной литературе и нормативных документах наряду с базисными технологиями (проблемная, проектная, исследовательская, уровневой дифференциации, педагогические ситуации), выделяют технологию сотрудничества. Исследование проблемы учебного сотрудничества имеет не только первостепенное теоретическое, но практическое значение. Особую значимость эта проблема приобрела в связи с повышением требований, предполагающих высокий уровень организации социальных взаимодействий ребенка со сверстниками и взрослыми, с повышением требований к учебно-воспитательному процессу в современной начальной школе. Решение этой проблемы во многом связано с индивидуальным подходом к каждому ребенку на основе его глубокого психолого-педагогического изучения.
Исследования последних лет (Г.И. Вергелес, М.В. Крулехт, О.В. Солнцеваи др.) свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребёнка в деятельности прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в увлекательную для себя деятельность, тем лучше результат. Важнейшим средством достижения этой цели обучения младших школьников в школе, по нашему мнению, является реализация принципа сотрудничества в обучении младших школьников.
В связи с этим особенно важным нам представляется изучение особенностей проявления сотрудничества как особой формы учебного взаимодействия детей друг с другом и с учителем, при котором максимально раскрывается личностная инициатива детей, появляется взаимный обмен информацией, появляется положительная реакция на «непохожесть» участников взаимодействия.
Использование модели обучения, в основу которой положена деятельность ученика, сделало проблему педагогического сотрудничества учителя и учащихся, младших школьников друг с другом особенно актуальной.
Противоречие: между необходимостью развития навыков сотрудничества у младших школьников в общеобразовательной организации и недостаточностью сведений об этом процессе в научно-методической литературе.
Проблема: каково содержание развития навыков сотрудничества у младших школьников в общеобразовательной организации?
Тема исследования: «Развитие навыков сотрудничества у младших школьников в общеобразовательной организации».
Ограничение исследования: младший школьный возраст - это период онтогенеза от 6-7 лет до 10 лет. На протяжении этого периода у младших школьников можно развивать навыки сотрудничества, но в одной работе охватить и исследовать весь этот возрастной период не представляется возможным. В связи с этим в своей выпускной квалификационной работе мы будем рассматривать развитие навыков сотрудничества со сверстниками у третьеклассников.
Объект исследования: процесс сотрудничества младших школьников со сверстниками в общеобразовательном учреждении.
Предмет исследования: содержание развития навыков сотрудничества со сверстниками у третьеклассников в общеобразовательной организации.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать комплекс форм и методов по развитию навыков сотрудничества у младших школьников.
Гипотеза исследования: вероятно, содержание развития навыков сотрудничества у третьеклассников в общеобразовательной организации должно включать задание цель которого ставить и решать следующие коммуникативные задачи: установка и поддержка необходимых контактов со взрослыми и сверстниками, просьба другого о помощи, согласование своих действий с учетом позиции другого, полное и ясное выражение своих мыслей в монологической и диалогической формах речи.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «сотрудничество» представленное в психолого-педагогической литературе.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста.
3. Проанализировать опыт работы учителей начальных классов МАОУ «СОШ № 24» по развитию навыков сотрудничества у младших школьников.
4. Частично апробировать комплекс форм и методов по развитию навыков сотрудничества у младших школьников.
В опытно-поисковой работе применялись следующие методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение, классифицирование; эмпирические - анкетирование, беседа, анализ результатов работ учащихся, применение специальных заданий, предназначенных для определения общего уровня развития.
База исследования -Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24 с углубленным изучением отдельных предметов» Асбестовского городского округа.
Структура работы: выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Анализ педагогической теории позволил выделить следующие закономерности:
1. Сотрудничество - феномен, незаменимый в обучении младшего школьника. Оно является важнейшим звеном в цепи действий, ведущих к становлению ученика как субъекта учебной деятельности.
Субъект учебной деятельности - это школьник, который хочет учиться, знает чему учиться и умеет учиться.
Учебное сотрудничество является важнейшим звеном в цепи действий, ведущих к становлению ученика как субъекта учебной деятельности.
2. Рассмотрев возрастные особенности младших школьников, пришли к выводу, младший школьный возраст самый благоприятный возраст для формирования коллективных видов деятельности и развития навыков сотрудничества.
3. Организация сотрудничества младших школьников друг с другом наиболее активно осуществляется в различных видах групповой работы.
4. Мы считаем, что главным в обучении является не обеспечение возможности для учеников воспроизвести образцы действия по частным правилам, а раскрытие принципов действия, и тогда единственно возможным типом активности учащихся оказывается деятельность, воспроизводящая сущностные свойства. Организация такой деятельности превращает ребёнка в настоящего субъекта учения, и эта организация возможна в рамках учебного сотрудничества учителя и учащихся.
Организация сотрудничества младших школьников друг с другом - одна из важнейших задач учителей МАОУ «СОШ № 24». Наиболее активно такое сотрудничество реализуется в различных видах парной работы и в малых группах, так как они предполагают непосредственное взаимодействие учащихся и относительную автономность младшего школьника по отношению к преподавателю.
Выдвинутая нами гипотеза: вероятно, содержание развития навыков сотрудничества у третьеклассников в общеобразовательной организации должно включать задание цель которого ставить и решать следующие коммуникативные задачи: установка и поддержка необходимых контактов со взрослыми и сверстниками, просьба другого о помощи, согласование своих действий с учетом позиции другого, полное и ясное выражение своих мыслей в монологической и диалогической формах речи, была доказана в результате опытно-поисковой работы во время эмпирического наблюдения за деятельностью двух третьих классов, за формами и методами работы учителей, а так же в результате диагностических исследований и сравнения этих результатов.
Для того чтобы сотрудничество младших школьников способствовало эффективному решению педагогических задач, необходимо соблюдать определенные требования: активно использовать в обучении младших школьников приемы делового сотрудничества; развивать у них положительное отношение к совместной деятельности на уроках; формировать группы с учетом учебных возможностей и психологических особенностей детей; мотивировать каждого школьника на активную работу в группе; учитывать особенности содержания учебного материала и степень его усвоения воспитанниками. Именно этот процесс способствует активному присвоению этих функций каждому из детей и приближает их к самостоятельным формам учения, овладение которыми может характеризовать школьника как субъекта учебной деятельности.
Сотрудничество младших школьников с преподавателем и особенно друг с другом приближает каждого ребенка к состоянию субъекта учебной деятельности, так как развивает важнейшие психические новообразования: самоконтроль, самооценку, планирование своих действий, делает ученика активным и заинтересованным в учении, создает субъект - субъектные отношения в деятельности школьников.
1. Сотрудничество - феномен, незаменимый в обучении младшего школьника. Оно является важнейшим звеном в цепи действий, ведущих к становлению ученика как субъекта учебной деятельности.
Субъект учебной деятельности - это школьник, который хочет учиться, знает чему учиться и умеет учиться.
Учебное сотрудничество является важнейшим звеном в цепи действий, ведущих к становлению ученика как субъекта учебной деятельности.
2. Рассмотрев возрастные особенности младших школьников, пришли к выводу, младший школьный возраст самый благоприятный возраст для формирования коллективных видов деятельности и развития навыков сотрудничества.
3. Организация сотрудничества младших школьников друг с другом наиболее активно осуществляется в различных видах групповой работы.
4. Мы считаем, что главным в обучении является не обеспечение возможности для учеников воспроизвести образцы действия по частным правилам, а раскрытие принципов действия, и тогда единственно возможным типом активности учащихся оказывается деятельность, воспроизводящая сущностные свойства. Организация такой деятельности превращает ребёнка в настоящего субъекта учения, и эта организация возможна в рамках учебного сотрудничества учителя и учащихся.
Организация сотрудничества младших школьников друг с другом - одна из важнейших задач учителей МАОУ «СОШ № 24». Наиболее активно такое сотрудничество реализуется в различных видах парной работы и в малых группах, так как они предполагают непосредственное взаимодействие учащихся и относительную автономность младшего школьника по отношению к преподавателю.
Выдвинутая нами гипотеза: вероятно, содержание развития навыков сотрудничества у третьеклассников в общеобразовательной организации должно включать задание цель которого ставить и решать следующие коммуникативные задачи: установка и поддержка необходимых контактов со взрослыми и сверстниками, просьба другого о помощи, согласование своих действий с учетом позиции другого, полное и ясное выражение своих мыслей в монологической и диалогической формах речи, была доказана в результате опытно-поисковой работы во время эмпирического наблюдения за деятельностью двух третьих классов, за формами и методами работы учителей, а так же в результате диагностических исследований и сравнения этих результатов.
Для того чтобы сотрудничество младших школьников способствовало эффективному решению педагогических задач, необходимо соблюдать определенные требования: активно использовать в обучении младших школьников приемы делового сотрудничества; развивать у них положительное отношение к совместной деятельности на уроках; формировать группы с учетом учебных возможностей и психологических особенностей детей; мотивировать каждого школьника на активную работу в группе; учитывать особенности содержания учебного материала и степень его усвоения воспитанниками. Именно этот процесс способствует активному присвоению этих функций каждому из детей и приближает их к самостоятельным формам учения, овладение которыми может характеризовать школьника как субъекта учебной деятельности.
Сотрудничество младших школьников с преподавателем и особенно друг с другом приближает каждого ребенка к состоянию субъекта учебной деятельности, так как развивает важнейшие психические новообразования: самоконтроль, самооценку, планирование своих действий, делает ученика активным и заинтересованным в учении, создает субъект - субъектные отношения в деятельности школьников.



