Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие навыков сотрудничества у младших школьников в общеобразовательной организации

Работа №99538

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2017
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1679
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития навыков сотрудничества младших школьников в общеобразовательной организации 7
1.1. Понятие «сотрудничество» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста 14
1.3. Формы и методы развития навыков сотрудничества младших школьников
в общеобразовательной организации 22
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию навыков сотрудничества у младших школьников на примере МАОУ «СОШ № 24» Асбестовского городского округа 36
2.1. Анализ опыта работы учителей начальных классов школы № 24
по развитию навыков сотрудничества у младших школьников 36
2.2. Комплекс форм и методов по развитию навыков сотрудничества у
младших школьников в школе № 24
Заключение 67
Список использованной литературы 69
Приложение

Актуальность темы определяется тем, что учебное сотрудничество соответствует новым представлениям об образовании, гуманистическому личностно-ориентированному подходу в образовании, отвечающая запросам социума, в связи с повышением значимости человеческого фактора. Вместе с тем, современные исследователи педагоги и психологи утверждают, что сотрудничество со сверстниками играет не заменимую роль в развитии, обучении и воспитании младших школьников.
В настоящее время перед школой стоит социальный заказ общества - воспитание грамотной личности, способной взаимодействовать с другими людьми. И так как такое взаимодействие может развиться, и сформироваться в процессе обучения начиная самого раннего детства, то особая роль отводится периоду обучения в начальной школе, где в процессе учебной деятельности (ведущей деятельности в младшем школьном возрасте), под руководством учителя развивается навык учебного сотрудничества.
В современной теории и методике преподавания в начальной школе утвердился деятельностный подход к обучению, основополагающими положениями которого являются направленность на развитие личности обучающегося, как функционального субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка школьника к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни.
Большая часть исследователей А.И. Божович, А.А. Люблинская, В.Я. Ляудис, М.С. Соловейчик, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др. склоняются к тому, что от особенностей сотрудничества учителя и младших школьников зависит характер учебных мотивов и эффективность дальнейшего обучения. И эта зависимость оказывает серьёзное влияние на детей. Поэтому в современной научной литературе и нормативных документах наряду с базисными технологиями (проблемная, проектная, исследовательская, уровневой дифференциации, педагогические ситуации), выделяют технологию сотрудничества. Исследование проблемы учебного сотрудничества имеет не только первостепенное теоретическое, но практическое значение. Особую значимость эта проблема приобрела в связи с повышением требований, предполагающих высокий уровень организации социальных взаимодействий ребенка со сверстниками и взрослыми, с повышением требований к учебно-воспитательному процессу в современной начальной школе. Решение этой проблемы во многом связано с индивидуальным подходом к каждому ребенку на основе его глубокого психолого-педагогического изучения.
Исследования последних лет (Г.И. Вергелес, М.В. Крулехт, О.В. Солнцеваи др.) свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребёнка в деятельности прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в увлекательную для себя деятельность, тем лучше результат. Важнейшим средством достижения этой цели обучения младших школьников в школе, по нашему мнению, является реализация принципа сотрудничества в обучении младших школьников.
В связи с этим особенно важным нам представляется изучение особенностей проявления сотрудничества как особой формы учебного взаимодействия детей друг с другом и с учителем, при котором максимально раскрывается личностная инициатива детей, появляется взаимный обмен информацией, появляется положительная реакция на «непохожесть» участников взаимодействия.
Использование модели обучения, в основу которой положена деятельность ученика, сделало проблему педагогического сотрудничества учителя и учащихся, младших школьников друг с другом особенно актуальной.
Противоречие: между необходимостью развития навыков сотрудничества у младших школьников в общеобразовательной организации и недостаточностью сведений об этом процессе в научно-методической литературе.
Проблема: каково содержание развития навыков сотрудничества у младших школьников в общеобразовательной организации?
Тема исследования: «Развитие навыков сотрудничества у младших школьников в общеобразовательной организации».
Ограничение исследования: младший школьный возраст - это период онтогенеза от 6-7 лет до 10 лет. На протяжении этого периода у младших школьников можно развивать навыки сотрудничества, но в одной работе охватить и исследовать весь этот возрастной период не представляется возможным. В связи с этим в своей выпускной квалификационной работе мы будем рассматривать развитие навыков сотрудничества со сверстниками у третьеклассников.
Объект исследования: процесс сотрудничества младших школьников со сверстниками в общеобразовательном учреждении.
Предмет исследования: содержание развития навыков сотрудничества со сверстниками у третьеклассников в общеобразовательной организации.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать комплекс форм и методов по развитию навыков сотрудничества у младших школьников.
Гипотеза исследования: вероятно, содержание развития навыков сотрудничества у третьеклассников в общеобразовательной организации должно включать задание цель которого ставить и решать следующие коммуникативные задачи: установка и поддержка необходимых контактов со взрослыми и сверстниками, просьба другого о помощи, согласование своих действий с учетом позиции другого, полное и ясное выражение своих мыслей в монологической и диалогической формах речи.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «сотрудничество» представленное в психолого-педагогической литературе.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста.
3. Проанализировать опыт работы учителей начальных классов МАОУ «СОШ № 24» по развитию навыков сотрудничества у младших школьников.
4. Частично апробировать комплекс форм и методов по развитию навыков сотрудничества у младших школьников.
В опытно-поисковой работе применялись следующие методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение, классифицирование; эмпирические - анкетирование, беседа, анализ результатов работ учащихся, применение специальных заданий, предназначенных для определения общего уровня развития.
База исследования -Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24 с углубленным изучением отдельных предметов» Асбестовского городского округа.
Структура работы: выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ педагогической теории позволил выделить следующие закономерности:
1. Сотрудничество - феномен, незаменимый в обучении младшего школьника. Оно является важнейшим звеном в цепи действий, ведущих к становлению ученика как субъекта учебной деятельности.
Субъект учебной деятельности - это школьник, который хочет учиться, знает чему учиться и умеет учиться.
Учебное сотрудничество является важнейшим звеном в цепи действий, ведущих к становлению ученика как субъекта учебной деятельности.
2. Рассмотрев возрастные особенности младших школьников, пришли к выводу, младший школьный возраст самый благоприятный возраст для формирования коллективных видов деятельности и развития навыков сотрудничества.
3. Организация сотрудничества младших школьников друг с другом наиболее активно осуществляется в различных видах групповой работы.
4. Мы считаем, что главным в обучении является не обеспечение возможности для учеников воспроизвести образцы действия по частным правилам, а раскрытие принципов действия, и тогда единственно возможным типом активности учащихся оказывается деятельность, воспроизводящая сущностные свойства. Организация такой деятельности превращает ребёнка в настоящего субъекта учения, и эта организация возможна в рамках учебного сотрудничества учителя и учащихся.
Организация сотрудничества младших школьников друг с другом - одна из важнейших задач учителей МАОУ «СОШ № 24». Наиболее активно такое сотрудничество реализуется в различных видах парной работы и в малых группах, так как они предполагают непосредственное взаимодействие учащихся и относительную автономность младшего школьника по отношению к преподавателю.
Выдвинутая нами гипотеза: вероятно, содержание развития навыков сотрудничества у третьеклассников в общеобразовательной организации должно включать задание цель которого ставить и решать следующие коммуникативные задачи: установка и поддержка необходимых контактов со взрослыми и сверстниками, просьба другого о помощи, согласование своих действий с учетом позиции другого, полное и ясное выражение своих мыслей в монологической и диалогической формах речи, была доказана в результате опытно-поисковой работы во время эмпирического наблюдения за деятельностью двух третьих классов, за формами и методами работы учителей, а так же в результате диагностических исследований и сравнения этих результатов.
Для того чтобы сотрудничество младших школьников способствовало эффективному решению педагогических задач, необходимо соблюдать определенные требования: активно использовать в обучении младших школьников приемы делового сотрудничества; развивать у них положительное отношение к совместной деятельности на уроках; формировать группы с учетом учебных возможностей и психологических особенностей детей; мотивировать каждого школьника на активную работу в группе; учитывать особенности содержания учебного материала и степень его усвоения воспитанниками. Именно этот процесс способствует активному присвоению этих функций каждому из детей и приближает их к самостоятельным формам учения, овладение которыми может характеризовать школьника как субъекта учебной деятельности.
Сотрудничество младших школьников с преподавателем и особенно друг с другом приближает каждого ребенка к состоянию субъекта учебной деятельности, так как развивает важнейшие психические новообразования: самоконтроль, самооценку, планирование своих действий, делает ученика активным и заинтересованным в учении, создает субъект - субъектные отношения в деятельности школьников.



1. Асеев В.Г. Критерии социальной оценки личности в воспитательном процессе/ Психологические исследования социального развития личности: сб. науч. работ. М. 1991. С. 58 - 72.
2. Асеев В.Г. Мотивационная регуляция нравственного поведения личности. Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности / Сб.научн. трудов. отв ред. Шорохова Е.В., Левкович В.П. М., 1988. С.36-42.
3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова / А.Г. Асмолов Г.В. Бурменская И.А. Володарская. М.: Просвещение, 2011. 152 с.
4. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основыМ.,1982. 193 с.
5. Белова Е.С. Развитие диалога в процессе решения школьниками мыслительных задач // Вопросы психологии. 1991. №2. С.148.
6. Бодалев А.А. Столин В.В. Аванесов В.С. Общая психодиагностика СПб.: Изд-во «Речь», 2000. 440 с.
7. Бордовская Н. В. Педагогика: учебник. СПб.: Питер, 2004. 304с.
8. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 144 с.
9. Венецкая А.Б. Возможности групповой работы при формировании культуры общения на уроках в начальной школе. // Начальная школа плюс до и после.2009. №1. С. 86-89.
10. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников.М.: Владос-Пресс, 2007. 159 с.
11. Вергелес Г. И. Дидактические основы формирования учебной
деятельности младших школьников: Учебное пособие к спецкурсу. Л.,
1989. 331с.
12. Вергелес Т.Н., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться. СПб. РГПУ им. А.И. Герцена, Союз: 2000. 160с.
13. Витковская И. М.. Обучение младших школьников в совместной деятельности. Псков, 2000. 96 с.
14. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М.,1977. 230 с.
15. Волков Н.И. Организация учебной деятельности в малых группах./ Педагогическая психология: хрестоматия/ сотавит.: В.Н.Карандышев, Н.В.Носова, О.Н.Щепелина. СПб: Питер 2006. 412с.
16. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. М.: АПН РСФСР, 1956. 519 с.
17. Гражданцева В.А. Педагогика сотрудничества как условие развития личности / Начальная школа. 2008. №6. С.19-20.
18. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.И. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии 1993. № 3-4.
19. Данилов М.А., Компов Б.П. ДидактикаМ.: Изд-во АПН РСФСР, 2007. 518с.
20. Джонсон Д. Методы обучения: обучение в сотрудничестве / Джонсон Д.,
Джонсон Р., Джонсон-Холубек Э.; пер. с англ. З. С. Замчук.
Экономическая школаСПб.: Экономическая школа, 2001. 255 с.
21. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.,1989. 192с.
22. Дьяченко В.К., Попова А.И. Организация коллективных учебных занятий //Начальная школа 1990. №1. С 45.
23. Желтовская Л.Я. Особенности развития умения общаться у младших школьников // Начальная школа. 2011. №5. С.50-57.
24.Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. М., 2007. 152с.
25.Земленская Е.Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках // Начальная школа. 2008. №3. С.48-51.
26.Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 1998. 360 с.
27.Зоткина Е.Ю. Перестройка форм учебного сотрудничества ребенка со взрослым в младшем школьном возрасте // Новые исследования в психологии. 1987, № 2. С. 37-40.
28. Иванова И.В. Учебное сотрудничество как средство формирования у учащихся оценки результата деятельности //Начальная школа. 2011. №2. С.90-94.
29. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
30. Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, «Народная асвета», 1969, 196 с.
31. Конев А.Н. Индивидуально-типологические особенности младших
школьников как основа дифференцированного обучения. М.: Просвещение, 1968. 208 с.
32. Корепанова О.В. Работа в группах как фактор эффективного обучения // Начальная школа плюс до и после. 2011. №1. 57-61.
33. Котова Е.И. Разновозрастное учебное сотрудничество при обучении русскому языку // Русский язык в школе. 1987, № 3, с. 9-14.
34. Крулехт М.В., Тельнюк И. В. Экспертные оценки в образовании: Учеб. пособие для студ. фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 112 с.
35. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1997. С.41-47.
36. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М., «Просвещение», 1971. 415 с.
37. Национальная стратегия действия в интересах детей на 2012-2017 гг.
38. Нартова-Бочавер С.К. Психология личности и межличностных
отношений. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 54 - 68.
39.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. 736 с.
40. Панюшкин В.П. Групповые методы обучения как средство
формированиясотрудничества учащихся // Психологические проблемы процесса обучениямладших школьников / Под ред. Л.М.Фридмана. М.,1978.
41. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и
учащихся. / Под ред. А.А. Бодалева, В.Я. Ляудис. М: НИИ ОП АПН СССР, 1980, с. 37-52.
42. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология СПб.: Издательство «Питер», 2000. 416 с.
43. Романеева М.П. Кооперация со сверстниками как существенное условие обучения младших школьников // Вопросы психологии. 1982, № 1, с.50¬58.
44. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство «Питер», 2000. 712 с.
45. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987. 160 с.
46. Универсальные учебные действия [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx(дата обращения: 09.08.2017).
47. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. 192с.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.
49. Федеральный закон «Об образовании РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
50. Цукерман Г.А., Елизарова Н.А. и др. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. 1993. №2.
51. Цукерман Г.А, Поливанова Н.К.Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизниМ.: Московский центр качества образования, 2010. 120 с.
52. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. 268 с.
53.Чикишева О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста. / Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч.конф. Пермь: Меркурий, 2012. С. 90-92.
54.Чиханова О.В. Групповая работа на уроке и деятельностный подход в обучении / Начальная школа плюс до и после. 2013.№5.С.35.
55.Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности. Рига: Эксперимент, 1999. 76 с.
56. Шаброва С.В. Опыт организации групповой работы на уроках окружающего мира // Начальная школа. 2014. с.36-38.
57. Шапаваленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005. 349 с.
58. Шпика И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников //Начальная школа. 2007 г. №2. С. 23-25.
59.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
60.Эльконин Д.Б., Венгер А.Л Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. М.: НИИОПП, 2006. 48с.
61.Якобсон С.Г. Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания: сборник научных трудов. Москва: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1976. 188 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ