Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в образовательной организации

Работа №99527

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
186
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические аспекты нравственного воспитания детей младшего школьного возраста 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста 7
1.2. Нравственное воспитание: понятие, виды 13
1.3. Формы и методы нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в образовательной организации 27
Глава 2. Опытно-поисковая работа по нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста в Муниципальном автономном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 3»
города Верхняя Пышма 41
2.1. Анализ деятельности Муниципального автономного
образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» города Верхняя Пышма по нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста 41
2.2. Разработка и реализация комплекса мероприятий по нравственному
воспитанию детей младшего школьного возраста в образовательной организации 50
Заключение 62
Список использованной литературы 67
Приложения 72


Актуальность проблемы нравственного воспитания у детей младшего школьного возраста объясняется четырьмя положениями: во-первых, социум в России нуждается в подготовке образованных, высоконравственных людей.
Во-вторых, в современном мире люди живут и развиваются, окруженные разнообразными источниками сильного воздействия на них как положительного, так и отрицательного характера, источники ежедневно влияют и на чувства детей, формирующуюся сферу их нравственности;
в-третьих, современное образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, так как «воспитанность — это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку»;
в-четвертых, овладение знаниями о нравственности и морали значимо и потому, что эти знания не только информируют детей о нормах поведения, закрепленных в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Современные образовательные организации призваны воспитать ответственного гражданина, в соответствии с интересами его окружения.
Именно поэтому образовательные организации призывают помочь каждому учащемуся определить ценностные ориентиры в жизни. Это станет возможным, если воспитание нравственности будет органически вплетено в образовательный процесс и составит его неотъемлемую часть.
Решение этой задачи связано с формированием у детей нравственного воспитания, которым руководит педагог в процессе педагогической деятельности, уделяя данному процессу серьезное внимание.
Школа, как образовательная организация, в системе непрерывного образования с другими структурами образования, способствует нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста.
С ФГОС НОО решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.
Особое внимание необходимо уделять нравственному воспитанию младшего школьника, так как в этом возрасте ребенок восприимчив к усвоению моральных знаний, которые являются регулятором духовно-ориентированного поведения, его мотивов. От того, как будет воспитан младший школьник в нравственном отношении, зависит не только его дальнейшее успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
Исследованию данной проблемы посвящены фундаментальные труды ученых Н.М. Архангельского, Б.Т. Болдырева, Я.И. Колдунова, Д.М. Лихачева, Н.М. Трофимовой, И.Ф. Харламова и др. В трудах этих ученых речь идёт об основных понятиях теории нравственного воспитания и воспитания нравственных качеств, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов воспитания.
Однако решение задач нравственного воспитания в условиях образовательной организации недостаточно исследовано.
Для решения данной проблемы педагогу требуется не только знание психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста, но и умение осуществлять нравственное воспитание, используя определённые методы.
Противоречие состоит в том, что с одной стороны, необходимость осуществлять нравственное воспитание у детей младшего школьного возраста в образовательной организации, с другой стороны, не достаточная разработанность содержания нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
Проблема исследования: каково содержание нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в образовательной организации.
Исходя из проблемы исследования обозначена тема: «Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в образовательной организации».
Объект исследования - нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - содержание нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в образовательной организации.
Цель исследования: на основе анализа теории и практики разработать и реализовать комплекс мероприятий по нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста в образовательной организации.
Гипотеза исследования : возможно, что комплекс мероприятий по нравственному воспитанию младших школьников должен включать в себя:
- направления работы (с детьми, родителями, педагогом);
- применение методов (словесные, практические, наглядные) и форм (групповые, индивидуальные, массовые), которые направлены на нравственное воспитание младших школьников
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.
2. Раскрыть понятие и виды нравственного воспитания.
3. Изучить формы и методы нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в образовательной организации.
4. Проанализировать деятельность Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» города Верхняя Пышма по нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста.
5. Провести первичную диагностику нравственной воспитанности младших школьников в Муниципальном автономном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 3» города Верхняя Пышма.
6. Разработать комплекс мероприятий для детей младшего школьного возраста в Муниципальном автономном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Верхняя Пышма.
Методы исследования:
Теоретические - анализ, сравнение, обобщение.
Эмпирические - анализ документов, наблюдение, анкетирование,
тестирование, математическая и графическая обработка данных
База исследования: Муниципальное автономное образовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» (далее МАОУ «СОШ № 3») г. Верхняя Пышма.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Нравственное воспитание младших школьников является результатом совместной работы образовательной организации и семьи.
Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий.
Младший школьный возраст - этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Ведущим видом деятельности в данном возрасте становится учение, хотя по-прежнему много времени дети уделяют игре. Наиболее явные различия детей связаны с их полом и индивидуальными особенностями.
Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Преобладающим видом память является наглядно-образная.
К недостаткам памяти младших школьников относится неумение правильно организовать процесс запоминания, потребность в дословном запоминании, что связано с недостаточным развитием речи.
В младшем школьном возрасте возможны качественные изменения Я- концепции, в ходе значимой для ребёнка учебно-познавательной деятельности, структура которой позволяет органично включить в её содержание педагогически управляемый процесс развития у младшего школьника позитивной Я-концепции.
Обучение в школе - это, прежде всего, формирование нравственной личности. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у школьников нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета. Мы выяснили, что методы нравственного воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве.
С началом обучения в образовательной организации существенно расширяется круг общения ребенка со сверстниками. Первоклассники сначала привлекаются в формальное общение, преимущественно в процессе выполнения учебных задач или под влиянием внешних обстоятельств. Неформальные отношения между детьми в классе состоят, в основном, при содействии учителя.
В результате опыта взаимодействия младших школьников в классе начинает развиваться общественное мнение относительно одноклассников, появляются попытки оценить качества и поступки сверстников. Класс трансформируется в устойчивую социальную группу, где наблюдается дифференциация младших школьников по определенным статусам. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка учителя, успехи в учебе.
Также в главе были рассмотрены формы и методы и нравственного воспитания младших школьников.
Наиболее распространенной является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: индивидуальные, групповые и массовые или фронтальные.
В зависимости от источника передачи и восприятия учебной деятельности методы подразделяются на словесные, наглядные, практические. В словесные методы входят: рассказ, объяснение беседа, работа с книгой. Наглядные методы включают в себя: наблюдение, демонстрацию и иллюстрацию материала. Практические методы составляют: письменные или устные упражнения.
Мы проанализировали способы формирования нравственного воспитания младших школьников. Нужно отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная система методов. Допускается, что на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в изолированном виде. Но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели.
Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для младшего школьника значимым и привлекательным, а потому и эффективным
Во второй главе был проведен анализ деятельности Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» города Верхняя Пышма.
Исходя из анализа, можно сделать вывод, что в данной организации ведется деятельность по нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста.
Учебно-воспитательный план образовательной организации скорректирован для основательного изучения предметов, которые направлены на развитие нравственных качеств детей, при этом образовательные области выдержаны, а максимальный объём учебной нагрузки не превышает нормы.
Положительные стороны в организации нравственного воспитания младших школьников в данной образовательной организации заключаются в том, что эта работа основывается коллективной творческой деятельности педагогов, обучающихся и их родителей, которая включает в себя множество различных кружков, клубов, секций, накопленном опыте и традициях в формировании потребности у школьников здорового образа жизни.
Кроме того, положительной стороной является использование педагогами традиционных и инновационных подходов к организации экскурсионной деятельности.
Направленность в области нравственного воспитания младших школьников отражена не только в организации воспитательной работы, но и в некоторых предметах учебной деятельности, что определенно является
позитивным элементом.
Минусом в организации нравственного воспитания является недостаточная активность родителей, но организация делает все возможное для устранения данного недостатка.
В данной образовательной организации нами проводилось исследование, по результатам проведенной первичной диагностики, результаты была выявлена необходимость разработки и апробирования комплекса мероприятий по нравственному воспитанию младших школьников.
Уровень нравственной воспитанности младших школьников у большей части класса находился на среднем уровне, поэтому потребовалась дополнительная работа с учениками. Также дополнительная работа была необходима детям, чей уровень нравственной воспитанности находится на высоком уровне, однако, представления о нравственных понятиях недостаточно высок.
Исследование, направленное на выявление уровня нравственного воспитания у детей младшего школьного возраста, организованное в СОШ № 3 города Верхняя Пышма, показало следующие результаты.
Педагоги выявляют положительное в учащемся и, делая упор на все хорошее, что в нем есть, развивают другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные нравственные качества. Затем доводят их до нужного уровня и гармонического сочетания. Педагоги образовательной организации программируют хорошее поведение. Также они внушают уверенность в успешном достижении высоких результатов, оказывают доверие младшим школьникам, ободряют их при неудачах.
Первичная диагностика показала, что дети младшего школьного возраста имеют средний уровень воспитания нравственных качеств. Для развития нравственных качеств у учащихся был разработан комплекс занятий. Он состоял из десяти занятий, объединенных целью нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
На занятиях использовались такие средства, как русская народная музыка, сказки, поговорки, игры, пословицы. Большинство из них включают в себя элементы бесед на различные темы, также используется лепка, рисование, инсценировки, игры.
После проведения комплекса занятий по нравственному воспитанию, младшие школьники могли объяснить основные нравственные понятия, изучили нравственные нормы, принятые в обществе. В их поведении стали проявляться общественные мотивы поведения. Ребята выказывали сочувствие и помогали другим в сложной ситуации, научились определять настроение близких людей и т.д.
За время проведения комплекса занятий, многие учащиеся стали активнее включаться в работу, стали понимать смысл таких нравственных качеств, как дружелюбие, взаимопомощь, сопереживание. Более того, осознание детьми смыслового содержания этих слов привело к постепенному присвоению этих нравственных качеств. Младшие школьники стали активно помогать друг другу, воспитателям на занятиях, на дежурстве, в делах группы.
Дети младшего школьного возраста стали применять в речи понятия различных нравственных качеств. А также отмечать их не только у других, но в некоторых ситуациях и разбирать свое поведение.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Архангельский Н. В. Нравственное воспитание. М.: Просвещение, 2011.184с.
2. Асмолов А. Г. Образование как платформа развития образования нравственности в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник.2007. № 9. С. 3-5.
3. Бабанский Ю. К. Педагогика. М.: Высш. шк., 2012. 488 с.
4. Белова В.В. Взаимодействие внешкольных учреждений и школы в воспитании творческой индивидуальности подростков. М., 1986. 23 с.
5. Березина В.А. Образование детей как средство их нравственного воспитания. М., 2008. 147 с.
6. Бестужев-Лада И. В. Нужна ли школе реформа? XXI век: ожидаемые и желаемые изменения системы народного образования России. М. : Пед. о-во России, 2000. 192 с.
7. Бестужев-Лада И. В. Нравственные качества. Развитие и воспитание. М.: Пед. о-во России, 2006. 192 с.
8. Бобровский О. А. Методы и средства воспитания нравственности у современной молодежи. М.:Астрель, 2010. 214 с.
9. Боголюбова М.Н. Образование от А до Я. М.: Просвещение, 2013. 317 с.
10. Божович Л. И. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. М. : ВЛАДОС, 2000. 184 с.
11. Божович Л. И. Общая характеристика детей младшего школьного возраста. М., 1995. С. 24-54.
12. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников: вопросы теории. М. : Педагогика, 2010. 198 с.
13. Болдырев Н. И. Педагогика. М. : ВЛАДОС, 2011. 288 с.
14. Бруднов А. К. Внешкольное образование - насущное явление времени (проблемы, поиски, решения) // Воспитание школьников. 2002. № 3. С. 3-5.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ