Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в образовательной организации

Работа №99524

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
238
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические основы художественно-эстетического воспитания у детей младшего школьного возраста в образовательной организации 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста 6
1.2. Художественно-эстетическое воспитание: понятие и
сущность 15
1.3. Формы и методы художественно-эстетического воспитания у
младших школьников в общеобразовательной организации 24
Глава 2. Опыт работы Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №179 г. Екатеринбурга по художественно-эстетическому воспитанию у младшего школьного возраста 35
2.1. Анализ деятельности педагогов школы №179
г. Екатеринбурга по художественно-эстетическому воспитанию у детей младшего школьного возраста 35
2.2. Комплекс мероприятий по художественно-эстетическому
воспитанию у детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации 45
Заключение 56
Список использованной литературы 62
Приложения 66

Процесс гуманизации и гуманитаризации образования, возрастание роли духовного фактора в развитии личности выдвигает художественно - эстетическое воспитание на новые позиции в современном обществе.
Художественно - эстетическое развитие обучающихся не ограничивает свои задачи только формированием эстетических чувств, художественных вкусов, идеалов, потребностей, взглядов и убеждений личности. Художественно - эстетическое развитие дает способность воспринимать и оценивать мир с точки зрения гармонии, совершенства и красоты, оно является неотъемлемым составным элементом эстетической культуры личности. Процесс воспитания человека состоит в выработке в нем способностей творчески преобразовывать мир в соответствии со своими целями и желаниями.
Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в поведении. Под выражением "художественно-эстетическое воспитание" подразумевается воспитание чувства красоты, развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе и искусстве.
Актуальность исследования объясняется тем, что развитие художественно-эстетического воспитания личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в младшем школьном возрасте и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности.
В трудах отечественных психологов художественно-эстетическое воспитание выступает как наиболее характерная, специфическая черта творческих способностей личности, отличающая его от других психических процессов, и в то же время рассматривается противоречивая связь её с репродукцией.
Анализу психолого-педагогической литературы по изучению художественно-эстетического воспитания младших школьников посвящено значительное количество работ отечественных и зарубежных авторов Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, Я.А. Пономарева, А.Н. Леонтьева, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна, Дж. Гилфорда, П.Е. Торренса и др.
Таким образом, актуальность диктует вопрос о разработке креативных технологий обучения, развития и воспитания подрастающего поколения.
Все выше сказанное определяет актуальность выбранной темы.
Противоречие: между необходимостью художественно-эстетического воспитания в младшем школьном возрасте в образовательной организации и недостаточной разработанностью его содержания.
Проблема исследования: каково содержание художественно-эстетического воспитания в младшем школьном возрасте в общеобразовательной организации?
Тема исследования: «Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в образовательной организации».
Объект исследования: процесс воспитания детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации.
Предмет исследования: содержание художественно-эстетического воспитания в младшем школьном возрасте в общеобразовательной организации.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий по художественно-эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации.
Гипотеза исследования: содержание художественно-эстетического
воспитания у младшего школьного возраста в общеобразовательной организации предполагает:
1) формы и методы художественно-эстетического воспитания;
2) разработан комплекс мероприятий для детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста.
2. Изучить сущность и характеристику художественно-эстетического воспитания.
3. Рассмотреть формы и методы художественно-эстетического воспитания у младших школьников в образовательной организации.
4. Проанализировать деятельность педагогов МБОУ СОШ №179 г. Екатеринбурга по художественно-эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста.
5. Разработать комплекс мероприятий по художественно-эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа №179 г. Екатеринбурга.
Методы исследования: теоретические - анализ литературных
источников, обобщение; эмпирические - беседа, анализ документов, интервью, прослушивание мелодий, литературная игра.
Структура работы: введение, 2 главы (1 глава-3 параграфа,2 глава-2 параграфа), заключение, список использованной литературы (62), приложения (6).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Младший школьный возраст охватывает период жизни с 6-7 до 10-11 лет. Процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как: повышенная эмоциональная возбудимость и непоседливость.
Происходит формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета), совершенствование познавательных процессов.
У младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше и быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.
Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание детей, без всяких усилий с их стороны.
Восприятие также характеризуется непроизвольностью. В процессе обучения оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.
С поступлением в школу, у ребенка меняется режим дня, появляются новые обязанности и права. Основной, ведущей деятельностью становится обучение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания.
Большое воспитательное воздействие на младшего школьника оказывает учитель. Это связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя - самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.
Все эти изменения требуют особого подхода в воспитании и внимания родителей к своему ребенку.
Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности.
Цель эстетического воспитания, по мнению В.Н. Шацкой: "Эстетическое воспитание служит формированию... способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты".
Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве.
Задачи художественно-эстетического воспитания: формирование на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия; формирование у каждого воспитуемого художественно-эстетической творческой способности. Их суть состоит в том, что в процессе художественно-эстетического воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание.
Вся система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном.
Точно определить методы художественно-эстетического эстетического воспитания довольно трудно. Но можно классифицировать ряд особо результативных методов: метод убеждения, направлен на формирование эстетического восприятия, оценки, начальных проявлений вкуса; метод приучения, упражнения - для приобретения навыков культуры поведения; метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и безобразное в окружающем мире; метод проблемных ситуаций - подталкивает к творческим и практическим действием.
Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в начальной школе может быть организовано по разным формам и классификациям: по принципу управления деятельностью (под прямым и косвенным руководством педагога), по количеству детей (фронтальная, подгруппами, индивидуальная), по видам деятельности (занятия, театрализованные игры, экскурсии, проведение праздников).
Значительную роль в формировании эстетической культуры играют формы, используемые во внеучебное время. К таким формам относят: кружки, клубы, студии по разным направлениям, кинолектории, классные часы, часы информации, вечера поэзии, встречи за круглым столом и т.д.
Средства реализации содержания художественно-эстетического воспитания подбираются педагогическим коллективом в соответствии с целями и задачами, поставленными перед СОШ: эстетическое общение, природа, искусство (музыка, литература, театр, произведения художественно-декоративного творчества), окружающая предметная среда, самостоятельная художественная деятельность детей (музыкальная, изобразительная, художественно-игровая), разнообразные виды игр, разные виды труда детей в начальной школе, физические упражнения и элементы спортивных игр.
Диагностику мы провели на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №179.
В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №179 г. Екатеринбург для
художественно-эстетического воспитания используются следующие мероприятия: ежедневное включение в учебный процесс художественно-эстетических заданий и упражнений; реализация кружковых или факультативных занятий по специально разработанной программе; вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи учащихся; дидактические и сюжетно - ролевые игры на уроках и во внеурочное время; экскурсии, наблюдения; творческие мастерские; тренинги, проводимые психологом образовательного учреждения.
К традиционным видам и жанрам, реализуемых в общеобразовательном учреждении, направленных на художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста относятся: музыкальное искусство, театральное искусство, хореографическое искусство, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, цирковое искусство, киноискусство, техническое творчество.
С целью выявления уровня художественно-эстетического воспитания младших школьников нами были использованы разные диагностические методы. Базой нашего исследования является МБОУ СОШ №179. В исследовании участвовало 26 учащихся 3 класса.
Исследование было проведено на основании методики Л.В. Школяра «Выбери музыку», где большее количество детей в 3 классе показали средний уровень, но есть и такие, которые имеют высокий и низкий уровень, таких, как показали результаты исследования меньше, чем тех, кто показал средний уровень.
Далее для определения уровня художественно-эстетического воспитания детей в изобразительной деятельности был использован художественно-экспрессивный тест, который показал так же средний уровень у младших школьников, что является хорошим результатом.
Для более полной картины, мы провели интервью у детей младшего школьного возраста, которое так же показало, что большинство детей имеют художественно-эстетическое воспитание на среднем уровне. Большее количество детей любят слушать звуки природы, пение птиц, любят думать о хорошем, ходить в лес для полного погружения в прекрасное, все дети имеют дома любимые игрушки, книжки и имеют представление об искусстве и владеют небольшой информацией об искусстве. Конечно, после нашего интервьюирования и анализа ответов, мы выявили детей, которые не имеют дома цветов и не ухаживают за ними, не занимаются дома каким-то саморазвитием, а лишь смотрят телевизор, а также не ходят в музеи, театры, зоопарк. Из данных ответов мы сделали вывод, что младшие дошкольники этого не любят либо им данная тема не интересна и не понятна. На основании результатов таблицы 1 видно, что таких детей небольшое количество.
Есть такие дети, которым не интересно заниматься и изучать тему искусства, но большее количество, а именно 23 человека, желают, чтобы ввели дополнительный урок по данной теме для более полного изучения данной темы.
Следуя из результатов проведенного анализа, видно, что уровень художественно-эстетического воспитания находится на среднем уровне.
На основании данного исследования, мы разработали комплекс мероприятий по художественно-эстетическому воспитанию у детей младшего школьного возраста в образовательном учреждении.
в процессе опытно-поисковой работы был разработан комплекс мероприятий по художественно-эстетическому воспитанию у младших школьников, которая включает: работу с коллективом подростков; индивидуальную работу; закрепление и развитие личностных навыков в процессе индивидуальных заданий.
Цель комплекса мероприятий - укрепить уже существующие знания, отношения, деятельность и личностные индивидуальные способности, а также повысить уровень художественно-эстетического воспитания у детей младшего школьного возраста.
Формы работы: экскурсия на природу с последующим рассказом об их впечатлениях; работа с текстами сказок: чтение, пересказ; театрализованные игры и детские утренники; литературные игры; выставки поделок.
Данный комплекс мероприятий по художественно-эстетическому воспитанию у младших школьников, включающий в себя работу с коллективом детей (игры, дискуссии, лекции), индивидуальную работу и массовую агитационную работу направлены на формирование у них интерес к укреплению и развитию своих взглядов, способностей и возможностей по художественно-эстетическому воспитанию.
Ряд учащихся делает ошибки в определенных местах, в определенных заданиях, причем нередко это объясняют невнимательностью, что не всегда справедливо. Обнаруженные у некоторых вполне внимательных учеников традиционные ошибки требуют индивидуальной работы.
Для того, чтобы ученики исправили свою невнимательность, свои часто повторяющиеся ошибки в определенных моментах, особенно если ошибки повторяются в традиционных местах, чтобы настроиться на новый уровень работы, мы разработали комплекс мероприятий, где приложим все усилия на выполнение высокого результата, на привлечение с особым интересом младших школьников к работе над собой, над своими способностями.
После проведения данных мероприятий, необходимо провести повторную диагностику для выявления поднятия уровня художественно-эстетического воспитания у детей младшего возраста.
Данные мероприятия, поднимают уровень художественно-эстетического воспитания у детей младшего возраста.
Таким образом задачи решены, цель достигнута.



1. Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития // Психологический анализ учебной деятельности М.: ИПРАН. 1991. С. 7.
2. Ананьев Б.Г. Проблемы возрастной психологии. М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008. 382 с.
3. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Казань, 2006. 499 с.
4. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс, кн.1. Казань, 1996. 565 с.
5. Антонова Ю.А. Весёлые игры и развлечения для детей и родителей. М: ООО «ИД РИПОЛ классик, 2007. 288 с.
6. Аркушенко А., Ларина О. Психология развития и возрастная психология. М.: Эксмо, 2008. 70 с.
7. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М.: Прогресс, 1970. 142 с.
8. Библер В.С. Мышление как творчество. М.: Наука, 1983. 215 с.
9. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов/ Д., 1983. 173с.
10. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 320 с.
11. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. Самара, 1994. 315с.
12. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983. 96 с.
13. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада. М.: Просвещение, 1995. 143 с.
14. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. М., 1999. 206 с.
15. Ветлугиной Н.А. Художественное творчество и ребенок. М.: Педагогика, 1992. 291 с.
16. Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. М.: Академический проект, 2005. 98 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ