Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация профориентационной работы со старшеклассниками в общеобразовательной организации

Работа №99520

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы98
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
162
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации профориентационной работы в образовательной организации 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старшего подросткового
возраста 6
1.2. Профориентационная работа со старшеклассниками: понятие,
организация, формы, методы 17
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации профориентационной работы со старшеклассниками на примере МАОУ «СОШ №24» Асбестовского городского округа 43
2.1. Анализ опыта работы школы по организации профориентационной
работы со старшеклассниками 43
2.2. Первичная диагностика старшеклассников в общеобразовательной
организации 53
2.3. Комплекс мероприятий по организации профориентационной работы
со старшеклассниками в общеобразовательной организации 62
Заключение 73
Список использованной литературы 75
Приложения

На жизненном пути каждому человеку приходиться решать множество задач, отвечать на разные вопросы. Одна из главных задач, которую пытаются решать старшеклассники и, конечно же, их родители, это правильно сориентироваться в выборе профессии. В жизни каждого человека работа занимает важнейшее место.
Сложным и ответственным делом является организация профориентационной работы в образовательной организации, в процессе которой учащиеся получают возможность в полной мере самостоятельно, творчески применять свои знания и умения на практике, проверять свою готовность к выбору профессии. Наиболее актуальна эта проблема для подростков. Взросление человека неизбежно сопровождается решением вопроса о выборе профессии.
Таким образом, основная задача профориентационной работы в школе состоит в том, чтобы оказать помощь подрастающему поколению в выборе профессии с учетом их интересов и склонностей.
Проблемы, связанные с различными сторонами профориентационной работы, ученые пытаются решать. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации исследовал Е.А.Климов [23], научные основы профориентации выдвинул А.Д. Сазонов[51]. Работы Е.А. Климова [25], Н.С Пряжникова [49], А.Д. Сазонова[51] и др. посвящены профессиональной ориентации в условиях общеобразовательной школы. И.А. Заборская, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников занимались исследованиями факторов и мотивов, влияющих на выбор профессиональной деятельности старшеклассников. Процессы формирования профессиональной направленности в старшем школьном возрасте отражены в работах Э.Ф. Зеера[21].Профильное обучение и его значение в организации профориентационной работы в школе раскрываются в работах Л.К. Артёмовой[3].
Актуальность темы состоит в том, что существующая база профориентационной работы недостаточна для ее эффективности. Социально-экономические перемены в нашей стране, связанные с переходом к рыночным отношениям, породили множество проблем. Это вызвало необходимость нового подхода к решению задач самореализации и самоопределения личности в профессиональной деятельности, адекватного выбора карьеры, с учетом текущей ситуации на рынке труда.
Проблемные вопросы по данной теме освещены в основном в работах психологов (Н.С. Пряжникова, Е.А. Климова,Э.Ф. Зеер, Е.А. Заборская, А.Д. Сазонова, Л.К Артёмовой, Л.А. Йовайша). С позиции же социальной педагогики профориентационная работа практически нигде не рассматривается[41].
Исходя из теоретического анализа и современной образовательной практики профориентационной работы в образовательной организации, можно сформулировать следующее противоречие: между необходимостью организации профориентационной работы со старшеклассниками в связи с введением ФГОС СОО в практику работы школы с одной стороны и недостаточностью сведений о том, как организовать этот процесс, с другой.
Проблема исследования: какова организация профориентационной работы старшеклассников в общеобразовательной организации в процессе.
Тема исследования: «Организация профориентационной работы со старшеклассниками в общеобразовательной организации».
Объект исследования: процесс организации профориентационной работы со старшеклассниками.
Предмет исследования: формы и методы профориентационной работы со старшеклассниками в общеобразовательной организации.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать комплекс мероприятий, направленный на организацию профориентационной работы со старшеклассниками в образовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, организация профориентационной работы со старшеклассниками в школе в период внедрения ФГОС СОО должна учитывать психолого-педагогические характеристики старшего подросткового возраста и структурные компоненты профориентационной работы.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику старшему подростковому возрасту.
2. Рассмотреть содержание понятия профориентационная работа со старшеклассниками и теоретические аспекты ее организации.
3. Проанализировать опыт работы по организации профориентационной работы со старшеклассниками в образовательной организации.
4. Частично апробировать комплекс мероприятий по организации профориентационной работы со старшеклассниками в образовательной организации.
Методы исследования: теоретические - анализ, обобщение, конкретизация, абстрагирование; эмпирические - анкетирование, наблюдение, анализ педагогической документации, беседа, консультирование.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24 с углубленным изучением отдельных предметов» Асбестовского городского округа (далее по тексту АГО).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Для осуществления грамотной организации профориентационной работы в общеобразовательной организации очень важна поддержка на всех уровнях. Мягко взаимодействуя со школьниками на протяжении всего времени обучения, особенно в старших классах, успешно помогает им сделать обдуманный, самостоятельный выбор профессии, профиль обучения и предотвратить множество связанных с этим типичных ошибок.
Педагог помогает школьникам осознать их склонности и способности, направляет развитие профессиональных интересов. Он помогает родителям разобраться в трудности правильного выбора профессии их ребенком. Педагог должен уметь в зависимости от ситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностей школьников подобрать комплекс педагогических форм и методов воздействия на личность, чтобы достичь цели профориентации, реализовать тот широкий круг задач подготовки старших школьников к выбору профессии.
Поставленная в опытно-поисковой работе цель: рассмотреть и проанализировать особенности организации профориентационной работы со старшеклассниками- достигнута.
В теоретической части работы изучены теоретические аспекты организации профориентационной работы со старшеклассниками, раскрыты особенности данного возраста, содержание, формы и методы организации профориентационной работы.
Эмпирическая часть подтверждает, что, в образовательной организации проводится комплекс мероприятий по организации профориентационной работы со старшеклассниками.
Таким образом, выполненная нами опытно-поисковая работа показала, что профориентационная работа в школе представляет собой комплекс мероприятий для учащихся и их родителей в соответствии с возрастными особенностями, отмечается интерес к вопросу о своем профессиональном будущем.
Также следует отметить, что в ходе выполнения выпускной квалификационной работы мы проанализировали основные подходы в организации профориентационой работы со старшеклассниками; раскрыли структуру работы педагогов по поддержке профессионального
самоопределения в старших классах и опытно-поисковым путем подтвердили, что в школе организована профориентационая работа.
Анализируя данные необходимо помнить, что окончательный выбор только за самим человеком, ибо выбирая профессию, выбираешь судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции) и обеспечивать максимальную реализацию возможностей (пользу обществу).



1. Абдуллаева М.М. Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход // Психологический журнал. 2004. т. 5. № 5. С. 86 - 95.
2. Арапова М.А. Классный час играючи. Выпуск 1. М.: Сфера, 2002. 64 с.
3. Арефьев И.П. Профориентация: ученик, учитель вуз // Педагогика. 1995. № 3. С. 65-68. Г.Д. Психологические основы формирования
профессионального интереса к педагогической деятельности. Омск: ОГИФК, 1990. 186 с.
5. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. М.: Владос, 2001. 95с.
6. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология: учеб, пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 416 с.
7. Берг В. Карьера - суперигра. М.: АСТ, 2001. 121 с.
8. Блонский П.П. Выбор профессии. М.: Познание, 2009. 89 с.
9. Богданович С.С. Мотивационные факторы в системе профессиональной ориентации личности в юношеском возрасте // Вопросы психологии. 1998. № 10. С. 22 - 23.
10. Богомаз С.Л. Актуальные проблемы профессионального самоопределения личности старшеклассника // Психология. 1997. № 8. С. 8 - 14.
11. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков.М.: Просвещение, 2001. 205 с.
12. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Москва-Воронеж:
НПО «МОДЭК», 1995. 252 с.
13. Бондарев В.П. Выбор профессии. М.: Просвещение, 1999. 165 с.
14. Бордовская Н.В. Педагогика. СПб.: Питер, 2000. 304 с.
15. Возрастная и педагогическая психология: учеб, для студентов педвузов/ Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 2006.258 с.
16. Герасимова В.А. Классный час играючи. Выпуск 3. М.: Сфера,2002. 64 с.
17. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. М.: Знание, 1989. 236 с.
18. Гинзбург М.Р. Психологическое развитие старшего подростка. М.:АСТ, 2004.198с.
19. Детская психодиагностика и профориентация: Хрестоматия / сост. Л.Д. Столяренко. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. 371 с.
20.Захаров H.H. Профильная ориентация школы: пособие для студентов. М.: Просвещение, 1988. 269 с.
21.Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов педвузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 113 с.
22.Зубелевич Л.И. Аспекты трансформации профидентичности: актуальные проблемы профориентации и профадаптации // Вопросы психологии. 1999. № 6. С. 49 - 54.
23. Климов Е.А. Как выбирать профессию: книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 2011.254 с.
24. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов- на-Дону: Феникс, 1996. 509 с.
25. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Просвещение, 2010.352 с.
26. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание, 1985. 86 с.
27. Коваль М.Б. Ключ к успеху. М.: Просвещение, 2008. 148 с.
28. Кон И.С. Психология старшеклассников. М.: Познание, 2007. 151с.
29. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 254 с.
30. Коннычева Г.Г. Формирование мотивационной готовности к
профессиональному самоопределению лицеистов. Саратов, 2001. 143 с.
31. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2001. 992 с.
32. Кухарчук А.М. Человек и его профессия: учеб, пособие для студентов педвузов. Минск: Современное слово, 2006. 164 с.
33. Леонтьев Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2003. № 1. С. 26
- 34.
34. Леонтьев Д.А. Профессиональное самоопределение, как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 57
- 66.
35. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации/ Отв. ред. А.Ф. Кудряшов. Петрозаводск, 1992. 287 с.
36. Малепина Т.В. Развитие навыков общения ребёнка в играх, тренингах, тестах. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.32 с.
37. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.:АСТ, 2007.380 с.
38. Мудрик A.B. Социальная педагогика / Под ред. A.B. Сластёнина. М.: Издательский цент «Академия», 2000. 200 с.
39. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учебное пособие. СПб.: Речь, 2004. 95 с.
40.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: АСТ, 2009. 270 с.
41. Основы теории и практики профориентации / Сост. В.И. Балахин и др. СПб.:Питер, 2000. 245 с.
42. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и
развитие профессиональной зрелости. М.: ТЦ Сфера, 2005. 157 с.
43. Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.
44. Петрова Н. Тренинг для победителя. Самоменеджмент эпохи Интернет. СПб.: Речь, 2002. 211 с.
45. Поплавский Н.Н. Подходы к пониманию профессионального
самоопределения // Психология образования сегодня: теория и практика: материалы Межд. науч.-практич. конф.; под ред. С.И. Коптевой, А.П. Лобанова, Н.В. Дроздовой. Минск, 2003. С. 238 - 242.
46. Профессиональная ориентация молодежи и организация приема в высшие учебное заведение/ Сост. И.Т. Гусев и др. М.:Просвещение, 1998.124 с.
47. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Москва-Воронеж, 2011. 463 с.
48. Пряжников Н.С. Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики. М.: АСТ, 2001. 128 с.
49. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. Воронеж, 2007. 312 с.
50. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: учеб, пособие для студентовпедвузов. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 366 с.
51. Свирская Н.А. Профилирование предметов - один из важных этапов профессионального самоопределения // Психология. 2005. № 1. С. 24 - 26.
52. Терновая И.П. Игровые технологии как средство развития
коммуникативных навыков. Таганрог, 2003. 92 с.
53. Трофимова Н.Б. Проблема выбора профессии. Воронеж, 2004. 84 с.
54. Трофимова Н.М., Пушкина Т.Ф., Козина Н.В. Возрастная психология. СПб.: Питер, 2005. 304 с.
55. Ходаков А.И. Реальный путь социальной поддержки (проблема
профессионального самоопределения) // Открытая школа. 2001. № 1. С. 35- 48.
56.Чернер С.Л. Педагогическая поддержка жизненного и профессионального самоопределения школьников // Школа. 2000. № 3С. 3- 9.
57.Чернявская А.П. Психологическое консультирование по
профессиональной ориентации. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 96 с.
58. Чистякова С.Н., Пряжников Н.С. Педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопределения учащихся. Ученик в обновленной школе. Сборник научных трудов. М.: Познание, 2002. 358 с.
59. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Просвещение, 1991. 195 с.
60. Шаповалова В.С., Челышева И.В. Профориентология: теория, история, практика: учебное пособие. Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. 257 с.
61. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. М.: Перспектива, 2006.146 с.
62. Школа и выбор профессии/ Под ред В.А. Полякова и др. М.: АСТ, 2002. 144 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ