ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
|
Введение 3
I. Психолого-педагогические аспекты формирования гражданской
идентичности в процессе обучения 7
1.1. Сущность и содержание понятия «гражданская идентичность»
и ее связь с патриотизмом 7
1.2. Особенности формирования гражданской идентичности в
процессе обучения 16
1.3. Методический анализ проблемы формирования гражданской
идентичности в процессе обучения физике 28
II. Методика формирования гражданской идентичности в процессе
обучения физике 37
11.1. Диагностические цели формирования гражданской
идентичности 37
11.2. Принципы, основания, критерии отбора содержания учебного
материала и видов деятельности для формирования гражданской идентичности 42
11.3. Модель формирования гражданской идентичности при
обучении физике 52
11.4. Мониторинг оценки гражданской идентичности 60
Заключение 71
Список литературы
I. Психолого-педагогические аспекты формирования гражданской
идентичности в процессе обучения 7
1.1. Сущность и содержание понятия «гражданская идентичность»
и ее связь с патриотизмом 7
1.2. Особенности формирования гражданской идентичности в
процессе обучения 16
1.3. Методический анализ проблемы формирования гражданской
идентичности в процессе обучения физике 28
II. Методика формирования гражданской идентичности в процессе
обучения физике 37
11.1. Диагностические цели формирования гражданской
идентичности 37
11.2. Принципы, основания, критерии отбора содержания учебного
материала и видов деятельности для формирования гражданской идентичности 42
11.3. Модель формирования гражданской идентичности при
обучении физике 52
11.4. Мониторинг оценки гражданской идентичности 60
Заключение 71
Список литературы
Актуальность исследования. В конце 90-х годов страна находилась в кризисе. Россия потеряла лидирующие позиции в мире во многих сферах. Для решения возникших проблем начался период модернизации, главной целью которого было возвращение России конкурентоспособности на мировом рынке.
Главная ставка была сделана на личность - инициативную, креативную, ответственную, готовую обучаться на протяжении всей жизни.
О необходимости сплочения народа, обеспечения единства частных инициатив с общенациональными задачами говорил Президент РФ Путин В.В. в своем обращении к Федеральному собранию в 2000 году: «Единство России скрепляют присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общая историческая память Нам пока не всегда удается совместить патриотическую ответственность за судьбу страны с тем, что Столыпин когда-то называл «гражданскими вольностями»» [3].
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. в качестве одного из направлений молодежной политики выделяют развитие программ формирования единой национально-государственной идентичности [4].
Важная роль в процессе становления личности, формирования необходимых качеств, передаче подрастающему поколению национальных ценностей отводится образованию.
При этом следует отметить, что, несмотря на достижение значительных успехов в разработке содержания и структуры школьных курсов естественнонаучного цикла, в повышении научного уровня преподавания в целом, успехи в воспитании учащихся оказались не столь впечатляющими. Сложившийся дисбаланс между обучением и воспитанием приводит к пренебрежению личностью школьника и как следствие отдаление учащихся от науки, падение интереса к изучению в частности физики и снижение успеваемости по предмету.
Потому формирование гражданской идентичности является инновационной задачей, поставленной перед педагогическим сообществом в общем, и учителями физики в частности.
Исследование актуальность исследования позволило сформулировать проблему исследования: каковы теоретические основы и педагогические условия формирования гражданской идентичности школьников на уроках физики?
Цель исследования: разработать, обосновать педагогическую модель формирования гражданской идентичности учащихся на уроках физики и опытно-экспериментальным путем проверить ее эффективность.
Объектом исследования выступает процесс обучения физике в общеобразовательной школе.
Предметом исследования является формирование гражданской идентичности учащихся на уроках физики.
В основу исследования положена гипотеза:
Процесс формирования российской идентичности обучающихся на уроках физики будет успешным, если:
- разработать и реализовать методическую модель формирования гражданской идентичности в процессе обучения физике, включающую цели, задачи, формы, методы воспитания и критерии диагностики уровня развития гражданской идентичности;
- предложить для учителя структуру учебных и внеучебных занятий, в которых:
• содержание не будет ограничено сообщением учащимся системы знаний и формированием учебных умений и навыков, а будет одновременно решать воспитательные задачи;
• применяются методы и формы работы, основанные на активной деятельности учащихся, на выборе, сравнении, примере при одновременном уменьшении доли форм деятельности, предполагающих вербальное, констатирующее взаимодействие,
- применять схемы мониторинга, позволяющие дать качественную и количественную характеристику уровня сформированности компонентов гражданской идентичности, и на основе комплексной оценки определить общий уровень сформированности гражданской идентичности.
Задачи исследования:
1. Уточнить сущность, структуру и содержание понятия «гражданская идентичность».
2. Изучить процесс становления гражданской идентичности.
3. Определить критерии, показатели сформированности российской гражданской идентичности.
4. Определить направления работы по формированию гражданской идентичности.
5. Разработать и обосновать модель формирования гражданской идентичности учащихся на уроках физики.
6. Экспериментально проверить эффективность предложенной модели формирования гражданской идентичности.
Теоретическу и методологическую основу исследования составляют:
- представления о социокультурной идентичности и процессе ее становления и развития (Э. Эриксон, Т.Г. Стефаненко, М.В. Шакурова, Л.Б. Шнейдер и др.);
- совокупность идей о формировании гражданской идентичности в процессе обучения (А.Г. Асмолов, А.А. Логинова, Л.А. Роганова, Г.Х. Ахметшина, А.Н. Махинин, Н.В. Сафин, И.Ю. Халиков и др.);
- совокупность идей о формировании нравственных ценностей и патриотизма на уроках физики (О.Р. Шефер, И.Х. Гулаев, С.М. Шабалина, Р.Н. Щербаков, В.С. Костюк, М.С. Багова, А.И. Захарова)
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы;
- эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент по формированию гражданской идентичности на уроках физики.
Опытно-экспериментальная база: в эксперименте приняли участие 70 учащихся 8-9 классов МАОУ СО «Средняя общеобразовательная школа №16», г. Дегтярск.
Новизна исследования заключается в следующем:
- выявлены и научно обоснованы возможности школьного курса физики для формирования гражданской идентичности учащихся;
- выявлены содержание школьного курса физики, а также технологии, методы и формы организации учебного процесса, направленные на формирование гражданской идентичности школьников;
- разработана и апробирована модель формирования гражданской идентичности школьников при обучении физике.
Главная ставка была сделана на личность - инициативную, креативную, ответственную, готовую обучаться на протяжении всей жизни.
О необходимости сплочения народа, обеспечения единства частных инициатив с общенациональными задачами говорил Президент РФ Путин В.В. в своем обращении к Федеральному собранию в 2000 году: «Единство России скрепляют присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общая историческая память Нам пока не всегда удается совместить патриотическую ответственность за судьбу страны с тем, что Столыпин когда-то называл «гражданскими вольностями»» [3].
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. в качестве одного из направлений молодежной политики выделяют развитие программ формирования единой национально-государственной идентичности [4].
Важная роль в процессе становления личности, формирования необходимых качеств, передаче подрастающему поколению национальных ценностей отводится образованию.
При этом следует отметить, что, несмотря на достижение значительных успехов в разработке содержания и структуры школьных курсов естественнонаучного цикла, в повышении научного уровня преподавания в целом, успехи в воспитании учащихся оказались не столь впечатляющими. Сложившийся дисбаланс между обучением и воспитанием приводит к пренебрежению личностью школьника и как следствие отдаление учащихся от науки, падение интереса к изучению в частности физики и снижение успеваемости по предмету.
Потому формирование гражданской идентичности является инновационной задачей, поставленной перед педагогическим сообществом в общем, и учителями физики в частности.
Исследование актуальность исследования позволило сформулировать проблему исследования: каковы теоретические основы и педагогические условия формирования гражданской идентичности школьников на уроках физики?
Цель исследования: разработать, обосновать педагогическую модель формирования гражданской идентичности учащихся на уроках физики и опытно-экспериментальным путем проверить ее эффективность.
Объектом исследования выступает процесс обучения физике в общеобразовательной школе.
Предметом исследования является формирование гражданской идентичности учащихся на уроках физики.
В основу исследования положена гипотеза:
Процесс формирования российской идентичности обучающихся на уроках физики будет успешным, если:
- разработать и реализовать методическую модель формирования гражданской идентичности в процессе обучения физике, включающую цели, задачи, формы, методы воспитания и критерии диагностики уровня развития гражданской идентичности;
- предложить для учителя структуру учебных и внеучебных занятий, в которых:
• содержание не будет ограничено сообщением учащимся системы знаний и формированием учебных умений и навыков, а будет одновременно решать воспитательные задачи;
• применяются методы и формы работы, основанные на активной деятельности учащихся, на выборе, сравнении, примере при одновременном уменьшении доли форм деятельности, предполагающих вербальное, констатирующее взаимодействие,
- применять схемы мониторинга, позволяющие дать качественную и количественную характеристику уровня сформированности компонентов гражданской идентичности, и на основе комплексной оценки определить общий уровень сформированности гражданской идентичности.
Задачи исследования:
1. Уточнить сущность, структуру и содержание понятия «гражданская идентичность».
2. Изучить процесс становления гражданской идентичности.
3. Определить критерии, показатели сформированности российской гражданской идентичности.
4. Определить направления работы по формированию гражданской идентичности.
5. Разработать и обосновать модель формирования гражданской идентичности учащихся на уроках физики.
6. Экспериментально проверить эффективность предложенной модели формирования гражданской идентичности.
Теоретическу и методологическую основу исследования составляют:
- представления о социокультурной идентичности и процессе ее становления и развития (Э. Эриксон, Т.Г. Стефаненко, М.В. Шакурова, Л.Б. Шнейдер и др.);
- совокупность идей о формировании гражданской идентичности в процессе обучения (А.Г. Асмолов, А.А. Логинова, Л.А. Роганова, Г.Х. Ахметшина, А.Н. Махинин, Н.В. Сафин, И.Ю. Халиков и др.);
- совокупность идей о формировании нравственных ценностей и патриотизма на уроках физики (О.Р. Шефер, И.Х. Гулаев, С.М. Шабалина, Р.Н. Щербаков, В.С. Костюк, М.С. Багова, А.И. Захарова)
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы;
- эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент по формированию гражданской идентичности на уроках физики.
Опытно-экспериментальная база: в эксперименте приняли участие 70 учащихся 8-9 классов МАОУ СО «Средняя общеобразовательная школа №16», г. Дегтярск.
Новизна исследования заключается в следующем:
- выявлены и научно обоснованы возможности школьного курса физики для формирования гражданской идентичности учащихся;
- выявлены содержание школьного курса физики, а также технологии, методы и формы организации учебного процесса, направленные на формирование гражданской идентичности школьников;
- разработана и апробирована модель формирования гражданской идентичности школьников при обучении физике.
Данная работа направлена на создание модели формирования гражданской идентичности учащихся на уроках физики.
В результате проведенного исследования были решены следующие задачи:
1. Уточнено содержание понятия «гражданская идентичность» - субъективное ощущение индивида, являющееся результатом отождествления индивида с обществом во всех социокультурных измерениях, при котором формируются его личностные качества, ценности, убеждения, служащие для становления системы представлений и смыслов, являющихся критерием для противопоставления группы «Мы» (группы, имеющей схожие гражданские представления) группе «Они» (группы, имеющей отличающиеся гражданские представления). Уточнена структура гражданской идентичности, которая включает в себя следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный, ценностно-ориентировочный и деятельностный.
2. Выделены основные этапы формирования гражданской идентичности в процессе обучения, определены основные задачи и направления работы на каждом этапе.
3. Определены показатели сформированности гражданской идентичности, которые можно разделить на знания, опыт деятельности, умения и навыки, ценности.
4. Определены направления работы по формированию гражданской идентичности: предметное направление, внеурочная деятельность и институциональное направление.
5. Разработана и обоснована модель формирования гражданской идентичности учащихся на уроках физики, которая включает в себя концептуально-целевой компонент (цели и задачи учебно-воспитательного процесса, педагогические принципы) и организационно-содержательный компонент (технологии и методы формирования гражданской идентичности; содержание учебного материала, дополняющего базовый курс физики и направленного на формирование гражданской идентичности обучающихся; методы диагностики уровня сформированности гражданской идентичности)
6. Подтверждена эффективность предложенной модели формирования гражданской идентичности.
Результаты теоретического исследования и экспериментальной работы позволяют утверждать, что проблема и поставленные задачи исследования в целом решены. Проведенный анализ данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, подтвердил выдвинутую гипотезу.
В результате проведенного исследования были решены следующие задачи:
1. Уточнено содержание понятия «гражданская идентичность» - субъективное ощущение индивида, являющееся результатом отождествления индивида с обществом во всех социокультурных измерениях, при котором формируются его личностные качества, ценности, убеждения, служащие для становления системы представлений и смыслов, являющихся критерием для противопоставления группы «Мы» (группы, имеющей схожие гражданские представления) группе «Они» (группы, имеющей отличающиеся гражданские представления). Уточнена структура гражданской идентичности, которая включает в себя следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный, ценностно-ориентировочный и деятельностный.
2. Выделены основные этапы формирования гражданской идентичности в процессе обучения, определены основные задачи и направления работы на каждом этапе.
3. Определены показатели сформированности гражданской идентичности, которые можно разделить на знания, опыт деятельности, умения и навыки, ценности.
4. Определены направления работы по формированию гражданской идентичности: предметное направление, внеурочная деятельность и институциональное направление.
5. Разработана и обоснована модель формирования гражданской идентичности учащихся на уроках физики, которая включает в себя концептуально-целевой компонент (цели и задачи учебно-воспитательного процесса, педагогические принципы) и организационно-содержательный компонент (технологии и методы формирования гражданской идентичности; содержание учебного материала, дополняющего базовый курс физики и направленного на формирование гражданской идентичности обучающихся; методы диагностики уровня сформированности гражданской идентичности)
6. Подтверждена эффективность предложенной модели формирования гражданской идентичности.
Результаты теоретического исследования и экспериментальной работы позволяют утверждать, что проблема и поставленные задачи исследования в целом решены. Проведенный анализ данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, подтвердил выдвинутую гипотезу.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ВОСЬМЫХ КЛАССОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2024 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ФИЗИКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Конструирование технологической карты урока физики. Виды технологических карт
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016 - Психологическая структура социальной идентичности (19.00.05)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ ФИЗИКИ. СОВРЕМЕННАЯ ФОРМУЛА ПОДГОТОВКА УРОКА В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ» (8 КЛАСС)
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - Военно-патриотическое воспитание обучающихся старшей школы на базе клуба «Витязь»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2024 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРУЮЩЕГО
ОЦЕНИВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022



