Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Работа №99519

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
155
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
I. Психолого-педагогические аспекты формирования гражданской
идентичности в процессе обучения 7
1.1. Сущность и содержание понятия «гражданская идентичность»
и ее связь с патриотизмом 7
1.2. Особенности формирования гражданской идентичности в
процессе обучения 16
1.3. Методический анализ проблемы формирования гражданской
идентичности в процессе обучения физике 28
II. Методика формирования гражданской идентичности в процессе
обучения физике 37
11.1. Диагностические цели формирования гражданской
идентичности 37
11.2. Принципы, основания, критерии отбора содержания учебного
материала и видов деятельности для формирования гражданской идентичности 42
11.3. Модель формирования гражданской идентичности при
обучении физике 52
11.4. Мониторинг оценки гражданской идентичности 60
Заключение 71
Список литературы

Актуальность исследования. В конце 90-х годов страна находилась в кризисе. Россия потеряла лидирующие позиции в мире во многих сферах. Для решения возникших проблем начался период модернизации, главной целью которого было возвращение России конкурентоспособности на мировом рынке.
Главная ставка была сделана на личность - инициативную, креативную, ответственную, готовую обучаться на протяжении всей жизни.
О необходимости сплочения народа, обеспечения единства частных инициатив с общенациональными задачами говорил Президент РФ Путин В.В. в своем обращении к Федеральному собранию в 2000 году: «Единство России скрепляют присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общая историческая память Нам пока не всегда удается совместить патриотическую ответственность за судьбу страны с тем, что Столыпин когда-то называл «гражданскими вольностями»» [3].
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. в качестве одного из направлений молодежной политики выделяют развитие программ формирования единой национально-государственной идентичности [4].
Важная роль в процессе становления личности, формирования необходимых качеств, передаче подрастающему поколению национальных ценностей отводится образованию.
При этом следует отметить, что, несмотря на достижение значительных успехов в разработке содержания и структуры школьных курсов естественнонаучного цикла, в повышении научного уровня преподавания в целом, успехи в воспитании учащихся оказались не столь впечатляющими. Сложившийся дисбаланс между обучением и воспитанием приводит к пренебрежению личностью школьника и как следствие отдаление учащихся от науки, падение интереса к изучению в частности физики и снижение успеваемости по предмету.
Потому формирование гражданской идентичности является инновационной задачей, поставленной перед педагогическим сообществом в общем, и учителями физики в частности.
Исследование актуальность исследования позволило сформулировать проблему исследования: каковы теоретические основы и педагогические условия формирования гражданской идентичности школьников на уроках физики?
Цель исследования: разработать, обосновать педагогическую модель формирования гражданской идентичности учащихся на уроках физики и опытно-экспериментальным путем проверить ее эффективность.
Объектом исследования выступает процесс обучения физике в общеобразовательной школе.
Предметом исследования является формирование гражданской идентичности учащихся на уроках физики.
В основу исследования положена гипотеза:
Процесс формирования российской идентичности обучающихся на уроках физики будет успешным, если:
- разработать и реализовать методическую модель формирования гражданской идентичности в процессе обучения физике, включающую цели, задачи, формы, методы воспитания и критерии диагностики уровня развития гражданской идентичности;
- предложить для учителя структуру учебных и внеучебных занятий, в которых:
• содержание не будет ограничено сообщением учащимся системы знаний и формированием учебных умений и навыков, а будет одновременно решать воспитательные задачи;
• применяются методы и формы работы, основанные на активной деятельности учащихся, на выборе, сравнении, примере при одновременном уменьшении доли форм деятельности, предполагающих вербальное, констатирующее взаимодействие,
- применять схемы мониторинга, позволяющие дать качественную и количественную характеристику уровня сформированности компонентов гражданской идентичности, и на основе комплексной оценки определить общий уровень сформированности гражданской идентичности.
Задачи исследования:
1. Уточнить сущность, структуру и содержание понятия «гражданская идентичность».
2. Изучить процесс становления гражданской идентичности.
3. Определить критерии, показатели сформированности российской гражданской идентичности.
4. Определить направления работы по формированию гражданской идентичности.
5. Разработать и обосновать модель формирования гражданской идентичности учащихся на уроках физики.
6. Экспериментально проверить эффективность предложенной модели формирования гражданской идентичности.
Теоретическу и методологическую основу исследования составляют:
- представления о социокультурной идентичности и процессе ее становления и развития (Э. Эриксон, Т.Г. Стефаненко, М.В. Шакурова, Л.Б. Шнейдер и др.);
- совокупность идей о формировании гражданской идентичности в процессе обучения (А.Г. Асмолов, А.А. Логинова, Л.А. Роганова, Г.Х. Ахметшина, А.Н. Махинин, Н.В. Сафин, И.Ю. Халиков и др.);
- совокупность идей о формировании нравственных ценностей и патриотизма на уроках физики (О.Р. Шефер, И.Х. Гулаев, С.М. Шабалина, Р.Н. Щербаков, В.С. Костюк, М.С. Багова, А.И. Захарова)
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы;
- эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент по формированию гражданской идентичности на уроках физики.
Опытно-экспериментальная база: в эксперименте приняли участие 70 учащихся 8-9 классов МАОУ СО «Средняя общеобразовательная школа №16», г. Дегтярск.
Новизна исследования заключается в следующем:
- выявлены и научно обоснованы возможности школьного курса физики для формирования гражданской идентичности учащихся;
- выявлены содержание школьного курса физики, а также технологии, методы и формы организации учебного процесса, направленные на формирование гражданской идентичности школьников;
- разработана и апробирована модель формирования гражданской идентичности школьников при обучении физике.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная работа направлена на создание модели формирования гражданской идентичности учащихся на уроках физики.
В результате проведенного исследования были решены следующие задачи:
1. Уточнено содержание понятия «гражданская идентичность» - субъективное ощущение индивида, являющееся результатом отождествления индивида с обществом во всех социокультурных измерениях, при котором формируются его личностные качества, ценности, убеждения, служащие для становления системы представлений и смыслов, являющихся критерием для противопоставления группы «Мы» (группы, имеющей схожие гражданские представления) группе «Они» (группы, имеющей отличающиеся гражданские представления). Уточнена структура гражданской идентичности, которая включает в себя следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный, ценностно-ориентировочный и деятельностный.
2. Выделены основные этапы формирования гражданской идентичности в процессе обучения, определены основные задачи и направления работы на каждом этапе.
3. Определены показатели сформированности гражданской идентичности, которые можно разделить на знания, опыт деятельности, умения и навыки, ценности.
4. Определены направления работы по формированию гражданской идентичности: предметное направление, внеурочная деятельность и институциональное направление.
5. Разработана и обоснована модель формирования гражданской идентичности учащихся на уроках физики, которая включает в себя концептуально-целевой компонент (цели и задачи учебно-воспитательного процесса, педагогические принципы) и организационно-содержательный компонент (технологии и методы формирования гражданской идентичности; содержание учебного материала, дополняющего базовый курс физики и направленного на формирование гражданской идентичности обучающихся; методы диагностики уровня сформированности гражданской идентичности)
6. Подтверждена эффективность предложенной модели формирования гражданской идентичности.
Результаты теоретического исследования и экспериментальной работы позволяют утверждать, что проблема и поставленные задачи исследования в целом решены. Проведенный анализ данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, подтвердил выдвинутую гипотезу.



1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. - М.: Омега-Л, 2014. - 134 с.
2. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ от 17.12.2010 № 1897 // Вестник образования. - 2011. - № 4. - С.10-77. - // Администратор образования. 2011. № 5. С.32-72.
3. Послание Президента Федеральному Собранию. // Госновости. Государственные новости России и других стран URL: http://gosnovosti.com/2015/12/полный-текст-послания-президента-рос/ (дата обращения: 01.11.2016).
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года // КонсультантПлюс - надежная правовая поддержка URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af 09d7244d8033c66928fa27e527/ (дата обращения: 24.10.2016).
5. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. 2008. №1 С.65-87
6. Асмолов А.Г. (ред.). Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы. - М.: ФГАУ ФИРО, 2012. — 227 с.
7. Б. М. Бим-Бад. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с
8. Безгина Н. В. Психологическая структура гражданской идентичности // Известия тулгу. Гуманитарные науки. 2013. №3-1. С.241-249
9. Безгина Н.В. К вопросу о построении структурой модели гражданской идентичности.// Психосфера: сб. Науч. Тр. Вып. Седьмой / под ред. Е.Е. Сапоговой. Тула: Изд-во тулгу, 2013. С. 8-14.
10. Берендеев М.В. Специфика идентичности населения эксклава в постсоветский период: состояние и тенденции развития (на примере Калининградской области) : Автореф.дис...канд. Социол. Наук / М.В. Берендеев. - М., 2007
11. Беспалько В. П. Б 53 Слагаемые педагогической технологии.— М.: Педагогика, 1989.—192 е.: ил
12. Большаков А.Г., Зазнаев О. Г. Формирование гражданской идентичности: проблемы, современное состояние, перспективы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. №12. Ч.2. С. 38-41
13. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов - Москва. : Просвещение, 2011. - 223 с. (Стандарты второго поколения)
14. Водолажская Т.В. Идентичность гражданская // Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко, 2003 г.
15. Воспитание гражданской идентичности сельских школьников: опыт региональной инновационной площадки: учебно-методическое пособие / под ред. Л.В. Байбородовой, А.В. Репиной. - Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2013. - 268 с.
16. Вырщиков А.Н., Кусмарцева М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. Монография. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006, 172 с.
17. Галактионова Н.А. Гражданская идентичность как компонент личностной идентичности // Социология. Экономика. Политика. Известия высших учебных заведений. - 2010. - №1. -С. 10-12.
18. Голованова Н. Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов. - М.: Речь, 2005, 320 с.
19. Гришина Е.А. Гражданская идентичность российской молодежи: опыт мониторинговых исследований 90-х годов : Автореф. Дис. . д-ра социол. Наук: 22.00.04. - Москва, 2000, 39 с.
20. Гулаев И. Х. Пути использования исторических материалов по физике в нравственном воспитании (на материале трудов ученых средневековой Центральной Азии) : автореферат дис. ... Кандидата пед. Наук : 13.00.02 : Курган-Тюбе, 2015. - 22 с.
21. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. Акад. Образования. — М.: Просвещении, 2009. — 00 с.
22. Еремина Екатерина Витальевна, Ретинская Вера Николаевна Гражданская идентичность молодежи как приоритетное направление государственной политики // Власть. 2014. №4. С.59-62
23. Ефименко В.Н. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия «гражданская идентичность» // Теория и практика общественного развития . - 2013. - №11. - С. 250-254.
24.Загвязинский В.И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования // Моделирование социально-педагогических систем: Материалы региональной научно¬практической конференции (16-17 сентября 2004 г.) . - Пермь: Перм. гос. пед. ун-т., 2004. - С. 6-12.
25.Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. И перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.
26. Зуев П.В. Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения физике в школе [Электронный ресурс] : метод.пособие для учителей / П.В. Зуев, О.П. Мерзлякова . - 2-е изд., стер . - М.: ФЛИНТА, 2012. - 100 с.
27. Иванова Н.Л, Мазилова Г.Б. Изменения этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях// Вопросы психологии. 2008. №2. С.83-93.
28. Ильичев Н.М. О сущности, содержании и значении патриотизма // Вестник российского философского общества. 2002. №3, С. 84-92.
29. Конода И.В. Становление гражданской идентичности россиян в процессе политической социализации. //Автореф. Дис. . Канд. Полит. Наук. М., 2007, 31 с.
30. Кризис идентичности. Юношеский кризис идентичности // fb.ru URL: http://fb.ru/article/146565/krizis-identichnosti-yunosheskiy-krizis- identichnosti(дата обращения: 05.02.2017).
31. Лихачева А.Н., Макаров И.В. Национальная идентичность и будущее России. Доклад Международного дискуссионного клуба «Валдай». - М.: Международный дискуссионный клуб «Валдай», 2014, 69 с.
32. Материалы Всероссийского семинара «Формирование гражданской
идентичности личности в контексте разработки ФГОС второго поколения» [Электронный ресурс]:
htlp://fgos.isiorao.ru//news/index.phpo.ELEMENTID=237
33. Махинин А.Н. Проблема эффективности формирования российской
гражданской идентичности у старшеклассников // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2011. №2. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/problema-effektivnosti-formirovaniya- rossiyskoy-grazhdanskoy-identichnosti-u-starsheklassnikov (дата
обращения: 24.02.2017)
34. Методика воспитания гражданственности, патриотизма и нравственности у учащихся в процессе обучения физике [Электронный ресурс]: Автореф. Дис. На соиск. Учен. Степ. Д.п.н.: Спец. 13.00.02 / Шефер О.Р.; [Челяб. Гос. Пед. Ун-т]. - М.: РГБ, 2005.
35. Монастырский Дмитрий Владимирович Патриотическое воспитание как фактор формирования гражданской идентичности // ИСОМ. 2017. №3-1. С.87-91
36. Николаева А.А. Социальная активность как фактор формирования гражданской идентичности современной студенческой молодежи: автореф. Дис. ... Канд. Соц. Наук: 22.00.04. - Орел, 2010, 22 с.
37. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.
38. Питер Бергер, Томас Лукман. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. Перевод на русский язык: Е. Руткевич. — М., 1995, 354 с.
39. Приятелева Марина Константиновна Роль педагога в формировании гражданской идентичности школьников // Сибирский педагогический журнал. 2015. №4. С.60-64
40. Программы элективных курсов. Физика. 9—11 классы. Профильное обучение / сост. В. А. Коровин. — М.: Дрофа, 2005. - 125 с.
41. Реутов Евгений Викторович Гражданская идентичность в российском и украинском обществах // Власть. 2014. №5. С.169-173
42. Романова В. Н. Патриотическое воспитание обучающихся на уроках физики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 43. - С. 73-74. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76421.htm.
43. Рубцова М.В. Государственная идентичность как фактор
управляемости современным обществом / М.В.Рубцова, А.Г. Санина // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2012. - №3. - T.XV. С.87-98
44. Семенова Ю.А. Кризис гражданской идентичности в условиях трансформации современного общества // Вестник ОГУ . 2010. №7 (113)
45. Слукин С.В. Патриотизм в социокультурном развитии личности : Автореф. Дис... к-та философских наук: 09.000.11. - Челябинск, 2005, 29 с.
46. Суходолова Т.М. Организационно-педагогические основы
взаимодействия школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании старшеклассников: автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. - Челябинск, 1975. - 27 с.
47. Тишков В.А. Национализм // Новая философская энциклопелия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В.С. Степина. 2001, 562 с.
48. Умаров У.С. Методика использования краеведческих материалов при обучении физике в средней общеобразовательной школе : диссертация ... Кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Умаров У. С.; [Место защиты: Кург.-Тюбин. Гос. Пед. Ун-т].- Душанбе, 2010.- 255 с.
49. Формирование социальной зрелости учащихся средствами профессиональных проб и социальных практик: Учебно-методическое пособие / Под ред. С.В. Кривых. - спб.: Экспресс, 2014. - 130 с.
50. Ципко А.С. Ценности и борьба сознательного патриотизма. - М.: Издательство ЛКИ, 2009. — 288 с.
51.Чжан С.Х. Предпосылки и причины возникновения современного русского национализма / Чжан С.Х. // Политическая экспертиза: Политэкс. - 2008. - №3, С. 65-69
52. Шабалина С. М. Гуманитарная направленность в обучении физике в учреждениях начального профессионального образования : Дис. ... Канд. Пед. Наук : 13.00.02 : Москва, 2002, 202 c.
53. Шакурова Марина Викторовна Российская идентичность как личностный результат: опыт размышления // Известия ВГПУ. 2013. №7 (82). С.23-26
54. Щербаков Р.Н. Теоретические основы формирования у учащихся гуманистических ценностей (На материале обучения физике) : Дис. ... Д-ра пед. Наук : 13.00.02, 13.00.01 : Москва, 2000 417 c.
55. Энциклопедия социологии, 2009
56.Эриксон Э. Идентичность : юность и кризис : пер. С англ. / Э. Эриксон ; общ. Ред. И предисл. А.В. Толстых. 2е изд. М. : Флинта: МПСИ : Прогресс, 2006. 352 с.
57.Юшин М.А. Молодежный парламентаризм и формирование гражданской идентичности // Обозреватель-Observer. - 2007. - №7. - С. 26-35


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ