Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социально - психологической адаптации детей дошкольного возраста к организации дополнительного образования 7
1.1 Социально - психологическая адаптация: понятие, структура,
условия 7
1.2 Психолого - педагогическая характеристика дошкольного
возраста 17
1.3 Методы социально - психологической адаптации дошкольников к
организации дополнительного образования 27
Глава 2. Опытно - поисковая работа по социально - психологической адаптации дошкольников к организации дополнительного образования (на примере МКУ ДО «ЦДО» г.Ревда) 37
2.1. Анализ деятельности МКУ ДО «ЦДО» г.Ревда по социально¬
психологической адаптации дошкольников к организации дополнительного образования 37
2.2. Характеристика комплекса мероприятий по социально¬
психологической адаптации дошкольников к организации дополнительного образования 48
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Приложения
Актуальность темы исследования. В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, духовного, интеллектуального, социального и нравственного развития детей, посещающих образовательные учреждения, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе.
Процесс адаптации по продолжительности занимает различное время в зависимости от ситуации, к которой нужно приспособиться человеку и от его индивидуальных особенностей. Но в результате социально-психологической адаптации человек всегда: координирует свои цели с ценностями общества, научается, оставаясь собой, благополучно сосуществовать с другими людьми, приобретает способность проявлять инициативу, строить планы на будущее, принимать правильные решения, получает новые знания, умения, навыки и развивает уже имевшиеся, устанавливает близкие, эмоционально насыщенные и длительные взаимоотношения с другими людьми.
В результате социально-психологической адаптации к организации дополнительного образования дошкольник перенимает образцы поведения, социальные нормы, знания, ценности, навыки, благополучно функционирует в социуме.
В современной зарубежной и отечественной психологической литературе понятие социально-психологической адаптации занимает одно из главных мест, что обусловлено признанием исследователями того факта, что, только вступая во взаимодействие с внешней средой, человек как биопсихосоциальная система может развиваться [1].
На сегодняшний день социально-психологическая адаптация дошкольника определяется разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному выбору жизненного пути, к саморазвитию и самосовершенствованию. Как показывает практика, только базовое образование не может этого обеспечить, поэтому формализованное дошкольное образование все больше нуждается в дополнительном образовании, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, интересов и способностей человека, его профессионального и социального самоопределения.
Организация дополнительного образования изначально создаются как организации, в которых ребёнок может развиваться на основе личностно-значимых интересов, где обязательно осуществляется личностно-ориентированный индивидуальный подход к каждому ребёнку и где он регулярно переживает ситуацию успеха [4].
Изучению проблемы социально-психологической адаптации в отечественной психологии посвящены труды Л.С.Выготского, А.В.Петровского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, A.B.Запорожца и др.
Проблемой адаптации дошкольников к условиям организации дополнительного образования в рамках изучения психологических аспектов сопровождения ребенка в образовательном учреждении занимались Л.А.Венгер, В.В. Холмовская, С.В.Паршукова, Е.А. Лисина и др.
Несмотря на то, что некоторые аспекты рассматриваемой проблемы достаточно широко представлены в работах зарубежных и отечественных ученых, вопрос социально-психологической адаптации детей дошкольного возраста к организации дополнительного образования в полной мере не рассмотрен.
Противоречие: с одной стороны, существует востребованность работы по социально-психологической адаптации дошкольников к организации дополнительного образования, с другой - научно обоснованных данных, которые способствовали бы грамотному построению этого процесса, на сегодняшний день недостаточно.
Проблема исследования: каким должен быть комплекс мероприятий, способствующий социально-психологической адаптации дошкольников к организации дополнительного образования?
Тема исследования: «Социально - психологическая адаптация детей дошкольного возраста к организации дополнительного образования».
Объект исследования: процесс социально-психологической адаптации дошкольников к организации дополнительного образования.
Предмет исследования: содержание социально-психологической адаптации старших дошкольников к организации дополнительного образования.
Цель исследования - на основании анализа теоретических и эмпирических данных разработать комплекс мероприятий, способствующий социально-психологической адаптации дошкольников к организации дополнительного образования.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение: комплекс мероприятий, способствующий социально-психологической адаптации дошкольников к организации дополнительного образования, должен включать методы, приемы, условия реализации, учитывающие возрастные характеристики детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом, предметом нами определены следующие задачи работы:
1. Проанализировать понятие социально-психологическая адаптация, выявить структуру и условия.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать методы социально-психологической адаптации дошкольников к организации дополнительного образования.
4. Проанализировать деятельность МКУ ДО «Центр дополнительного образования детей» по социально - психологической адаптации дошкольников к организации дополнительного образования.
5. Апробировать комплекс мероприятий по социально - педагогической адаптации дошкольников к организации дополнительного образования.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретические методы - анализ, синтез, обобщение, эмпирические методы - наблюдение, сравнение, анкетирование, описание.
Исследование проводилось на базе МКУ ДО «Центр дополнительного образования детей» танцевальной студии «Каблучок» г.Ревда
Структура работы: В работе введение, две главы, заключение, список использованной литературы в количестве 63 источника и приложение.
1. Приход в организацию дополнительного образования - важный этап в жизни детей. С ним связано изменение социальной ситуации развития ребенка: из семьи ребенок оказывается в группе сверстников, где его развитие осуществляется под руководством педагога-профессионала, перед которым общество поставило трудную задачу всестороннего гармоничного развития ребёнка. Работа по социально-психологической адаптации дошкольников предполагает использование методов, не являющихся учебными ни по содержанию, ни по организационной форме, но сопровождающих и поддерживающих детей в объединении организации дополнительного образования, подготавливающих их к дальнейшей жизни.
2. Адаптация представляет собой оптимизацию взаимоотношений группы и личности, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидуумом традиций и норм группы, вхождение в ее ролевую структуру. По видам она бывает нормальной, девиантной (поведение индивида не соответствует ожиданиям и нормам окружающих) и патологической (в структуре личности индивида формируются невротические и патологические черты). Также выделяют уровни адаптации: первичная переориентация ценностей индивида, второй уровень включает в себя взаимное терпение группы и индивида, на третьем уровне происходит аккомодация, сопровождающаяся взаимными уступками, и на четвертом уровне происходит ассимиляция, т.е. полная переориентация ценностей индивида на групповые. Поэтому процесс адаптации сопровождается разбалансировкой ценностных ориентаций индивида, нестабильным эмоциональным состоянием (тревожность, агрессивность), снижением активности личности.
3. Адаптация ребенка к детскому учреждению - это и процесс, и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой обстановке, к структуре отношений, как с педагогами, так и со сверстниками, установления соответствия поведения принятым в группе детского учреждения нормам и правилам. Адаптация как процесс в норме занимает у детей разного возраста разное количество времени, и зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, уровня развития. В оптимизации процесса адаптации одна из главных ролей главная роль принадлежит педагогам и психологам детского учреждения. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении с детьми и взрослыми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым облегчает и ускоряет протекание адаптационного процесса.
4. Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как оказание помощи детям в познании окружающего мира, самих себя и других людей, исходя из их потенциальных возможностей. В центре сопровождения находится личность ребёнка, а «сопровождающими» выступают родители, педагоги, ближайшее окружение ребёнка. Необходимое условие психолого-педагогического сопровождения адаптации - согласованность действий педагогов и родителей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и в МКУ ДО «Центр дополнительного образования». Изучение ребенка до поступления его в образовательное учреждение, а также знакомство с образом жизни его семьи позволяют в значительной степени смягчить течение адаптационного периода.
5. Организация деятельности по адаптации дошкольников в МКУ ДО «Центр дополнительного образования» в комплексе совместных мероприятий администрации учреждения, педагогов дополнительного образования, социального педагога, родителей позволит ребёнку безболезненно войти в объединение по интересам, преодолеть дезадаптированность, успешно обучаться.
Таким образом, с первых дней посещения дошкольником объединений МКУ ДО «Центр дополнительного образования» просто необходимо осуществлять совместную деятельность специалистов по социально-психологической адаптации. Использование комплекса мероприятий, включающего в себя наблюдения, беседы, игры, упражнения, тренинги в группе, работу с родителями, будет способствовать осуществлению социально-психологической адаптации дошкольников младшего, среднего и старшего дошкольного возраста к организации дополнительного образования.
1. Агафонова, И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации //Дошкольное воспитание. 2009. № 1.1. C. 61-63.
2. Акопян, A.A. Преемственность на этапах детский сад и начальная школа // Управление ДОУ. 2003. № 2. С. 92-95.
3. Алексеева Е.Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду // Дошкольная педагогика. 2007. № 2. С. 23-35., с.33
4. Анцыферова Л. И. Психология повседневности: жизненный мир личности и “техники” её бытия // Психологический журнал 1993. №2 - С. 3-16.
5. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии 1989. №1 С. 92-100.
6. Безруких, М.М. Необходима системная, целенаправленная и индивидуальная работа по подготовке детей к школе // Вестник образования.
2005. № 2. С. 9-12.
7. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 267 с.
8. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их
творческого развития //сайт disserCat электронная библиотека диссертаций URL: http://www.dissercat.com/content/dopolnitelnoe-obrazovanie-detei-kak-
sredstvo-ikh-tvorcheskogo (дата обращения: 15.08.2017г).
9. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. 299 с.
10. Битянова М.Р. Социальная психология. М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1994. 390 с.
11. Буйлова Л.Н. Организация дополнительного образования детей в школе // Справочник заместителя директора школы. 2010. 112 с.
12. Вальнер, H.A. Социализация дошкольника в семье и образовательных учреждениях : автореф. дисс. . канд. соц. наук : 22.00.04/ H.A. Вальнер. М.,
2006. 22 с.
13. Венгер, Л.А. Как дошкольник становится школьником // Дошкольное воспитание. 2005. № 8. С. 15-17.
14. Витцлак, Г. Принципы разработки и применения психодиагностических методов в школьной практике // Психодиагностика: теория и практика. М., 2006. 243 с.
15. Гобова, Е.С. Зачем детям ходить в школу М.: Просвещение, 2007. 114 с.
16. Громакова, Т.В. Социальный опыт младших школьников и Монтессори-педагогика // Университетский округ. 2004. № 8. С. 58-59
17. Гуткина, Н.И. О психологической сущности рефлексивных ожиданий // Психология личности: Теория и эксперимент. М., 2009. 142 с.
18. Дейч Б.А. Дополнительное образование детей: электрон. изд. Новосибирск: НГПУ, 2005.
19. Диагностика и коррекция психологической адаптации учеников первых классов к процессу обучения [Электронный ресурс] // URL: http://ped.bobrodobro.ru/7454(дата обращения: 24.08.2017)
20. Дошкольное образование как педагогическая система. [Электронный ресурс] // URL: https://studopedia.org/8-80417.html(дата обращения 27.09.2017)
21. Житникова А. А. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 10. С. 281. 285. [Электронный ресурс] // URL: http://e-koncept.ru/2015/95100.htm(дата обращения: 12.07.17)
22. Зайцева, И.А. Инновационное образовательное направление «Предшкольная подготовка» // Справочник старшего воспитателя. 2010. № 5. С. 46-57.
23. Зак А.З. Групповое игровое занятие как метод определения интеллектуальной готовности детей 6 лет к обучению в // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. М., 2007. 267 с.
24. Запорожец, A.B. Избранные психологические труды. Т.1 Учение Ж Пиаже и психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 2006. 421 с.
25. Иванова, Н.В. Особенности и значение детской субкультуры // Педагогика. 2009. № 7. С. 32-36.
26. Индивидуальные особенности социально-психологической адаптации детей в условиях дошкольного образовательного учреждения / автореферат [Электронный ресурс] // URL: http://www.dissercat.com/content/individualnye- osobennosti-sotsialno-psikhologicheskoi-adaptatsii-detei-v-usloviyakh-doshkoln(дата обращения: 15.05.2017г.)
27. Иовчук, Н.М. Школьная дезадаптация и психическое здоровье ребенка // Социальная работа. 2009. №1. С. 12-14.
28. Калинина Р., Семенова, Яковлева Г. Ребенок пошел в детский сад // Дошкольное воспитание. 1998. № 4. С. 35-43., 36
29. Капустин, Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы М.: Академия, 2010. 252 с.
30. Коваль, М.Б. Педагогика внешкольного учреждения // Оренбург: Изд- во «Южный Урал», 1993. 62 с.
31. Кошелева А.Д. и др. Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 176 с
32. Куприянов Б.В.Педагог дополнительного образования: анатомия профессиональной деятельности // Дополнительное образование и воспитание. 2009. №12. С. 37; 2010. №1. С. 5-8
33. Лисина М. И. Изучение развития и поведения детей. М., 1996. 142 с.
34. Лисина, М.А. Общение, личность и психика ребенка. Воронеж: МОДЭК, Институт практической психологии, 2007. 272 с.
35. Максимова, М.В. Психологические условия преодоления школьной дезадаптации: методические разработки для учителей Ханты - Мансийск, 2004. 46 с.
36. Мануйленко, З.В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста // Известия АПН РСФСР. 1948. Вып. 14. С. 46 -50.
37. Мельникова Н.Н.Классификация стратегий адаптивного поведения Теоретическая, экспериментальная и практическая психология: сборник научных трудов под ред. Н. А. Батурина. Челябинск: ЮУрГУ, 2001. Т.3. С. 16-29
38. Методы социально-психологического исследования [Электронный ресурс] // URL: http://docpsy.ru/lektsii/sotsialnaya-psikhologiya/1605-metody- sotsialno-psihologicheskogo-issledovanija.html(дата обращения: 27.09.2017г.)
39. Началджян А. А. Социально - психологическая адаптация личности. Ереван: АН АрмССР, 1988. 262 с.
40. Нежнова, Т.А. Формирование новой внутренней позиции: особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. М.: Просвещение, 2008. 136 с.
41. Нижегородцева, Н.В. Готовность детей к учебной деятельности: теория и методы исследования. Ярославль: Аверс Пресс, 2012. 122 с.
42. О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы : письмо МО РФ от 9.08.2000 г. № 237 // Управление ДОУ. 2010. № 2. С. 54-56.
43. Определение готовности детей к школьному обучению: диагностика психического развития детей / Е.В. Гурова. М, 2010. 255 с.
44. Остроухова А. Успешная адаптация. Как ее «Измерить»? // Обруч. 2000. № 3. С. 33-46., с. 41
45. Парыгин Б. Д. Жизненные стратегии личности. // Психологический журнал 1992. №2 С. 170-172.
46. Петровский, A.B. Психология формирования и развития личности / A.B. Петровский. М.: Просвещение, 2009. 283с.
47. Печора К.Л., Пантюхина, Г.В., Голубева, Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М.: ВЛАДОС, 2003. 172 с.
48. Пономарева И.П. Предшкольное образование: за и против // Учительская газета. М., 2005. №6. С. 2-4.
49. Посходиева Д.В. Социальная адаптация старших дошкольников средствами народных игр: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01: Москва, 2000 158 c. РГБ ОД, 61:00-13/643-5 [Электронный ресурс] // URL: http://www.dslib.net/obw- pedagogika/socialnaja-adaptacija-starshih-doshkolnikov-sredstvami-narodnyh- igr.html(дата обращения: 19.06.2017г.)
50. Реан А. А. К проблеме социальной адаптации личности. // Вестник СПбГУ, Сер 6, 1995. вып. 3, №20 С. 74-79.
51. Реморенко, И.М. О предшкольном образовании // Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2006. № 5. С. 21-25.
52. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях М.: Просвещение, 1986. 112 с., с.46
53. Сербина, Л.Ф. Дошкольное образование: проблемы, поиск, опыт // сборник научно-методических материалов. Ст., 2005. 172 с.
54. Смирнова Е.О. Психология ребёнка: учебник для педагогических вузов и училищ. М.: Школа-Пресс, 1997. 384 с. с.36
55. Социально - психологическая адаптация (дезадаптация) личности. URL:http://spargalki.ru/psyhologiya/117-socialnaya-psyhologia.html?start=45(дата обращения: 03.06.2017г.)
56. Социально - психологическая адаптация как процесс, способность и
результат. [Электронный ресурс] // URL:
http://www.rusnauka.com/27_NNP_2014/Psihologia/12_176769.doc.htm28.05.2017г. (дата обращения: 25.05.2017г.)
57. Сущность и содержание социальной адаптации [Электронный ресурс] // URL: http://soc-work.ru/article/235(дата обращения: 13.07.2017г.)
58. Тарасенко Т.В. Взаимосвязь традиционных и инновационных методов в профессиональной подготовке руководителей детских хореографических коллективов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук, 13.00.08. М., 2006
59. Трунова И.М. Влияние учебной деятельности на развитие самосознания младших школьников // Новые исследования в психологии. 2001. № 1. С. 23-26.
60. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. М.: Изд. центр «Академия», 1996. 336 с., с.306
61. Хювеш Э. Развитие самостоятельной ориентации ребенка младшего дошкольного возраста в новой социальной ситуации // Психолог в детском саду. 2006. № 1. С. 22-31., с.25
62. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. В 2 т. 5-е изд., стереотип. Т.1 М.: Русский язык - Медиа, 2002. 624 с.
63. Эльконин, Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей: диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1991. 450 с.