Социально-психологическая адаптация детей дошкольного возраста к организации дополнительного образования
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социально - психологической адаптации детей дошкольного возраста к организации дополнительного образования 7
1.1 Социально - психологическая адаптация: понятие, структура,
условия 7
1.2 Психолого - педагогическая характеристика дошкольного
возраста 17
1.3 Методы социально - психологической адаптации дошкольников к
организации дополнительного образования 27
Глава 2. Опытно - поисковая работа по социально - психологической адаптации дошкольников к организации дополнительного образования (на примере МКУ ДО «ЦДО» г.Ревда) 37
2.1. Анализ деятельности МКУ ДО «ЦДО» г.Ревда по социально¬
психологической адаптации дошкольников к организации дополнительного образования 37
2.2. Характеристика комплекса мероприятий по социально¬
психологической адаптации дошкольников к организации дополнительного образования 48
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Приложения
Глава 1. Теоретические основы социально - психологической адаптации детей дошкольного возраста к организации дополнительного образования 7
1.1 Социально - психологическая адаптация: понятие, структура,
условия 7
1.2 Психолого - педагогическая характеристика дошкольного
возраста 17
1.3 Методы социально - психологической адаптации дошкольников к
организации дополнительного образования 27
Глава 2. Опытно - поисковая работа по социально - психологической адаптации дошкольников к организации дополнительного образования (на примере МКУ ДО «ЦДО» г.Ревда) 37
2.1. Анализ деятельности МКУ ДО «ЦДО» г.Ревда по социально¬
психологической адаптации дошкольников к организации дополнительного образования 37
2.2. Характеристика комплекса мероприятий по социально¬
психологической адаптации дошкольников к организации дополнительного образования 48
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Приложения
Актуальность темы исследования. В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, духовного, интеллектуального, социального и нравственного развития детей, посещающих образовательные учреждения, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе.
Процесс адаптации по продолжительности занимает различное время в зависимости от ситуации, к которой нужно приспособиться человеку и от его индивидуальных особенностей. Но в результате социально-психологической адаптации человек всегда: координирует свои цели с ценностями общества, научается, оставаясь собой, благополучно сосуществовать с другими людьми, приобретает способность проявлять инициативу, строить планы на будущее, принимать правильные решения, получает новые знания, умения, навыки и развивает уже имевшиеся, устанавливает близкие, эмоционально насыщенные и длительные взаимоотношения с другими людьми.
В результате социально-психологической адаптации к организации дополнительного образования дошкольник перенимает образцы поведения, социальные нормы, знания, ценности, навыки, благополучно функционирует в социуме.
В современной зарубежной и отечественной психологической литературе понятие социально-психологической адаптации занимает одно из главных мест, что обусловлено признанием исследователями того факта, что, только вступая во взаимодействие с внешней средой, человек как биопсихосоциальная система может развиваться [1].
На сегодняшний день социально-психологическая адаптация дошкольника определяется разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному выбору жизненного пути, к саморазвитию и самосовершенствованию. Как показывает практика, только базовое образование не может этого обеспечить, поэтому формализованное дошкольное образование все больше нуждается в дополнительном образовании, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, интересов и способностей человека, его профессионального и социального самоопределения.
Организация дополнительного образования изначально создаются как организации, в которых ребёнок может развиваться на основе личностно-значимых интересов, где обязательно осуществляется личностно-ориентированный индивидуальный подход к каждому ребёнку и где он регулярно переживает ситуацию успеха [4].
Изучению проблемы социально-психологической адаптации в отечественной психологии посвящены труды Л.С.Выготского, А.В.Петровского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, A.B.Запорожца и др.
Проблемой адаптации дошкольников к условиям организации дополнительного образования в рамках изучения психологических аспектов сопровождения ребенка в образовательном учреждении занимались Л.А.Венгер, В.В. Холмовская, С.В.Паршукова, Е.А. Лисина и др.
Несмотря на то, что некоторые аспекты рассматриваемой проблемы достаточно широко представлены в работах зарубежных и отечественных ученых, вопрос социально-психологической адаптации детей дошкольного возраста к организации дополнительного образования в полной мере не рассмотрен.
Противоречие: с одной стороны, существует востребованность работы по социально-психологической адаптации дошкольников к организации дополнительного образования, с другой - научно обоснованных данных, которые способствовали бы грамотному построению этого процесса, на сегодняшний день недостаточно.
Проблема исследования: каким должен быть комплекс мероприятий, способствующий социально-психологической адаптации дошкольников к организации дополнительного образования?
Тема исследования: «Социально - психологическая адаптация детей дошкольного возраста к организации дополнительного образования».
Объект исследования: процесс социально-психологической адаптации дошкольников к организации дополнительного образования.
Предмет исследования: содержание социально-психологической адаптации старших дошкольников к организации дополнительного образования.
Цель исследования - на основании анализа теоретических и эмпирических данных разработать комплекс мероприятий, способствующий социально-психологической адаптации дошкольников к организации дополнительного образования.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение: комплекс мероприятий, способствующий социально-психологической адаптации дошкольников к организации дополнительного образования, должен включать методы, приемы, условия реализации, учитывающие возрастные характеристики детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом, предметом нами определены следующие задачи работы:
1. Проанализировать понятие социально-психологическая адаптация, выявить структуру и условия.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать методы социально-психологической адаптации дошкольников к организации дополнительного образования.
4. Проанализировать деятельность МКУ ДО «Центр дополнительного образования детей» по социально - психологической адаптации дошкольников к организации дополнительного образования.
5. Апробировать комплекс мероприятий по социально - педагогической адаптации дошкольников к организации дополнительного образования.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретические методы - анализ, синтез, обобщение, эмпирические методы - наблюдение, сравнение, анкетирование, описание.
Исследование проводилось на базе МКУ ДО «Центр дополнительного образования детей» танцевальной студии «Каблучок» г.Ревда
Структура работы: В работе введение, две главы, заключение, список использованной литературы в количестве 63 источника и приложение.
Процесс адаптации по продолжительности занимает различное время в зависимости от ситуации, к которой нужно приспособиться человеку и от его индивидуальных особенностей. Но в результате социально-психологической адаптации человек всегда: координирует свои цели с ценностями общества, научается, оставаясь собой, благополучно сосуществовать с другими людьми, приобретает способность проявлять инициативу, строить планы на будущее, принимать правильные решения, получает новые знания, умения, навыки и развивает уже имевшиеся, устанавливает близкие, эмоционально насыщенные и длительные взаимоотношения с другими людьми.
В результате социально-психологической адаптации к организации дополнительного образования дошкольник перенимает образцы поведения, социальные нормы, знания, ценности, навыки, благополучно функционирует в социуме.
В современной зарубежной и отечественной психологической литературе понятие социально-психологической адаптации занимает одно из главных мест, что обусловлено признанием исследователями того факта, что, только вступая во взаимодействие с внешней средой, человек как биопсихосоциальная система может развиваться [1].
На сегодняшний день социально-психологическая адаптация дошкольника определяется разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному выбору жизненного пути, к саморазвитию и самосовершенствованию. Как показывает практика, только базовое образование не может этого обеспечить, поэтому формализованное дошкольное образование все больше нуждается в дополнительном образовании, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, интересов и способностей человека, его профессионального и социального самоопределения.
Организация дополнительного образования изначально создаются как организации, в которых ребёнок может развиваться на основе личностно-значимых интересов, где обязательно осуществляется личностно-ориентированный индивидуальный подход к каждому ребёнку и где он регулярно переживает ситуацию успеха [4].
Изучению проблемы социально-психологической адаптации в отечественной психологии посвящены труды Л.С.Выготского, А.В.Петровского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, A.B.Запорожца и др.
Проблемой адаптации дошкольников к условиям организации дополнительного образования в рамках изучения психологических аспектов сопровождения ребенка в образовательном учреждении занимались Л.А.Венгер, В.В. Холмовская, С.В.Паршукова, Е.А. Лисина и др.
Несмотря на то, что некоторые аспекты рассматриваемой проблемы достаточно широко представлены в работах зарубежных и отечественных ученых, вопрос социально-психологической адаптации детей дошкольного возраста к организации дополнительного образования в полной мере не рассмотрен.
Противоречие: с одной стороны, существует востребованность работы по социально-психологической адаптации дошкольников к организации дополнительного образования, с другой - научно обоснованных данных, которые способствовали бы грамотному построению этого процесса, на сегодняшний день недостаточно.
Проблема исследования: каким должен быть комплекс мероприятий, способствующий социально-психологической адаптации дошкольников к организации дополнительного образования?
Тема исследования: «Социально - психологическая адаптация детей дошкольного возраста к организации дополнительного образования».
Объект исследования: процесс социально-психологической адаптации дошкольников к организации дополнительного образования.
Предмет исследования: содержание социально-психологической адаптации старших дошкольников к организации дополнительного образования.
Цель исследования - на основании анализа теоретических и эмпирических данных разработать комплекс мероприятий, способствующий социально-психологической адаптации дошкольников к организации дополнительного образования.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение: комплекс мероприятий, способствующий социально-психологической адаптации дошкольников к организации дополнительного образования, должен включать методы, приемы, условия реализации, учитывающие возрастные характеристики детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом, предметом нами определены следующие задачи работы:
1. Проанализировать понятие социально-психологическая адаптация, выявить структуру и условия.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать методы социально-психологической адаптации дошкольников к организации дополнительного образования.
4. Проанализировать деятельность МКУ ДО «Центр дополнительного образования детей» по социально - психологической адаптации дошкольников к организации дополнительного образования.
5. Апробировать комплекс мероприятий по социально - педагогической адаптации дошкольников к организации дополнительного образования.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретические методы - анализ, синтез, обобщение, эмпирические методы - наблюдение, сравнение, анкетирование, описание.
Исследование проводилось на базе МКУ ДО «Центр дополнительного образования детей» танцевальной студии «Каблучок» г.Ревда
Структура работы: В работе введение, две главы, заключение, список использованной литературы в количестве 63 источника и приложение.
1. Приход в организацию дополнительного образования - важный этап в жизни детей. С ним связано изменение социальной ситуации развития ребенка: из семьи ребенок оказывается в группе сверстников, где его развитие осуществляется под руководством педагога-профессионала, перед которым общество поставило трудную задачу всестороннего гармоничного развития ребёнка. Работа по социально-психологической адаптации дошкольников предполагает использование методов, не являющихся учебными ни по содержанию, ни по организационной форме, но сопровождающих и поддерживающих детей в объединении организации дополнительного образования, подготавливающих их к дальнейшей жизни.
2. Адаптация представляет собой оптимизацию взаимоотношений группы и личности, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидуумом традиций и норм группы, вхождение в ее ролевую структуру. По видам она бывает нормальной, девиантной (поведение индивида не соответствует ожиданиям и нормам окружающих) и патологической (в структуре личности индивида формируются невротические и патологические черты). Также выделяют уровни адаптации: первичная переориентация ценностей индивида, второй уровень включает в себя взаимное терпение группы и индивида, на третьем уровне происходит аккомодация, сопровождающаяся взаимными уступками, и на четвертом уровне происходит ассимиляция, т.е. полная переориентация ценностей индивида на групповые. Поэтому процесс адаптации сопровождается разбалансировкой ценностных ориентаций индивида, нестабильным эмоциональным состоянием (тревожность, агрессивность), снижением активности личности.
3. Адаптация ребенка к детскому учреждению - это и процесс, и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой обстановке, к структуре отношений, как с педагогами, так и со сверстниками, установления соответствия поведения принятым в группе детского учреждения нормам и правилам. Адаптация как процесс в норме занимает у детей разного возраста разное количество времени, и зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, уровня развития. В оптимизации процесса адаптации одна из главных ролей главная роль принадлежит педагогам и психологам детского учреждения. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении с детьми и взрослыми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым облегчает и ускоряет протекание адаптационного процесса.
4. Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как оказание помощи детям в познании окружающего мира, самих себя и других людей, исходя из их потенциальных возможностей. В центре сопровождения находится личность ребёнка, а «сопровождающими» выступают родители, педагоги, ближайшее окружение ребёнка. Необходимое условие психолого-педагогического сопровождения адаптации - согласованность действий педагогов и родителей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и в МКУ ДО «Центр дополнительного образования». Изучение ребенка до поступления его в образовательное учреждение, а также знакомство с образом жизни его семьи позволяют в значительной степени смягчить течение адаптационного периода.
5. Организация деятельности по адаптации дошкольников в МКУ ДО «Центр дополнительного образования» в комплексе совместных мероприятий администрации учреждения, педагогов дополнительного образования, социального педагога, родителей позволит ребёнку безболезненно войти в объединение по интересам, преодолеть дезадаптированность, успешно обучаться.
Таким образом, с первых дней посещения дошкольником объединений МКУ ДО «Центр дополнительного образования» просто необходимо осуществлять совместную деятельность специалистов по социально-психологической адаптации. Использование комплекса мероприятий, включающего в себя наблюдения, беседы, игры, упражнения, тренинги в группе, работу с родителями, будет способствовать осуществлению социально-психологической адаптации дошкольников младшего, среднего и старшего дошкольного возраста к организации дополнительного образования.
2. Адаптация представляет собой оптимизацию взаимоотношений группы и личности, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидуумом традиций и норм группы, вхождение в ее ролевую структуру. По видам она бывает нормальной, девиантной (поведение индивида не соответствует ожиданиям и нормам окружающих) и патологической (в структуре личности индивида формируются невротические и патологические черты). Также выделяют уровни адаптации: первичная переориентация ценностей индивида, второй уровень включает в себя взаимное терпение группы и индивида, на третьем уровне происходит аккомодация, сопровождающаяся взаимными уступками, и на четвертом уровне происходит ассимиляция, т.е. полная переориентация ценностей индивида на групповые. Поэтому процесс адаптации сопровождается разбалансировкой ценностных ориентаций индивида, нестабильным эмоциональным состоянием (тревожность, агрессивность), снижением активности личности.
3. Адаптация ребенка к детскому учреждению - это и процесс, и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой обстановке, к структуре отношений, как с педагогами, так и со сверстниками, установления соответствия поведения принятым в группе детского учреждения нормам и правилам. Адаптация как процесс в норме занимает у детей разного возраста разное количество времени, и зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, уровня развития. В оптимизации процесса адаптации одна из главных ролей главная роль принадлежит педагогам и психологам детского учреждения. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении с детьми и взрослыми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым облегчает и ускоряет протекание адаптационного процесса.
4. Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как оказание помощи детям в познании окружающего мира, самих себя и других людей, исходя из их потенциальных возможностей. В центре сопровождения находится личность ребёнка, а «сопровождающими» выступают родители, педагоги, ближайшее окружение ребёнка. Необходимое условие психолого-педагогического сопровождения адаптации - согласованность действий педагогов и родителей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и в МКУ ДО «Центр дополнительного образования». Изучение ребенка до поступления его в образовательное учреждение, а также знакомство с образом жизни его семьи позволяют в значительной степени смягчить течение адаптационного периода.
5. Организация деятельности по адаптации дошкольников в МКУ ДО «Центр дополнительного образования» в комплексе совместных мероприятий администрации учреждения, педагогов дополнительного образования, социального педагога, родителей позволит ребёнку безболезненно войти в объединение по интересам, преодолеть дезадаптированность, успешно обучаться.
Таким образом, с первых дней посещения дошкольником объединений МКУ ДО «Центр дополнительного образования» просто необходимо осуществлять совместную деятельность специалистов по социально-психологической адаптации. Использование комплекса мероприятий, включающего в себя наблюдения, беседы, игры, упражнения, тренинги в группе, работу с родителями, будет способствовать осуществлению социально-психологической адаптации дошкольников младшего, среднего и старшего дошкольного возраста к организации дополнительного образования.
Подобные работы
- Психолого-педагогическое сопровождение социокультурного развития детей дошкольного возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2017 - Особенности социально-психологической адаптации младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2025 - Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста (Институт государственного администрирования)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОРУДИЯ ОПОСРЕДСТВОВАНИЯ СТРАХОВ У
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Использование дидактических сказок в формировании компонентов психологической готовности к школе
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2021 - Формирование социальных навыков у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2024 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СТИМУЛЯЦИИ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2019



