Педагогические условия формирования экологической культуры детей в процессе ознакомления с природой
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Понятие «экологическая культура» 8
1.2. Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста 15
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий формирования экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Уровень сформированности экологической культуры
дошкольников на начальном этапе исследования 35
2.2. Содержание работы по формированию экологической
культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 71
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Понятие «экологическая культура» 8
1.2. Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста 15
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий формирования экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Уровень сформированности экологической культуры
дошкольников на начальном этапе исследования 35
2.2. Содержание работы по формированию экологической
культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 71
Актуальность исследования: В настоящее время экологические проблемы влияют на жизнедеятельность всего общества и, в то же время, на жизнь каждого отдельного человека. Проблемы экологии имеют глобальный и региональный характер и решаться могут при условии возникновения у человечества экологически ориентированного отношения к природе, повышения населением своей экологической грамотности и экологической культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
Исследованиями педагогов-теоретиков и практиков - Е.В. Бондаревской, С.Д. Дерябо, В.А. Игнатовой, Н.Н. Кондратьевой, Л.М. Маневцовой, А.А. Муратовой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, В.Г. Фокиной и др. установлено, что в возникновении экологического отношения к природе и в развитии основ экологической культуры значительная роль отводится дошкольному периоду развития. Дошкольное детство - это время для формирования интереса к окружающей природе, возникновения нравственных и этических норм поведения, развитие эмоциональных впечатлений, которые надолго сохранятся в памяти. Чем в более раннем возрасте начинать воспитывать у ребят основы экологической культуры, тем будет выше ее уровень. В современный период воспитание экологической культуры становится одним из приоритетов в работе дошкольных образовательных организаций. Этому способствуют вариативные образовательные программы экологического воспитания и образования ребят дошкольного возраста «Мы земляне» Н.Н. Вересова, «Мы» Н.Н. Кондратьевой, «Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Наш дом - природа» Н.А. Рыжовой и другие подобные программы; экологизация разделов комплексных программ воспитания и образования ребят дошкольного возраста: «Детство», «Истоки», «Радуга», «Развитие», «Я - человек».
С точки зрения вопроса основ воспитания экологической культуры особый интерес представляют дошкольники старшего возраста, у которых знания о природных объектах и предметах природы уже переходят на уровень представлений. Это выражается в желании ребят поделиться впечатлениями об увиденном, рассказать о своих переживаниях. Старший дошкольный возраст можно рассматривать как начальный этап формирования осознанного отношения к окружающему миру, к самому себе как к части природы. Положительное отношение к окружающей природной среде, в первую очередь, закладывается в семье и продолжает развиваться в процессе воспитания и обучения ребят в дошкольной образовательной организации.
Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования, в качестве целевых ориентиров основной образовательной программы, выступают пять направлений, которые получают развитие через ознакомление ребят с миром природы: познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; социально-коммуникативное развитие; физическое развитие. В рамках направления «познавательное развитие» у ребят формируются первичные представления о объектах окружающего мира, о планете Земля как общем доме для всего народонаселения и особенностях природы планеты. Содержание направления «художественно-эстетическое развитие» имеет своей целью развитие начал ценностно-смыслового восприятия и понимания природы, воспитание эмоционального и эстетического отношения к природе, становление гуманного, бережного, заботливого, положительно- эмоционального отношения к миру природы. В результате реализации направления «социально-коммуникативное развитие» у ребят возникает понимание основ безопасного поведения в природе, социуме, быту, формируется эмоциональная отзывчивость, переживание по отношению к природным объектам. Речевое развитие нацелено на знакомство с литературой о природе. Направление «физическое развитие» предполагает формирование у ребят ценностей и навыков здорового образа жизни. Таким образом, Федеральный государственный стандарт дошкольного образования формулирует определенные требования к осуществлению образовательной деятельности дошкольной организации, где большое значение уделяется формированию экологической культуры ребят.
На сегодняшний день в научно-исследовательской литературе, посвященной становлению и воспитанию экологической культуры у ребят дошкольного возраста, мы можем видеть немало исследований и методических разработок, предмет которых - систематизация знаний об окружающем мире, их проверка на доступность понимания дошкольниками, влияние этих знаний на их развитие (Н.Ф. Виноградова, Г.В. Кирикэ, Т.А. Маркова, Д.Ф. Петяева, Е.Ф. Терентьева, Т.А. Федорова, И.А. Хайдурова и др.). Большинство научно-исследовательских и методических материалов по такой проблеме, как ознакомления ребят- дошкольников с природой выделяют в качестве содержания экологических знаний только отдельные элементы или частные связи в природе. Однако исследований, посвященных изучению представлений ребят дошкольного возраста об экологических системах, нет, равно как нет разработок, в которых изучалась бы эффективность методов воспитания у ребят дошкольного возраста экологической культуры.
Проблема исследования - комплекс каких педагогических условий будет способствовать формированию экологической культуры у детей в процессе ознакомления с природой.
Цель исследования - обосновать теоретически педагогические условия формирования начал экологической культуры у ребят старшего дошкольного возраста и подтвердить их эффективность опытно-поисковым путём.
Объект исследования - процесс ознакомления с природой ребят дошкольного возраста.
Предмет исследования - каковы педагогические условия становления, формирования и развития экологической культуры у ребят старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: становление, формирование и развитие экологической культуры у ребят старшего дошкольного возраста будет гораздо более эффективно при наличии следующих педагогических условий:
- создание развивающей экологической среды;
- проведение сезонных природоведческих экскурсий.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы определить содержание понятия «экологическая культура».
2. Выявить психолого-педагогические особенности возникновения, формирования и развития начал экологической культуры у ребят старшего дошкольного возраста.
3. Выявить и теоретически обосновать, каковы педагогические условия формирования начал экологической культуры у ребят старшего дошкольного возраста.
4. Подтвердить опытно-поисковым путём эффективность выявленных педагогических условий становления, формирования и воспитания экологической культуры у ребят старшего дошкольного возраста
Методологической и теоретической основой нашего исследования являются: научные исследования по психологии детского возраста (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); исследования по методологии и теории экологического образования (С.Д. Дерябо, Л.В. Моисеева, Н.Ф. Реймерс, И.Т. Суравегина и др.); методические разработки современных теоретиков и практиков экологического воспитания дошкольников (В.Г. Ашиков и С.Г. Ашикова, И.Н. Белавина, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Н.Г. Найденская и др.).
Для решения поставленных в выпускной квалификационной работе задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы такие методы исследования - содержательный анализ научно-исследовательских литературных источников, учебные и учебно-методические материалы; беседы с детьми, анкетирование, наблюдение педагогического процесса; эксперимент; анализ полученных данных и их обобщение.
Практическая база исследования: МА ДОУ № 50 г. Краснотурьинск Свердловской области. В опытно-поисковой работе участвовало 10 детей в возрасте 5 - 6 лет.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы, состоящий из 65 источников и 4 приложения.
Исследованиями педагогов-теоретиков и практиков - Е.В. Бондаревской, С.Д. Дерябо, В.А. Игнатовой, Н.Н. Кондратьевой, Л.М. Маневцовой, А.А. Муратовой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, В.Г. Фокиной и др. установлено, что в возникновении экологического отношения к природе и в развитии основ экологической культуры значительная роль отводится дошкольному периоду развития. Дошкольное детство - это время для формирования интереса к окружающей природе, возникновения нравственных и этических норм поведения, развитие эмоциональных впечатлений, которые надолго сохранятся в памяти. Чем в более раннем возрасте начинать воспитывать у ребят основы экологической культуры, тем будет выше ее уровень. В современный период воспитание экологической культуры становится одним из приоритетов в работе дошкольных образовательных организаций. Этому способствуют вариативные образовательные программы экологического воспитания и образования ребят дошкольного возраста «Мы земляне» Н.Н. Вересова, «Мы» Н.Н. Кондратьевой, «Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Наш дом - природа» Н.А. Рыжовой и другие подобные программы; экологизация разделов комплексных программ воспитания и образования ребят дошкольного возраста: «Детство», «Истоки», «Радуга», «Развитие», «Я - человек».
С точки зрения вопроса основ воспитания экологической культуры особый интерес представляют дошкольники старшего возраста, у которых знания о природных объектах и предметах природы уже переходят на уровень представлений. Это выражается в желании ребят поделиться впечатлениями об увиденном, рассказать о своих переживаниях. Старший дошкольный возраст можно рассматривать как начальный этап формирования осознанного отношения к окружающему миру, к самому себе как к части природы. Положительное отношение к окружающей природной среде, в первую очередь, закладывается в семье и продолжает развиваться в процессе воспитания и обучения ребят в дошкольной образовательной организации.
Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования, в качестве целевых ориентиров основной образовательной программы, выступают пять направлений, которые получают развитие через ознакомление ребят с миром природы: познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; социально-коммуникативное развитие; физическое развитие. В рамках направления «познавательное развитие» у ребят формируются первичные представления о объектах окружающего мира, о планете Земля как общем доме для всего народонаселения и особенностях природы планеты. Содержание направления «художественно-эстетическое развитие» имеет своей целью развитие начал ценностно-смыслового восприятия и понимания природы, воспитание эмоционального и эстетического отношения к природе, становление гуманного, бережного, заботливого, положительно- эмоционального отношения к миру природы. В результате реализации направления «социально-коммуникативное развитие» у ребят возникает понимание основ безопасного поведения в природе, социуме, быту, формируется эмоциональная отзывчивость, переживание по отношению к природным объектам. Речевое развитие нацелено на знакомство с литературой о природе. Направление «физическое развитие» предполагает формирование у ребят ценностей и навыков здорового образа жизни. Таким образом, Федеральный государственный стандарт дошкольного образования формулирует определенные требования к осуществлению образовательной деятельности дошкольной организации, где большое значение уделяется формированию экологической культуры ребят.
На сегодняшний день в научно-исследовательской литературе, посвященной становлению и воспитанию экологической культуры у ребят дошкольного возраста, мы можем видеть немало исследований и методических разработок, предмет которых - систематизация знаний об окружающем мире, их проверка на доступность понимания дошкольниками, влияние этих знаний на их развитие (Н.Ф. Виноградова, Г.В. Кирикэ, Т.А. Маркова, Д.Ф. Петяева, Е.Ф. Терентьева, Т.А. Федорова, И.А. Хайдурова и др.). Большинство научно-исследовательских и методических материалов по такой проблеме, как ознакомления ребят- дошкольников с природой выделяют в качестве содержания экологических знаний только отдельные элементы или частные связи в природе. Однако исследований, посвященных изучению представлений ребят дошкольного возраста об экологических системах, нет, равно как нет разработок, в которых изучалась бы эффективность методов воспитания у ребят дошкольного возраста экологической культуры.
Проблема исследования - комплекс каких педагогических условий будет способствовать формированию экологической культуры у детей в процессе ознакомления с природой.
Цель исследования - обосновать теоретически педагогические условия формирования начал экологической культуры у ребят старшего дошкольного возраста и подтвердить их эффективность опытно-поисковым путём.
Объект исследования - процесс ознакомления с природой ребят дошкольного возраста.
Предмет исследования - каковы педагогические условия становления, формирования и развития экологической культуры у ребят старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: становление, формирование и развитие экологической культуры у ребят старшего дошкольного возраста будет гораздо более эффективно при наличии следующих педагогических условий:
- создание развивающей экологической среды;
- проведение сезонных природоведческих экскурсий.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы определить содержание понятия «экологическая культура».
2. Выявить психолого-педагогические особенности возникновения, формирования и развития начал экологической культуры у ребят старшего дошкольного возраста.
3. Выявить и теоретически обосновать, каковы педагогические условия формирования начал экологической культуры у ребят старшего дошкольного возраста.
4. Подтвердить опытно-поисковым путём эффективность выявленных педагогических условий становления, формирования и воспитания экологической культуры у ребят старшего дошкольного возраста
Методологической и теоретической основой нашего исследования являются: научные исследования по психологии детского возраста (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); исследования по методологии и теории экологического образования (С.Д. Дерябо, Л.В. Моисеева, Н.Ф. Реймерс, И.Т. Суравегина и др.); методические разработки современных теоретиков и практиков экологического воспитания дошкольников (В.Г. Ашиков и С.Г. Ашикова, И.Н. Белавина, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Н.Г. Найденская и др.).
Для решения поставленных в выпускной квалификационной работе задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы такие методы исследования - содержательный анализ научно-исследовательских литературных источников, учебные и учебно-методические материалы; беседы с детьми, анкетирование, наблюдение педагогического процесса; эксперимент; анализ полученных данных и их обобщение.
Практическая база исследования: МА ДОУ № 50 г. Краснотурьинск Свердловской области. В опытно-поисковой работе участвовало 10 детей в возрасте 5 - 6 лет.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы, состоящий из 65 источников и 4 приложения.
В ходе исследования по теме «Педагогические условия формирования экологической культуры ребят в процессе ознакомления с природой были поставлены следующие задачи:
- Путем проведения анализа психолого-педагогической литературы на тему экологического воспитания и развития дать определение содержанию понятия «экологическая культура».
- Выявить психолого-педагогические особенности становления, формирования и развития экологической культуры у ребят старшего дошкольного возраста.
- Выявить и теоретически обосновать педагогические условия становления, формирования и развития экологической культуры у ребят старшего дошкольного возраста.
- Опытно-поисковым путём подтвердить эффективность выявленных педагогических условий становления, формирования и развития экологической культуры у ребят-дошкольников.
Для решения теоретических задач была изучена и в первой главе работы проанализирована психолого-педагогическая литература по теме исследования. В научных исследованиях понятие экологическая культура ученые определяют как критерий и показатель нравственного воспитания индивида, который имеет чувство индивидуальной ответственности перед своими предками и будущими поколениями в деле сохранения, охраны, защиты всех живых и неживых природных объектов, владеет основами знаний экологических, а также умений и навыков, сознаёт себя частью природы, передаёт свой опыт, знания и навыки другим индивидам. Экологическая культура является результатом экологического воспитания, ее характеристики: сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в окружающей индивида природе, гуманное бережное отношение к природным объектам.
Составляющими экологической культуры ребенка-дошкольника выступают знания об окружающей природе и их экологическая направленность, умение и стремление применить их в собственной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (играх, труде, в быту). Становление, формирование и развитие положительного отношения ребят- дошкольников к окружающей их природе -одно из главных направлений экологического образования и результат всей проведенной с ребятами эколого-педагогической работы, ее конечный продукт и показатель. Процесс становления, формирования и развития экологической культуры включает в себя разные виды деятельности, имеющие целью ознакомление ребят с объектами, предметами и явлениями окружающей природы, конкретизирующими и углубляющими их представления о природе.
Педагогическими условиями формирования экологической культуры дошкольников выделены условия:
- создание развивающей экологической среды;
- проведение сезонных природоведческих экскурсий.
Педагог-воспитатель, как носитель основ экологической культуры, знакомит ребят со способами и приемами общения с окружающими природными объектами, воспитывает умение наблюдать, обучает устанавливать простейшие связи и зависимости, побуждает испытывать радость от осознанного взаимодействия с растениями и животными.
Во второй главе работы описана опытно-поисковая работа по проблеме формирования и воспитания основ экологической культуры ребят старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
В процессе констатирующего этапа опытно-поисковой работы была проведена диагностика выявления уровня наличия экологической культуры у ребят старшего дошкольного возраста. Результаты диагностики показали: на начало исследования большинство ребят имеет средний уровень наличия знаний о природе, большинство детей нейтрально относится к природным объектам, находящимся в непосредственном окружении. В целом это говорит о низком уровне наличия сформированное™ у ребят экологической культуры - хотя у большинства из них есть знания, но нет осознания необходимости действий.
На формирующем этапе опытно-поисковой работы была проведена работа с детьми по воспитанию и развитию экологической культуры. Разработаны методы и средства организации педагогического процесса, направленные на формирование и воспитание основ экологической культуры ребят старшего дошкольного возраста. Были проведены экскурсии, беседы, занятия; в группе организован огород на подоконнике, который способен расширить представления ребят о растениях; на территории дошкольной образовательной организации построена экологическая тропа; проведена природоведческая экскурсия в парк.
Анализ результатов контрольного этапа опытно-поисковой работы показал, что у дошкольников произошли позитивные изменения в развитии наличия экологической культуры.
На начало работы уровень экологической культуры составил: 50% - низкий уровень, 40% - средний уровень и 10% - высокий уровень.
А на заключительном этапе: низкий уровень - 0%, средний уровень - 60% и высокий уровень составил 40%.
Таким образом, после внедрения выделенных в теоретической части работы педагогических условий уровень экологической культуры дошкольников повысился, следовательно, внедрение педагогических условий: создание развивающей экологической среды и проведение природоведческих экскурсий - является эффективным для формирования и дальнейшего развития экологической культуры ребят дошкольного возраста.
- Путем проведения анализа психолого-педагогической литературы на тему экологического воспитания и развития дать определение содержанию понятия «экологическая культура».
- Выявить психолого-педагогические особенности становления, формирования и развития экологической культуры у ребят старшего дошкольного возраста.
- Выявить и теоретически обосновать педагогические условия становления, формирования и развития экологической культуры у ребят старшего дошкольного возраста.
- Опытно-поисковым путём подтвердить эффективность выявленных педагогических условий становления, формирования и развития экологической культуры у ребят-дошкольников.
Для решения теоретических задач была изучена и в первой главе работы проанализирована психолого-педагогическая литература по теме исследования. В научных исследованиях понятие экологическая культура ученые определяют как критерий и показатель нравственного воспитания индивида, который имеет чувство индивидуальной ответственности перед своими предками и будущими поколениями в деле сохранения, охраны, защиты всех живых и неживых природных объектов, владеет основами знаний экологических, а также умений и навыков, сознаёт себя частью природы, передаёт свой опыт, знания и навыки другим индивидам. Экологическая культура является результатом экологического воспитания, ее характеристики: сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в окружающей индивида природе, гуманное бережное отношение к природным объектам.
Составляющими экологической культуры ребенка-дошкольника выступают знания об окружающей природе и их экологическая направленность, умение и стремление применить их в собственной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (играх, труде, в быту). Становление, формирование и развитие положительного отношения ребят- дошкольников к окружающей их природе -одно из главных направлений экологического образования и результат всей проведенной с ребятами эколого-педагогической работы, ее конечный продукт и показатель. Процесс становления, формирования и развития экологической культуры включает в себя разные виды деятельности, имеющие целью ознакомление ребят с объектами, предметами и явлениями окружающей природы, конкретизирующими и углубляющими их представления о природе.
Педагогическими условиями формирования экологической культуры дошкольников выделены условия:
- создание развивающей экологической среды;
- проведение сезонных природоведческих экскурсий.
Педагог-воспитатель, как носитель основ экологической культуры, знакомит ребят со способами и приемами общения с окружающими природными объектами, воспитывает умение наблюдать, обучает устанавливать простейшие связи и зависимости, побуждает испытывать радость от осознанного взаимодействия с растениями и животными.
Во второй главе работы описана опытно-поисковая работа по проблеме формирования и воспитания основ экологической культуры ребят старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
В процессе констатирующего этапа опытно-поисковой работы была проведена диагностика выявления уровня наличия экологической культуры у ребят старшего дошкольного возраста. Результаты диагностики показали: на начало исследования большинство ребят имеет средний уровень наличия знаний о природе, большинство детей нейтрально относится к природным объектам, находящимся в непосредственном окружении. В целом это говорит о низком уровне наличия сформированное™ у ребят экологической культуры - хотя у большинства из них есть знания, но нет осознания необходимости действий.
На формирующем этапе опытно-поисковой работы была проведена работа с детьми по воспитанию и развитию экологической культуры. Разработаны методы и средства организации педагогического процесса, направленные на формирование и воспитание основ экологической культуры ребят старшего дошкольного возраста. Были проведены экскурсии, беседы, занятия; в группе организован огород на подоконнике, который способен расширить представления ребят о растениях; на территории дошкольной образовательной организации построена экологическая тропа; проведена природоведческая экскурсия в парк.
Анализ результатов контрольного этапа опытно-поисковой работы показал, что у дошкольников произошли позитивные изменения в развитии наличия экологической культуры.
На начало работы уровень экологической культуры составил: 50% - низкий уровень, 40% - средний уровень и 10% - высокий уровень.
А на заключительном этапе: низкий уровень - 0%, средний уровень - 60% и высокий уровень составил 40%.
Таким образом, после внедрения выделенных в теоретической части работы педагогических условий уровень экологической культуры дошкольников повысился, следовательно, внедрение педагогических условий: создание развивающей экологической среды и проведение природоведческих экскурсий - является эффективным для формирования и дальнейшего развития экологической культуры ребят дошкольного возраста.
Подобные работы
- Педагогические условия формирования экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования экологической культуры у дошкольников в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования экологической культуры у дошкольников в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ 2ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» НА ОСНОВЕ ВИТАГЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - Условия формирования экологической культуры детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019



