Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Работа №99494

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы119
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИДЕНТИФИКАЦИЯ ФЕНОМЕНА КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ 8
1.1 КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК КАТЕГОРИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ И ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.2 МИРОВАЯ ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ И ПООЩРЕНИЯ
КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ 21
1.3 ТИПОЛОГИИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОСОБЫ ЕЕ
ОЦЕНКИ В РОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ 31
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ
КУЛЬТУРЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ 42
2.1 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ
КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ 42
2.2 ИНСТРУМЕНТЫ И ПОДХОДЫ К ПОЛУЧЕНИЮ ДАННЫХ ДЛЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ 53
2.3 РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ
КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 65
3 КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА: АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ 79
3.1 СООТВЕТСТВИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИНЦИПАМ
AGILE 79
3.2 ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СОТРУДНИКОВ И ЕГО
ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ 92
3.3 УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРОЙ КАК ИНСТРУМЕНТ
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 110
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 113
ПРИЛОЖЕНИЕ А - АНКЕТА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ
КУЛЬТУРЫ ПАО СБЕРБАНК 119

Актуальность темы исследования
Значимость развитой корпоративной культуры в эффективном функцио­нировании предприятия является общепризнанной во всем мире. Современные исследователи считают, что корпоративная культура является мощным страте­гическим инструментом управления и развития, позволяющим ориентировать сотрудников на общие цели, проявление инициативы, личную эффективность и продуктивное взаимодействие. Оказывая влияние на все значимые сферы дея­тельности компании, корпоративная культура регулирует деятельность сотруд­ников, формирует чувство приверженности компании и в результате повышает качество производимой продукции и конкурентоспособность предприятия.
Рассматривая корпоративную культуру как стратегически значимый не­материальный ресурс организаций, современные ученые отмечают необходи­мость идентификации и изучения данного феномена. Разработка комплексных подходов к исследованию корпоративной культуры, применение новых мето­дик сбора и анализа информации, позволяющих измерять влияние корпоратив­ной культуры на мотивацию сотрудников, эффективность бизнес-процессов и результаты экономической деятельности компании, набирают всю большую ак­туальность и задают направление развития данной научной области.
Цель исследования - разработка и апробация методики исследования корпоративной культуры на предприятии.
Указанная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
• идентифицировать понятие корпоративной культуры;
• провести сравнительный анализ существующих методов исследова­ния корпоративной культуры предприятия;
• разработать методику исследования корпоративной культуры предприятия;
• апробировать разработанную методику на предприятии.
Объект магистерской диссертации - корпоративная культура как фак­тор, определяющий конкурентоспособность и эффективность работы совре­менных предприятий.
Предметом исследования являются подходы к исследованию корпора­тивной культуры предприятия, методы сбора и обработки информации, реали­зуемые в современной бизнес-аналитике.
Методы исследования:
• контент-анализ научной периодики по теме исследования (в качест­ве базы использовался информационный ресурс Российского индекса научного цитирования);
• сравнительный анализ теоретико-смысловых конструкций в опре­делениях термина «корпоративная культура», а также методик ее оценки;
• статистические методы анализа (анализ средних величин и показа­телей вариации, корреляционный анализ);
• социологический опрос с последующим анализом полученных данных.
Степень разработанности темы
Теоретические аспекты исследования корпоративной культуры развива­лись в трудах зарубежных и российских учёных. В частности, понятие «корпо­ративная культура», его идентификация и разграничение с понятием «органи­зационная культура», а также подходы к классификации занимают центральное место в научно-исследовательских и учебно-методических работах В.А. Спива­ка, Г.Л. Хаета, М.В. Рыбаковой, Н.Н. Могутновой, О.В. Устиновой, О.Г. Тихо­мировой, О.Л. Еськова, С.А. Баркова, С.А. Шапиро, Т.О. Соломандиной, Ю.Г. Семёнова, Ю.Д. Красовского, Ю.И. Саратовцева, Э. Шейна, Т. Дила и А. Кен­неди, Г. Хофстеда, М. Бурке, К. Камерона и Р. Куинна.
Методологические вопросы исследования корпоративной культуры пред­ставлены в трудах Д. Дэнисона, Г. Хофстеде, К. Камерона и Р. Куинна, Р. Кука и Дж. Лафферти, С. Гласера и С. Заманоу, И.Д. Ладанова, Л.С. Савченко, Н.В. Левкина, О.Е. Стекловой и других ученых. Большинство методов исследования корпоративной культуры, распространенных в современной научной практике, основываются на концепциях данных авторов, однако в последнее время всё более востребованной становится также концепция AGILE, предложенная аме­риканским ученым Т. Парсоном.
Несмотря на достаточно основательную степень проработанности мето­дических вопросов исследования корпоративной культуры в трудах российских и зарубежных авторов, единая методика, основанная на подходе AGILE, не раз­работана. Вместе с тем, концепция AGILE утверждает влияние корпоративной культуры на основные показатели эффективности работы предприятия и позво­ляет оценить основные факторы такого воздействия, а опыт крупных современ­ных компаний свидетельствует о возрастающей популярности данной модели. Указанные обстоятельства актуализируют заявленную цель и задачи магистер­ской диссертации...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретическое и эмпирико-прикладное исследования, проведенные в рамках написания магистерской диссертации, позволило получить теоретико­эмпирические результаты и сформулировать следующие выводы:
а) корпоративная культура, наиболее соответствующая целям и ценно­стям компании, признается одним из наиболее действенных факторов повыше­ния эффективности бизнес-процессов на современных предприятиях, что по­вышает интерес к её однозначной идентификации и исследованию. В совре­менной научной практике отсутствует четкое разграничение понятий «органи­зационная культура» и «корпоративная культура» и представлено множество подходов к их определению; границы исследуемых процессов, круг объектов исследования могут существенно различаться в зависимости от того, как автор понимает этот экономический концепт;
б) в рамках магистерского исследования корпоративная культура рас­сматривается как система материальных и духовных ценностей, выстроенная в соответствии с целью и стратегией развития компании и формирующая образ мышления сотрудников, чувство сопричастности и приверженности общему делу за счет принятия общих моделей поведения и лидерства, комфортного психологического микроклимата и неформальных коммуникаций в коллективе. В данном контексте корпоративная культура является составляющей организа­ционной культуры, формирует внутреннюю идентичность и индивидуальность компании, обеспечивает взаимопонимание и благоприятный эмоциональный фон, является выражением сопричастности и единства. Организационная куль­тура, в свою очередь, включает также компоновку организации, её структуру, системы размещения и использования ресурсов, принципы и средства взаимо­действия с внешней средой, а также формальные коммуникации, выстроенные для наиболее эффективного управления;
в) формирование и развитие корпоративной культуры на предприятиях определяется множеством факторов: национально-культурными аспектами, менталитетом, законодательством и идеологией государства, конкурентной средой, стилем работы и так далее. Как и культура в общем смысле этого слова, корпоративная культура формируется в процессе совместной деятельности лю­дей, однако в организациях она проектируется и создается людьми сознательно с последующим управлением ее развитием. При изучении особенностей рос­сийской корпоративной культуры важно понимать, что ввиду исторических, географических и политических обстоятельств ей присущи черты самых разно­образных национальных элементов;
г) признание корпоративной культуры значимым нематериальным ресур­сом повышения эффективности деятельности предприятия обуславливает акту­альность применения комплексных подходов к её исследованию. В настоящее время большинство российских исследователей отдают предпочтение исполь­зованию известных американских и западноевропейских типологий и методик, что в значительной степени обусловлено отсутствием отечественных разрабо­ток в данной научной отрасли, а также эмпирической базы, отражающей дина­мику процессов, характерных для корпоративной культуры российских пред­приятий;
д) наиболее распространенные методики диагностики корпоративной культуры основываются на проведении выборочных исследований с использо­ванием количественных параметров для описания исследуемых характеристик. В частности, самой полной и эффективной в настоящее время признается мето­дика Д. Дэнисона, выявляющая взаимосвязь между характеристиками корпора­тивной культуры и эффективностью компании. Также в современной исследо­вательской практике всю большую популярность набирает концепция AGILE, утверждающая влияние корпоративной культуры на основные показатели эф­фективности работы предприятия и предлагающая спецификацию основных факторов такого воздействия. Однако в современной научной практике не представлена единая методика проведения исследования корпоративной куль­туры на основе AGILE-подхода, несмотря на то, что опыт крупных современ­ных компаний свидетельствует о возрастающей актуальности использования данной модели;
ж) в ходе написания магистерской диссертации была разработана мето­дика исследования корпоративной культуры предприятия на основе AGILE- подхода. Использование разработанного инструментария нацелено на выявле­ние характерных сторон корпоративной культуры исследуемой организации, определение уровня её соответствия принципам AGILE, а также исследование уровня развития эмоционального интеллекта сотрудников;
и) апробация разработанной методики исследования на предприятии Уральский банк ПАО Сбербанк позволила определить степень соответствия корпоративной культуры исследуемой организации четырем основным прин­ципам AGILE и детально проанализировать его основные составляющие. Ис­следование эмоционального интеллекта и проверка гипотез о наличии взаимо­связи между отдельными его параметрами и показателями соответствия корпо­ративной культуры принципам AGILE, подтвердили наличие корреляции и обусловили значимость развития эмоционального интеллекта сотрудников для повышения эффективности работы организации;
к) на основании полученных результатов в ходе научного исследования были определены приоритетные направления работы над выявленными неэф­фективными сторонами и проявлениями сформировавшейся корпоративной культуры, а также разработаны рекомендации по укреплению и дальнейшему развитию сильных сторон корпоративной культуры для повышения эффектив­ности работы организации;
л) результатом проведенного исследования является также определение сильных и слабых сторон разработанной методики оценки корпоративной куль­туры предприятия и выработка практических рекомендаций по нивелированию ограничений предложенного инструментария.


1 Селиванова М.В. Развитие мотивации в системе менеджмента каче­ства на основе совершенствования корпоративной культуры. [Текст]: Диссер­тация на соискание ученой степени. Санкт-Петербург, 2016.
2 Рынкевич Н.С., Данилова Т.В. Исследование влияния корпоратив­ной культуры на организационную эффективность [Текст] // Вестник ПДАБА,
2010. 59 - 66 с.
3 Тху Чанг То. Исследование организационной культуры: методоло­гия количественной оценки и анализа // Экономика, 2014, № 2. - 130-133 с.
4 Николаева Г.Н. Развитие организационной культуры как фактор повышения эффективности управления персоналом [Текст] // Известия Бай­кальского государственного университета, 2006. - 68-70 с.
5 Boehmer D., Marino M. How board governance and company culture in­tersect [Текст] // Heidrick & Struggles Governance letters, 2014. - 4-6 с.
6 Спивак В. А. Корпоративная культура: теория и практика [Текст] // В.А. Спивак. Санкт-Петербург. 2001.
7 Хает Г.Л., Еськов О.Л. Корпоративная культура [Текст]: Учебное пособие / Киев, 2003. - 403 с.
8 Шапиро С.А. Инновационные подходы к процессу управления пер­соналом организации [Текст]: // Монография. - М.: РХТУ им Д.И. Менделеева,
2011. - 152 с.
9 Гительман Л. Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам реоргани­зации и консультантам по управлению [Текст]: Учебное пособие для эконом. спец. вузов / М. Дело, 1999. - 145 с.
10 Козлов В.В. Корпоративная культура: опыт, проблемы и перспекти­вы развития. [Текст]: Монография. - М., 2001. - 9 с.
11 Шольц К. Организационная культура: между иллюзией и реально­стью [Текст] // Проблемы теории и практики управления, 1995. № 3. -111-114 с.
12 Борисенок Андрей Леонидович Понятие организационной культу­ры как аналог корпоративной культуры [Текст] // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики, 2006, №24. - 127-132 с.
13 Семёнов Ю.Г. Организационная культура [Текст]: Учебное пособие / М.: Логос, 2006. - 9 с.
14 Красовский Ю.Д. Организационное поведение [Текст]: / М.: ЮНИ- ТИ-ДАНА, 2004. - 458 с.
15 Борисенок А.Л. Понятие организационной культуры как аналог корпоративной культуры [Текст] // Научно-технический вестник Санкт- Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики, 2006. - 127-133 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ