ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИДЕНТИФИКАЦИЯ ФЕНОМЕНА КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ 8
1.1 КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК КАТЕГОРИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ И ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.2 МИРОВАЯ ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ И ПООЩРЕНИЯ
КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ 21
1.3 ТИПОЛОГИИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОСОБЫ ЕЕ
ОЦЕНКИ В РОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ 31
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ
КУЛЬТУРЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ 42
2.1 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ
КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ 42
2.2 ИНСТРУМЕНТЫ И ПОДХОДЫ К ПОЛУЧЕНИЮ ДАННЫХ ДЛЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ 53
2.3 РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ
КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 65
3 КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА: АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ 79
3.1 СООТВЕТСТВИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИНЦИПАМ
AGILE 79
3.2 ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СОТРУДНИКОВ И ЕГО
ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ 92
3.3 УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРОЙ КАК ИНСТРУМЕНТ
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 110
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 113
ПРИЛОЖЕНИЕ А - АНКЕТА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ
КУЛЬТУРЫ ПАО СБЕРБАНК 119
Актуальность темы исследования
Значимость развитой корпоративной культуры в эффективном функционировании предприятия является общепризнанной во всем мире. Современные исследователи считают, что корпоративная культура является мощным стратегическим инструментом управления и развития, позволяющим ориентировать сотрудников на общие цели, проявление инициативы, личную эффективность и продуктивное взаимодействие. Оказывая влияние на все значимые сферы деятельности компании, корпоративная культура регулирует деятельность сотрудников, формирует чувство приверженности компании и в результате повышает качество производимой продукции и конкурентоспособность предприятия.
Рассматривая корпоративную культуру как стратегически значимый нематериальный ресурс организаций, современные ученые отмечают необходимость идентификации и изучения данного феномена. Разработка комплексных подходов к исследованию корпоративной культуры, применение новых методик сбора и анализа информации, позволяющих измерять влияние корпоративной культуры на мотивацию сотрудников, эффективность бизнес-процессов и результаты экономической деятельности компании, набирают всю большую актуальность и задают направление развития данной научной области.
Цель исследования - разработка и апробация методики исследования корпоративной культуры на предприятии.
Указанная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
• идентифицировать понятие корпоративной культуры;
• провести сравнительный анализ существующих методов исследования корпоративной культуры предприятия;
• разработать методику исследования корпоративной культуры предприятия;
• апробировать разработанную методику на предприятии.
Объект магистерской диссертации - корпоративная культура как фактор, определяющий конкурентоспособность и эффективность работы современных предприятий.
Предметом исследования являются подходы к исследованию корпоративной культуры предприятия, методы сбора и обработки информации, реализуемые в современной бизнес-аналитике.
Методы исследования:
• контент-анализ научной периодики по теме исследования (в качестве базы использовался информационный ресурс Российского индекса научного цитирования);
• сравнительный анализ теоретико-смысловых конструкций в определениях термина «корпоративная культура», а также методик ее оценки;
• статистические методы анализа (анализ средних величин и показателей вариации, корреляционный анализ);
• социологический опрос с последующим анализом полученных данных.
Степень разработанности темы
Теоретические аспекты исследования корпоративной культуры развивались в трудах зарубежных и российских учёных. В частности, понятие «корпоративная культура», его идентификация и разграничение с понятием «организационная культура», а также подходы к классификации занимают центральное место в научно-исследовательских и учебно-методических работах В.А. Спивака, Г.Л. Хаета, М.В. Рыбаковой, Н.Н. Могутновой, О.В. Устиновой, О.Г. Тихомировой, О.Л. Еськова, С.А. Баркова, С.А. Шапиро, Т.О. Соломандиной, Ю.Г. Семёнова, Ю.Д. Красовского, Ю.И. Саратовцева, Э. Шейна, Т. Дила и А. Кеннеди, Г. Хофстеда, М. Бурке, К. Камерона и Р. Куинна.
Методологические вопросы исследования корпоративной культуры представлены в трудах Д. Дэнисона, Г. Хофстеде, К. Камерона и Р. Куинна, Р. Кука и Дж. Лафферти, С. Гласера и С. Заманоу, И.Д. Ладанова, Л.С. Савченко, Н.В. Левкина, О.Е. Стекловой и других ученых. Большинство методов исследования корпоративной культуры, распространенных в современной научной практике, основываются на концепциях данных авторов, однако в последнее время всё более востребованной становится также концепция AGILE, предложенная американским ученым Т. Парсоном.
Несмотря на достаточно основательную степень проработанности методических вопросов исследования корпоративной культуры в трудах российских и зарубежных авторов, единая методика, основанная на подходе AGILE, не разработана. Вместе с тем, концепция AGILE утверждает влияние корпоративной культуры на основные показатели эффективности работы предприятия и позволяет оценить основные факторы такого воздействия, а опыт крупных современных компаний свидетельствует о возрастающей популярности данной модели. Указанные обстоятельства актуализируют заявленную цель и задачи магистерской диссертации...
Теоретическое и эмпирико-прикладное исследования, проведенные в рамках написания магистерской диссертации, позволило получить теоретикоэмпирические результаты и сформулировать следующие выводы:
а) корпоративная культура, наиболее соответствующая целям и ценностям компании, признается одним из наиболее действенных факторов повышения эффективности бизнес-процессов на современных предприятиях, что повышает интерес к её однозначной идентификации и исследованию. В современной научной практике отсутствует четкое разграничение понятий «организационная культура» и «корпоративная культура» и представлено множество подходов к их определению; границы исследуемых процессов, круг объектов исследования могут существенно различаться в зависимости от того, как автор понимает этот экономический концепт;
б) в рамках магистерского исследования корпоративная культура рассматривается как система материальных и духовных ценностей, выстроенная в соответствии с целью и стратегией развития компании и формирующая образ мышления сотрудников, чувство сопричастности и приверженности общему делу за счет принятия общих моделей поведения и лидерства, комфортного психологического микроклимата и неформальных коммуникаций в коллективе. В данном контексте корпоративная культура является составляющей организационной культуры, формирует внутреннюю идентичность и индивидуальность компании, обеспечивает взаимопонимание и благоприятный эмоциональный фон, является выражением сопричастности и единства. Организационная культура, в свою очередь, включает также компоновку организации, её структуру, системы размещения и использования ресурсов, принципы и средства взаимодействия с внешней средой, а также формальные коммуникации, выстроенные для наиболее эффективного управления;
в) формирование и развитие корпоративной культуры на предприятиях определяется множеством факторов: национально-культурными аспектами, менталитетом, законодательством и идеологией государства, конкурентной средой, стилем работы и так далее. Как и культура в общем смысле этого слова, корпоративная культура формируется в процессе совместной деятельности людей, однако в организациях она проектируется и создается людьми сознательно с последующим управлением ее развитием. При изучении особенностей российской корпоративной культуры важно понимать, что ввиду исторических, географических и политических обстоятельств ей присущи черты самых разнообразных национальных элементов;
г) признание корпоративной культуры значимым нематериальным ресурсом повышения эффективности деятельности предприятия обуславливает актуальность применения комплексных подходов к её исследованию. В настоящее время большинство российских исследователей отдают предпочтение использованию известных американских и западноевропейских типологий и методик, что в значительной степени обусловлено отсутствием отечественных разработок в данной научной отрасли, а также эмпирической базы, отражающей динамику процессов, характерных для корпоративной культуры российских предприятий;
д) наиболее распространенные методики диагностики корпоративной культуры основываются на проведении выборочных исследований с использованием количественных параметров для описания исследуемых характеристик. В частности, самой полной и эффективной в настоящее время признается методика Д. Дэнисона, выявляющая взаимосвязь между характеристиками корпоративной культуры и эффективностью компании. Также в современной исследовательской практике всю большую популярность набирает концепция AGILE, утверждающая влияние корпоративной культуры на основные показатели эффективности работы предприятия и предлагающая спецификацию основных факторов такого воздействия. Однако в современной научной практике не представлена единая методика проведения исследования корпоративной культуры на основе AGILE-подхода, несмотря на то, что опыт крупных современных компаний свидетельствует о возрастающей актуальности использования данной модели;
ж) в ходе написания магистерской диссертации была разработана методика исследования корпоративной культуры предприятия на основе AGILE- подхода. Использование разработанного инструментария нацелено на выявление характерных сторон корпоративной культуры исследуемой организации, определение уровня её соответствия принципам AGILE, а также исследование уровня развития эмоционального интеллекта сотрудников;
и) апробация разработанной методики исследования на предприятии Уральский банк ПАО Сбербанк позволила определить степень соответствия корпоративной культуры исследуемой организации четырем основным принципам AGILE и детально проанализировать его основные составляющие. Исследование эмоционального интеллекта и проверка гипотез о наличии взаимосвязи между отдельными его параметрами и показателями соответствия корпоративной культуры принципам AGILE, подтвердили наличие корреляции и обусловили значимость развития эмоционального интеллекта сотрудников для повышения эффективности работы организации;
к) на основании полученных результатов в ходе научного исследования были определены приоритетные направления работы над выявленными неэффективными сторонами и проявлениями сформировавшейся корпоративной культуры, а также разработаны рекомендации по укреплению и дальнейшему развитию сильных сторон корпоративной культуры для повышения эффективности работы организации;
л) результатом проведенного исследования является также определение сильных и слабых сторон разработанной методики оценки корпоративной культуры предприятия и выработка практических рекомендаций по нивелированию ограничений предложенного инструментария.
1 Селиванова М.В. Развитие мотивации в системе менеджмента качества на основе совершенствования корпоративной культуры. [Текст]: Диссертация на соискание ученой степени. Санкт-Петербург, 2016.
2 Рынкевич Н.С., Данилова Т.В. Исследование влияния корпоративной культуры на организационную эффективность [Текст] // Вестник ПДАБА,
2010. 59 - 66 с.
3 Тху Чанг То. Исследование организационной культуры: методология количественной оценки и анализа // Экономика, 2014, № 2. - 130-133 с.
4 Николаева Г.Н. Развитие организационной культуры как фактор повышения эффективности управления персоналом [Текст] // Известия Байкальского государственного университета, 2006. - 68-70 с.
5 Boehmer D., Marino M. How board governance and company culture intersect [Текст] // Heidrick & Struggles Governance letters, 2014. - 4-6 с.
6 Спивак В. А. Корпоративная культура: теория и практика [Текст] // В.А. Спивак. Санкт-Петербург. 2001.
7 Хает Г.Л., Еськов О.Л. Корпоративная культура [Текст]: Учебное пособие / Киев, 2003. - 403 с.
8 Шапиро С.А. Инновационные подходы к процессу управления персоналом организации [Текст]: // Монография. - М.: РХТУ им Д.И. Менделеева,
2011. - 152 с.
9 Гительман Л. Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации и консультантам по управлению [Текст]: Учебное пособие для эконом. спец. вузов / М. Дело, 1999. - 145 с.
10 Козлов В.В. Корпоративная культура: опыт, проблемы и перспективы развития. [Текст]: Монография. - М., 2001. - 9 с.
11 Шольц К. Организационная культура: между иллюзией и реальностью [Текст] // Проблемы теории и практики управления, 1995. № 3. -111-114 с.
12 Борисенок Андрей Леонидович Понятие организационной культуры как аналог корпоративной культуры [Текст] // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики, 2006, №24. - 127-132 с.
13 Семёнов Ю.Г. Организационная культура [Текст]: Учебное пособие / М.: Логос, 2006. - 9 с.
14 Красовский Ю.Д. Организационное поведение [Текст]: / М.: ЮНИ- ТИ-ДАНА, 2004. - 458 с.
15 Борисенок А.Л. Понятие организационной культуры как аналог корпоративной культуры [Текст] // Научно-технический вестник Санкт- Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики, 2006. - 127-133 с...