ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЮ 6
1.1 СТАНДАРТЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ 6
1.2 ОСНОВНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ И РОССИЙСКИЕ МЕТОДИКИ ПО
РАЗРАБОТКЕ БИЗНЕС-ПЛАНА 11
1.3 БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ТОРГОВЛИ
АВТОТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ В РОССИИ 24
1.4 РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ БИЗНЕС-ПЛАНА НОВОГО АВТОСАЛОНА
АВТОМОБИЛЕЙ С ПРОБЕГОМ 28
2 МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА 35
2.1 ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ 35
2.2 МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ЛЕГКОВОГО АВТОТРАНСПОРТА 45
3 ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ОТКРЫТИЯ АВТОСАЛОНА
АВТОМОБИЛЕЙ С ПРОБЕГОМ В Г. ЕКАТЕРИНБУРГ 67
3.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОДАЖ АВТОМОБИЛЕЙ С ПРОБЕГОМ 67
3.2 РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БИЗНЕС-ПЛАНА 77
3.3 МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНЫ НА АВТОМОБИЛИ С ПРОБЕГОМ ... 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ: 96
ПРИЛОЖЕНИЕ А 103
Автомобильный рынок - одна из самых высокочувствительных сфер бизнеса, которая чутко реагирует на колебания внешней среды.
В Екатеринбурге представлены все основные ведущие автомобильные бренды российских и зарубежных производителей, что ведет к высокому уровню конкуренции, как на уровне автомобильных брендов, так и на уровне конкуренции между дилерскими центрами, представляющими один бренд, но принадлежащими разным автомобильным холдингам.
Актуальность темы исследования обусловлена возможностью диверсификации направлений автомобильного предприятия, которая позволяет получить конкурентное преимущество и, в конечном итоге, превзойти аналогичные компании на рынке при помощи открытия нового специализированного автосалона автомобилей с пробегом.
Целью магистерской диссертации является обоснование
целесообразности открытия автосалона автомобилей с пробегом в Екатеринбурге.
Для достижения цели диссертации были сформулированы задачи исследования:
• изучить и проанализировать теоретико-методический материал по бизнес-планированию;
• провести маркетинговые исследования предпочтений потребителей для выявления потребностей в открытии нового автосалона автомобилей с пробегом в г. Екатеринбург и его конкурентоспособности;
• разработать бизнес-план по открытию автосалона автомобилей с пробегом в г. Екатеринбург;
• разработать метод формирования цены на автомобили с пробегом.
Объект исследования - автосалон автомобилей с пробегом.
Предмет исследования - оценка целесообразности открытия автосалона с пробегом в Екатеринбурге.
Теоретическая база исследования
При написании диссертации были исследованы работы, посвященные бизнес-планирования, анализу динамики развития автомобильного рынка и ключевым показателям автомобильного предприятия, в частности, работы Р. Абрамса, В.П. Бурова, В.В. Волгина, Н. Бейт, А.С. Волкова, Роберт А. Лутца, Р.А. Фатхутдинова, Н.А.Стрекалова, Н.Пирсона и П.А.Черкашина.
Методы исследования: в исследовании были использованы методы анализа, наблюдения, сбор материала, аналитический метод, метод обобщения.
Эмпирическую базу составили исследования, проводимые российскими и зарубежными аналитическими компаниями и участниками автомобильного рынка; маркетинговое исследование потребителей автомобильного легкового автотранспорта в Екатеринбурге, данные управленческой отчетности группы компаний АСМОТО.
Практическая значимость исследования
По результатам комплексного маркетингового исследования предпочтений потребителей и проведенного социологического опроса, выявлены тенденции развития российского рынка автомобилей с пробегом и доказана необходимость открытия в Екатеринбурге автосалона автомобилей с пробегом.
Предложен метод формирования цены автосалона на автомобили с пробегом, с учетом стоимости следующих этапов подготовки автомобиля к продаже: определение входной цены, проведение предпродажной подготовки, определение ликвидности модели/марки, наличие продленной гарантии, проведение сделки с участием программ импортеров официальных дилеров.
Структура работы
Магистерская диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников. Работа содержит 116 страниц, 5 таблиц, 47 рисунков и 1 приложение.
В первой главе диссертации рассматриваются основные теоретические подходы к бизнес-планированию, предлагаемые формы бизнес-планов, принятые к использованию в российской и зарубежной практике, а также рассмотрены примеры бизнес-планирования в предприятиях автомобильной отрасли.
Во второй главе проведен анализ динамики автомобильного рынка России в 2014-2016 гг., а также представлен анализ тенденций на основе данных по реализации автомобилей в 2017 г., представлены результаты проведенного маркетингового исследования предпочтений потребителей в сфере легкового автотранспорта г.Екатеринбурга.
В третьей главе определены ключевые характеристики для организации продаж автомобилей с пробегом, произведен расчет бизнес-плана нового автосалона автомобилей с пробегом, проведена аналитика формирования цен на автомобили пробегом, предложен метод формирования цены на автомобили с пробегом для автосалона. Структура работы соответствует заявленной цели диссертации.
Когда возникает идея создания нового предприятия и/или направления деятельности организации, для более целенаправленного просчета экономической выгоды используют бизнес-план созданием структурного поэтапного плана ее реализации.
В первой главе были рассмотрены различные подходы к бизнес- планированию в российском и зарубежном подходах. Изучение теоретического материала дало основание полагать, что единой методики создания бизнес- плана не существует, значит, при рассмотрении целесообразности открытия автосалона автомобилей с пробегом в Екатеринбурге необходимо рассмотреть основные разделы: маркетинговый план, план производства, финансовый план.
Для обоснования целесообразности открытия нового автосалона во второй части диссертации были проведены: анализ рынка автомобилей с пробегом в России и маркетинговое исследование предпочтений потребителей в сфере легкового автотранспорта в Екатеринбурге. Результатом аналитики тенденций рынка автомобилей с пробегом можно назвать:
• рост рынка продаж автомобилей с пробегом в России в период с 2012 года по настоящее время;
• объем продаж вторичных автомобилей превышает объем продаж новых автомобилей в 4 раза;
• наращивание доли продаж автомобилей с пробегом автосалонами в общем объеме продаж автомобилей с пробегом.
Результатом проведенного маркетингового исследования является определение триггеров для формирования маркетинговой политики автосалона:
• в семье 80,7% участников исследования есть 1 или более автомобилей;
• средний срок эксплуатации легкового автомобиля среди опрошенных составляет 1-5 лет (56,3%);
• почти половина опрошенных приобретали свой автомобиль на вторичном рынке (48,4%);
• половина респондентов (46,8%) планируют приобрести автомобиль в ближайшее время.
• половина опрошенных жителей Екатеринбурга планирует приобрести автомобиль в ближайшее время;
• 44,4% респондентов планируют приобретать автомобиль с пробегом и без получения кредита.
Наиболее потенциально востребованные марки автомобилей: Hyundai (10,1%), LADA/ЛАДА (8,6%), Kia (8,6%), Toyota (7,7%), BMW (7,5%), Audi (6,7%). Среди тех, кто планирует приобрести автомобиль, большая часть респондентов (23,2%) планирует потратить на покупку от 700 тыс. до 1 млн. рублей.
Поэтому при формировании плана маркетинга, необходимо включить в показатели ликвидности склада модели перечисленных марок, кроме основных моделей брендов, представленных в дилерских центрах холдинга АСМОТО.
В третьей части диссертации рассмотрены ключевые характеристики для организации продаж автомобилей с пробегом. Определено, что основным ключевым показателем экономической эффективности автомобильного предприятия является баланс 4 основных переменных:
• объем склада;
• объем продаж;
• оборачиваемость склада;
• маржинальность сделки.
Произведены расчеты экономической эффективности бизнес-плана по открытию автосалона с пробегом в Екатеринбурге:
• объем инвестиций составит. 90 млн.руб;
дисконтированный период окупаемости составляет 26месяцев;
• средняя норма рентабельности составляет 91,35%;
• чистый приведенный доход составляет 110,43 млн.руб;
• индекс прибыльности составил 2,28%;
• внутренняя норма рентабельности - 40,6%.
Выявлено различие степени влияния автосалона на этапы формирование цены на новый автомобиль и цены на автомобиль с пробегом
По результатам проведенного исследования было определено, что дилерское предприятие по продаже новых автомобилей может влиять на формирование цены, только воздействуя на маржу (путем предоставления дополнительной скидки на автомобиль за счет прибыли) или предоставляя скидки по акциям, проводимым импортером. При определении цены на автомобили с пробегом, автосалон может оказывать влияние на каждом этапе формирования цены.
Разработан метод формирования цены автосалона на автомобили с пробегом, а также последовательность формирования итоговой цены автомобиля, включающая:
• определение входной цены;
• проведение предпродажной подготовки;
• определение ликвидности марки/модели;
- наличие продленной гарантии;
• возможность проведения сделки по программам официального дилера марки.
Полученные результаты исследования позволяют определить целесообразность и необходимость открытия автосалона автомобилей с пробегом в Екатеринбурге.