ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРОСТКОВ-МИГРАНТОВ 8
1.1. Понятие о жизнестойкости личности 8
1.2. Психологические особенности подросткового возраста 13
1.3. Проблема адаптации к иной культурной среде 20
1.4. Психологические особенности подростков-мигрантов в иной
культурной среде 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 32
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ, ТРЕВОЖНОСТИ, АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ И ДЕТЕЙ
ТИТУЛЬНЫХ ГРАЖДАН 34
2.1. Характеристика выборки и процедура исследования 34
2.2. Характеристика методик исследования 35
2.3. Анализ и обсуждение результатов эмпирического исследования 42
2.4. Корреляционный анализ тестовых показателей
в группах испытуемых 54
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ А 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 84
ПРИЛОЖЕНИЕ В 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 130
Актуальность проблемы исследования. По данным статистики ежегодно количество мигрантов в России увеличивается. Естественно, что приезжающие на работу или на постоянное местожительство привозят с собой семьи, которым бывает трудно адаптироваться в русскоязычной среде. В основном, это мигранты из Средней Азии (Таджикистана, Узбекистана и Киргизии). Включаясь в русскоязычной среде, и дети, и родители испытывают трудности.
Как известно, перемена места жительства всегда является «культурным шоком». Для его преодоления необходимо привыкнуть к новому социальному пространству, приспособиться жить в качественно иных условиях, поскольку мигрантам зачастую приходится менять весь свой образ жизни. Но процесс адаптации мигрантов является сложным не только для них самих, но и для их детей.
Дети-мигранты - (дети, которые стали мигрантами независимо от статуса родителей) нуждаются как в социальной, так и в психологической помощи и поддержке окружающих. Большую часть времени подростки проводят в школе, и взаимодействует друг с другом и учителями в определенным образом сложившихся условиях полиэтнического образовательного пространства.
Учащиеся-мигранты могут быть разделены на следующие группы: Первая группа - учащиеся-билингвы - подростки, воспитывающихся в семьях, в которых принято говорить не только на родном языке, но и на русском; большинство из этих детей родились на территории России и никогда не были в родной стране. Для таких подростков русский язык считается родным, т.к. с самого раннего детства они его не только слышали, но и учились говорить на нем. Поступая учиться в школу, билингвы осваивают еще один иностранный язык. Наблюдения показывают, что учащиеся-билингвы, как правило, легко коммуницируют, свободно общаются на русском языке, грамотно 3
пишут, у них нет особых проблем и трудностей в применении различных стилей речи - официально-делового, публицистического, научного.
Вторая группа - учащиеся-инофоны - подростки из недавно мигрировавших семей. Такие учащиеся владеют другими фоновыми знаниями, русским языком владеют на примитивном пороговом уровне - бытовом. Им трудно понять значения многих слов, которые они употребляют в своей речи, потому что дома с ними общаются на их родном языке [61]. Основная проблема таких детей - это школьное обучение, потому что подросткам- инофонам необходимо общаться с педагогами и одноклассниками только на русском языке. Безусловно, проблема преодоления языкового барьера создает для таких подростков определенные трудности и стресс. Связи с этими особую роль в процессе социальной адаптации играют такие особенности как жизнестойкость, тревожность и адаптивность школьников.
Методологические основы
Проблема жизнестойкости рассматривалась в контексте способности преодолевать трудности (С. Мадди, В. Флориан, Д. Вильямс, О. Таубман и др.)
Проблемами социальной и психологической адаптации личности с позиции теории социализации личности занимались философы - экзистенциалисты (Ж. Сартр, М. Хайдеггер, К. Леперс), феноменологи (Э. Гуссерль) - рассматривали адаптацию в контексте проблемы самоосознания личностью себя и нахождения смысла жизни, возможности реализовать собственный личностный потенциал.
Проблемой социальной адаптации индивида к среде занимались физиологи (И.П. Павлов, Б.М. Сеченов, В.М. Бехтерев), когнитивисты (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), бихевиористы (Дж. Уотсон, Б. Скиннер, Э. Толмен), психоаналитики (З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер) - их интересовали механизмы, обеспечивающие наиболее эффективную адаптацию индивида к меняющимся условиям среды, как врожденные, так и воспитанные в личности в процессе социализации, а также механизмы, затрудняющие адаптивные возможности индивида.
Адаптация в контексте восстановления идентичности личности рассматривалась гуманистами-экзистенциалистами (А. Маслоу, К. Роджерсом, Г. Оллпортом, В. Франклом) - рассматривали экзистенцию и ее глубинную природу в вопросах адаптации к различным, в том числе, неблагоприятным условиям существования и стремления к своей истинной природе.
Феномен иммиграции изучался как в отечественной психологии (А.Г. Асмоловым, А.И. Воложиным, А.А. Налачжяном), так и в зарубежной (Э. Стонкистом, Дж. Губером).
Проблему социализации мигрантов разрабатывали отечественные психологи (М.С. Добрякова, Б.Г. Жогин, Т.Ф. Маслова, В.К. Шаповалов) - исследовали проблемы и трудности, с которыми сталкиваются мигранты в стране иммиграции, специфику и особенности адаптации к новой стране, сроки адаптации.
Проблемами изучения подросткового возраста в контексте происходящих изменений, появления новообразований занимались отечественные психологи (В.С. Мухина, А.М. Прихожан, Н.В. Фетискин и др.), исследованию стрессогенных факторов, присутствующих в образовательной среде и их влиянию на психическое и физическое здоровье подростков посвящены работы К.А. Абульхановой-Славской, А.Г. Асмолова, А.И. Захарова, Е.П. Ильина, Л.М. Митиной, Л.И. Божович, М. Дубровиной и др.
Проблеме влияния стрессогенных факторов, неумению преодолевать трудности, формированию на этом фоне негативных психических новообразований и негативных реакций посвящены работы Г.В. Жаркова, Л.С. Колмогоровой, М.А. Одинцовой и др...
В нашей работе сделана попытка определить, какие параметры таких важнейших для эффективного включения в жизнь (в частности, в школьную жизнь) и активно изучаемых в психологии феноменов как жизнестойкость, социально-психологическая адаптированность и школьная тревожность являются факторами, способствующими приспособляемости подростков - мигрантов к инокультурной среде, к обучению в российской школе или препятствующими ей.
Учащиеся-мигранты обычно представляют собой две группы. Первая группа - учащиеся-билингвы - подростки, воспитывающихся в семьях, в которых принято говорить не только на родном языке, но и на русском. Они, как правило, свободно общаются на русском языке, грамотно пишут, у них нет особых трудностей в применении различных стилей речи - официальноделового, публицистического, научного.
Вторая группа - учащиеся -инофоны - подростки из недавно мигрировавших семей. Такие учащиеся владеют другими фоновыми знаниями, русским языком владеют на бытовом уровне. Основная проблема подростков - инофонов - это школьное обучение, потому что им необходимо общаться с педагогами и одноклассниками только на русском языке. Им приходится преодолевать языковой барьер, что создает определенные трудности и стресс. Связи с этими особую роль в процессе социальной адаптации играют такие особенности как жизнестойкость, тревожность и адаптивность школ ь- ников.
Чтобы определить психологические факторы, затрудняющие или способствующие подросткам-мигрантам вхождение в жизнь российской школы, мы сравнили их психологические особенностей с таковыми у подростков - коренных россиян.
В первой главе было рассмотрено основное для нашей работы понятие - понятие жизнестойкости, а также особенности подросткового возраста и психологические особенности подростков-мигрантов в инокультурной среде.
Показано, что при высоком развитии всех трех компонентов жизнестойкости - вовлеченности, принятии риска и контроля - наблюдаются самые высокие показатели по адаптации и стрессоустойчивости. Чем меньше компонентов развито на высоком уровне, тем ниже стрессоустойчивость, самые большие сложности обнаруживаются в ситуациях, когда у людей все компоненты жизнеустойчивости находятся на низком уровне.
Подростковый возраст специфичен новообразованиями, которые происходят как в организме подростка, так и в социальном взаимодействии. Поэтому подростки вообще, и подростки-мигранты в особенности сталкиваются с серьезными проблемами. На фоне формирования ценностных ориентаций, самопрезентации, реструктуризации самооценки и т.п., им приходится переживать дополнительный стресс, связанный как с адаптацией к новой культуре.
На основании анализа литературы мы выдвинули гипотезу:
• подростки-мигранты отличаются более выраженной жизнестойкостью, тревожностью и меньшей адаптированностью по сравнению со сверстниками-россиянами;
• у подростков-инофонов ниже показатели жизнестойкости и социальнопсихологической адаптации и выше - школьной тревожности, чем у подростков-билингвов.
Проверке гипотезы посвящена вторая глава. Показано, что различия по параметру жизнестойкости между подростками мигрантами и россиянами есть только по одному из четырех ее факторов - по фактору «Принятие риска». Правда это касается сравнения российской группы и группы мигрантов без разделения ее на билингвов и инофонов.
Если же такое разделение провести, то школьные трудности инофонов становятся очевидны, билингвы же мало отличаются от россиян.
Полученные результаты демонстрируют необходимость психолого- педагогического сопровождения детей-мигрантов. В особенности инофонов, то есть тех, у кого языковые проблемы усугубляют общее некомфортное состояние в школьной среде.
1. Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии/ В.А. Абабков, М. Перре. - СПб.: Речь, 2004. - 166 с.
2. Аверин В. А. Психология детей и подростков: учеб. пособие / В. А. Аверин. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
3. Александрова Л. А. Концепции жизнестойкости в психологии/Л. А. Александрова // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / под ред. М. М. Горбатовой, А. В. Серого, М. С. Яницкого. - Кемерово: Куз- бассвузиздат, 2004. - С. 82 - 90
4. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази, К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. - М.: Академия, 1982. - 370 с.
5. Анцыферова Л. И. Психологии личности как развивающейся системы/ Л.И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности, 1981. - №1. - С. 3-18.
6. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуации и психологическая защита/ Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1994. - Т. 14. - № 2. - С. 34-37
7. Абакумова И. В. Образовательный процесс как пространство взаимодействия толерантных и личностно-смысловых отношений. Программа специального курса лекций /И.В. Абакумова. - Ростов н/д, 2002. - 16 с.
8. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В. В. Абраменкова; Акад. пед. и социал. наук, Моск. психол.-социал. ин-т. - М. : Моск. психол.-социал. ин-т : МОДЭК, 2000. - 413 с.
9. Абсалямова А. Г. Этика межнационального общения детей в поли- культурной группе/ А.Г. Абсалямова. - Уфа: Творчество, 2007. - 113 с.
10. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности/ К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. - 335 с.
11. Аксёнов И. Н. Социализация подростков / И. Н. Аксёнов. - М.: МАИ,
1996. - 196 с.
12. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников / Е. А. Александрова. - М.: НИИ школьных технологий,
2010. - 336 с.
13. Анн Л. М. Психологический тренинг с подростками / Л. М. Анн. - СПб.: Питер, 2005. - 271 с.
14. Арсентьев А. Подросток глазами философа / А. Арсентьев. - Алматы, 1996. - 67 с.
15. Бауэр Е.А. Научно-практические основы психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации подростков- мигрантов: диссертация ... доктора психологических наук /Е.А. Бауэр.
- М., 2012.- 503 с...