Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в учреждении дополнительного образования

Работа №99477

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
145
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические основы художественно-эстетического воспитания младших школьников в учреждении дополнительного образования 6
1.1. Учреждения дополнительного образования детей: цели,
задачи 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста 14
1.3. Понятие художественно-эстетического воспитания 22
Глава 2. Опытно-поисковая работа по художественно¬
эстетическому воспитанию младших школьников в условиях Муниципального казенного образовательного учреждения «Красноуфимский районный центр дополнительного образования 30 детей»
2.1. Анализ художественно-эстетического воспитания младших
школьников в условиях Красноуфимского районного центра дополнительного образования детей 30
2.2. Диагностика художественно-эстетической воспитанности
младших школьников, посещающих Красноуфимский районный центр дополнительного образования детей 37
2.3. Разработка программы художественно-эстетического
воспитания младших школьников «Акварель-Арт» 44
Заключение 59
Список использованной литературы 63
Приложения 68


В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
А формировать личность и эстетическую культуру, отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Художественно-эстетическое воспитание - это процесс
целенаправленного воспитания чувства прекрасного, формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. Задача же художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса [13, с. 8]. Именно поэтому проблема целей и задач художественно-эстетического воспитания требует особого внимания.
Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система художественно-эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б. М. Неменский выделил следующую ее особенность: «Система художественно-эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника» [42, с. 67].
У любой системы есть свой стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе художественно-эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности [13, с. 21].
Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.
Это предположение и определило тему исследования: «Художественно¬эстетическое воспитание младших школьников в учреждении дополнительного образования».
Противоречие исследования: между тем, что художественно-эстетическое воспитание младших школьников является одним из направлений деятельности учреждений дополнительного образования и тем, что недостаточно разработано методическое обеспечение данного процесса.
Проблема исследования: каким должно быть содержание
художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях учреждения дополнительного образования?
Объект исследования: процесс воспитания младших школьников.
Предмет исследования: художественно-эстетическое воспитание
младших школьников.
Цель исследования: на основе изученной теории, проведенного опытно¬поискового исследования разработать программу художественно-эстетического воспитания младших школьников «АкварельАрт».
Гипотеза исследования: возможно, художественно-эстетическое
воспитания младших школьников будет результативным, если разработать соответствующую программу, учитывающую возрастные особенности детей, специфику и условия учреждения дополнительного образования.
Задачи исследования:
1) выявить цели и задачи деятельности учреждения дополнительного образования;
2) дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста;
3) раскрыть понятие художественно-эстетического воспитания;
4) проанализировать работу по художественно-эстетическому
воспитанию детей в условиях образовательной организации МКОУ «Красноуфимский районный центр дополнительного образования детей».
5) провести диагностику художественно-эстетической воспитанности детей младшего школьного возраста на предмет выявления уровня художественно-эстетического воспитания.
Методы исследования:
- теоретические - обобщение, систематизация, анализ, синтез;
- эмпирические - опрос, тестирование, анализ продуктов детской деятельности.
База исследования: Муниципальное казенное образовательное
учреждение «Красноуфимский районный центр дополнительного образования» на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Приданниковская средняя общеобразовательная школа.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью проводимого исследования стало на основе изученной теории, проведенного опытно-поискового исследования разработать программу художественно-эстетического воспитания младших школьников
«АкварельАрт».
Для достижения поставлено цели были решены определенные задачи: выявлены цели и задачи учреждения дополнительного образования, дана психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста, раскрыто понятие художественно-эстетического воспитания, проанализирована работа по художественно-эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста в условиях Центра дополнительного образования, проведена диагностика уровня художественно-эстетической воспитанности среди детей младшего школьного возраста.
В результате изучения психолого-педагогической литературы и теоретических источников сделаны выводы.
Цель учреждения дополнительного образования детей заключается в обеспечении современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности.
Младший школьный возраст - это этап интенсивного социального развития психики, её основных подструктур, выраженного как в процессе социализации индивидных образований, так и в новообразовании в личностной сфере и в формировании субъекта деятельности.
Художественно-эстетическое воспитание - целенаправленный процесс, суть которого заключается в организации разнообразной эстетической, художественной деятельности, направленной на овладение эстетическими знаниями, формирование эстетических потребностей, взглядов и убеждений. А также способности полноценно воспринимать прекрасное в искусстве и жизни, приобщение к художественному творчеству, развитие способностей и умений в том или ином виде искусства.
Анализ деятельности Центра дополнительного образования и проведенная диагностика художественно-эстетической воспитанности детей младшего школьного возраста, позволили сделать следующие выводы:
- художественно-эстетическое направление является одним из приоритетных направлений деятельности анализируемого учреждения, направление представлено 18 объединениями и студиями;
- дети младшего школьного возраста посещают 3 студии, общее количество детей младшего школьного возраста составляет 35 человек;
- 41% обучающихся показывают высокий уровень освоения дополнительных образовательных программ, 56% обучающихся - средний уровень и 3% обучающихся - низкий уровень освоения;
- по результатам диагностики у 31% учащихся выявлен высокий уровень художественно-эстетической воспитанности.
Несмотря на наличие положительных моментов, выявлены следующие проблемы:
- 56% обучающихся имеют средний уровень и 3% обучающихся - низкий уровень освоения дополнительных образовательных программ художественно-эстетической направленности;
- 37% детей имеют средний уровень и 31% детей имеют низкий уровень художественно-эстетической воспитанности.
Следовательно, требуется организация дополнительной работы по художественно-эстетическому воспитанию 68% детей, посещающих кружки и студии художественно-эстетической направленности и повышению качества работы художественно-эстетического направления Центра дополнительного образования.
Для повышения уровня художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста разработана программа художественно-эстетического воспитания.
Цель программы: организация деятельности по художественно¬
эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования.
Разработанная программа художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста направлена на всестороннее развитие личности ребенка, его художественных, эстетических и творческих способностей через художественно-эстетическую воспитанность.
Разработанная программа прошла частичную апробацию на базе Приданниковской средней общеобразовательной школы в декабре 2016 - мае 2017 года.
После частичной апробации программы было проведено повторное интервью по тем же вопросам, которые использовались до апробации программы.
Повторная диагностика художественно-эстетической воспитанности детей младшего школьного возраста, посещающих студии художественно-эстетического направления в Центре дополнительного образования показала следующее:
- повторная диагностика показала положительную динамику по всем
методикам: в ходе интервью количество детей с высоким уровнем
когнитивного компонента художественно-эстетической воспитанности увеличилось на 9%; количество детей с высоким уровнем эмоционально - побудительного компонента художественно-эстетической воспитанности увеличилось на 34%; количество детей с высоким уровнем деятельностного компонента художественно-эстетической воспитанности увеличилось на 12%, со средним уровнем - на 11 %;
- у 31% детей младшего школьного возраста выявлен высокий уровень художественно-эстетической воспитанности, у 51% выявлен средний уровень художественно-эстетической воспитанности; у 17% выявлен низкий уровень художественно-эстетической воспитанности. Положительная динамика присутствует на среднем уровне, на котором доля детей увеличилась на 34%.
По результатам исследования констатируем, что положительная динамика после частичной апробации программы присутствует, следовательно, достижение планируемых результатов возможно при полной реализации разработанной программы с детьми младшего школьного возраста на занятиях студии «АкварельАрт».
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза частично нашла свое подтверждение.



1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М: Просвещение, 2003. 704 с.
2. Аверченко А. Т. Вопросы воспитания. М.: ЭНАС-КНИГА, 2012. 64 с.
3. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. 127 с.
4. Акрушенко А. В. Психология развития и возрастная психология. М.: Эксмо, 2006. 250 с.
5. Алексеев П. Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем. М.: Владос, 1994. 187 с.
6. Андрюкова М. Ю. Значение художественно-эстетического
воспитания в системе дополнительного образования детей // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. г. Москва. М.: Буки-Веди, 2012. С. 205-206.
7. Асмолова А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. 1997. №9. С. 7-8.
8. Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие. М.: Диалог культур, 2007. 258 с.
9. Борев Ю. Б. Эстетика. М.: АСТ: Астрель, 2005. 829 с.
10. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2000. 284 с.
11. Бочкарева О. А. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию. Волгоград: Корифей, 2007. 96 с.
12. Бруднов А. А. Развитие дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения // Воспитание школьников. 2005. №2. С. 16-17.
13. Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Дополнительное образование детей в современной школе // Образование в современной школе. 2008. №3. С. 21-23.
14. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. М. 1972. 156 с.
15. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: ПЕДАГОГИКА- ПРЕСС, 1999. 536 с.
16. Гавриловец К. В., Казимирская И. И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: кн. для учителя. Минск. 1988.128 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ