Введение 3
1. Теоретические основы стержневой компетенции в маркетинге 8
1.1. Сущность стержневой компетенции 8
1.2. Стержневая компетенция как инструмент формирования конкурентного
преимущества компании 17
1.3. Методики идентификации и формирования стержневой компетенции 25
2. Исследование тенденций и потребностей рынка услуг в области
обеспечения безопасности труда 51
2.1. Выявление тенденций развития рынка услуг в области обеспечения
безопасности труда 51
2.2. Выявление потребностей рынка услуг в области обеспечения безопасности
труда 69
2.3. Оценка компетенций команды сотрудников на примере многопрофильной
организации Учебно-экспертный центр «Строитель» 83
3. Разработка и апробация методики формирования стержневой кометенции в
многопрофильной организации 94
3.1. Разработка методики формирования стержневой компетенции в многопрофильной организации 94
3.2. Апробация методики формирования стержневой компетенции в
многопрофильной организации 100
3.3. Оценка эффективности использования методики формирования
стержневой компетенции в многопрофильной организации 111
Заключение 115
Список использованных источников 117
Приложение А 127
Приложение Б 128
Приложение В 133
Актуальность исследования заключается в том, что в условиях чрезвычайно быстрого распространения и копирования конкурентами инновационных производственных технологий, методов, приемов сокращения жизненных циклов продукции, особую значимость приобретают уникальные для каждой компании стержневые компетенции. Проблема защиты от имитирования конкурентами составляющих организационных знаний состоит не столько в технических мерах защиты, сколько в системе воспроизводства уникальных знаний.
В любой компании непременно имеет место управление знаниями, но поскольку эта деятельность является обслуживающей по отношению к основным бизнес-процессам, то ей редко уделяют должное внимание. Если раньше многие организации могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности, то на сегодняшний день не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, но исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса.
Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, a также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Стратегическое управление в рамках формирования конкурентоспособного трудового потенциала организации с учетом происходящих и предстоящих изменений в ее внешней и внутренней среде, позволяющет организации выживать, развиваться и достигать своих целей в долгосрочной перспективе.
Вопросы формирования и управления конкурентными преимуществами компании являются наиболее часто обсуждаемой теоретиками и практиками проблемой в сфере стратегического управления. Рыночный подход к управлению предприятием во главу угла ставит внешние конкурентные силы, для лучшего использования которых менеджмент выбирает наиболее подходящую стратегию. При этом конкурентные преимущества могут быть сформированы лишь в том случае, если специфические условия отрасли позволяют это сделать.
В настоящее время конкурентное преимущество основанное на превосходстве товаров и услуг по ценовым и качественным характеристикам на рынке, теряет устойчивость. Теперь компании конкурируют не только продуктами, но и своими способностями создавать, обновлять и использовать, воплощая в товарах и услугах, организационные знания и ресурсы под меняющиеся требования внешней среды. Такая совокупность знаний, навыков, умений и способностей, обеспечивающая конкурентное преимущество, и принадлежащая как сотрудникам, так и компании в целом, является организационной компетенцией.
Степень научной разработанности темы. Теоретической методологической базой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых и менеджеров, посвященные проблемам теории и практики стратегического планирования и управления развитием фирм.
Концепция стержневой компетенции получила развитие в трудах Хэмела Г. и Прахалада К. К., кульминацией деятельности которых стала книга «Конкурентная борьба за будущее», вышедшая в 1994 г., хотя важную роль в этой области сыграли и другие ученые, специализирующиеся на изучении бизнеса.
Вопросы стержневой компетенции, исследованы отечественными и зарубежными учеными: Ансофф И., Ефремова В. С., Изместьев, Д., Котляревская И. В., Уиддст С. и Ханыкова И. А.
Ряд исследователей рассматривают стратегический маркетинг в рамках формирования стержневой компетенции как конкурентного преимущества 4
компании: Ансофф И., Белякова Г. Я., Виханский О. С., Ефремов В. С., Кинг У., Клиланд Д., Котлер, Ф., Кэмпбелл Саммерс К., Маурик Дж., Попов С. А., Портер М., Прахалад К. К., Стрикланд Д., Сумина Е. В., Томсон А., Фатхутдинов Р. А., Хэмел Г. и Ханыков И. А.
Исследование рынка услуг в области обеспечения безопасности труда рассматривался на основе экспертно-аналитического издания ВНИИ охраны и экономики труда Минздравсоцразвития России, по редакцией Сафонова А. Л. и экспертов: Андреева А., Извековой В. Н., Ильиченко А. Ю., Козлова Е., Мамы- това Е., Однохорова А., Платыгина Д., Попова Ф., Федина В. и др.
При изучении рынка услуг в области обеспечения безопасности труда использованы материалы общероссийского мониторинга условий и охраны труда по итогам 2016 года, данные Федеральной службы по труду и занятости , Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы государственной статистики, Фонда социального страхования Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, а также общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, органов исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации.
Цель исследования - разработать методику формирования стержневой компетенции в организации.
Объект исследования - Многопрофильная организация Учебноэкспертный центр «Строитель», оказывающая полный комплекс услуг в сфере обеспечения безопасности труда на территории (преимущественно) Свердловской области.
Предмет исследования - сотрудники организации Учебно-экспертный центр «Строитель», комплекс ее компетенций как область специальных умений, получающаяся в результате гармонизации сложных потоков технологий и человеческой деятельности. Борьба за лидерство в сфере стержневых компетенций предшествует конкуренции за лидерство в продукции. Без учета стержневых компетенций и формирования портфеля компетенций невозможно, на современном этапе, рассматривать стратегию будущего развития организации. Компетенция является источником конкурентного преимущества и фактором долгосрочного успеха, представляет собой набор взаимосвязанных навыков и технологий, позволяющий фирме создать потребительские ценности.
Практическая ценность работы состоит в том, что проведенное исследование особенностей формирования стержневой компетенции организации поможет обеспечить компании конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе...
Стержневая компетенция является стратегическим потенциалом и одним из основных источников конкурентных преимуществ компании. Анализ компетенции занимает важное место в стратегическом планировании компании в период кризиса, когда конкуренция становится борьбой не ресурсов, а стратегий, т. е. компании все чаще направляют инвестиции на создание стержневых компетенций и обеспечение своих динамических способностей. Все большую роль играют инновационный потенциал, способность создавать более эффективные стратегии и постоянно развивать компанию, обновляя ее.
Стратегическое развитие социально-экономических систем представляет собой процесс закономерного качественного перехода на новый более высокий уровень. В организации качественный переход с одного уровня на другой, обеспечивается соответствующими организационными способностями, новыми технологическими решениями, воспроизводством человеческого потенциала, что в итоге определяет рост рыночного капитала - лояльного отношения потребителя, позиционирования продукта и организации, их образ в сознании целевой аудитории. Рыночное позиционирование не возможно без дифференциации на основе устойчивых конкурентных преимуществ. И данные конкурентные преимущества как факторы, повышающие потребительскую ценность продукта - стержневые компетенции организации. В этой связи, внешним результирующим проявлением стержневых компетенций может быть - снижение издержек производства и как следствие снижение цены продукта; повышение качества продукта и обретение им уникальны свойства; повышение уровня престижа и статуса продукта в глазах потребителя. Данный проявления «ощущает» потребитель, но он не «обязан» знать сути технологического процесса, организационных приемов, особенностей системы управления данной организацией.
Стержневые компетенции организации, являясь одним из источников конкурентного преимущества фирмы, обеспечивают наивысшую потребительскую ценность продукта и его рыночную дифференциацию, не имитируемые конкурентами параметры внутренней среды.
Эффективность функционирования предприятия определяется многими обстоятельствами. Среди них: выбор оптимальной технологии и организации производства; своевременное и рациональное ресурсное обеспечение; формы и методы реализации продукции и т.д.
В данной работе рассматривались теоретические вопросы разработки и выбора стержневой компетенции фирмы, а также проведено исследование рынка на выявление потребностей клиентов.
Таким образом, определив совокупность потребительских предпочтений (требований к производимым товарам и/или услугам), проанализировав ключевые факторы успеха и нематериальные ресурсы предприятия, можно идентифицировать основные организационные компетенции. Проведя их оценку по совокупности критериев, можно выделить те из них - стержневые - которые следует использовать и развивать как основу создания устойчивых конкурентных преимуществ предприятия.
Обретая большие возможности относительно других компаний, компании, выработавшие стержневые компетенции и ориентированные на рынок, получают наилучшие финансовые результаты за счет роста эффективности работы и собственной стабильной динамики.
Следовательно, рост предприятия во многом определяется правильностью выбора варианта функционирования на базе формируемой стержневой компетенции.
1. ГОСТ 12.0.004-2015 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Организация обучения безопасности труда. Общие положения. ПРЬ: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 18.01.2018).
2. Постановление Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» от 13.01.2003 № 1/29 (ред. от 30.11.2016). иРЬ: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 18.01.2018).
3. Постановление Правительства Российской Федерации «О Правилах
разработки и утверждения профессиональных стандартов» от 22.01.2013 № 23 (ред. от 09.02.2018). ПРЬ: http://www.consultant.ru/ (дата обращения:
18.01.2018).
4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» от 01.04.2010 № 205н (ред. от 14.11.2016). ПРЬ: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 18.01.2018).
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018). Статья 225. ПРЬ: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 18.01.2018).
6. Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ (последняя редакция). ПРЬ: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 18.01.2018).
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). ПРЬ: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 18.01.2018).
8. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2015-2017 годы. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. ЦИЕ: https://rosmintrud.ru/ (дата обращения: 18.01.2018).
9. Доклад о ходе реализации основных направлений государственной политики в области условий и охраны в Российской Федерации в 2016 году. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации при участии ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда». ЦИЕ: http://www.vcot.info/ (дата обращения: 18.01.2018).
10. Единая общероссийская справочно-информационная система по охране труда. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. ЦИЕ: http://akot.rosmintrud.ru (дата обращения: 18.01.2018).
11. Единая общероссийская справочно-информационная система по охране труда. - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. ЦИЕ: http://eisot.rosmintrud.ru/ (дата обращения: 18.01.2018).
12. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС). № 1-72. ЦИЕ: http://www.aup.ru/ (дата обращения:
18.01.2018).
13. Национальный реестр профессиональных стандартов. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. ЦИЕ: http://profstandart.rosmintrud.ru (дата обращения: 18.01.2018).
14. Открытые данные официального сайта Министерства здравоохранения Российской Федерации. ЦИЕ: https://www.rosminzdrav.ru/ (дата обращения: 18.01.2018).
15. Отрытые данные Государственной инспекции труда Свердловской области. РОСТРУД. ЦИЕ: https://git66.rostrud.ru/ (дата обращения: 18.01.2018)...