Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С АДАПТАЦИЕЙ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ВУЗу

Работа №99465

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы108
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СОЦИАЛЬНО­
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ 5
1.1 Понятие эмоционального интеллекта и его соотношение со
смежными понятиями 6
1.2 История изучения эмоционального интеллекта 14
1.3 Модели эмоционального интеллекта 16
1.4 Исследование эмоциональной сферы в трудах отечественных
психологов 22
1.5 Особенности социально-психологической адаптации
первокурсников к ВУЗу 24
1.6 Исследование связи эмоционального интеллекта с адаптацией 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С АДАПТАЦИЕЙ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ВУЗУ 38
2.1 Описание организации исследования 38
2.2 Обзор диагностического материала, примененного в
исследовании 39
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ А 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 85
ПРИЛОЖЕНИЕ В 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 105

Эмоциональный интеллект - одна из областей психологического знания, к чему приковано внимание уже давно. Хотя, выделено в самостоятельную составляющую это понятие относительно недавно. Обращался к теме эмоционального интеллекта еще Ч. Дарвин, чье внимание выражалось в виде интереса к проявлению эмоций у человека и животных. Сейчас интерес к этому явлению проявляется в разных направлениях. В том числе и в критике к нему части ученых - за ненаучный подход и излишний субъективизм. Остановимся на критике.
С момента выделения феномена эмоционального интеллекта, он часто преподносится, как нечто, обладая которым у человека нет шансов не стать успешным. С точки зрения Дж. Майера (именно он в соавторстве с другими учеными сделал публикацию, которая положила начало для формирования пристального внимания к этой теме) наличие эмоционального интеллекта определяет жизненные результаты менее чем на 25%. Такие противоречия вызывают массу вопросов. Что касается самой структуры эмоционального интеллекта, то здесь тоже не все гладко. Существует не одна модель. И все модели критикуются за свободное добавление в них различных элементов. Нет четкого принципа, который бы служил основой для структурирования.
Мы сосредоточились на теме эмоционального интеллекта в области его связи с социально-психологической адаптацией. В этом ключе мы этим явлением интересуемся не первыми. Исследования в данной сфере проводились неоднократно и продолжаются. Мы сосредоточились на его связи с адаптацией студентов к учебному заведению первого года обучения. Для начала определим цель данного исследования.
Целью выступило исследование связи эмоционального интеллекта с адаптацией первокурсников к вузу.
Для того чтобы максимально раскрыть выбранную тему и реализовать цель исследования нам необходимо решить ряд задач:
• рассмотреть тему эмоционального интеллекта и выделить основные его составляющие, проанализировав литературу;
• сделать подбор диагностического материала, который бы исследовал основные моменты для выявления связи эмоционального интеллекта с социально-психологической адаптацией;
• обработать полученные данные и интерпретировать результаты
Объект исследования: студенты-первокурсники.
Предмет исследования: исследование связи эмоционального интеллекта с социально-психологической адаптацией первокурсников к ВУЗу.
Гипотеза. Мы предположили, что существует связь между уровнем эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптацией студентов ВУЗа первого года обучения.
Участниками исследования выступили студенты Уральского Федерального Университета, обучающиеся на разных факультетах. Всего было опрошено 116 человек в возрасте от 17 до 19 лет.
Работа состоит из введения, теоретической и эмпирической частей, заключения и приложений.
В теоретической части раскрыты темы эмоционального интеллекта и как его понятие соотносится со смежными понятиями, истории его изучения, особенностей социально-психологической адаптации студентов к ВУЗу, связи эмоционального интеллекта с адаптацией. В эмпирической части описано проведенное нами исследование. В заключении изложены основные выводы. В приложения вошел примененный диагностический материал, состоящий из трех методик отечественных и зарубежных авторов, а также таблицы со всеми результатами корреляционного анализа данных.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе исследования нами была проанализирована литература по теме эмоционального интеллекта. В ходе ее изучения мы пришли к выводу, что эмоциональный интеллект - это тема, которая привлекает к себе огромное внимание. Его изучают и как явление само по себе, и в связи с другими явлениями. Исследователями выступают не только представители науки, но и представители других областей. Например, научный журналист Д. Гоулман выступил популяризатором этой темы, опубликовав в середине 1990-х научно-популярную книгу «Эмоциональный интеллект». Также он создал модель эмоционального интеллекта, получившую название смешанной модели и ставшую популярной. Данного автора обвиняют в нехватке системного научного подхода. Удостаиваются критики и ученые, хотя проводят исследования согласно научному подходу. Например, Д. Майер, выступивший в числе других ученых автором одной из популярной модели эмоционального интеллекта (модели способностей) был раскритикован за излишний психометрический уклон. Критикуется сама теория эмоционального интеллекта. Критику вызывает отсутствие четкой структурированности (компоненты в различных моделях вносятся в них произвольно), что и мешает этой теории приобрести статус научной. Что не вызывает сомнение, так это некоторое влияние ЭИ на успех в жизни и особенно в карьере. Научная и научно-популярная концепции пришли к согласию, что эмоциональный интеллект дает более широкое понимание интеллекту. А обладатели и того и другого оказываются в преимуществе.
Анализ литературы в области социально-психологической адаптации показал, что многие исследователи находят связь между успешной адаптацией и эмоциональным интеллектом. Пристальное внимание уделяется и связи эмоционального интеллекта с социально-психологической адаптацией студентов к учебным заведениям.
Благодаря изученной литературе, мы выделили основные параметры и составляющие эмоционального интеллекта и адаптации. В соответствии с ними мы подобрали диагностический инструментарий максимально подходящий нашему исследованию, включающий три методики:
• опросник «Эмоциональный интеллект» Д.В. Люсина (опросник ЭмИн)
• «Методика диагностики уровня развития способности к интерпретации невербального поведения» В.А. Лабунской.
• «Методика диагностики социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонд,
Опросник ЭмИн был разработан автором на основе созданной им ранее модели эмоционального интеллекта, который структурирован по 10 показателям (шкалам и субшкалам). При описательной статистике нами были рассмотрены результаты по всем показателям. При интерпретации результатов корреляционного анализа мы задействовали 5 основных показателей (шкал).
Методика В.А. Лабунской. В своей методике автор указывает на связь выделяемой способности к адекватной интерпретации невербального поведения с социально-перцептивными способностями человека, с его социальным и эмоциональным интеллектом. Состоит из задач, которые направлены на выявление способности определять экспрессию человека по невербальному поведению (мимика, жесты).
Методика К. Роджерса и Р. Даймонд выявляет степень адаптивности- дезадаптивности в системе межличностных отношений. Результаты опроса анализируются по шести интегральным показателям.
Выборка состояла из 116 студентов-первокурсников УРФу, обучающихся на разных факультетах. Возраст участников от 17 до 19 лет.
Проанализировали полученные результаты и пришли к выводу, что связь эмоционального интеллекта с адаптацией первокурсников к ВУЗу не только существует, но и что она просматривается по большинству параметров с вероятностью более 50%. Так, связь по общему эмоциональному интеллекту (ОЭИ опросника ЭмИн) обнаруживается со всеми интегральными показателями (опросник Роджерса и Даймонд).
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Связь эмоционального интеллекта с адаптацией первокурсников к ВУЗу - существует.


1. Адаптивность // Национальная психологическая энциклопедия
[Электронный ресурс]/ - Режим доступа
й!!р8://уосаЬи1агу. гн/1:егш1п/адар1:1упо81.й1:ш1 (дата обращения: 15.12.2017)
2. Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: теоретические подходы/ Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 287 с.
3. Большой энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохоров, А. А. Гусев, В. Г. Панов [и др.] - М: Советская энциклопедия, 1991. - 1628 с.
4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход/ А.А. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.
5. Википедия - [Электронный ресурс]/ НВЬ: https://ru.wikipedia.org (дата обращения: 14.01.2018)
6. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта/ Г. Гарднер. - М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2007. - 512 с.
7. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем ¡О/ Д. Гоулман. - М., 2013. - 560 с.
8. Грецов А. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание/ А. Грецов. - СПб.: Питер, 2011. - 416 с.
9. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных/ Ч. Дарвин. — СПб.: Питер, 2001. - 320 с.
10. Деревянко С.П. Роль эмоционального интеллекта в процессе социально-психологической адаптации студентов // Инновационные образовательные технологии, 2007. - № 1 (9). - С. 92-95
11. Дружинин В. Н. Психология общих способностей 2-е издание/ В. Н. Дружинин. — СПб.: Питер, 2002. - 352 с.
12. Еремин А. Л. Ноогенез и теория интеллекта/ А. Л. Еремин. - Краснодар: СовКуб, 2005. - 356 с.
13. Ильин Е.П. Эмоции и чувства 2-е изд/ Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. - 783 с.
14. Куликов Л.В. Психология настроения/ Л. В. Куликов. - СПб., 1997. - 234 с.
15. Лабунская В.А. Теоретико-эмпирические основания создания методики Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения / В. А. Лабунская - 1987. - С. 228­262...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ