ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Возрастные особенности детей старшего дошкольного
возраста 6
1.2 Развитие произвольности в дошкольном возрасте и условия ее
формирования 9
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 32
2.1 Общая организация и обоснование методик исследования... 32
2.2 Результаты исследования и формирования произвольности у
детей дошкольного возраста 35
2.2.1 Результаты исследования произвольности 35
2.2.2 Описание программы по формированию произвольности..45
2.2.3 Результаты повторного исследования произвольности 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А 77
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 80
ПРИЛОЖЕНИЕ В 84
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 99
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 105
Проблема произвольности по сей день занимает одно из значимых мест в современной психологии. Определение произвольности, которые даются в теоретических подходах Запорожца А.В., Эльконина Д.Б., Венгера П.А., Веракса Н.Е., Дьяченко О.М., Бугрименко Е. А., Божович Л.И., Кравцовой Е.Е., Иванникова В.А., Шульга Т.Н., отражают неоднородность существующих на данный момент позиций и отсутствие единого представления об этой характеристике деятельности человека. Вместе с тем единодушно считается, что ребёнок владеет произвольными формами поведения, если умеет регулировать свои действия в соответствии с правилами, образцами и нормами, выработанными обществом. Мы понимаем под произвольностью способность ребёнка целенаправленно и осознанно планировать, управлять и оценивать свою деятельность и поведение [75].
Теоретический анализ показал, что произвольность - этап становления волевого поведения личности, а не только характеристика высших психических функций [53].
Именно в дошкольном возрасте у детей формируется произвольные действия и волевые качества, которые играют одну из главных ролей в личности ребенка.
Теоретической базой исследования стали представления о знании игровой деятельности для формирования личности и познавательного развития дошкольников (Эльконин Д. Б., Обухова Л.Ф., Кравцов Г.Г. Дьяченко О. М., Смирнова Е. О. и др.), о становлении эмоционально-волевой сферы в процессе развития (Иванников В.А., Кравцов Г.Г., Бугрименко Е.А., Смирнова Е.О. и др.).
Цель работы - исследовать произвольность у старших дошкольников.
Объект исследования - произвольность в дошкольном возрасте.
Предмет исследования - формирование произвольности у детей дошкольного возраста.
Гипотеза - уровень произвольности у детей дошкольного возраста повысится при проведении специально разработанной программы по формированию произвольности.
Задачи исследования
1) Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования произвольности у детей старшего дошкольного возраста.
2) Подборка диагностического инструментария по выявлению уровня сформированности произвольности у детей дошкольного возраста.
3) Разработка и апробация программы по формированию произвольности.
4) Обработка и анализ результатов формирующего эксперимента.
Методы исследования
1) Теоретический анализ литературы по проблеме произвольности детей дошкольного возраста.
2) Методы диагностического исследования («Графический диктант» Д.Б. Эльконина, методика «Корректурная проба», методика «Фигура Рея», методика «Цветовой диктант», методика «Полянки» Л.А. Венгера и Р.И. Бардиной).
3) Метод формирующего эксперимента.
Апробация материалов исследования проводились с октября по декабрь месяц 2017 года, в эксперименте приняли участие 60 детей в возрасте от 6 до 7 лет - дети старшей и подготовительной группы детского сада, из которых 27 девочек и 33 мальчика. Апробация осуществлялась в МБДОУ - детский сад «Эрудит».
Произвольность можно рассматривать как возможность управлять своим поведением в соответствие с правилами и нормами, то есть произвольность одна из форм волевого поведения.
Существенные изменения в развитие воли и произвольности происходят на протяжении всего дошкольного детства. Поведение становится произвольным, происходит обдумывание своих поступков. Ребенок начинает адекватно вести себя на основе внутреннего побуждения, начинают формироваться черты личности, такие как настойчивость, самостоятельность, чувство долга.
Таким образом, к концу дошкольного возраста ребенок приобретает возможность адекватно вести себя на основе внутренних побуждений, а не только в условиях ожидания каких- либо поощрений, что является важным компонентом для успешного процесса обучения. К концу дошкольного возраста формируется произвольность в сфере движения, познавательных процессов и общения.
Подводя итог выше сказанному можно сделать вывод, что старший дошкольный возраст является важным этапом в развитии личности и воли ребенка.
Таким образом, можно сформулировать основные выводы согласно поставленным нами задачами.
В процессе нашего исследования был проведен анализ теоретических аспектов в отечественной и зарубежной литературе и современных концепций проблемы произвольности у детей дошкольного возраста. Для дошкольника характерны появление и развитие волевых действий, но сфера их применения и их место в поведении остаются ограниченными. Важной предпосылкой для этого является осознание своих действий.
Под произвольностью можно понимать осознанную саморегуляцию поведения и своей деятельности. Наиболее интенсивно произвольность развивается именно в дошкольном возрасте, когда поведение ребенка начинает опосредоваться не внешними средствами (предметом или словом взрослого), а внутренними — образом взрослого и представлением ребенка о его поведении. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем. В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться саморегуляция поведения. Эта
способность формируется и наиболее ярко проявляется в ведущей деятельности дошкольника — ролевой игре.
На следующем этапе нашей работы был подобран ряд диагностических методик, таких как «Графический диктант» Д.Б. Эльконина, методика «Корректурная проба», методика «Фигура Рея», методика «Цветовой диктант», методика «Полянки» Л.А.Венгера и Р.И.Бардиной, направленных на выявление уровня сформированности произвольности.
В результате диагностических мероприятий был выявлен недостаточно высокий уровень развития волевых качеств. Дети с трудом подчиняют свое поведение определенной цели, не способны довести дело до конца и достигнуть поставленной цели. Все это характеризуется средним и низким уровнем сформированности и развития волевых качеств.
Следующим нашим шагом стала разработка и апробация коррекционно-развивающей работы, направленной на повышение уровня развития волевых качеств детей дошкольного возраста.
Разделение детей на контрольную и экспериментальную группы позволило выявить положительную динамику в формировании произвольности после формирующего эксперимента.
Таким образом поставленная цель и задачи были решены, а выдвинутая в исследовании гипотеза получила подтверждение.
1. Аксенова Л. И. Социальная педагогика в социальном образовании/ Л.И. Аксенова. - М.: «Академия», 2001. - 231 с.
2. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду: методические материалы в помощь психологам и педагогам/ Е.А. Алябьева - М.: 2003. - 98 с.
3. Алямовская В. Г., Петрова С. Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста./ В.Г Аалямовская - М.: 2002. - 109 с.
4. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. - М.: Издательство «Институт практической психологии»/ И.Л. Баскакова - Воронеж: «МОДЭК», 1995. - 64 с.
5. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка/ Т.Г. Богданова - М. 1994. - 115 с.
6. Божович Л. И. Избранные психологические труды/ Л.И. Божович - М.: 1995. - 360 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович - М.: МГУ, 1999. - 274 с.
8. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка/ Л.И. Божович// Изучение мотивации поведения детей и подростков/ Л.И. Божович - М., МГУ, 1992. - 109 с.
9. Божович Л.И. Этапы формирования личности/ Л.И. Божович - М.; Воронеж, 2005. - 164 с.
10. Бородина Г.В. Еще раз о готовности к школе/ Г.В. Бородина// Начальная школа: плюс до и после. - 2002. - № 10. - С. 19-25
11. Борозинец Н.М. К вопросу психологической готовности к школе детей с трудностями в обучении/ Н.М. Борозинец// Вопросы психологии. - 1998. -№2. - С. 56-61
12. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Учебнометодическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей/ под ред. Проф. Т.Б. Филичевой. - М.: «Гном-Пресс», 2000. - 64 с.
13. Боязитова, И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции при переходе детей от дошкольного к младшему школьному возрасту: автореф. дис. канд. психол. наук / Боязитова И.В; Пятигорский государственный лингвистический университет. - М., 1998. - 21 с.
14. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов/ Л.М. Веккер - М.: Смысл, 2001. -211 с.
15. Венгер А.Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте/ А.Л. Венгер // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. - М., МГУ, 2001. - 96 с...