Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Работа №99453

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Эмоциональный интеллект как предмет исследования 8
1.1 Эмоциональный интеллект в системе других видов интеллекта 8
1.2 Структура эмоционального интеллекта 22
1.3 Роль эмоционального интеллекта в клиентском бизнесе 27
1.4 Общее представление о модели управленческих компетенций 33
ГЛАВА 2 Исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта в клиентском бизнесе и уровня управленческих компетенций у руководителей
среднего и высшего звена 43
2.1 Краткое описание исследуемого предприятия и выборки 43
2.2 Общая характеристика оценки уровня управленческих компетенций
и эмоционального интеллекта 46
2.1 Результаты исследования и их обсуждение 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ А 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 90
ПРИЛОЖЕНИЕ В 91
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 93

Тема эмоционального интеллекта (ЭИ) в данное время активно развивается не только в сфере психологии, но и в бизнес среде. Эмоциональный интеллект (ЭИ) как альтернатива традиционного интеллекта стал широко популярен в психологической науке. Психологи объявили о том, что коэффициент эмоционального интеллекта (ЭИ) имеет большую прогностическую ценность, чем 1р.
В 2002 году, впервые за всю историю Нобелевских премий, самая престижная награда в экономической среде была присуждена за исследование в области психологии. Ее лауреатом стал американец Даниэль Канеман, он был удостоен данной премии за «применение психологической методики в экономической науке, в особенности - при исследовании человеческого фактора и принятия решений в условиях неопределенности» [1]. Д.Канеманн первым предложил объединить в единую науку психологию и экономику, так как люди при принятии решений руководствуются не только логикой и профессиональным опытом, но еще эмоциями. О влиянии эмоций на поведение человека известно давно. Многие заблуждаются, когда принимают во внимание только интеллект и исключают эмоции из сферы бизнеса и управленческих решений. Страх является катализатором путаницы в мыслях, испуганный человек не в состоянии контролировать правильный ход мыслей, допускает много ошибок и не может выполнить простейших задач. Радость, чувство эмоционального подъема приводят к продуктивности мышления, у человека появляются новые идеи, эффективные решения, его мышление становится свободным. Иногда эмоциональное состояние целого коллектива может стать наилучшим антикризисным управляющим для организации, имеющей недостаточно прочное положение на рынке. Именно сочетание эмоции и интеллекта является главным ресурсом в бизнесе.
Эффективное управление персоналом является одним из самых сложных видов деятельности внутри организации, требующего наличие развитых управленческих, профессиональных компетенций, высокого эмоционального интеллекта и личной харизмы. Именно от качества управления коллективом организации зависит успех деятельности компании и достижение необходимых финансовых показателей. Именно люди являются главным капиталом организации, а через их эффективную деятельность компания достигает своих стратегических целей.
На данный момент в бизнесе учебные, корпоративные центры или отделы обучения занимаются развитием у сотрудников следующих навыков, которые приносят наибольшую эффективность: Hard skills (англ. «жесткие навыки») и Soft skills (англ. «мягкие навыки»), куда и входит эмоциональный интеллект.
Результаты совместного исследования фонда Карнеги Мелона и Стэндфордского исследовательского института указывают, что успех управленцев в компаниях из списка «Fortune 500» на 75% зависит от soft skills, тогда как hard skills занимают только 25% [1]. Из этого следует, что «мягкие» навыки в большей степени влияют на развитие карьеры. Можно до автоматизма довести какую-то механическую функцию в профессиональной деятельности, но только умение взаимодействовать в социальной среде помогут человеку стать руководителем и эффективно управлять коллективом.
В сфере руководства следует уделить внимание на проявлении эмоционального состояния руководителя, применения определенных волевых усилий для решения управленческих задач. Деятельность управленческого состава компании требует эффективной эмоциональной регуляции. Для эффективного управления руководителю необходимо иметь следующие компоненты: эмоциональную сдержанность, эмпатию, чуткость [23]. Руководитель должен быть лидером, он должен обладать желанием действовать, идти вперед и вести за собой коллектив. При этом очень важно, чтобы руководитель применял индивидуальный подход к каждому из своих сотрудников, чтобы достигать стратегической цели компании.
Одним из главных объектов исследования различных видов деятельности является изучение рефлексивных механизмов и эмоционального интеллекта. В последнее время концепция эмоционального интеллекта, как альтернатива традиционного, широко исследуется в научных кругах. Есть немало последователей данной теории, которые определили, что эмоциональный интеллект может сыграть высокую роль в эффективном руководстве коллективом [46].
Следовательно, актуальность исследуемой проблемы определяется как тенденциями развития научного знания, существующими потребностями социальной среды, с одной стороны, так и недостаточной их разработанностью, и отсутствием исследований конкретных аспектов эмоционального интеллекта, с другой стороны.
Целью данной работы стало исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и уровня развития управленческих компетенций управленцев среднего и высшего звена.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) провести изучение разных концепций в научной литературе с целью анализа основных составляющих ЭИ и показателей управленческих компетенций;
2) провести оценку уровня эмоционального интеллекта руководителей высшего и среднего звена;
3) провести оценку уровня развития управленческих компетенций руководителей среднего и высшего звена;
4) провести анализ взаимосвязи эмоционального интеллекта и уровня управленческих компетенций руководителей среднего и высшего звена.
Объект исследования - руководители среднего и высшего звена.
Предмет исследования: исследование взаимосвязи уровня
управленческих компетенций с уровнем эмоционального интеллекта.
В проводимом исследовании приняли участие 22 испытуемый. Из них 11 женщин и 11 мужчин в возрасте от 25 до 48 лет, занимающие руководящие должности.
Нами была выдвинута следующая гипотеза: существует взаимосвязь эмоционального интеллекта с уровнем развития управленческих компетенций.
В работе был использован следующий комплекс методов исследования:
1. Общенаучные методы (сравнительный анализ теоретических концепций и обобщение психологической литературы по проблеме эмоционального интеллекта и управленческих компетенций);
2. Эмпирические методы («Тест на измерение эмоционального интеллекта» Н.Холла, метод «Ассессмент - центра», который включил в себя: два вида анкетирования: на удовлетворенность, на мотивацию, два метода интервью: структурированное интервью по компетенциям, мотивационное, «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена, два стимулирующих упражнения: две дискуссии, метод оценки «360 градусов»).
3. Методы математико - статистической обработки данных (обработка данных проведена на компьютере с использованием пакета PASW Statistics 18).
Структура работы: введение, теоретическая и практическая части, заключения и приложений.
В теоретической части рассмотрены такие вопросы, как понятие эмоционального интеллекта и его составляющие, эмоциональный интеллект в системе других видов интеллекта, структура эмоционального интеллекта, роль эмоционального интеллекта в клиентском бизнесе, общее представление о модели управленческих компетенций.
Практическая часть содержит исследование взаимосвязи уровня эмоционального интеллекта с уровнем развития управленческих компетенций.
В заключении представлены основные выводы данной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав теорию и сделав литературный обзор, можно отметить, что определена высокая потребность в дальнейшем изучении данного вопроса, так как на сегодняшний день существует не столь много проведенных исследований данного феномена и остается ряд вопросов, ответы на которые еще не найдены. Однозначно можно сделать вывод, что эмоциональный интеллект является одним из ресурсов для осуществления успешной деятельности и развития не только в бизнес среде, но и в других сферах жизнедеятельности человека.
В результате анализа литературы было взято рабочее понятие эмоционального интеллекта Джона Майера и Питера Саловея, которые дали определение эмоционального интеллекта как разновидности социального интеллекта, затрагивающую способность отслеживать свои и чужие эмоции и чувства [11]. Были рассмотрены основные подходы к изучению феномена эмоционального интеллекта. Были представлены и рассмотрены теории эмоционального, а так же были выделены составляющие эмоционального интеллекта на основе моделей Д.В. Люсина, П. Селевея , Д. Мейера, которые определяют их следующим образом:
1) активация мышления при подборе подходящей для ситуации эмоции;
2) умение произвольно вызвать у себя разные эмоции;
3) умение произвольно вызвать эмоции у другого человека;
4) осознание причин, которые стали причиной эмоции;
5) осознание следствий, к которым ведут эмоции;
6) умение контролировать внешнее выражение эмоций;
7) словесное выражение любой эмоции;
8) осознание наличия эмоционального переживания у самого себя;
9) осознание наличия эмоционального переживания у другой личности;
10) способность контролировать уровень и силу собственных эмоций;
11) способность контролировать уровень и силу эмоций другого человека;
12) осознание и описание своих собственных эмоций;
13) осознание и описание эмоций другого человека.
Рассмотрена структура эмоционального интеллекта. Так же была рассмотрена теория множественного интеллекта Г. Гарднера и рассмотрено соотношение данных интеллектов. Были рассмотрены основания, которые подтверждают, что эмоциональный интеллект является частью социального интеллекта, при этом все виды интеллекта могут быть одновременно как академическими (включать знания), так и практическими (включать в себя определенные навыки, умения).
Мы рассмотрели роль эмоционального интеллекта в сфере клиентского бизнеса и в эффективном управлении, достижении ключевых показателей эффективности компании.
Для работы была рассмотрена базовая модель управленческих компетенций: структура модели, основные компоненты, функции и роль в современной системе управления.
Во второй части данной работы было проведено исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и уровня управленческих компетенций у руководителей среднего и высшего уровня в компании «PIZZA MIA». В данном исследовании приняло участие 22 руководителя среднего и высшего звена управления. В результате использования методики «тест на диагностику уровня эмоционального интеллекта Н. Холла» было выявлено, что в целом по группе:
1. Высокий ЭИ- 8 % от группы;
2. Средний ЭИ- 50% от группы;
3. Низкий ЭМ- 42 % от группы.
Для выявления уровня развития управленческих компетенций нами был рассмотрен и проведен метод «Ассессмент центр», который включал в себя следующие методы диагностики: анкетирование (анкета на удовлетворенность, анкета на выявление профессиональной мотивации); интервью (структурированное и мотивационное); тесты: прогрессивные матрицы Равена; упражнения (два групповых кейса с открытыми дискуссиями и один индивидуальный кейс); метод «Оценка 360 градусов».
По результатам данных исследований было сделан вывод, что существует прямая взаимосвязь между уровнем эмоционального интеллекта и уровнем развития профессиональных компетенций руководителя. Таким образом, чем выше уровень эмоционального интеллекта у руководителя, тем выше его уровень управленческих компетенций. Так же было выявлено, что: существует высокая теснота корреляционной связи между уровнем эмоционального интеллекта и следующими управленческими компетенциями:
1. Общие управленческие компетенции: «Ориентация на клиента» (г= 0,89; р<0,01); «Анализ информации» (г= 0,77; р<0,01);
2. Менеджерские управленческие компетенции: «Стратегический менеджмент» (г= 0,77; р<0,01).
Следовательно, резюмируя данные результаты можно сделать вывод, что высокий уровень эмоционального интеллекта наиболее важен для развития таких компетенций как стратегический менеджмент и ориентация на клиента.
Так же было выявлено, что существует слабая корреляционная связь между уровнем эмоционального интеллекта и следующей общей компетенцией: «Ориентация на обучение» (г= 0,44; р<0,01). Следовательно, стоит отметить, что уровень развития такой компетенции как ориентация на обучение в меньшей степени зависит от уровня эмоционального интеллекта руководителя.
Подводя итоги, следует отметить, что руководители, которые имеют высокий показатель по уровню управленческих компетенций, обладают более высоким эмоциональным интеллектом.
Высокий уровень эмоционального интеллекта является одним из основных ресурсов для осуществления эффективной управленческой деятельности, а так же достижения успеха в других сферах жизнедеятельности человека.


1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)/ Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. — 1995. — №1. — с. 111—131
3. Белкина Е. Н. Оценка результатов тренинга/ Е.Н.Белкина // Материалы III-й Конференции СПб Клуба консультантов и тренеров «Как создать и продвигать новый тренинг или бизнес-семинар».- URL: http://www.treko.ru/show article (дата обращения 25.03.2016)
4. Белобородов А. М. Гендерные различия в восприятии лицевой экспрессии / А. М. Белобородов // Научный диалог. - 2013. - № 4(16).- с. 28­37
5. Белобородов А.М. Успешность считывания лицевой экспрессии человека как путь к пониманию внутреннего мира человека / А.М.Белобородов // Человеческое, слишком человеческое: проблема статуса гуманитарного исследования в XXI веке. - 2013.- 30-34
6. Белова С.С. Субъективная оценка интеллекта другого человека: эффект вербализаций / С.С. Белов; под редакцией Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - 176 с.
7. Берн Ш. Гендерная психология/ Ш. Берн. - СПб., 2001.- 83 с.
8. Бибарсова Н. В. Оптимизация семейного самоопределения посредством развития эмоционального интеллекта юношей и девушек/ Н.В.Бибарсова // Вестник ЧГПУ . - 2014.- №7- с. 52
9. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие/ И.В. Вачков. - М., 2002.- 115 с.
10. Вачков И. В. Основные виды тренинговых групп в западной практической психологии. / И.В. Вачков. - М., 1996.- с. 96
11. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга / И.В. Вачколв. - М.: Издательство "Ось-89", 1999.- с. 48
12. Вачков И.В. Психология тренинговой работы/ И.В. Вачков. - М., 2007. - с. 82
13. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. - М.: Высшая школа. - 1991. - 207 с.
14. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта / Г. Гарднер // М. : ООО «И.Д. Вильяме», 2007. - с. 512
15. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем 1О / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А. П. Исаевой. - М. : Манн, Иванов и Фербер.- 2013. - с. 123...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ