ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Мышление и его виды 7
1.2. Математическое мышление и его компоненты 15
1.3. Условия развития математического мышления у детей
старшего дошкольного возраста 23
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Выявление уровня развития математического мышления у старших дошкольников 33
2.2. Содержание педагогического опыта, направленного на
развитие компонентов математического мышления у детей старшего дошкольного возраста 40
2.3. Выявление динамики уровня развития мышления у детей
старшего дошкольного возраста 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
Изменения в экономической и социальной сферах, которые имеют место в нашем государстве за последние десятилетия, серьезным образом повлияли на преобразования во всей образовательной системе, включая дошкольное образование. Модернизация в сфере дошкольного образования имеет место, как в организационных вопросах, так и в обновлении содержания образовательной деятельности.
Сегодняшняя системе дошкольного образования превратилась в многофункциональную сеть дошкольных образовательных организаций (ДОО), выполняющую потребности современного общества и предоставляющую разнообразный спектр образовательных услуг, осуществляемых с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.
Дошкольное детство признано основополагающим этапом в формировании личности ребёнка, активным период для становления базовых психических процессов. Именно в этот период, через игровую деятельность, которая является ведущим видом деятельности дошкольника, дети получают представления об окружающем мире, осваивают предметный мир, у ребёнка формируется и развивается один из важнейших психических процессов - мышление.
Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста, необходимо как основа подготовки к обучению в школе, обеспечивающая преемственность дошкольного и школьного образования. Недостаточно сформированное мышление, незрелость мыслительных процессов замедляет процессы переработки информации, поступающей извне, не позволяет достичь качественных результатов обучения. Поэтому задача заключается в оптимизации интеллектуальной нагрузки на дошкольников, ускоряющей процесс совершенствования мышления у детей старшего дошкольного возраста с целью влияния на эффективность образования.
Актуальность. Освоение математических форм мышления в старшем дошкольном возрасте помогает развитию интеллектуальных способностей и обеспечивает успешность перехода детей к школьному обучению.
Теоретические основы развития математического мышления у воспитанников старшего дошкольного возраста нашли отражение в трудах целого ряда исследователей в области педагогики и психологии (Л.С. Трегуб, Г. Фрейдепталь, П.П. Блонский, Г. Вейль, В.А. Колягин, Н.Ф. Талызина, В.В. Давыдов, Р.А. Атаханов и др).
Отдельное внимание направлено на решение вопросов о влиянии психологических закономерностей на интеллектуальное развитие личности ребёнка, обогащения содержания изучаемого материала, создания необходимых условий, учитывающих возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
Однако, в последнее время многие выпускники дошкольных образовательных организаций, пришедшие в начальную школу, недостаточно готовы к обучению в ней, так как у них не сформированы мыслительные операции, уровень мышления не соответствует возрастной норме, что не позволяет овладеть программой обучения.
В современных дошкольных образовательных организациях в системе образовательной работы направления по формированию у детей математического интереса, становлению математических структур мышления, творческих способностей представлены фрагментарно, что мешает беспроблемному переходу от ступени дошкольного образования к ступени начального образования. Недостаточно решаются на практике такие задачи интеллектуального развития, как становление у воспитанников смекалки, любознательности, инициативности, самостоятельности - качеств, без которых последующая учебная деятельность не станет результативной.
Одной из причин становиться снижение уровня компетентности педагогов, их умений осуществлять деятельность в соответствии с требованиями современных программ дошкольных образовательных организаций, низкой научно-методической подготовкой,
несформированностью культуры общения для взаимодействия с детьми в личностно-ориентированной модели.
Решение этой проблемы видится в обновлении путей, методов и форм организации образовательного процесса по развитию математического мышления в дошкольных образовательных организациях.
Поэтому проблемой исследования стал вопрос, какими должны быть условия развития математического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Соответственно были выделены:
объект исследования - процесс развития математического мышления детей старшего дошкольного возраста;
предмет исследования - условия, обеспечивающие развитие математического мышления детей старшего дошкольного возраста.
С учетом объекта и предмета исследования была сформулирована:
Цель: выявить условия развития мышления детей старшего дошкольного возраста и в дальнейшем разработать приемы формирования математического мышления.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие мышления, его виды;
- дать характеристику математического мышления;
- рассмотреть подходы к формированию математического мышления у детей старшего дошкольного возраста;
- определить диагностику выявления уровня развития математического мышления.
Для осуществления исследовательской работы определены следующие методы:
- теоретический анализ педагогической и психологической литературы;
- наблюдение за процессом развития мышления у старших дошкольников в процессе обучения решению задач;
- опытно - поисковая работа, включающая в себя констатирующий, формирующий, контрольный этапы;
- обработка материалов исследований.
Исследование проводилось на базе МБ ДОУ «Детский сад № 44» города Краснотурьинск. В опытно - поисковой работе приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Мышление получает свое развитие в течение всей жизни человека и связано с осуществлением им деятельности. Каждый возрастной этап в развитии мышления человека характеризуется наличием своих особенностей.
В развитии мышления в дошкольном возрасте преобладает формирование отдельных структурных компонентов, математических заданий и упражнений при выполнении психолого-педагогических требований, создающих условия для комплексного влияния на чувственную, познавательную и мотивационную сферы ребёнка. Для этого используют систему математических задач, направленных на осознание отличительных признаков предметов; понимание взаимосвязи признаков объекта; сравнение и объединение признаков предметов; умение дать словесный анализ признаков объекта; группировать объекты на основе наглядно предложенных схем и таблиц. При выполнении таких факторов осуществляется становление и развитие математического мышления. Дошкольник научается решать задачи математического содержания, на основе чего и происходит развитие таких компонентов, как анализ, планирование и рефлексия по классификации Р.А. Атахановой.
Для качественного развития математического мышления у детей старшего дошкольного возраста требуется комплексная система педагогических условий, обеспечивающая развитие каждой составляющей. Педагогические условия развития математического мышления у дошкольников вызваны объективными целями, такими как: умением решать математические задачи, планировать свою деятельность и делать выводы, так и субъективными: повышением уровня математического развития, творческих способностей ребенка.
Результативность развития математического мышления у детей старшего дошкольного возраста при выполнении требуемых педагогических условий подкрепляется использованием приемов педагогической поддержки детей педагогами и родителями, создающими комфортные условия и благоприятную эмоциональную атмосферу деятельности.
Для изучения у детей старшего дошкольного возраста уровня развития математического мышления применялись диагностические карты, включающие: методику «Что здесь лишнее?» Р.С. Немова; методику «Последовательность решений» Н.А. Бернштейна; методику «Четвертый лишний» Н.Л. Белопольской, позволяющие измерить уровень способности детей анализировать, выделять существенное содержание, делать выводы, планировать свои действия.
1. Аргинская, И. И. Математика, математические игры [Текст] / И. И. Аргинская. - Самара: Федоров, 2007. - 32 с.
2. Атаханов, Р. А. К диагностике развития математического мышления [Текст] // Вопросы психологии. - 1992. - № 12. - С. 60 - 67.
3. Атаханов, Р. А. Уровни развития математического мышления [Текст] / Под ред. В. В. Давыдова. - Душанбе, 1993. - 174 с.
4. Безруких, М. М. Чему и как учить до школы [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 3. - С. 62 - 65.
5. Белошистая, А. В. Развитие логического мышления младших школьников на основе использования специальной систем занятий: Монография [Текст] / А. В. Белошистая, В. В. Левитес. - Мурманск: МГПУ, 2009. - 104 с.
6. Белошистая, А. В. Развитие логического и алгоритмического мышления младшего школьника [Текст] / А. В. Белошистая, В. В. Левитес // Начальная школа + До и после. - 2006. - № 9. - С. 15 - 17.
7. Белошистая, А. В. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах [Текст] // Дошкольное воспитание.
- 2002. - № 8. - С.11 - 13.
8. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики [Текст] / курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
9. Блонский, П. П. Память и мышление [Текст] / П.П. Блонский. - изд. дом «Питер», 2001. - 288 с.
10. Валло, А. Психическое развитие ребёнка [Текст] / А. Валло. - изд. дом. «Питер», 2001. - 208 с.
11. Вейль, Г. Математическое мышление [Текст] / Г. Вейль. - М.: Наука, 2005. - 400 с.
12. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1989. - 127 с.
13. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский. собр. соч. в 6 - ти т. т.3. М.: Педагогика, 1983.
- 368 с.
14. Выготский, Л. С. Конспект об игре [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Эксмо, 2004. - 512 с.
15. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Академия, 2000. - С. 30 - 54.
16. Гальперин, П. Я. Введение в психологию [Текст]: учебное пособие для вузов / П. Я. Гальперин. - М.: Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с.
17. Гусев, В. А. Психолого-педагогические основы обучения
математике [Текст] / В. А. Гусев. - М.: ООО «Издательский центр
«Академия», 2003. - 432 с.
18. Давыдов, В. В. Концепция гуманизации российского начального образования (необходимость и возможность создания целостной системы развивающего начального образования) [Текст] / В. В. Давыдов // Психологическая наука и образование / Психологический институт Российской академии образования: Международный образовательный и психологический колледж. - М. - 2000. - № 2. - С. 5 - 18.
19. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1999. - 167 с.
20. Зак, А. С. Как развивать логическое мышление?: 800
занимательных задач для детей 6 - 15 лет [Текст] / А. С. Зак. - М.: Аркти, 2001. - 144 с.
21. Зак, А .З. Как определить уровень развития мышления школьника [Текст] / А. З. Зак. - М., 1982. - 96 с.
22. Инельдер, Б. Генезис элементарных логических структур [Текст] /
23. Б. Инельдер. - М.: изд. ЭКСМО - пресс, 2002. - 416 с.
24. Кордемский, Б. А. Математическая смекалка [Текст] / Б. А Кордемский. - М.: изд. дом ОНИКС, 2000. - 576 с.
25. Колягин, В. А. Логопсихология [Текст] / В. А. Колягин: учеб. пос. для студ. высших учебных заведений. - М.: Академия, 2006. - 320 с.
26. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - Политиздательство, 1995. - 216 с.
27. Леушина, А. М. Занятия по счету в детском саду. [Текст] /А. М. Леушина. - М.: «Просвещение», 1965. - 190 с.
28. Меерович, М. И. Основы культуры мышления [Текст] / М. И. Меерович, Л. И. Шрагина // Школьные технологии. - 1997. - № 5. - С. 6 - 9.
29. Мурашковская, И. М. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста [Текст] / И. М Мурашковская, Ю. С Мурашковский. - Гомель, 1999. - 167 с.
30. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры [Текст] / Б. П. Никитин. - М., 1991. - 67 с.
31. Ниренберг, Д. И. Искусство творческого мышления [Текст] / Д. И. Ниренберг. - Минск, 1996. - 240 с.
32. Немов, Р. С. Общая психология [Текст] / Р.С. Немов. - М.: изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 668 с.
33. Оригами и педагогика: материала I Всерос. конф. преподавателей оригами [Текст]. - М.: Аким, 1996. - 160 с.
34. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка. Жанр: Словарная справочная литература [Текст] / С.И. Ожегов.- М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. - 736 с.
35. Пиаже, Ж. Коррекционная педагогика [Текст] / Под ред. Г. Ф. Кумариной. - М., 2003. - С. 291 - 312.
36. Пиаже, Ж. Психология интеллекта [Текст] / Ж. Пиаже // Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1969. - 42 с.
37. Пороцкая, Е. Л. Дошкольный возраст: Основные этапы развития познавательных способностей [Текст] / Е. Л. Пороцкая //Дошкольное воспитание. - 1995. - № 2. - С. 42 - 46.
38. Ревина, Е. Г. О возможностях развития логического мышления младших школьников в условиях целенаправленного обучения [Текст] / Е. Г. Ревина // Межвузовский сборник научно-технических статей. - Вольск: ВВВУТ, 2007. - С. 141 - 145.
39. Ревина, Е. Г. Структурирование учебного материала как условие формирования мыслительных операций [Текст] / Е. Г. Ревина // Межвузовский сборник научных статей. - Саратов: СВИ ВВ МВД России, 2004. - С.237 - 239.
40. Репина, Г. А. Математическое развитие дошкольников: Современные направления [Текст] / Г. А Репина. - М.: Сфера, 2008. - 128 с.
41. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л Рубинштейн. - СПб: изд. «Питер», 2000. - 712 с.
42. Стародубцева, И. В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников [Текст] / И. В Стародубцева, Т. П. Завьялова. - М.: Аркти, 2008. - 72 с.
43. Смиронова, Е. О. Психология ребенка [Текст]. / Е. О Смиронова. - М.: Издательство Академия, 1997. - 306 с.
44. Талызина, Н. Ф. Формирование приемов математического мышления [Текст] / Н. Ф. Талызина. - М.: Вентана - Граф, 1995. - 236 с.
45. Шагреева, О. А. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников [Текст] / О. А. Шагреева, Е. В. Родина, Н. А М Стародубова. - Академия, 2002. - 208с.
46. Шеляховская, Н. К. О проявлении и развитии математического мышления дошкольников [Текст] / Н. К. Шеляховская, Т. Н. Дацюк // Резервы познавательной деятельности учащихся и развивающее обучение. - М., 1990. - С. 76 - 86.
47. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст] / Е. И. Щербакова. - Воронеж: издательство НПО «МОДЕК», 2005. - 392 с.
48. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б Эльконин. - М.: Академия, 2006. - 384 с.
49. Эльконин, Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры [Текст] / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. - 1995. - № 3. - С.26 - 43.