ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ В СРЕДЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.1 Проблема употребления алкогольных напитков обучающимися в
научной литературе
1.2 Причины употребления алкогольных напитков обучающимися
1.3 Факторы негативного влияния употребления спиртных напитков на организм и жизнедеятельность обучающихся
1.4 Преступность как следствие употребления алкогольных напитков
обучающимися
ГЛАВА 2. ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЬНЫХ
НАПИТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Направления работы среди обучающихся в образовательной
организации
2.2 Работа учителя ОБЖ с обучающимися по профилактике употребления
алкогольных напитков
2.3 Рекомендации и предложения по применению игровых методов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Приоритетное значение охраны здоровья детей и подростков является важнейшим условием оздоровления всего населения. И это тем более важно, поскольку современные условия жизни, быстрый темп развития научно-технического прогресса, большой объем информации представляют большие требования к организму индивида и диктуют надобность пристального внимания к обучению и воспитанию детей и молодежи. Работа направлена в первую очередь на утверждение здорового образа жизни, который будет являться залогом сохранения здоровья детей и молодежи и его высокой работоспособности. Эта работа должна начинаться в семье и в образовательных учреждениях.
Между тем практика показывает, что учителя доходчиво и интересно излагают теоретические сведения, но далеко не всегда добиваются перевода знаний в умения и навыки здорового образа жизни.
Сегодня мы не можем ограничиться только пропагандой профилактики употребления спиртных напитков среди детей и молодежи. Жизнь ставит новую, глобальную задачу - сформировать у детей и подростков убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение необходимого режима дня, выработки негативного отношения к таким вредным привычкам как, употребление спиртных напитков).
В наше время вопросы изучения основ обеспечения безопасности, а также разработка новых приемов жизнедеятельности являются крайне актуальными и необходимыми для достойной жизни. Обучение в современном мире должно направляться на процесс формирования сильной и здоровой личности.
В педагогической практике применяются методы и приемы, которые активизируют процесс обучения на уроках ОБЖ. Играм в школьном образовании отводится значительная часть времени. Благодаря данному средству школьники могут воспитываться в разностороннем плане. Также игры стимулируют развитие творческих способностей на уроках ОБЖ в школе.
Мы считаем, что в школе при изучении ОБЖ, особое внимание следует уделять вопросам влияния алкогольных напитков на организм человека. Это связанно с тем, что употребление алкогольных напитков в наше время встречается повсюду. С данной проблемой может столкнуться любой человек. В связи с тем, что школьник в жизни сталкивается с употреблением алкогольных напитков, он обязательно должен знать какой вред приносит употребление алкогольных напитков для обеспечения собственной безопасности.
Особое место в обучении школьников и профилактике употребления алкогольных напитков занимают игровые методы, благодаря которым можно обучать ребенка основам правил посредством активного включения в деятельность. Также применение игровых приемов значительно повышает авторитет знаний и личную ответственность обучающихся за результаты своей деятельности. В общем виде игра представляется чем-то легким и беззаботным, но в реальности она требует большой выдержки, энергии, ума и проявления самостоятельности. Благодаря игровым методам в обучении можно изменить образовательный процесс принципиально новым образом. Также открывается возможность достижения высоких результатов в процессе обучения.
Благодаря использованию игровых методов обучения задействуются все уровни процесса усвоения знаний: от воспроизводящей к творческо -поисковой деятельности.
Также стоит отметить, что обучающихся, в силу своего возраста, наиболее просто обучать именно в игровой среде. В такой форме подачи информации она воспринимается значительно лучше и способствует поддержанию интереса.
Игровые методы обучения нацелены на то, чтобы научить школьников осознавать мотивы своего обучения, своей модели поведения в игре и в жизни, т.е. формировать программы и цели самостоятельной деятельности и предвидеть ее возможные результаты.
Выявляя главную проблему работы, тема формулируется следующим образом: Употребление алкогольных напитков обучающимися и работа по его профилактике в образовательной организации.
Объект: учебный процесс в образовательной организации.
Предмет: употребление алкогольных напитков обучающимися и работа по его профилактике в образовательной организации.
Цель: изучить употребление алкогольных напитков обучающимися и работу по его профилактике.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы употребления алкогольных напитков в среде обучающихся.
2. Проанализировать профилактику употребления алкогольных напитков в образовательной организации.
3. Разработать и дать рекомендации.
Теоретической базой исследования явились труды Леонтьевой М.В.[12], Адамчук Д.В. и Собкина В.С.[27].
Эмпирическая база исследования основана на обобщении материалов. В ходе исследования активно задействовались информационные ресурсы сети Интернет.
База исследования: МАОУ ПГО "Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением отдельных предметов" Учредитель: Орган местного самоуправления Управление образованием Полевского городского округа. Место нахождения школы: г. Полевской Свердловской области, ул. Коммунистическая, д.3.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения полученных результатов в образовательной организации.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, рекомендаций и предложений, заключения, списка использованных источников, приложений.
Употребление спиртных напитком является врагом для детей и подростков. Спиртные напитки тормозят развитие и рост детей и подростков, у них ухудшается память, трудно учиться и работать, появляется слабость.
Игровые методы относятся к наиболее эффективному методу обучения. Это связывается с тем фактом, что психолого-педагогической основой игровых методов является игровая деятельность. Именно игра оказывает огромное влияние на развитие психической составляющей ребенка. При использовании на уроках ОБЖ игровых методов, у детей разных возрастных групп активно развиваются познавательные способности. Благодаря игре происходит активизация процессов мышления, увеличивается значимость мотивации к изучению предмета.
Именно игры производят большое эмоциональное воздействие на детей и формируют их умения и навыки. К наиболее распространенному навыку относится коммуникация, т.к. игра развивает умение работы в группе, принятия ответственности за определенные решения.
Игры активно развивают организаторские способности детей, стимулируют процесс взаимовыручки в процессе разрешения наиболее трудных задач, воспитывают чувство сопереживания.
Таким образом, при использовании игровых методов в учебном процессе, решается множество педагогических задач. В конкретном случае применения игровых форм в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности, повышается эффективность образования детей в области безопасности жизнедеятельности.
При этом следует помнить, что даже наиболее успешная и подходящая игра не всегда будет выполнять поставленные задачи и цели воспитания и образования. Поэтому совокупность игровых методов должна рассматриваться в системе других методов и форм учебной работы.
В результате проведенного исследования мы получили следующие результаты:
В контрольной группе высокие результаты знаний получили 9 обучающихся, средние результаты были получены 6 школьниками и низкий уровень знаний показали 4 протестированных семиклассника. Мы выявили некоторое улучшение общегрупповых знаний в контрольной группе.
В экспериментальной группе высоким уровнем знаний овладели 15 обучающихся, что соответствует оценке «отлично», средние результаты продемонстрировали 3 школьника экспериментальной группы, и низкие результаты были только у 1 ученика.
Таким образом, следует сказать о том, что уровень знаний семиклассников по теме « Употребление алкогольных напитков обучающимися и работа по его профилактике» в образовательной организации значительно вырос, поставленные цели достигнуты, задачи выполнены.
На профилактику употребления спиртных напитков среди детей и молодежи, по нашему мнению, более эффективно действуют такие меры как:
1. Развитие социальной политики в отношении области укрепления семьи, молодежной политики, в сфере занятости подросткового поколения, развитие на уровне органов местного самоуправления.
2. Приобщать детей к здоровому образу жизни, к занятиям споротом, развивать разнообразные сферы досуга.
3. Проводить правовое воспитание подростков в патриотическом направлении.
4. Организовывать в школах структуры, направленные на профилактику правонарушений несовершеннолетних, увеличивать воспитательную составляющую в развитии школьной дисциплины.
5. Ужесточить наказание в отношении лиц, употребляющих спиртные напитки, вовлекающих подростков в преступную деятельность (ст. 150 УК РФ), в отношении лиц, применяющих насилие в отношении детей и подростков, для родителей или лиц их замещающих за неисполнение обязанностей по воспитанию.
6. Семья играет огромную роль в системе профилактики употребления спиртных напитков среди детей и молодежи, государство обязано проявлять заботу и оказывать поддержку. С помощью реализации семьи, как органа противодействия употребления спиртных напитков среди детей и молодежи, возможно, добиться высоких результатов в системе воздействия на преступность несовершеннолетних
1. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г. Криминалистика: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2014. - 544с.
2. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ под ред. Л.А. Михайлова. - М.: Академия, 2008. - 272 с.
3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— М.: Высшая школа, 2009. — 616 с. : ил.
4. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. проф. П.Е. Шлендора. - М.: Вузовский учебник, 2011. - 303 с.
5. Данченко С.П. Основы безопасности жизнедеятельности. Практические работы на уроках и во внеурочной деятельности, 5-11 класс. ФГОС - изд. Учитель, 2016. - 152 с.
6. Бойко, А.Ф. Не ждите первого звонка /А.Ф. Бойко.-М.: Физкультура и спорт, 1990.-145 с.
7. Забавнова М. В., Данилова М. В. Потребление алкогольных
энергетических напитков среди учащейся молодежи: особенности
приобщения и вопросы профилактики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 1191-1195
8. Зубарев С. М. Уголовно-исполнительное право. Конспект лекций; Юрайт, Юрайт - Москва, 2013. - 76 с.
9. Иванова, А.Г. Некоторые аспекты употребления алкогольных напитков подростками и молодежью /А.Г. Иванова.-2004.-№2.-С. 12.
10. Кузнецова, Э.А. Методика обучения безопасности жизнедеятельности
(практикум) - Нижневартовск, изд-во Нижневартовского
государственного университета, 2015. - 110 с.
11. Касмынина, Т.В. Влияние алкоголя на организм подростка. М.:
Просвещение , 1989.- 145 с.
12. Леонтьева, М.В. Особенности распространения употребления алкоголя подростками и молодежью в образовательной среде /М.В. Леонтьева //Вопросы наркологии. -20117. -№ 1. -С.31.
13. Латчук, В.И., Марков, В.В., Маслов А.Г. Методическое пособие по ОБЖ 5-9 классы, Дрофа, 2004. - 128 с.
14. Лифляндский, В.Г. Новейшая энциклопедия здорового питания/ В.Г. Лифляндский.СПб.: Нива, 2004. 384 с.
15. Личко, А.Е. Подростковая наркология /А.Е. Личко.В.С. Витенский. -М.: Медицина, 1991.- 256 с.
16. Михайлов, Л. А, Соломин В.П., Михайлов А.Л. и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2005. - 302 с.
17. Николаева, З.А. Алкоголизм. Наркомания. Токсикомания. (Понятие. Вопросы квалификации. Рекомендации). М.: Просвещение, 1994.- 256 с.
18. Обеспечение безопасности жизнедеятельности : проблемы и перспективы : сб. материалов VI междунар. науч.-практ. Конференции курсантов (студентов), слушателей магистратуры и адъюнктов (аспирантов) : в 2 ч. Ч. 2. - Минск: КИИ, 2012. - 384 с.
19. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов/ под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983. - 608 с.
20. Попова, Г.П. . Формирование универсальных учебных действий в курсе ОБЖ. 5-9 класс - изд. Учитель, 2014. - 235 с.
21. Павлова, А.Н. Грани педагогики безопасности: материалы всероссийской научной конференции - Екатеринбург, ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2014. - 92 с.
22. Прищепа, И.М. Отрицательное и положительное в употреблении алкогольных напитков. Учебно-методические материалы для кураторов студенческих групп /И.М. Пришепа . Витебск ВГУ, 2017. - 156 с.
23. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / З.В. Коробкина, В.А. Попов. - 4е изд.- М.: Издательский центр «Академия», 2010. -192 с.
24. Проблема курения и употребления алкогольных напитков среди
школьников [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://uchebilka.ru/pravo/37316/index.html.Дата доступа: 11.11.2017.
25. Родионов, Б.Е. К вопросу о профилактике вредных привычек школьников /Б.Е. Родионов //Социально-экономическое развитие общества: История и современность.-2017.-С. 140-143.
26. Смирнов, А. М. Латентная преступность в России: учебное пособие / Смирнов А. М. - Москва: Юрлитинформ, 2013. - 79 с.
27. Собкин, В.С., Адамчук, Д.В. Особенности потребления алкоголя в подростковой среде /В.С. Собкин, Д.В. Адамчук //Вестник практической психологии образования.-2006.-№1.-С.39-48.
28. Статистические сведения Министерства внутренних дел РФ. [Электронный ресурс] URL: http: //www.mvdinform.ru/Дата доступа: 09.11.2017.
29. Стуканова, Н.А. Алкоголизация у несовершеннолетних
правонарушителей /Н.А. Стукалова [и др.] //XVI съезд психиатров России.-2015.-С.863.
30. Сластенин, В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. и др. Педагогика: Учебное
пособие для студентов педагогических учебных заведений - М.:
Школьная пресса; Издание 4-е, 2004. - 512 c.
31. Трайнев, В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании - М., 2006. - 284 с.
32. Уголовное право Российской Федерации: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. «Юриспруденция»/ Отв. ред. Кашепов В. П.; Кашепов В. П.; Кошаева Т. О.; Марогулова И. Л.; Руднев В. И. — М.: Былина, 2013. — 559
33. Хромов, Н.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Проектирование образовательного процесса. - М., Просвещение, 2013. - 80 с.
34.Чекинева, Т.В. Модели потребления алкоголя в подростковой среде // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие [Электронный ресурс]: материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. М.: РОС, 2012.
35.Шорохова, О.А. Жизненные ловушки. Зависимости и созависимости /О.А. Шорохова. - СПб: Речь, 2002. - 136 с.